С какого возраста начинать учить ребенка читать и писать

В 4-5 лет ребенок становится более внимательным и усидчивым. У него формируются новые познавательные навыки, развивается воображение, улучшается память и наглядно-образное мышление.

Раннее обучение: основные особенности, плюсы и минусы

Сегодня родители сталкиваются с такой ситуацией, что для приема в школу ребенок уже должен уметь более-менее хорошо читать.

И это не считая многочисленных методик раннего развития, которые со всех сторон утверждают, что и «после трех уже поздно», и что малыш может научиться «читать раньше, чем ходить», и много другого, от чего разбегаются глаза и путаются мысли.

В страхе не успеть научить ребенка вовремя, родители панически хватаются за все подряд, мешая в одну кучу и карточки Домана, и кубики Зайцева, и педагогические принципы Монтессори, и революционную методику Тюленева, и мнения родственников / друзей / знакомых.

Раннее обучение: основные особенности, плюсы и минусы

В результате получается просто «методический винегрет», который испытывается на ребенке. Иногда, правда, это может и сработать, но не все так гладко в раннем развитии, как хотелось бы.

Нюансы, о которых следует знать

О подводных камнях слишком раннего обучения предупреждают не только невропатологи и психологи. Многие родители убедились в них на собственном опыте.

Дело в том, что иногда даже благое намерение может привести к неблагоприятным последствиям:

  • Умея читать, дети совершенно не умеют общаться со сверстниками, находиться в детском коллективе, а также имеют прочие проблемы в социальном развитии, ведь вместо того, чтобы формировать необходимые навыки социализации, они обучались чтению.
  • Формирующаяся психика ребенка может излишне перегружаться информацией, часто ему непонятной, что становится причиной бессонницы, тревожного состояния, раздражительности, повышенной нервозности.
  • Нарушая последовательность основных этапов формирования функциональных блоков мозга, вы можете спровоцировать появление различных осложнений и проблем у ребенка в дальнейшем, так как естественное развитие природных процессов будет искажено — это может вылиться в невроз или заикание, речевые нарушения и т. д.
  • Помимо этого, к предостережениям подключаются и офтальмологи, предупреждая, что преждевременные зрительные нагрузки непременно скажутся на здоровье малыша, так как до пяти-шести лет у ребенка только формируется цилиарная мышца, отвечающая за остроту зрения, а значит, раннее чтение способно привести к близорукости или более серьезным последствиям для маленьких глаз.
  • Добавляют аргументов и логопеды, обнаружившие, что детки, научившиеся слишком рано читать, практически вообще не понимают, что и о чем они читают, а также не могут передать потом смысл или содержание прочитанного фрагмента — они попросту складывают буквы в слоги и слоги в слова, но не более того.
Раннее обучение: основные особенности, плюсы и минусы

Исходя из этого, родителям необходимо понимать, что не стоит слепо гнаться за новомодными методиками, а ориентироваться исключительно на развитие и готовность своего ребенка, учитывая его индивидуальные особенности развития.

Когда можно начинать?

Психологи предпочитают не говорить о каком-либо четком возрастном периоде, так как все дети развиваются по-разному, однако для определения готовности ребенка к обучению все же выделяют несколько основополагающих признаков.

Итак, вашего малыша можно начинать учить, если он:

