Как закрутить гбц без динамометрического ключа

Для того чтобы выполнить все правильно и избежать ошибок нужно строго придерживаться определенных правил и соблюдать порядок выполнения.

Последствия некачественного ремонта ГБЦ и как их избежать

Переоценить соблюдение правил установки головки блока цилиндров сложно. Какие ошибки может совершить начинающий автослесарь? Первый просчёт — недостаточная затяжка болтов. Это случается, если мастер боится, что болты сломаются.

Если болты в порядке, у них нет внутренних напряжений, то они легко выдерживают стандартный момент затяжки. Недожатая прокладка снова начнёт пропускать охлаждающую жидкость или масло. Если прокладку пережать или зажать её в неправильном порядке, то при прогреве двигателя через деформированную прокладку также будут проходить технические жидкости.

Худший итог некачественного ремонта — это появление трещин в ГБЦ из-за пережима или неправильного порядка зажима болтов. Но всё же стоит заметить, что пережать головку блока цилиндров довольно сложно. Если у вас есть опыт ремонта других узлов автомобиля, то вы вполне сможете правильно провести эту процедуру.

Протяжка головки блока цилиндра опытным мастером вполне может быть выполнена и в гаражных условиях

Виды силовых ключей

Какой лучше выбрать подобного типа инструмент, решать вам. Всё зависит от того, какими материальными ресурсами вы располагаете, а также для каких именно целей нужно такое приспособление. на нашем авторынке представлены в следующих модификациях:

  • стрелочные варианты;
  • предельного типа, или щелчковые;
  • оборудование с цифровым индикатором.

Первый вариант — стрелочные ключи — достаточно распространён среди отечественных владельцев авто. Они недорогие, но и их погрешность достаточно высокая — от 6 до 20% в некоторых случаях. Только профессиональные модели, имеющие вид манометра, будут показывать меньшую погрешность в работе. В основном стрелочные экземпляры применяют в работе, где не требуется высокая точность, если нужно просто затянуть резьбу.

Щелчковые силомерные ключи относятся к полупрофессиональным инструментам. Их используют автослесари на станциях технического обслуживания, а также опытные водители. Такие инструменты имеют достаточно низкий процент погрешности, большинство из них проходят калибровку на заводе-изготовителе, про что выдаётся сертификат.

Ключи силомерные с цифровым индикатором — самые точные и надёжные, но и самые дорогие из существующих вариантов. Процент погрешности такого инструмента менее 1 процента. Также есть возможность загрузки данных в программу Эксель и установку программ с . В основном такие динамометрические ключи используют на профессиональных СТО.

Если вы ещё не знаете, какой выбрать подобного рода инструмент для своего авто, то, конечно же, отдайте предпочтение последнему варианту. Но как бы там ни было, у любого водителя или владельца авто в арсенале должен быть хотя бы ключ стрелочного типа.

Устройство и принцип работы динамометрического ключа

Для начала разберемся с единицами измерения. Крутящий момент измеряется в ньютонах на метр (Н.м. или Nm). Чтобы пользоваться этой величиной на практике, достаточно запомнить простое определение из школьного курса физики: 10 Н.м. означает усилие в 1 кг, приложенное к рычагу длиной 1 метр.

Любая шкала динамометрического ключа размечена именно по такому принципу.

Рассмотрим различные конструкции инструмента.

Читайте также:  10 идей организации игрушек, которые оценят и мамы и дети

Это самый недорогой вариант исполнения, удобен и прост в использовании. На рукоятке расположена шкала с разметкой значения крутящего момента.

К наконечнику с квадратом (для установки торцевых головок) прикреплено две тяги: рычаг и стрелка. При затягивании крепежа, рукоятка изгибается на тарированный угол.

В результате происходит смещение шкалы относительно неподвижной стрелки. Механик фиксирует требуемое значение в ньютонах на метр, и в нужный момент прекращает затяжку.

Преимущество – низкая стоимость и возможность контроля результата «в реальном времени». Недостатки также имеются:

  • достаточно высокая погрешность – до 8%;
  • качество работы сильно зависит от твердости рук оператора. Высокая вероятность перетянуть гайку.

