Тесты на готовность ребенка к школе

Начало школьной жизни – важный период на пути каждого человека. Он неизменно сопряжен со стрессом. Чтобы помочь малышу адаптироваться к новым условиям, родители должны знать как правильно психологически и морально подготовить ребенка к школе в домашних условиях. Об этом расскажет наша статья.

Что должен знать ребенок, поступающий в первый класс

Часто случается так, что родители, готовя ребенка к школе, сосредотачиваются на чем-то одном, и пренебрегают другими сторонами развития. Ниже приводится примерный перечень знаний, которыми должен обладать ребенок 6-7 лет при поступлении в школу:

  • своя фамилия, имя и отчество, фамилия, имя и отчество родителей, домашний адрес, страна и город проживания;
  • свой день рождения и дни рождения своих родителей;
  • дни недели, месяцы, сезоны;
  • названия распространенных животных и растений;
  • основные цвета;
  • основы ПДД;
  • профессии, виды спорта, имена известных поэтов и писателей;
  • основные праздники;
  • «право»-«лево», «больше»-«меньше», «старше»-«младше», «длинный»-«короткий» и так далее;
  • чем отличаются водоемы (не путать реки с морями);
  • чем отличаются кустарники от деревьев, овощи и фрукты от ягод;
  • чем отличаются звуки от букв, гласные от согласных;
  • решать простые задачки;
  • отгадывать логические загадки;
  • восстанавливать последовательность, находить сходства и различия на картинках;
  • описывать изображение, пересказывать истории;
  • знать небольшие стихотворения;
  • считать до 10 и выполнять простые арифметические действия;
  • читать небольшие предложения (4-5 слов), понимать прочитанное;
  • вырезать ножницами геометрические фигуры;
  • рисовать ровные линии без линейки, штриховать, не выходя за контур.

Что должен знать первоклассник

Большинство школьных психологов выдвигают четыре критерия готовности к обучению:

  • Личностный – развит, если учебное заведение манит не только возможностью каждый день видеться с друзьями, новыми красивыми тетрадками и ручками, а еще и стремлением узнать что-то новое, стать умнее.
  • Интеллектуальный – это и грамотная, связная речь, и умение слушать преподавателя, и наличие определённых знаний и кругозора.
  • Социально-психологический – включает в себя умение общаться, способность сосредоточиться на занятии.
  • Физиологический – отсутствие отклонений в развитии, физическое здоровье и психологическая устойчивость.

Дети, которые посещают детский садик, легче переживают первое время учёбы, чем домашние. Это связано с тем, что уже с трех с половиной лет воспитатели начинают преподавать им базовые вещи, и к первому классу детсадовцы имеют определенный багаж знаний.

Если родители занимаются с будущим школьником самостоятельно, беспокоиться не о чем. Постепенная тренировка навыков, необходимых для обучения на начальном этапе, позволит вашему сыну или дочке не только чувствовать себя уверенно среди других ребят, но и поможет развить интерес к учёбе.

Уровни готовности

Интеллектуальная готовность

Родители нередко путают этот фактор с обученностью, или с наличием у ребёнка определённых знаний. Но интеллектуальное развитие по своей сути является умственным потенциалом ребёнка, его способностью решать различные задачи. Обученность, бесспорно, на первых порах будет помогать малышу преодолевать школьные трудности. Однако после того, как резерв истощится, ребёнок начнёт отставать от школьной программы. Для успешной учёбы в школе детям больше пригодятся развитая память, хорошее внимание и правильное восприятие. Поэтому вместо того, чтобы учить с ребёнком буквы, лучше играть с ним в шахматы и разгадывать головоломки.

Читайте также:  Глицерин для детей: инструкция по применению, особенности применения

Эмоционально-волевая готовность

Под этим термином понимается усидчивость ребёнка и его умение слушать учителя. К сожалению, в школе без дисциплины никак нельзя. Любые школьные занятия проходят под негласным девизом: «Это обязательно нужно делать». Ребёнок, который пойдёт в 1 класс, должен уметь контролировать эмоции и управлять поведением. В школе недопустимо во время урока бегать по классу, вертеться, громко высказывать вслух свои соображения или смеяться. Чтобы формировать у будущего школьника необходимые навыки, родители должны помочь ему дозреть.

Уровни готовности
  • В любых делах, начиная от разгадывания ребуса до уборки в комнате, ребёнка нужно учить доходить до конца.
  • Малышу необходимо организовать рабочее место, где он будет рисовать, лепить и читать.
  • В какие бы игры мама не играла с малышом, он должен обязательно следовать правилам игры. Ему необходимо уметь дожидаться своего хода, достойно проигрывать и учитывать изменения в обстоятельствах.

