Воспитание до двух лет: развиваем, наблюдаем, направляем

В 6 месяцев кроха старается самостоятельно садиться, его игры становятся более активными. В это время начинают меняться пропорции тела малыша и начинают активно развиваться мышцы. Некоторые эмоции малыш проявляет уже осмысленно.

Какие развивающие игрушки выбрать ребёнку до года?

  • Все игрушки для детей до года должны иметь яркую окраску и чёткие очертания, рисунок: если это собака, то она должна быть похожа на собаку! Игрушки разных цветов позволят малышу различать первыми именно такие цвета.
  • Прочность и безопасность. Игрушками стучат, их бросают, их кусают и обсасывают, а значит, материал, из которого они изготовлены, должен быть безопасен.
  • Разнообразие материалов для игрушек – игрушки для ребёнка до года можно выбрать из разного материала (пластмасса, ткань, дерево, резина)
  • Простота выбора игрушки. Учитывая, что новорождённый ничего не знает об окружающем его мире, любой предмет может стать объектом исследования (ложки, баночки, бусы мамы).
  • Ограничение количества игрушек для одного раза. Предложите две–три и поменяйте их через недельку, чтобы они не успели надоесть малышу.

Что нужно знать маме про игру с ребёнком до года

  • При первом опыте игры, да и вообще все действия малыша неуклюжи и медленны. Многие родители пытаются помочь ему, чем только расстраивают карапуза, который должен сам исследовать каждый интересный объект. Предоставьте ему такое право: пусть не быстро и не с первого раза, но малыш освоит любую игру и игрушку. Не надо его торопить и пытаться форсировать процесс.
  • Попробуйте вызвать интерес к игрушке. Если ребёнок пассивно лежит, не стоит вкладывать игрушку в его ручку, пусть он сам попробует дотянуться и взять её.
  • Место для игры может быть где угодно: на диване, в кроватке, на полу, в стульчике для кормления и даже в «кенгуру». Малыш обследует новые места и запоминает окружающий мир.

Так постигается пространство

Вверх и вниз

Движения вверх и вниз (то есть перемещение в пространстве в вертикальной плоскости) помогают ребенку получить представление о том, что такое направление, сила тяжести, равновесие.

  1. Покачайте ребенка, обхватив его руками. Поднимите его до уровня ваших плеч, а потом опустите на пол, приговаривая: «Сейчас ты летишь вверх, а теперь — вниз». В следующий раз спросите его: «Хочешь полететь вверх?» Дайте ребенку время ответить. Побуждайте его употреблять слова «вверх» и «вниз».
  2. Пусть малыш попробует сам двигаться вверх и вниз по ступеням. Поставьте, скажем, на третью ступень одну из любимых игрушек ребенка — ему захочется достать ее. Не исключено, что понадобится ваша помощь; но прежде чем предлагать ее, подождите немного — пусть он сам сделает несколько попыток достать игрушку; при этом он самостоятельно откроет для себя новые положения тела и сообразит, в какой последовательности его движения могут привести к цели.
  3. Покатаемся на лошадке? Посадите малыша на свой голеностоп или на колено. Покачивайте его, приговаривая: «По кочкам, по кочкам…» Подчеркивайте слова «вверх» и «вниз», сопровождающие соответствующие движения.
  4. Когда вы готовите ребенку еду, поднимите его на руки. Дайте ему что-нибудь особенно вкусное — как бы в награду за то, что он сам попросится наверх.
  5. Дайте малышу взобраться к вам на колени, держа его за руки и позволяя ему ступать по вашей ноге. Схватите ребенка в объятия, когда он успешно завершит свое восхождение.

Тяни! Толкай!

Малыш полюбит толкать перед собой игрушки на палочке и тянуть за собой игрушки на веревочке, прохаживаясь взад-вперед.