  • уже умеет разговаривать и способен пересказать смысл и содержание просмотренного или случившегося полноценным связным рассказом — это очень важно, так как если вы начнете обучать чтению до того, как ребенок сможет сказать хоть несколько предложений, это может вызвать задержку речевого развития;
  • имеет достаточно хорошо развитый фонематический слух, то есть, способен услышать отдельные звуки в слове, разделить их, а также назвать, из каких звуков состоит все слово, находя требуемый звук и в начале, и в середине, и в конце;
  • проверяйте фонематический слух малыша с помощью тестов — к примеру, называйте слоги с похожими звуками, как «за-са» или «та-да» и следите, насколько правильно он их произносит, потом усложняйте задачу, добавляя в середину еще одну пару звуков, после можно просить ребенка показывать и называть предметы на картинках, отличающиеся только одним звуком, как «рак-лак» или «мышка-мишка»;
  • если ребенок отлично ориентируется в пространстве — различает и не путает правую и левую стороны, верх и низ, так как при проблемах с пространственной ориентацией малыш может читать с ошибками, начиная слово с более понравившейся буквы или перепутав Р с мягким знаком;
  • кроме того, любые серьезные логопедические проблемы должны полностью отсутствовать — малышу необходимо сначала не только правильно и четко произносить отдельные звуки, но и научиться вырабатывать мелодику и ритм речи.
Раннее обучение: основные особенности, плюсы и минусы

Как правило, соответствию всем этим признакам дети могут похвастаться ближе к пяти годам.

Читайте также:  Ребенок икает после кормления что делать

Исследование значения чтения книг для детей

Ученые из Университета штата Огайо опубликовали данные исследования, посвященного детям дошкольного возраста. Исследователи сообщили, что дети, которым регулярно читали родители, на момент поступления в школу слышали на 1,4 миллионов слов больше, чем сверстники, которым родители читали мало. А таких был выявлен достаточно большой процент

По мнению ученых, этот миллион слов — залог дальнейшей успеваемости школьника.

Связь между чтением и развитием речи очевидна. И дети не только слышат слова и начинают понимать их смысл. У них развивается фонематический слух, они усваивают синтаксический строй речи, учатся копировать лексические ударения, паузы. Дети учатся выделять «кирпичики» речи: предложения, слова, слоги, звуки. А это основа будущей грамотности.

к оглавлению ↑

Чтение дошкольниками по складам

Как научить ребенка читать с раннего возраста

Наиболее популярной методикой, которая обучает чтению по складам, являются Кубики Зайцева. Такое чтение обладает тремя отличительными чертами:

— склады здесь – самая малая единица чтения,

— не нужны разрезная азбука, алфавит-магнитка, поскольку нет разграничения звуков и букв,

— обучение происходит в процессе игры, подразумевается активное движение малышей.

Достоинством метода стала быстрота обучения, активность детей. Способ соответствует естественному стремлению ребенка произносить слоги, вовлекает все отделы головного мозга, позволяет корректировать задержки психического развития.

Недостатком методики можно считать ее сложность для неподготовленных родителей. Кубики разных размеров и цветов, карточки, большие таблицы — с ними не так просто разобраться. По существу, для успешного обучения малыша может хватить и одного комплекта кубиков с таблицами. Важно учитывать игровой характер этого способа.

Он рассчитан на применение с группой ребятишек. Для индивидуальных занятий не подходит. При постановке задач нужно учесть возраст. До детей трех с половиной лет речь может идти о развитии связной речи, а обучение чтению — лишь на втором плане. На заключительном этапе, чтоб избежать сложностей в школе, необходимо ввести звукобуквенный анализ.

Когда же можно начинать учить ребенка читать и писать — мнение врачей

Письмо и чтение — это очень сложные навыки, формирующиеся при обучении довольно длительно, медленно, постепенно. Чтобы письмо было безошибочным, чтение осознанным, а почерк четким — обучение стоит начинать не раньше возраста 4-6 лет. Именно к этому возрасту созревают моторика, память, внимание, речь. Так советуют логопеды и психологи. Такой большой разброс в возрасте обусловлен индивидуальными различиями в темпах биологического созревания детей. Бывает так, что уже в 4 года у ребенка хорошо сформированы моторика, речь, восприятие, внимание, мышление, память. Однако, чаще всего дети готовы к обучению чтению и письму только в 5-6 лет.

