Развитие ребенка в 5 лет: рост, вес, навыки и режим дня

Для большинства родителей даже постепенное взросление их малыша становится страшным испытанием, а иногда и полной неожиданностью. Пятилетний ребенок – это уже самостоятельная и вполне сформированная личность, которая вполне способна определить свои собственные потребности или желания. Он обладает собственным вкусом и может постоять за себя. И многим родителям следует знать, что должен ребенок уметь в 5 лет.

Нужно ли учить ребенка читать до школы?

Чтение – это сложный процесс, в котором участвуют зрение, слух, речь и психика человека. В 5-6 лет дети наиболее активны, любознательны и восприимчивы к влиянию окружающего мира. Поэтому умение читать – ценнейший инструмент для развития мышления и формирования личности. Чтение активизирует внимание, тренирует память, воображение и артикуляцию, помогает справиться с гиперактивностью. Дети, которые начали читать ещё до школы, способны осваивать больше информации, чем их сверстники, обучившиеся чтению позже. Тем, кто плохо читает в начальных классах, сложнее усваивать материал на уроках и делать домашние задания. И исследования показывают, что эта зависимость сохраняется и проявляет себя и в дальнейшем.

Большинство детей приходят в 1-й класс, уже умея читать хотя бы по слогам. Но закона, который устанавливает норму, когда и сколько ребёнок-дошкольник должен читать, в России нет. Есть ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), который обязывает школы и сады учитывать индивидуальные особенности детей. То есть, читать их всё равно научат, и отсутствие этого навыка не мешает поступать в 1-й класс. Однако оценивание уровня подготовки – это обычная практика при собеседовании в школу. Существуют даже негласные списки, что должен знать и уметь дошкольник еще до своего первого звонка.

Кроме владения базовыми навыками, дети должны быть готовы к обучению и психологически. Ребёнок, который не привык учиться, а теперь должен, испытает стресс; тем более в окружении чужих людей и незнакомых стен. Привычная же домашняя среда и близкие люди в роли учителей способствуют раскрепощению и более быстрому прогрессу.

Некоторые родители считают, что читающим детям в 1-м классе будет скучно, и сознательно не привлекают ребёнка к чтению. Но точно так же можно утверждать, что если дети совсем ничего не знают, то будут охотно заниматься и проявлять любопытство во всём. Если уж в классе скучно, то скучать будут все.

Общее развитие

Знания о себе и своей семье

Ребенок должен знать и выговаривать свои имя, фамилию, отчество. Кажется, что просто, но некоторые малыши до последнего уверены, что их зовут Зайка или Котик, просто потому, что дома их по имени не зовут. Будущий первоклассник уверенно должен отвечать на вопрос о том, сколько ему лет и когда у него день рождения, есть ли у него братья или сестры. Знать, как зовут членов семьи, где работают мама и папа, свой адрес и, в идеале, номер телефона хотя бы одного родителя, а также название города, в котором живет.

Познания о времени и пространстве

К школе ребенок должен понимать, сколько существует времен года и в какой последовательности они сменяют друг друга, сколько в году месяцев и как они называются, сколько дней в неделе, их названия и последовательность.

Читайте также:  Как правильно давать ребенку карманные деньги

Также нужно научить его правильно понимать время и ориентироваться по часам, рассказать, что такое день и сколько в нем часов, чем отличается день от ночи и что больше: минута, час или день. Безусловно, к школьному возрасту ребенок должен знать, где право и где лево.

Физиология и психология

Детишки в таком возрасте начинают резко расти. При этом происходит развитие мышц, и ребенок не набирает лишний вес. Но родители должны тщательно следить за рационом своего чада, чтобы его организм получал необходимую для роста и развития энергию. Питание для пятилетнего ребенка должно быть достаточно калорийным и в тоже время сбалансированным. Постарайтесь исключить из рациона неполезную фастфудовскую еду. Используйте больше овощей и супов, побалуйте своего ребенка домашними котлетками или компотом – ему это пойдет на пользу. Отучите малыша от ужасной привычки перекусывать каждые полчаса – это может плохо сказаться в его дальнейшей жизни.

Для пятилетнего человечка не составит особого труда разучить новый навык, так как ему позволяет собственное физическое развитие. Если у вас есть желание приучить сына или дочь к спорту, то именно этот возраст — прекрасное время для освоения езды на двухколесном велосипеде, катания на лыжах или прогулок верхом. Если вам удастся заинтересовать малыша спортом, то, возможно, он полюбит его на всю жизнь.

В психологическом плане пятилетний ребенок преодолевает кризис трех лет уже окончательно и бесповоротно. Он становится более спокойным и уравновешенным. Пятилетний малыш вполне способен проводить некоторое время наедине с самим собой и реагировать на просьбы или возражения окружающих его людей вполне адекватно. Однако родителям следует помнить, что детское терпение не безграничное. Ребенок расстроится и обидится, если вы забудете про какое-то свое обещание или не выполните его просьбу.

