The younger, the better? С какого возраста изучать иностранный язык?

Уже все осознали, что в современном мире знание иностранного языка должно быть «по умолчанию». Стандартный подход к изучению английского  «школа + репетитор» не дает хорошего результата, именно поэтому введение обязательного итогового экзамена по английскому пугает и родителей, и учеников. Все родители находятся в поиске уникальной методики, которая обеспечит их ребенку владение иностранным языком.

Занятия языком и знакомство с языком — две большие разницы!

Когда речь идет об обучении иностранному (чаще всего — английскому) языку именно детей, родители должны понимать принципиальную разницу между понятиями «занятия языком» и «знакомство с языком». По мнению многих современных преподавателей и репетиторов-лингвистов заниматься языком с детьми младше 5 лет практически не имеет смысла. Занятие, как таковое, подразумевает определённый уровень концентрации и последовательное выполнение заданий. А для маленьких деток это не только не интересно и затруднительно, но и может «аукнуться» в будущем – зачастую именно раннее обучение иностранным языком может отбить у ребенка желание и интерес к этому самому языку на годы вперед.

Юлия Куренная, профессиональный лингвист, преподаватель сервиса Puzzle English, куратор проекта «Метод Тичера», который позволяет выучить английский язык с нуля до продвинутого уровня в интерактивном режиме:

«Я поддерживаю мнение многих опытнейших педагогов и психологов о том, что серьезное полновесное обучение детей младшего возраста иностранному языку, по крайней мере, малоэффективно.

На занятия примут в месяцев

Большинство языковых центров в Беларуси ограничивают возраст воспитанников 3 годами и старше. Но есть и совсем малышковые варианты.

Так, в Международный образовательный Клуб Global Child ребенка можно привести на английский в 6 месяцев. Занятия проводят 2 раза в неделю по 50 минут.

В возрасте от 6 месяцев до 3 лет формируется пассивный словарь слов и выражений на английском языке, а также формируется позитивное отношение к самому процессу обучения и разным языкам вокруг ребенка. В будущем ребенок не будет бояться или стесняться, когда услышит иностранную речь, а начиная с возраста 2-х лет, сможет порадовать мам и пап своими первыми английскими словами и фразами, — пишут на сайте образовательного клуба.

В центре детского развития-начальной школе «Бэби-Клаб» предлагают курс английского языка для детей от полутора лет. Изучают английский здесь через игру, песни, стихи и танцы.

У нас проходят общеразвивающие занятия на английском языке. То есть мы развиваем память, мышление, сенсорику, общую и мелкую моторику ребенка, и дополнительно идет погружение ребенка в англоязычную среду.

Учить нужно не буквы, а звуки

Изучая русский алфавит, мы запоминаем буквы, но, так как это родной язык, сложностей с пониманием, что каждая буква может произноситься по-разному в разных словах, не возникает. С английским все иначе. Нередко дети, которые «зазубрили» иностранную азбуку, не могут начать читать, так как оказывается, что знакомые им буквы в словах произносятся совершенно иначе.

Читайте также:  Внимание, интеллект! Или как родить умного ребенка...

Чтобы у малышей раннего возраста не возникало сложностей с чтением и говорением, начинать обучение нужно именно со звука, который соответствует конкретной букве. И обязательно этот звук должен соотноситься с определенным словом. Если это буква i, ее нужно произносить не [ai], а [i]. Если t, тогда звук не [ti:], а [t]. Тогда ученик сможет произнести слово it, а заменив последнюю букву на s, получит is.

Произношение английского алфавита для детей второго класса может быть соответствующим букве. Дети старшего возраста уже понимают различия между буквами и звуками, а потому смогут уверенно складывать звуки в слова.

Английский алфавит для детей с русским произношением можно представить в виде таблицы.

В чем плюсы изучения иностранного языка в раннем возрасте?

Еще знаменитый советский психолог Лев Выготский считал, что среди детей одного культурного уровня лучшие результаты в развитии покажут те, кто знает два и более языка.