Логопеды считают, что только к возрасту 5 лет дети овладеваю необходимыми навыками:

  • Фонематический слух (слух на звуки)
  • Правильная, грамотная речь, умение говорить и составлять рассказы
  • Пространственная ориентировка (ребенок различает право и лево)
  • Отсутствие логопедических проблем (если ребенок не правильно произносит звук, значит он будет не правильно читать букву)

Ребенок учится читать вместе с мамой

Когда же можно начинать учить ребенка читать и писать — мнение врачей

По мнению педиатров, до возраста 8 лет не желательны повышенные зрительные нагрузки, потому что до этого возраста у детей идет формирование органов зрения. В качестве основ для подготовки к чтению служит различная игровая деятельность, в разных формах. Родители должны уделить этому большое внимание, потому что это является фундаментом развития мышления и развития ребенка как понимающего читателя. Это очень серьезный момент. И второй, не менее важный — это момент развития общения. Ведь сейчас, родители часто включают какое-то звуковоспроизводящие устройство, вместо колыбельной на ночь. На самом же деле это замедляет процесс звукоразличения речи.

Читайте также:  Воспитание, характер и здоровье ребенка под знаком Рака ♋\ Что нужно знать родителям?

Чтение — это навык, который нужно формировать. Даже если вы посещаете занятия, этого не достаточно. То есть, все-равно нужно тренировать этот навык дома. Это прекрасный повод для того, чтобы ребенку побыть вместе с мамой и папой. Ни один преподаватель не научит так, как учат родители. Ведь то, что дает мама или папа — ребенок запоминает надолго. Здесь важно терпение, силы, выдержанность родителей и последовательность.

Для начала нужно объяснять ребенку букву не целиком, а только звуком «ж», «з», «м», «л» и так далее. Все согласные буквы называются только так. До тех пор, пока ребенок не научится читать никаких школьных названий и букв не может быть. Далее ребенка можно учить слоговому чтению — начиная с гласных и присоединяя к ним согласные. Сначала изучаем «ам», а потом уже переходим к изучению слога «ма». Буквы учатся не по алфавиту, в любом случае. И ещё одно правило — регулярность. С ребенком нужно заниматься не один раз в неделю по полтора часа, а лучше каждый день по 5-10 минут. И самое главное правило — это обучение с удовольствием.

Ребенок учится складывать слоги — с гласных

Как понять ребенка, увидеть его способности к чтению на ранних этапах развития? По советам психологов стоит обратить внимание на то, как ребенок рисует. То есть, если в рисунке много разных деталей, то скорее всего ребенок будет читать хорошо. Буквы — это те же графические символы, которые нужно освоить.

Если ребенок читает медленно, не запоминает прочитанное или путает слоги — это можно исправить, вылечить. Но, по мнению психологов, лучшее лечение — это профилактика. Стоит больше рисовать, конструировать, собирать разрезанные картинки из журналов. Собирая такие картинки ребенок пытается понять где верх, низ, лево, право. Он научается различать где часть, а где целое. Но не путайте такой метол с собиранием пазлов. Если бы мы сравнивали еду, то можно было бы сказать что пазлы — это фаст-фуд, а разрезные картинки — это домашняя еда. То есть, разрезные картинки более функциональны. Если у ребенка получается собрать целые предметы на картинке, то он и буквы воспринимает легче.

Когда же можно начинать учить ребенка читать и писать — мнение врачей

Несмотря на аргументы той и другой стороны, выбор делают сами родители. Возможно, все же стоит полагаться на интуицию и особенности каждого ребенка. Одни дети с удовольствием будут читать свои первые книжки уже в 4-5 лет, а другие не будут проявлять интереса к чтению и в 6 лет. Многие дети в возрасте 6 лет способны различать лишь только буквы, и чтение дается им труднее. Не стоит ребенка заставлять, ведь так и вовсе можно отбить у него всякий интерес к чтению. Так что, решайте сами, опираясь на индивидуальные способности вашего ребенка.