  1. Дайте ребенку игрушку на веревочке. Покажите ему, как привести ее в движение, если за эту веревочку потянуть. Помогите ему сделать несколько шагов назад, натягивая веревочку.
  2. А теперь покажите ему игрушку, которую с помощью палочки можно толкать (возможно, при этом она издает звуки). Пусть он попробует двигаться по-разному. Помогите ему пройти с игрушкой вперед, а потом задом наперед. Конечно, нужно достаточно места, чтобы водитель мог двигаться, не натыкаясь на предметы.
  3. Хорошо, если у малыша не одна такая игрушка, а несколько. Они помогут учиться ходить, удерживать равновесие при ходьбе вперед, задом наперед, даже боком. Привязывайте веревочки к игрушкам, которые ребенку нравится толкать по полу.
  4. Используйте подобные игрушки на улице на разных поверхностях: на лужайке, на тротуаре или на песчаной дорожке.
  5. Если у вас дома есть кошка, привяжите к веревочке бумажный бантик. Малыш тянет за веревочку, и кошка вступает в игру! Если нет кошки, возьмите игрушечную лодочку на веревочке и гуляйте вокруг мелкого пруда, водя ее за собой туда-сюда.

Ошибки родителей при воспитании детей после года

Важно помнить о том, как нельзя воспитывать ребёнка в 1-2 года, и как можно раньше исключить из своего поведения приведённые ниже способы взаимодействия с ним.

Итак, ошибки в воспитании, которые мешают гармоничному развитию личности малыша:

Ошибки родителей при воспитании детей после года
  • Воспринимать своё чадо как уменьшенную копию взрослого, раздражаться, когда он не реагирует на ваши серьёзные увещевания и доводы. Ребёнок в любом возрасте – это личность, но со своим внутренним миром и пониманием всего, что окружает. Для общения с ним должен быть свой особый «язык», которым и необходимо овладеть родителям, а не пытаться заставить кроху понимать сухие «взрослые» мысли и слова.
  • Не оказывать должного внимания.
  • Пресекать инициативу и самостоятельность ребёнка. Лучше лишний раз пресекайте себя, когда хотите сказать ему: «Ты это не умеешь. Давай лучше я сделаю».
  • Пускать развитие малыша на самотёк. Чем больше полезных занятий с ним вы будете проводить, тем лучше для воспитательного процесса в целом и установления прочной эмоциональной связи с ребёнком.

На заметку маме: все должно быть в меру

  • Чтобы укрепить связи головного мозга малыша с окружающим миром, необходимо сюжет игр повторять по несколько раз. И лишь затем переходить к другой увлекательной для малыша игре.
  • Внимательно следите за малюткой во время занятий, если увидите, что он устал, хочет спать, пить или кушать, прервите игру. Лучше вернуться к ней позднее либо на следующий день.
  • «Повторение — мать учения». И эту истину, пожалуй, оспорить трудно. Поэтому играйте с малышом каждый день закрепляя знания, полученные ранее.
  • За любое достижение всегда хвалите малютку. Поскольку, привыкнув к одобрительному восклицанию и словам, кроха с нетерпением будет ждать повторения. Ну а в следующий раз игра будет куда увлекательнее.
  • Не старайтесь привить определений навык раньше, чем ребенок сможет его усвоить согласно возрасту.

Поэтому, чтобы проще ориентироваться, прочитайте статью на нашем портале как развивается ребенок до года. «Развитие ребенка. Динамика развития здорового ребенка до одного года».

Также ознакомьтесь с упражнениями для правильного формирования двигательных навыков у детей до года

Игры для развития слуха, зрения и осязания подготавливают ребенка к разговорной речи. Подробнее о развитии речи у ребенка до года читайте в нашей статье.

врач-ординатор детского отделения

Схема прикорма с месяцев по дням

Шестимесячный малыш часто сам проявляет интерес к взрослой пище, в которой начинает нуждаться его организм. Из таблицы родители узнают, как правильно производить прикорм ребенка 6 месяцев.

Корректное изменение рациона позволит перейти на новые блюда без нарушения пищеварения.

Специалисты интернет-магазина «Дочки-Сыночки» ознакомят с ассортиментом детского питания, используемого в качестве прикорма.

