Задержка речи и речевого развития у ребёнка

Очень многие дети страдают от такой проблемы, как задержка речевого развития. Проблемы и нарушения становятся очевидными примерно с 2-летнего возраста ребенка. Очень многие мамы, чтобы предотвратить возникновения проблемы, обращаются к логопеду в более раннем возрасте.

Граница между задержкой речевого развития и индивидуальными особенностями ребенка

Рамки, учитываемые нормами развития, достаточно гибкие. Если в год ребенок еще не говорит десяти слов, а только семь, не стоит бить тревогу. Причем мальчики могут отставать от девочек на 4-5 месяцев. Многие люди считают, что за развитие речи отвечает определенная область головного мозга. На самом же деле речь формируется при согласованной работе двух полушарий мозга.

Для того, чтобы речевое развитие проходило нормально, важно гармоничное развитие обоих полушарий. Пучок нервных волокон, которые их соединяют, у мальчиков тоньше, чем у девочек, и отличается более медленным развитием. Но это различие быстро сходит на нет. Если отклонение от нормы сильное, стоит бить тревогу. Именно среди мальчиков особенно высок процент отклонений как в речевом, так и в психоречевом развитии.

Среди детей, страдающих заиканием, мальчиков в два раза больше, чем девочек. Почти полным отсутствием речи при нормальном слухе страдают втрое больше мальчиков, чем девочек.

Почему речь ребёнка отстаёт в развитии?

Задержки речевого развития — это не самостоятельное заболевание, а следствие определенных отклонений в организме ребенка: нарушений функций нервной системы, генетических отклонений или психических расстройств.

Причинами проблем с речью могут быть врожденные или приобретенные нарушения в деятельности организма или неблагоприятные психологические условия жизни ребенка. Наиболее распространенными причинами задержек развития речи являются следующие:

  • тяжелые роды и родовые травмы;
  • недоразвитость мускулатуры лица и рта;
  • нарушения слуха;
  • болезни, черепно-мозговые травмы и операции, перенесенные в раннем детстве;
  • кровоизлияния в мозг, опухоли головного мозга;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП, синдром Дауна, расстройства аутистического спектра, СДВГ;
  • генетическая предрасположенность, в т. ч. психические расстройства у родителей;
  • психические и физические травмы;
  • речевая депривация (невостребованность речи, когда с ребенком мало разговаривают или речь говорящего эмоционально и мимически невыразительна);
  • конфликтные или безразличные отношения родственников в семье (между родителями, по отношению к ребёнку и т.п.).

Если провоцирующий фактор продолжает существовать и тормозить развитие речи, то в процессе лечения эффективность помощи будет существенно более низкой.

Чтобы выявить задержку в речевом развитии на раннем этапе, родители должны внимательно наблюдать за развитием своего ребенка, вовремя заметить тревожные симптомы, проанализировать наличие возможных причинных факторов и обратиться к специалисту-логопеду и/или детскому психиатру.

Читайте также:  Коклюш у детей: причины, способы лечения коклюша у детей \ Что нужно знать родителям?

Причины задержки речевого развития у детей

Нарушение речевого развития у детей часто связано с одним из следующих факторов:

Патологии, возникшие во время беременности или родов. Наиболее пагубное воздействие на формирование речевых зон плода оказывают:

  • травмы матери во время беременности;
  • вредные привычки матери — курение и употребление алкоголя;
  • внутриутробная гипоксия;
  • состояние стресса у матери;
  • наличие у матери инфекционных заболеваний;
  • прием матерью некоторых видов лекарств.

Самым опасным осложнением непосредственно во время родов является асфиксия – нарушение дыхания у ребенка, которое приводит к недостаточному поступлению кислорода к мозговым клеткам.

Наследственность. Если у кого-то из родителей в раннем возрасте были нарушения, связанные с развитием речи, не исключено, что у ребенка будут те же проблемы.