Личностно-социальная готовность

Дети, которые идут в школу, должны уметь общаться и взаимодействовать со сверстниками. Им необходимо научиться сдерживать гнев и дружить с другими детьми в классе. Родители могут предусмотреть и предупредить сложности в поведении ребёнка в школе, поиграв с ним в ролевые игры. Пусть любимый плюшевый мишка сыграет роль школьника, который боится задать учительнице вопрос, а малыш придумает, как преодолеть этот страх.

Подготовка детей к школе видео

До школы необходимо ребенка научить самодисциплине и усидчивости. Для этого можно вместе заниматься йогой и медитацией. Так ребенок научится осознанно концентрироваться на разных вещах. Это очень важный навык, так как большинство сложностей с успеваемостью у первоклашек связано с невнимательностью. Важно помогать детям, усваивать те знания, которые выходят за их рамки понимания. Математике можно учить детей, прося помочь в каких либо бытовых делах: подай тех две чашки на столе, принеси три полотенца с ванной, брось 4 лавровых листика в суп. Не следует прибегать к тупому заучиванию материала. Старайтесь объяснить ребенку так, чтобы он понял. Любые знания нужно привязывать к жизненному опыту малыша. Подготовка к школе начинается с двух или трех лет, когда ребенок учится сам есть, одеваться, ходить в туалет и общаться с другими детьми. От того как быстро и в каком эмоциональном состоянии он обучится этим вещам, будет зависеть его подготовка и успеваемость в школе.

  • 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

(голосов: 1)

Экспресс-тест в картинках на определение готовности к школе:

Составить для себя общую картину готовности вашего ребенка к школе вы сможете, приняв во внимание вышесказанное и ответив на следующие вопросы:

  • Может ли ребенок объединить несколько предметов в одну группу по основному признаку? К примеру, машина, автобус, электричка — это транспорт; яблоки, груши, сливы — фрукты.
  • Может ли определить лишний предмет, к примеру, в цепочке: «тарелка, кастрюля, щетка, ложка»?
  • Может ли точно скопировать простой узор?
  • Может ли рассказать историю по картинке, выделить главную мысль, проследить связи и последовательность событий?
  • Способен ли описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
  • Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
  • Умеет ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими?
  • Включается ли он в игру других детей?
  • Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?
  • Возникает ли у ребенка желание самостоятельно посмотреть книги?
  • Внимательно ли он слушает, когда ему читают?
Читайте также:  Как лечить острый бронхит у детей: виды, симптомы и лечение

Курсы подготовки к школе

Не так давно только в больших городах, таких как Москва и Санкт-Петербург были организованы специальные детские центры, в которых ребят готовили к школе. Сейчас их встретить можно в каждом городе. Помимо этого есть специальные курсы в самих школах.

Курсы подготовки к школе

Часто происходит то, что на подготовительных занятиях педагоги просто ориентируют детей, чтобы они смогли отвечать на определенные вопросы и выполнять требуемые задания. Это критическая ошибка, так как каждый дошкольник должен самостоятельно мыслить, рассуждать и делать выводы.

Курсы подготовки к школе

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Выбирая курсы для подготовки к школе обязательно нужно обратить внимание на следующие нюансы:

  • наличие у студии прав на просветительную и развивающую деятельность;
  • особенности проведения подготовки;
  • уровень специалистов;
  • наличие пособий и материалов, наличие которых можно уточнить во время консультации;
  • интенсивность и продолжительность занятий;
  • численность детей в группе.

Методика проведения занятий по подготовке к школе в ДОУ

Для достижения поставленных целей и задач педагогу необходимо не только грамотно выбрать содержание занятия, но и логично выстроить его структуру.

Временной план НОД по подготовке к школе

Как и другие занятия со старшими дошкольниками, урок по подготовке к школе длится 25–30 минут. В эти временные рамки вписываются 4 этапа работы:

  1. Актуализация опорных знаний (вводный этап) — 2–3 минуты. Педагог мотивирует ребят на работу, дети повторяют материал, усвоенный раннее, проверяют домашнее задание, если этот вид работы предполагается.
  2. Основной этап — до 15 минут. За это время дети знакомятся с новым материалом, объединяя полученную информацию с уже освоенной. Кроме того, основной этап включает проведение физкультминутки (дыхательных упражнений, пальчиковых игр).
  3. Закрепление изученного — до 8 минут. Изученный материал систематизируется с помощью практических приёмов (выполнения аппликаций, рисунков и пр.).
  4. Заключительный этап — до 4 минут. Педагог комментирует работу группы в целом и каждого ребёнка по отдельности. Дети оценивают себя на занятии, то есть осуществляется рефлексия.