Схема прикорма с месяцев по дням

Перед началом прикармливания важно знать, какую еду и в каких порциях можно давать малышу в первые дни. Схема ввода прикорма с 6 месяцев рассчитана на 7-10 суток и подразумевает употребление ребенком половины или одной чайной ложки дополнительной пищи. Это порция для первого дня. Основным блюдом прикорма должна стать молочная каша, овощное или фруктовое пюре.

Схема прикорма с 6 месяцев. Первый прикорм расписывается по дням на протяжении недели. На каждый день недели предусмотрена своя порция:

  • завтрак первого дня – 2,5-5 г (до 1 ч. л.);
  • завтрак второго дня – 10 г (2 ч. л.);
  • завтрак третьего дня – 15-20 г (3-4 ч. л.);
  • обед четвертого дня – 20-30 г (4-6 ч. л.);
  • обед пятого дня – 50-75 г (10-15 ч. л.);
  • обед шестого дня – 100-120 г (10-12 десертных ложек);
  • обед седьмого дня – 150-160 г (15-16 десертных ложек).

Схема прикорма ребенка в 6 месяцев предусматривает постепенное введение новой пищи густой консистенции (без кусочков). Начинать прикармливать лучше перед первым, вторым или третьим основным кормлением грудным молоком или смесью. Днем будет время проследить за реакцией организма малыша на новый продукт.

Вводим прикорм в 6 месяцев. Таблица в граммах

Схема прикорма с месяцев по дням

Со второй недели успешного прикармливания порция кукурузной, гречневой, рисовой молочной каши или пюре из кабачка, цветной капусты, тыквы должна составлять 150-160 г за сутки.

Оптимально выглядит схема прикорма с 6 месяцев, когда таблица включает полезный для формирования костных и мышечных тканей нежирный творог и растительное или сливочное масло.

В основное блюдо (кашу, пюре) можно добавлять не более 4 г масла.

Название блюда, продукта питания Объем (г)

Таблица 1. Прикорм грудных детей с 6 месяцев. Список продуктов с их суточной дозировкой в граммах

Фруктовое пюре, сок 60-65
Желток 0,25-0,3
Кабачковое, капустное, тыквенное пюре 150-160
Творог 40
Кукурузная, рисовая, гречневая каша 150-160
Подсолнечное, кукурузное масло 2-3
Цельное молоко 180-200
Сливочное масло 3-4

Таблица ввода прикорма с 6 месяцев разработана с внесением в нее исключительно однокомпонентных блюд и продуктов. Это значит, что шестимесячным малышам не рекомендуют готовить питание сразу из нескольких ингредиентов, поскольку будет сложно определить аллергенный компонент.

Таблица прикорма с 6 месяцев включает немного продуктов и блюд, а порции в первую неделю дают очень маленькие. Однако через полмесяца после начала прикорма суточного объема дополнительного питания вполне достаточно, чтобы заменить одно дневное кормление.

Схема прикорма с месяцев по дням

Прикорм с 6 месяцев. Меню в таблице

Для шестимесячного ребенка с недобором веса главным блюдом прикорма должна стать молочная каша из гречки или кукурузы. Именно каши поспособствуют скорому прибавлению в весе. Таблица первого прикорма с 6 месяцев включает также пюре из антиаллергенных зеленых овощей. Данное блюдо рекомендовано для детей, имеющих проблемы со стулом.

В нашем онлайн-магазине вы сможете выбрать полезный прикорм для шестимесячных младенцев: овощные пюре («Бабушкино лукошко» брокколи, Hipp кабачок с картофелем), фруктовые («Агуша» яблоко-банан, яблоко-творог, «ФрутоНяня» яблоко-абрикос со сливками, яблоко-груша со сливками), различные каши (Heinz, Fleur Alpine Organic, «Малютка») и другие блюда.