Нормы затяжки резьбовых соединений

2.1. Максимальный и минимальный моменты затяжки резьбового соединения без смазки выбираются в зависимости от класса прочности, шага резьбы, покрытия крепежных деталей и класса резьбового соединения по табл.2, 3, 4, 5, кроме резьбовых соединений, перечисленных в п.2.5.

Крутящие моменты затяжки резьбовых соединений с крупным шагом резьбы без покрытия, без смазки, Н·м (кгс·м)

Таблица 2

Резь- ба

Диаметр опорной поверх- ности, мм

Класс прочности по ГОСТ

Болт

5.8

6.8

8.8

10.9

12.9

Гайка

5

6

8

10

12

макси- маль- ный

мини- маль- ный для III клас- са

макси- маль- ный

минимальный для классов соединений

макси- маль- ный

минимальный для классов соединений

макси- маль- ный

минималь- ный для классов соединений

макси- маль- ный

минималь- ный для классов соединений

I

II

III

I

II

III

I

II

I

II

М3

5,5

0,91 (0,09)

0,57 (0,06)

1,06 (0,11)

0,96 (0,10)

0,86 (0,09)

0,66 (0,07)

1,41 (0,14)

1,27 (0,13)

1,14 (0,12)

0,87 (0,09)

2,01 (0,20)

1,81 (0,19)

1,62 (0,17)

2,33 (0,24)

2,11 (0,22)

1,90 (0,19)

М4

7

2,12 (0,22)

1,31 (0,13)

2,45 (0,25)

2,21 (0,23)

2,00 (0,20)

1,51 (0,15)

3,23 (0,33)

2,93 (0,30)

2,62 (0,27)

2,00 (0,20)

4,62 (0,47)

4,20 (0,43)

3,73 (0,38)

5,40 (0,55)

4,90 (0,50)

4,40 (0,45)

М5

8

4,1 (0,40)

2,5 (0,25)

4,8 (0,50)

4,3 (0,45)

3,9 (0,40)

2,9 (0,30)

6,3 (0,65)

5,7 (0,60)

5,1 (0,50)

3,9 (0,40)

9,0 (0,90)

8,1 (0,85)

7,3 (0,75)

10,5 (1,05)

9,5 (0,95)

8,5 (0,85)

М6

10

7,1 (0,70)

4,4 (0,45)

8,2 (0,85)

7,4 (0,75)

6,6 (0,70)

5,1 (0,50)

10,8 (1,10)

9,7 (1,00)

8,7 (0,90)

6,7 (0,70)

15,5 (1,60)

14,0 (1,45)

12,6 (1,30)

18,1 (1,85)

16,4 (1,65)

14,7 (1,50)

М8

12-13

17,0 (1,7)

10,6 (1,1)

19,8 (2,0)

17,9 (1,8)

16,0 (1,6)

12,2 (1,3)

26,0 (2,7)

23,5 (2,4)

21,1 (2,2)

16,1 (1,6)

37,3 (3,8)

33,7 (3,4)

30,2 (3,1)

43,5 (4,4)

39,4 (4,0)

35,3 (3,6)

М10

14-16

33,3 (3,4)

20,6 (2,1)

38,6 (3,9)

35,0 (3,6)

31,3 (3,2)

23,9 (2,4)

51,0 (5,2)

46,2 (4,7)

41,3 (4,2)

31,6 (3,2)

72,9 (7,4)

65,9 (6,7)

59,0 (6,0)

85,3 (8,7)

77,1 (7,9)

69,0 (7,0)

М12

16-18

58 (6,0)

36 (3,5)

67 (7,0)

61 (6,5)

54 (5,5)

41 (4,0)

88 (9,0)

80 (8,0)

71 (7,0)

55 (5,5)

126 (13,0)

114 (11,5)

102 (10,5)

147 (15,0)

133 (13,5)

119 (12,0)

М14

18-21

91 (9,5)

57 (6,0)

106 (11,0)

96 (10,0)

86 (9,0)

66 (7,0)

139 (14,0)

126 (13,0)

113 (11,5)

86 (9,0)