Рекомендуем Вам:

  1. Как гаджеты влияют на детей, в чём вред и польза
  2. Как подготовиться к семейной фотосессии с детьми
  3. Синдром дефицита внимания и гиперактивности
  4. Как заставить ребенка есть
  5. Как и в чем встречать Новый 2018 год
Читайте также:  Массаж для новорожденных в домашних условиях

Рекомендации и правила как правильно обучать детишек чтению

Многих интересует вопрос, как научить читать ребенка 6 лет? Эффективность любого обучения напрямую зависит от обеих участвующих сторон. Ведущий обучение должен уметь интересно и доходчиво преподносить материал. Обучаемые должны иметь желание учиться.

В случае с детишками, взрослым, прежде всего, нужно постараться найти общий язык с ребенком и заинтересовать его предстоящим процессом обучения чтению. Для достижения успеха необходимо учитывать особенности ребенка 6 лет. Как быстро научить малыша читать:

  1. Внимание ребёнка нельзя напрягать более 20 минут непрерывного обучения. Детский мозг быстро устает с непривычки, и желаемый результат не будет достигнут. Заинтересуйте его, читая регулярно ему вслух различные детские книжки.
  2. Начинать обучение всегда следует с разминки. Она может состоять в сообщении ребенку уже известной ему информации, например, по картинкам или кубикам с буквами. Реализация принципа «повторение — мать учения» выступает основой предварительной разминки мозга.
  3. Избегайте однообразия и монотонности в обучении. Разнообразие способов донесения материала позволяет более быстро и качественно усваивать новую информацию.
  4. Занимайтесь с детишками ежедневно независимо от степени вашей занятости и самочувствия. Ребенок может не только быстро схватывать новые данные, но также быстро их забывать. Это своеобразная природная защита растущего человеческого организма от отрицательных факторов различных перегрузок.
  5. Не ругайте ребенка за отсутствие значимых для вас результатов. Его достижения не всегда могут быть заметны взрослым папам и мамам. Лучше похвалите его даже за то, что он мужественно выдержал 20 минут вашего непрерывного обучения без волнения и истерики.
  6. Следите внимательно, в какие игры любит играть ваше дитя. Его любимые игры необходимо положить в основу обучения умению читать в раннем возрасте.
  7. Старайтесь обучение сделать по возможности непрерывным процессом. Так, совершая прогулки с ребенком, можно показывать изучаемые буквы на примере окружающей среды, например, бабочка похожа на букву «Ж». Такие приемы способствуют более глубокому усвоению малышом изучаемого материала.

Вышеизложенные советы не раскрывают методических приемов учению письма. Часто мамы и папы пытаются научить дошкольника азам грамоты так, как они учились сами. В современных условиях наработано большое количество методик и методичек, позволяющих быстро научить ребенка читать. Вот некоторые из них.

Подходящий возраст для обучения чтению

Сейчас родителям доступны многочисленные обучающие методики: уникальный способ Домана, бархатные буквы Марии Монтессори, оригинальные кубики Зайцева. Перечислять подобные способы можно достаточно долго. Вся методология рассчитана на обучение ребенка в домашних условиях, также имеются специальные кружки, где малыша могут научить читать с группой детей.

Но как определить полную готовность малыша к обучению?

Раньше родителей не беспокоил этот момент, дети учились читать в 6-7-летнем возрасте. Сейчас ситуация в корне другая, многие родители учат своих малышей читать в 3 года.

К началу обучения ребенок должен свободно разговаривать

Подходящий возраст для обучения чтению

Чтобы точно определить готовность ребенка к обучению, нужно обратить внимание на следующие важные факторы:

  • хорошее владение речью, умение малыша составлять целые предложения, его понимание значения отдельных простых слов;
  • у ребенка не должны присутствовать какие-либо отклонения со слухом и произношением, иначе может потребоваться опытный логопед, а о чтении можно забыть;
  • малыш должен знать основные направления: налево/направо, вверх/вниз.

Многие ребята начинают проявлять интерес к книжному миру еще в 3 года, важно их правильно наставить в этом возрасте, объяснить, как это нужно делать.