В сборнике Ларисы Сурковой «Все о детях в одной книге» утверждается, что раннее изучение второго языка детьми:

  • тренирует память,
  • развивает речевой аппарат,
  • повышает концентрацию внимания,
  • делает мышление ребенка более гибким,
  • улучшает скорость реакции,
  • улучшает навыки общения и решения конфликтов.

Существует научная гипотеза о том, что язык во многом определяет поведение человека и его отношение к жизни. И когда дети узнают новые языки, это помогает им видеть вокруг больше хорошего, примерно как взрослым в день получения зарплаты.

Ребенок, который владеет вторым языком, получает возможность общаться с большим количеством людей, доступ к огромному количеству новой информации (например, рынок англоязычной литературы в несколько раз больше русскоязычного) для образования и развлечений. Знание второго языка дает ребенку понимание, что границ для его развития не существует.

Маленькие дети приобретают новый язык таким образом:

  • Они подхватывают четкие речевые модели, когда слышат их вокруг себя.
  • Они повторяют то, что слышат.
  • Они запоминают новые слова и структуры.
  • Они желают и нуждаются в общении.

Вполне очевидно, что нет значительных отличий в овладении родным или новым языком, ведь  это те же самые принципы, по которым дети в раннем возрасте учатся говорить на родном языке.

По большому счету, ребенок не думает, нужен ли ему иностранный язык или нет. Дети в таком возрасте не учатся, а познают мир! И если в этом новом мире есть два языка, они будут познавать оба! Родители!Вполне нормально и разумно обучать своего ребенка иностранному языку с маленького возраста, оптимально, с 3-х лет.

Учите ребенка сами, просто играя,  ведите в детские группы, нанимайте репетитора! Но не требуйте немедленного результата! Этот результат проявится сам собой!

Читайте также:  Почему ребёнок обманывает и что с этим делать?

Не стоит думать, что «ребенок не готов изучать иностранный язык!», потому что для ребенка возраста 3-4-5 лет не может быть понятия «изучать» — только игра и общение!

Дети оперируют понятиями: НРАВИТСЯ ИЛИ НЕ НРАВИТСЯ.

Главное, что мы, взрослые, должны помнить  — в маленьком возрасте, это не учеба, это просто веселая игра! Используйте коммуникативные методики: игры, песни, мультфильмы, раскраски,  все то, что способствует общению, и не забывайте четыре принципа, на которых зиждется процесс обучения:

  • Воодушевление
  • Вовлечение
  • Стимулирование
  • Поощрение.

Я именно так, играя, учила английскому своих детей, старшего с 3-х, а младшего с 2,5 лет. Точно также, я играла с детьми в подготовительной группе языковой школы, и можете поверить, мы и бегали, и рисовали, и под столом сидели, и песенки пели! Кстати, это послужило мне толчком к написанию «грамматических» песен для школьников, которые сейчас слушают и поют в классах по всему миру!

Тем родителям, которые решат подарить своим детям возможность общения с миром, будет полезно узнать этапы развития овладения иностранным языком:

  1. Эффект губки (до появления речи)

Это период, когда малыши впитывают, как губка, всю информацию из учебного процесса. Для этого периода скорее характерно понимание простых команд, нежели воспроизведение речи.

Маленькие дети приобретают новый язык таким образом:
  1. Эффект губки 2 (появление речи)

В этот период развития, дети могут подражать и давать односложные ответы (Да/Нет).  Хотя, они могут понимать смысл слов и простых вопросов, но они все равно будут ограничены в производстве речи.

  1. Время говорить (речь появляется)

Этап  увеличения словарного запаса у детей, и они уже склонны давать более длинные ответы на вопросы.

  1. Появление беглости речи (средняя беглость)

Дети имеют общий рост понятия значения слов, в этот период у них есть способность воспроизводить более полную речь, поскольку они имеют больше речевых навыков. И в случае, если они демонстрируют грамматические неточности и ошибки, то  они не влияют на смысл сказанного.

  1. Развитая беглость (почти приближенная к речи носителей)

Это период, когда дети демонстрируют хорошую речь, максимально приближенную к уровню речи у носителей.