200 (20,5)

181 (18,5)

162 (16,5)

234 (24,0)

212 (21,5)

190 (19,5)

М16

21-24

140 (14)

85 (9)

165 (17)

145 (15)

130 (13)

100 (10)

215 (22)

195 (20)

175 (18)

135 (14)

305 (31)

275 (28)

250 (25)

360 (37)

325 (33)

290 (30)

М18

24-27

195 (20)

120 (12)

225 (23)

205 (21)

180 (19)

140 (14)

305 (31)

275 (28)

250 (25)

190 (19)

425 (43)

385 (39)

345 (35)

495 (51)

450 (46)

400 (41)

М20

27-30

270 (28)

170 (17)

320 (32)

290 (29)

260 (26)

200 (20)

430 (44)

390 (40)

350 (36)

270 (27)

600 (61)

540 (55)

480 (49)

700 (71)

630 (64)

570 (58)

М22

30-34

370 (37)

230 (23)

430 (44)

390 (40)

350 (36)

270 (28)

590 (60)

530 (54)

480 (49)

360 (37)

810 (83)

740 (76)

660 (67)

950 (97)

860 (88)

770 (79)

М24

34-36

470 (48)

290 (30)

540 (55)

490 (50)

440 (45)

340 (34)

740 (76)

670 (69)

600 (61)

390 (40)

1030 (105)

930 (95)

830 (85)

1200 (122)

1090 (111)

970 (99)

Крутящие моменты затяжки резьбовых соединений с мелким шагом резьбы без покрытия, без смазки, Н·м (кгс·м)

Таблица 3

Резь- ба

Диаметр опорной поверх- ности, мм

Класс прочности по ГОСТ

Болт

5.8

6.8

8.8

10.9

12.9

Гайка

5

6

8

10

12

макси- маль- ный

мини- маль- ный для III клас- са

макси- маль- ный

минимальный для классов соединений

макси- маль- ный

минимальный для классов соединений

макси- маль- ный

минималь- ный для классов соединений

макси- маль- ный

минималь- ный для классов соединений

I

II

III

I

II

III

I

II

I

II

М8х1

12-13

18,0 (1,8)

11,1 (1,1)

20,7 (2,1)

18,7 (1,9)

16,7 (1,7)

12,8 (1,3)

27,4 (2,8)

24,8 (2,5)

22,2 (2,3)

17,0 (1,7)

39,2 (4,0)

35,4 (3,6)

31,7 (3,2)

45,8 (4,7)

41,4 (4,2)

37,1 (3,8)

М10х1,25

14-16

34,8 (3,6)

21,5 (2,2)

40,2 (4,1)

36,4 (3,7)

32,6 (3,3)

24,9 (2,5)

53,0 (5,4)

48,0 (5,0)

42,9 (4,4)

32,8 (3,3)

75,8 (7,7)

68,6 (7,0)

61,4 (6,3)

88,7 (9,1)

80,3 (8,2)

71,8 (7,3)

М12х1,25

16-18

59 (6,0)

37 (4,0)

Правила работы с ключом

Работать динамометрическим ключом довольно просто. Однако, при не квалифицированном использовании можно повредить инструмент. Чтобы исключить поломку, необходимо придерживаться нескольких правил. Итак, затяжка производится следующим образом:

  1. запрещается делать дозатяжку после щелчка, особенно при низком крутящем моменте;
  2. после долгого простоя инструмента для равномерного распределения смазки необходимо начинать работу с низкого уровня крутящего момента;
  3. запрещается поворачивать рукоятку в положении, когда стопорная гайка затянута;
  4. при очищении нельзя применять очистители, чтобы не повредить заводскую смазку;
  5. хранить ключи необходимо с низким значением крутящего момента;
  6. нельзя опускать и поднимать рукоятку ниже и выше допустимого значения.

Работа динамометрическим ключом помогает точно рассчитать прикладываемое усилие. Хотя важно учитывать факт, что затяжка подразумевает возникновение между крепежными элементами силы трения, следовательно, указанный параметр напрямую от нее зависит.

Как затягивать цифровым динамометрическим ключом?