Специалисты говорят о том, что именно в этом возрастном периоде закладываются начальные основы характера ребенка, которые останутся с ним уже во взрослой жизни. Родители могут повлиять на малыша и постараться привить ему те качества и способности, которые посчитают наиболее ценными умениями для человека. Однако достаточно часто родители стараются реализовать в своих детях собственные стремления и мечты. Это непростительная ошибка, которая может сказаться на взрослой жизни вашего чада самым негативным образом.

Показатели развития ребенка в 3-года

Примеры страниц тестов (ссылка для загрузки тестов в конце статьи):

Показатели развития ребенка в 3-года

Все приведенные показатели развития ребенка в 3-4 года разделены на 4 основные группы:

Показатели развития ребенка в 3-года
  1. Показатели развития детской памяти, мышления и внимания. Ребенок уже должен:
    • обладать усидчивостью, позволяющей ему беспрерывно, примерно 5-7 мин. выполнять какое-то задание;
    • уметь самостоятельно складывать по примеру простые постройки из какого-либо конструктора;
    • знать, правильно называть и различать, пусть и не все, но основные цвета;
    • уметь сравнивать между собою похожие предметы и/или картинки и называть их отличия / сходства;
    • решать простые, легкие логические задачи. К примеру, из трех (как минимум) предметов уметь выбирать нужный;
    • давать правильный, четкий и понятный ответ на простые вопросы: «Зачем у двери есть ручка?», «Что надо чтобы сделать свой чай вкусным и сладким?» и т.п.;
    • правильно находить пару предмету и объяснять между ними связь;
    • в хронологическом порядке раскладывать 4-6 картинок и понимать, какие события были раньше, какие позже (сначала, потом);
    • запоминать и правильно называть (самостоятельно, без помощи) 4-5 предметов из сюжетной картинки;
    • четко и правильно называть свою ФИО, а также имена всех родных и домашний адрес;
  2. Математика. Ребенок уже должен:
    • правильно определять, где находится предмет: слева, справа, снизу, сверху спереди, сзади;
    • знать и правильно называть основные фигуры: квадрат, овал и т.д.; а также цифры в пределе 0-9;
    • уметь считать предметы до 10, а также соотносить их количество с соответствующей цифрой;
    • четко знать количество крыльев у птички, число лап у кошки, пальцем на руке и ноге и т.д.;
    • в правильном порядке расставлять цифры от 0 до 5 и в обратную сторону;
    • уметь раскладывать цифры 2, 3 ,4 и 5 на составляющие;
    • уметь сравнивать предметы между собою по высоте, длине, ширине и толщине;
    • понимать значения «поровну», «меньше», «больше», уметь сравнивать число предметов, а также уравнивать два разных количества между собою;
  3. Показатели развития детской речи. Ребенок уже должен:
    • знать большинство предметов, которые его окружают;
    • понимать, что относится к мебели, что к игрушкам, что к транспорту, к овощам и фруктам, к одежде и т.д.;
    • знать и называть составляющие части одежды: рукав, карман, воротник и т.д.;
    • знать строение человека и его отличие от кошечки и собачки, от птички: руки – лапы, крылья, ногти – когти, лицо – морда, волосы – шерсть);
    • называть основные действия животных и людей: бежит, идет, прыгает, лежит;
    • уметь правильно найти предмет по его описанию: круглый, красный – мяч и т.д.;
    • самостоятельно описывать основные характеристики предмета;
    • понимать, что такое противоположность и самостоятельно подбирать такие слова: подушка – мягкая, а камень – твердый;
    • понимать значение предлогов;
    • знать основные профессии и чем занимаются люди конкретных их них;
    • уметь поддерживать обычную беседу, т.е. задавать вопросы по теме и отвечать на вопросы;
    • уметь учить наизусть и рассказывать стихотворения, загадки, причем несколько;
    • составлять рассказ (небольшой) по картинке (пусть с небольшой помощью взрослого) и правильно согласовывать слова по числу, роду и падежу в предложениях;
    • запоминать и пересказывать самостоятельно услышанную сказку;
  4. Показатели развития графических навыков. Ребенок уже должен:
    • пользоваться различными инструментами для рисования (кисточкой, карандашом, мелками, фломастером и т.д.);
    • проводить прямые (или почти прямые) линии разной длины и в разном направлении;
    • уметь рисовать самые простые предметы и окружности (домик, кораблик, гриб и т.д.);
    • уметь правильно обводить (по контуру) картинки и раскрашивать их. Вполне может быть, что будет получаться не всегда аккуратно.
Читайте также:  Как научить ребенка аккуратности, но не перестараться

Итак, это основные показатели развития ребенка в 3-4 года. Теперь остается лишь проверить развитие своего любимого сокровища и помогут в этом тесты, скачать которые бесплатно (PDF) вы можете по приведенной ссылке. Они дадут вам повод для радости, а также помогут определить направления, внимания которых следует уделить чуть больше.