Схема прикорма Питание Дозировка

Таблица 2. Прикорм с 6 месяцев по дням. Меню на 20-й день прикармливания

Первое кормление Материнское молоко, молочная смесь 200 мл
Второе кормление Молочная каша 160 г
Яблочное пюре 60 г
Третье кормление Пюре из кабачка, цветной капусты 160 г
Сливочное масло 3 г
Грудное молоко, детская смесь 60 мл
Четвертое кормление Творог 40 г
Молоко матери, смесь 160 мл
Пятое кормление Материнское молоко, молочная смесь 200 мл

При подготовке питания для прикорма нельзя, чтобы:

  • блюдо содержало пищевые добавки (специи, соль, сахар, загустители);
  • пища имела не пюреобразную консистенцию;
  • использовались глютеновые крупы (ячмень, рожь, пшеница).
Схема прикорма с месяцев по дням

Схема прикорма малыша с 6 месяцев основана на постепенном введении новых продуктов в рацион на протяжении 10 суток. Начальная дозировка – 2,5-5 г каши или пюре с ежедневным увеличением суточного объема пищи в 1,5-2 раза. После второй недели беспроблемного прикармливания можно заменить одно кормление прикормом.

Таблица введения прикорма с 6 месяцев содержит исключительно полезные для развития ребенка продукты и блюда. Перед вводом их в меню нужно проконсультироваться с педиатром, чтобы получить дополнительные рекомендации по питанию конкретно вашего малыша.

Развитие бытовых навыков к году

Детки уже понимают, что такое чистота и опрятность: грязное платьице может расстроить девочку. Несмышленыш, испачкав ладошки, побежит искать маму, чтобы помыть ручки. Входят в привычку ежедневное умывание, чистка появившихся зубов. Малыш сам протягивает ручки под струю воды, вытирает лицо, ручки полотенцем. У малыша должно быть собственное полотенце для умывания — не очень большое, чтобы кроха мог самостоятельно удержать его в ручках.

Малыши умеют откусывать и жевать сухарики, бублики, печенье, самостоятельно пить из своей бутылочки, пытаются самостоятельно есть ложкой. Они делают попытки одеваться или помогают родным: протягивают ручку в рукав кофточки или куртки, засовывают ножку в ботинок. Стоит выделить больше времени именно на подготовку для выхода на улицу. Пусть чадо пробует одеваться, не делайте за него всю работу. Ненавязчиво помогите: умение карапуза самостоятельно одеться вам еще не раз пригодится.

Развитие бытовых навыков к году

месяцев

В этом возрасте малыш активно и энергично жестикулирует. Может самостоятельно передвигаться по всей территории квартиры. Чувствует очень сильную привязанность к матери.

Что должен уметь ребёнок в 9 месяцев:

  1. самостоятельно сидеть, чтобы ничто не подпирало спинку;
  2. ползти на четвереньках, а не на животе;
  3. перебирать ножками возле опоры;
  4. играть в «ладушки»;
  5. строить башню из нескольких кубиков;
  6. рвать на кусочки бумагу;
  7. говорить слоги, которыми постоянно называет один и тот же предмет;
  8. переворачивать картонные страницы в детских книгах;
  9. когда мама просит показать на свои части тела, успешно выполнять.

Во что играть с месячным ребенком?

  • Первые пазлы. Чаще всего в продаже можно встретить крупные пазлы из дерева, где нужно просто вставить картинку нужной формы или собрать рисунок из 4-6 частей
  • Можно также купить наборы, с помощью которых можно выбирать и устанавливать одежду и выражение лица изображенному персонажу. Такие игры хорошо развивают зрение, умение сопоставлять размеры и цвета
  • Первые конструкторы из небольшого числа крупных деталей прекрасно развивают пространственное мышление, логику, мелкую моторику
  • Показывайте на мягких игрушках, куклах части лица и тела. Попросите ребенка указать нос, глаза, руки, волосы на игрушке, а затем на маме и на себе. Сначала помогайте малышу, очень быстро он научится делать это самостоятельно
Во что играть с месячным ребенком?

Первые пазлы для развития мышления и логики