Обстановка в семье. Для каждого ребенка очень важно общение с близкими людьми, особенно с матерью. Дети с нарушениями речевого развития не обязательно живут в семьях алкоголиков или наркоманов, ведущих аморальный образ жизни и не занимающихся воспитанием ребенка. Часто и в благополучных семьях родители уделяют недостаточно времени общению со своим чадом, из-за чего даже у здорового ребенка может возникнуть темповая задержка речевого развития, то есть отсутствие у ребенка потребности в общении.

Заболевания. Особенно опасны для развития речи такие заболевания как менингит, воспаление среднего и внутреннего уха, менингоэнцефалит.

На какие признаки нужно обратить внимание при задержке речи у детей

  • Указательный жест, чтобы что-то попросить или привлечь внимание

В первую очередь, если речь идет про ребенка в возрасте от 18 до 24 месяцев, я проверяю, есть ли у него указательный жест. Раньше я не понимала, какую огромную роль играет указательный жест в психическом развитии ребенка. К 18 месяцам, в крайнем случае, к двум годам, ребенок должен уметь привлекать ваше внимание к чему-то с помощью указательного жеста. И речь идет не о том, чтобы ребенок показывал на что-то раз в месяц, он должен делать это постоянно.

Ребенок должен указывать на те предметы, которые он хочет, например, на пачку сока или на игрушку. Он также должен указывать на что-то, чтобы привлечь ваше внимание – это то, что мы называем разделенное внимание, указывать с целью что-то вам показать. Например, ребенок указывает на самолет в небе, чтобы вы тоже на него посмотрели. Даже если он пока не может сказать «самолет», но он может показать на него пальцем и сказать вам «о, о!» – это очень хороший знак. Один из основных «тревожных звоночков» в отношении аутизма – отсутствие указательного жеста.

  • Понимание речи
На какие признаки нужно обратить внимание при задержке речи у детей

Помимо указательного жеста я проверяю, в какой степени ребенок понимает речь других людей, даже если он сам совсем не говорит. Когда моему сыну было два года и шесть месяцев, я пригласила к нам домой фотографа. Я помню, что тогда, в 1990-х годах, фотограф отдал Лукасу упаковку для пленки и сказал: «Держи малыш, выброси это». Лукас явно не понимал, что он вообще говорит. Тот фотограф удивленно посмотрел на него, словно хотел сказать «ты же уже достаточно большой».

Читайте также:  Что можно есть кормящей маме в первые месяцы после родов

Тогда я не знала, в какой степени он должен понимать речь в этом возрасте, и я не придала этому значения. Сейчас я осознаю, что тогда Лукас совсем не понимал чужую речь. Это была не просто задержка экспрессивной речи, но и задержка рецептивной речи.

Я хочу подчеркнуть, что задержка рецептивной речи сама по себе не обязательно говорит об аутизме. У ребенка с такой задержкой может и не быть аутизма. Но в случае Лукаса, и в случае многих других детей, аутизм проявлялся в тяжелой задержке как экспрессивной, так и рецептивной речи.

  • Навыки игры

Помимо указательного жеста и понимания речи, я всегда обращаю внимание на то, как ребенок играет.

Ребенок играет с разными игрушками, с более чем одной игрушкой? Или он полностью сосредоточен на каком-то одном предмете, например, хочет все время носить его с собой? Когда он играет, он выполняет одно и то же действие снова и снова, например, раскладывает кубики? Не пару минут, пока вы заняты чем-то своим, а час за часом, когда кажется, что ребенок вполне доволен повторением этого действия и отсутствием речи? Например, ребенок может часами раскладывать предметы в ряд или вращать что-нибудь. Такие виды поведения – возможные признаки аутизма.

  • Повторение чужих действий
На какие признаки нужно обратить внимание при задержке речи у детей

Наконец, в 18-24 месяца для ребенка естественно повторять за окружающими их действия, например, помахать вам «пока-пока», когда вы прощаетесь, или запустить самолетик, если вы это сделали. Отсутствие имитации ваших действий может быть потенциальным признаком аутизма.

Таким образом, само по себе отсутствие речи еще не говорит об аутизме. Важно принять во внимание то, как ребенок играет, умеет ли он имитировать чужие действия, понимает ли он язык, пытается ли он общаться с помощью жестов. Если он никак не имитирует других людей во время игры,и если он не понимает чужую речь, это может быть больше, чем просто задержка речи.