Показатели развития ребенка в 3-года

Больше материалов по развитию ребенка вы можете найти в одноименном разделе нашего клуба родителей, перейдя по приведенной ссылке.

Следите за обновлениями на сайте , а также на страницах в социальных сетях, в альбомах которых еще больше материалов для развития:

Показатели развития ребенка в 3-года
  • Клуб родителей Tummy в сети «ВКонтакте»;
  • Клуб родителей Tummy в сети «Facebook».

Вам также будут интересны:Беляева И.В. «Английский для детей» (PDF)Прописи для детей 3-4 летПалмер Кокс «Приключения Мурзилки и маленьких человечков» (FB2)Развитие ребенка в 2 года: цвета, загадки, бусы и браслеты

Показатели развития ребенка в 3-года

3 года, 4 года, книги по развитию, развивающие игры, развитие речи, творческие способности

Как проводить встречу?

  • Установите контакт. Начинать с нравоучений не стоит. Вам поможет доброжелательность, коммуникабельность, приветливость. В процессе общения можно выяснить причины тех или иных проблем в развитии ребенка, если они имеют место.
  • Подготовьтесь к встрече. Учитывая возраст конкретного ребенка, стоит приготовить небольшой список рекомендаций, раздаточный материал.
  • Дайте несколько ненавязчивых рекомендаций.
  • Предложите родителям самим задавать вопросы.

Очень важно наладить контакт. Составив подробную памятку, вы можете дать родителю конкретный рецепт воспитания и обучения.

Психическое развитие детей в возрасте лет

Шестилетний ребенок развивается в игре. Сюжетно-ролевая, смысловая, символьная игра — ведущий тип деятельности средних и старших дошкольников. В 6 лет начинается активная подготовка к школе, ребенка постепенно вводят в классно-урочную систему с занятиями за партой и переменами.

Читайте также:  Как вылечить насморк у грудничка в кратчайший срок

Игровая деятельность должна преобладать над учебной, иначе у дошкольника пропадет мотивация к учебе в школе. Шестилетние дети отказываются от дневного сна, поэтому их режиму дня и качественно организованному ночному сну уделяют особое внимание, чтобы не допустить перегрузки нервной системы.

Активно развиваются интеллект и психические познавательные процессы: память, произвольное внимание, формируется аналитическое и понятийное мышление.

В 6-7 лет у детей сформирована система социальных норм, дошкольники соблюдают правила поведения в общественных местах.

Через оценку окружающих в сочетании с собственной оценкой своих умений и достижений у ребенка создается представление о себе. К подростковому возрасту оно станет предпосылкой для формирования «Образа Я». Ребенок вступает в социальные отношения, он зависит от мнения взрослых, но при этом готов высказать и защитить собственное. Дети в этом возрасте зависимы от похвалы.

Психическое развитие детей в возрасте лет

Развитие навыков общения у детей.

В 6 лет дошкольники нуждаются в общении со сверстниками, образуются дружеские связи, которые важны для малыша. В шестилетнем возрасте начинают формироваться важные структуры головного мозга — лобные доли полушарий. Развитие лобных долей заканчивается к 18-20 годам.

Они играют следующую роль в деятельности человека:

  • отвечают за программирование действий и их контроль;
  • руководят всеми функциями мозга;
  • контролируют поведение.

Двигательная активность

В 5 лет у детей хорошо развита координация движений, они сильны и выносливы, поэтому самое время задуматься о посещении спортивных секций. Ребенка можно записать на плаванье, футбол, на танцы.

Пятилетки постоянно находятся в движении. Они бегают, скачут, помогают родителям по дому, выполняют простые поручения, например, могут протереть пыль, убрать грязные тарелки со стола.

Двигательная активность

Дети обладают навыками самообслуживания: чистят зубы, моют руки, умываются, одеваются и раздеваются, застегивают пуговицы, молнии. Умеют пользоваться всеми столовыми приборами.

Что умеет

Ребенок в 5 лет должен уметь следующее:

Двигательная активность
  • прыгать на одной или двух ногах;
  • бросать и ловить мяч;
  • стоять на одной ноге не менее 10 секунд;
  • ходить задом наперед;
  • подниматься и спускаться по лестнице;
  • перепрыгивать через преграды, высоко подпрыгивать на двух ногах;
  • ездить на четырехколесном велосипеде.

Как развивать

Для развития пятилетнего ребенка можно приобрести гимнастическую стенку. Стоит отдавать предпочтение активному отдыху. Летом можно кататься на велосипеде, играть в футбол, волейбол, бадминтон, зимой – кататься на коньках, лыжах, санях.

Двигательная активность

Помимо игр на свежем воздухе, можно заниматься дома. Выполнять простые комплексы упражнений на разминку всех групп мышц. Продолжительность занятия не должна превышать 25 минут. Упражнения повторять 2–5 раз, сложные чередовать с простыми.