Подобный вид инструмента похож на предельный ключ, только вместо пружинного механизма, цифровой ключ использует электронную “начинку”, благодаря которой измеряется усилие. Принцип работы динамометрического ключа: необходимое значение выставляется также заранее, а при его достижении ключ издает звуковой сигнал, оповещающий о завершении работы. На цифровом дисплее можно контролировать изменения прилагаемого усилия в конкретную точку времени.

Вся номенклатура данного инструмента является измерительными приборами, поэтому ключи требуют бережного хранения и должны использоваться строго по назначению.

Перед приобретением инструмента рекомендуем ознакомиться с материалом — Рекомендации по выбору динамометрических ключей

Похожие записи:

  1. Воспроизведение музыки с флешки
  2. Как понять 1 к 4
  3. Как составляется схема дтп
  4. Как удалить плесень в машине

Универсальная таблица затяжки болтов

Зависимость указана не только от диаметра и шага резьбы. Одна из важных характеристик – класс прочности. Это ограничение связано с так называемой текучестью металла, когда деформация может привести к срыву как минимум резьбы, а как максимум – головки болта (стержня шпильки).

Использовать этот справочник при монтаже узлов и деталей автомобиля, и тем более колесных дисков – недопустимо! Установленные заводом изготовителем моменты затяжки крепежа, связаны не только с прочностью болтов.

Как правильно затягивать головку

Основное правило при затяжке головки – делать все равномерно и не переусердствовать. Поэтому, прежде чем закручивать болты крепления ГБЦ, необходимо внимательно прочитать инструкцию по ремонту (мануал) вашего автомобиля. Ведь усилие (момент) затяжки для блоков из чугуна и алюминия различаются. Нередко момент затяжки отличается даже на разных моделях двигателя одного производителя.

Для затяжки вам понадобятся немножко моторного или трансмиссионного масла, динамометрический ключ и насадка (переходник) соответствующая головке болтов. Вне зависимости от того, устанавливаете вы полностью собранную головку или только корпус, затяжка производится одинаково. Вставьте все болты (предварительно смазав резьбу моторным маслом) в отверстия головки и блока и вкрутите рукой насколько возможно. Затем с помощью динамометрического ключа начинайте затягивать болты до усилия в 1 – 2 кг.м. Затем до 5 – 8 кг.м. Порядок затяжки болтов указан на фотографии. Если вы устанавливаете ГБЦ на рядный двигатель с 5 – 8 цилиндрами, то вначале закручиваете середину, затем постепенно движетесь к краям. Это позволит избежать повреждения ГБЦ и прокладки.

После того, как затянули все болты с усилием 5 – 8 кг.м, в том же порядке протяните их еще 1 – 2 раза, поворачивая на ¼ оборота. Головка затянута. После того, как автомобиль пробежит 500 км, необходимо еще раз довернуть все болты на ¼ оборота (не на всех машинах). Если вы установили головку на пружинные болты, то эта операция не нужна.

Видео — Момент затяжки ГБЦ — динамометрический ключ

Использование другого порядка затяжки болтов приводит к появлению напряжений в корпусе ГБЦ. Поскольку алюминий, из которого выполнена головка, плохо переносит такие нагрузки, то в корпусе ГБЦ появляются трещины.

Через эти трещины происходит утечка продуктов сгорания топлива, что приводит к падению мощности и приемистости мотора, увеличению расхода топлива и снижению ресурса двигателя. Также через трещины происходит смешивание масла и охлаждающей жидкости. Когда антифриз, вода или тосол попадают в масло, они резко ухудшают его смазывающие свойства, в результате чего возрастает износ всех трущихся деталей двигателя. Нередко это приводит к проворачиванию вкладышей коленчатого вала и заклиниванию мотора.

Хотя большинство инструкций по ремонту допускают повторное использование болтов, желательно каждый раз использовать новые. Ведь в процессе затяжки длина болта увеличивается. Поэтому в мануале прописана максимальная длина болта, при которой еще возможно его использование. Если же болт окажется чуть длинней, то упрется в дно резьбового колодца блока цилиндров, в результате чего или сломается или расколет блок.