Этапы развития речи

  • Подготовительный, или пассивный. Начинается, когда рождается ребенок, а заканчивается, когда ему исполняется 1 год. В это время младенец реагирует на общение, понимает, откуда идет звук, он готов к игре.
  • Преддошкольный, или автономный. Начинается, когда вашему сыну или дочери исполняется год, и заканчивается в 3 года. Первые звуки и слова ещё не совсем понятны, но малыш уже пытается строить фразы. В это время накапливается словарный запас. Ребенок понимает слова и использует их.
  • Дошкольный, или активный. Пока ребенок готовится к школе, у него активно развивается речь, увеличивается количество людей, с которыми он общается. Малыш уже может связно, четко и развернуто говорить. Речь становится средством познания окружающего мира.
  • Школьный. Самый важный, ответственный и серьезный период развития речи. До 18 лет ребенок усваивает базовые правила грамматики, пунктуации, орфографии. В это время развивается уже не устная речь, а письменная. Школьник начинает овладевать литературной речью. Кроме того, у него формируется определенный сленг, связанный с возрастом и компанией, в которой он находится.

Причины задержки речевого развития

Факторы, которые могут вызывать задержку развития речи у ребенка, подразделяют на 2 категории:

  • Физиологические – связанные с болезнями или врожденными аномалиями развития.
  • Социальные – причиной задержки становится неправильное воспитание и неудовлетворительные условия жизни.

Физиологические

Врачи называют несколько групп причин, которые способствуют ЗРР у детей:

  • заболевания органов чувств – снижение слуха или глухота, отсутствие зрения;
  • аномалии строения речевого аппарата – недоразвитие губ, языка и лицевых мышц, из-за чего ребенок не может произносить звуки;
  • неврологические проблемы – опухоли ЦНС, ДЦП, травмы головного мозга;
  • генетические и врожденные заболевания, которые сопровождаются задержкой психомоторного развития;
  • осложнения во время родов – гипоксия и асфиксия, перинатальная энцефалопатия, повреждение шейного отдела позвоночника.
Причины задержки речевого развития

Немаловажную роль играет наследственность. Если ребенок в 10 месяцев–1 год не говорит слоги или слова, то зачастую у его родителей в детстве были такие же проблемы. Речевое развитие запаздывает на несколько месяцев из-за конституциональных особенностей, никаких органических причин этому нет. В дальнейшем дети развиваются нормально.

К медицинским факторам относят психологические травмы. Зачастую задержка речи у ребенка связана с сильным испугом, перенесенным в раннем возрасте.

Социальные

Сюда относят проживание в неблагополучной семье, когда ребенком и его развитием не интересуются. На задержку речи влияет несколько факторов: плохое питание и бытовые условия, которые не дают грудничку нормально развиваться, асоциальное поведение родителей.

В таких ситуациях возникают тяжелые формы ЗРР, например, когда 1,5-годовалый ребенок не говорит даже слогами.

Как долго специалист будет заниматься с ребенком? Как скоро появятся заметные улучшения в речи?

— Все будет зависеть от того, с какой именно проблемой в расстройстве речи мы имеем дело. Динамику можно получить уже через месяц, если у ребенка с сохранным интеллектом есть проблемы с экспрессивной речью.

Если у ребенка имеются еще задержки психологического развития или аутизм, то улучшения будут видны через полгода и больше. И в этом случае многое зависит от возможностей самого ребенка. У детей, у которых лишь временные задержки развития речи, эффект от коррекции заметен быстро.

Медикаментозное лечение

В качестве медикаментозных препаратов широко применяется лекарственное средство «Пантогам» при задержке речевого развития, так как оно направлено на активизацию речевых зон. Лекарство помогает активизировать нейроны головного мозга. Подобные препараты назначает детский невропатолог строго индивидуально после проведения обследования и постановки диагноза.

Помимо этого, доктор может назначить такие лекарственные средства, как «Кортексин», «Когитум».