Чем раньше ребенок познакомится со вторым языком, тем больше шансов, что он действительно станет хорошо им владеть. Эксперты утверждают:  «ребенок, который активно учил второй язык в возрасте до 10 лет, с большей вероятностью говорит на нем, как на родном». Это утверждение поддерживается обширными лингвистическими иностранного языка – это лишь возможность для маленького человека познать наш большой мир и научиться думать по-другому, ведь изучая иностранный язык, они глубже познают родной!

Родители, учите своих детей!

Курсы английского языка для детей

Если же ваш ребенок уже достиг возраста 7 лет, приступать к изучению английского вы можете в любой момент. Более того, если в раннем возрасте вы могли прибегать к помощи репетитора или преподавателей английского в языковой школе только эпизодично, то с семи лет вы можете записать ребенка на полноценные курсы английского языка. 

Изучать английский в группе с другими детьми можно и раньше – с 3-х лет: многие центры раннего развития детей предлагают такую услугу. Но прежде, чем записать своего малыша на курсы английского для детей, стоит посетить пробное занятие, подумать, сможет ли ваш ребёнок свыкнутся с незнакомой обстановкой, узнать, в какой форме проходят занятия. Иногда даже предложение раскрасить картинку ребёнок может воспринять как задание, а не как веселую игру. А это значит – потеряется интерес к уроку в частности и к процессу изучения языка в общем. Когда ребёнка отдавать на курсы английского? Это будет зависеть от характера курсов. Есть школы, которые предлагают увлекательные занятия, мастерские, мастер-классы и театральные студии на английском. В такой школе малыш и с 3-х лет будет заниматься с огромным удовольствием. 

Читайте также:  Детская ложь и воровство. Что делать родителям?

Если же школа настаивает на традиционной методике школьной парты, стоит подумать, будет ли вашему ребенку интересно на таких занятиях даже в 10 лет. 

Рекомендуем обратить внимание на такие курсы английского языка для детей в Киеве: 

Green Country. В этой школе вам предложат не только стандартный курс изучения английского, но и всевозможные творческие студии, мастер-классы, клубы по интересам на английском языке. 

  • Стоимость обучения в школе: от 595 грн. в месяц
  • Адрес: Киев, улица Шота Руставели, 36, оф. 19; улица Александра Мишуги, 2, Инженерный переулок, 4Б 
  • Телефон: (097) 233-39-29 

Welcome Early English. Одна из немногих школ, которая предлагает курсы английского для детей начиная от 1 года. Любовь к языку прививается с раннего возраста с помощью интересной и продуманной до мелочей программы обучения. 

  • Стоимость обучения в школе: от 480 грн./мес
  • Адрес: Киев, ул. Срибнокильская 3-Г, ул. Данкевича, 14
  • Телефон: (044) 223-13-07

ABC English Kids. Школа, которая предлагает курсы английского для детей от 4 лет, а также может предоставить возможность подготовить ребенка к школе по программам раннего развития детей.

  • Стоимость обучения в школе: от 300 грн./мес
  • Адрес: Киев, ул. Ивана Микитенка
  • Телефон: (099) 620-89-49 

Произношение

Частый вопрос от родителей: «Я не умею прочитать слово – как мне научить ребенка?» Как правило, все тексты в учебнике дублируются аудиокурсом. Ставьте записи, слушайте, просите ребенка повторять за диктором и пытаться добиться сходства. Так и фонетический слух развиваем, и произношение. И не стесняйтесь говорить сами.

Скорее всего, ваш учитель тоже не идеален в плане речевых нюансов. Бывает и так, что особо трепетные родители устраивают скандал по поводу того, что британские диски начитаны, по их мнению, неправильно – не с тем произношением. Вот это уже ненужный перфекционизм. Тот английский, который мы можем дать детям, — это такой усредненный «европейский английский». Добиваться от ребенка, чтобы он говорил как носитель, выпускник Оксфорда – это завышенные требования, не адаптированные к нашей обычной жизни. Вроде бы неплохое и понятное желание – иметь все идеальное: лучших учителей, лучшие диски, лучшие учебники. Вот только какую цель мы преследуем? Так ли важно это внимание к акценту?

Язык – это коммуникативная компетенция. Ты понял и можешь ответить – цель достигнута.