На интегрированном занятии обычно даются задания по обучению грамоте, математике и ознакомлению с окружающей средой

Методика проведения занятий по подготовке к школе в ДОУ

Таблица: конспект интегрированной НОД «Скоро в школу!» в подготовительной группе (фрагмент)

, воспитатель МАДОУ детский сад №10 «Колокольчик», г. Коломна, Московская обл. Вводный этап В.: Ребята, поздороваемся с нашими гостями и подарим им наши улыбки. А теперь все посмотрите на меня и подарите мне свои улыбки. Доброе утро, дорогие дети и взрослые. Сегодня утром к нам пришла посылка, сейчас посмотрим от кого она (эти дети ушли в школу из нашей группы год назад). Открывает посылку, читает письмо:«Здравствуйте, дорогие друзья! У меня всё хорошо, мне очень нравится учиться в школе, появилось много хороших друзей. Я стараюсь учиться на «4» и «5», а ещё в школе очень важно быть добрым, чтобы было много друзей. Знаю, что вы тоже скоро пойдёте в школу, и поэтому передала для вас интересные задания. Когда вы их выполните, вас ждёт сюрприз. Удачи вам и успехов, до встречи».В.: Я знаю, что вы хотите пойти в школу, а для чего?Ответы детей…> Основная часть <… В.: Посмотрим, что за задание… Нужно отвечать на вопросы полным ответом, готовы?

  • Какое сейчас время суток?
  • Время года за окном?
  • Назовите соседей весны. <…>
Читайте также:  Отдых с малышом на море: что нужно знать родителям?

В.: Вспомним, из каких частей состоит задача? (Из условия и вопроса).

  • Что такое условие? (Это то, о чём говорится в задаче).
  • Что такое вопрос? (Это то, что надо найти в задаче) <…>

В.: Молодцы! Давайте составим задачу по свою задачу. (Ответы детей). <…>Выполните графический диктант:

  1. Поставьте карандаш на красную точку.
  2. Пять клеточек вниз.
  3. Вернули карандаш на исходную точку.
  4. Три клеточки вправо. <…>

В.: Давайте посмотрим, что в следующем конверте. Нужно ответить на вопросы:

  • Из чего состоит слово? (Из слогов).
  • Из чего состоят слоги? (Из букв).
  • А что такое буква? (То, что мы видим и пишем)…>
Закрепление изученного <… В.: Посмотрите: на конвертах написаны слоги. Попробуем составить из них составляют слово «ДОБРОТА», читают его.В.: Ребята, а как вы думаете, что такое «доброта»? <…>Дети читают стихотворения о доброте и вежливости. Заключительный этап <… В.: Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу, говорить ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку. При этом улыбаясь, ведь от улыбки хмурый день становится светлей. Красивое слово и жить задания выполнены. Вы хорошо со всем справились. Что же вы сегодня делали? (Ответы детей).Смотрите, у нас ещё одно письмо.«Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями и заслужили сюрприз. До встречи в школе».Воспитатель раздаёт ребятам медальки — смайлики.В.: Спасибо нашим гостям, воспитателям, спасибо нашим ребятам! Цит. по:

Видео: открытое интегрированное занятие в подготовительной к школе группе

Подготовка к школе — длительный и систематический процесс, который осуществляется в детском саду, начиная с первой младшей группы. Но если в младшем и среднем дошкольном возрасте дети осваивают социально-коммуникативные навыки, имеющие ключевое значение для последующего образовательного этапа, то в старших группах эта работа приобретает характер непосредственной образовательной деятельности, то есть организуется на специальных занятиях. Как правило, педагог планирует эти уроки интегрированными, то есть включающими работу по всем образовательным направлениям согласно ФГОС.

Основные понятия

Теоретической проработкой проблемы готовности к школьному обучению занимаются как отечественные, так и зарубежные психологи. В отечественной психологии теоретическая проработка данной проблемы основана на трудах Льва Семёновича Выготского.

Основные понятия

Ею занимались классики детской психологии Лидия Ильинична Божович, Даниил Борисович Эльконин, Леонида Абрамовича Венгера и продолжают заниматься известные современные специалисты, такие как: Нина Иосифовна Гуткина (кандидат психологических наук) и др.

Критерии готовности к школьному обучению

Основные понятия

В этой работе мы рассмотрим критерии необходимые для оптимального уровня усвоения школьной программы, а также методы формирования школьной готовности, это и определило актуальность проблемы.

Работая над выполнением первой задачи, мы выяснили, что под психологической готовностью понимают структурные компоненты разви­тия детей 6-7 лет:

Основные понятия
  1. Морфофункциональная готовность. Основными критериями здесь являются: состояние здоровья,развитие анализаторов, свойства нервной системы, развитие речевого аппарата, развитие мышечного аппарата, работоспособность-утомляемость.
  2. Интеллектуальная готовность. Необходим относительно высокий уровень сформированности действий восприятия, памяти, мышления, воображения, речи и уровень саморегуляции.
  3. Личностная готовность. Главными показателями являются: степень сформированности мотивов, отношение к сверстникам и взрослым, отношение к самому себе.
  4. Специальная : возрастные показатели физической подготовленности, возрастные показатели подготовленности в образовательных областях.

Читайте новую статью: «Что приготовить ребенку»