Развитие ребенка от рождения до подросткового возраста

Подростковый период – серьезное испытание для отношений между детьми и родителями. Пройти этот квест с минимумом потерь – задача сложная, но интересная и выполнимая.

Внутриутробный период развития ребенка

Все начинается с внутриутробного периода, который длится около 280 дней. Если беременность проходит нормально, то развитие зародыша протекает достаточно быстро, происходит закладка и последующее формирование основных систем и органов. Уже с девятой недели зародыш называют плодом. Формируется плацента, которая связывает мать и плод, представляя собой барьер. В это время очень важно, чтобы будущая мама бережно относилась к своему здоровью, это касается как физического, так и психологического. Ведь изменения могут сказаться на развитии плода, и привести к задержке и необратимым изменениям, что в последующем обязательно отразится на протекание беременности. В этот период медики рекомендуют постоянный мониторинг развития плода, специальные профилактические меры для борьбы с гестозами, исключение профессиональных вредностей, соблюдение правил гигиены, ограничение в физической активности и работе.

Возникновение чувства взрослости и реакция эмансипации

Изучая особенности развития этого чувства, Эльконин Д. Б. выделил два типа «взрослости»:

  1. Объективная. Ребенок действительно готов жить во взрослом обществе.
  2. Субъективная). Подросток просто чувствует себя взрослым.

Разновидности объективной взрослости:

  1. Социально-моральная. Проявляется эмансипацией, участием в семейных делах.
  2. Интеллектуальная. Подросток занимается саморазвитием и самообразованием.
  3. Романтическая. Проявляется в романтических взаимоотношениях с противоположным полом.
  4. Внешняя. Подросток пытается иметь «взрослую» внешность,поведение. Ребенок следит за модой, может начать курить и использовать нецензурную лексику в общении.
Читайте также:  Гидроцефалия головного мозга у детей – что это такое?

Признаки субъективной взрослости:

  • стремление подростка, чтобы его воспринимали за взрослого;
  • ограждение определенных жизненных сфер от других, недовольство при попытке других проверить его работу на качество;
  • индивидуальное поведение и личные мысли, отстаиваемые перед другими.

Испытывая взрослость, дети:

  • критически относятся к старшим;
  • разочаровываются в мире взрослых;
  • боятся окружающего мира;
  • чувствуют одиночество после осознания своего внутреннего мира и плохих отношений с близкими;
  • ожидают, что взрослые будут к ним относиться, как к равным.

Чтобы этот период прошел как можно легче, специалисты в психологии подросткового возраста советуют родителям более лояльно относиться к чувству взрослости ребенка.

Ранний возраст

К раннему (ясельному) возрасту малыш уже должен научиться ходить. Здесь уже идет непосредственное общение малыша со сверстниками (если он ходит в детский сад), с родителями, родственниками. Некоторые дети в этом возрасте уже умеют говорить, а некоторые общаются с другими с помощью жестов. Ребенок учиться держать ложку и кушать самостоятельно, но ему необходима помощь родителей.

На этом этапе развития у ребенка идет понимание некоторых вещей, которые можно делать, а какие нельзя, какой предмет хороший, а какой плохой. Малышу очень трудно в те моменты, когда мамы нет рядом. Он скучает, постоянно хочет к ней. Поэтому, привыкание к садику может вызвать огромный ряд проблем, как у родителей, так и у ребенка.

Топ-лучших книг для помощи в воспитании детей

Каждый родитель хочет научиться:

  • понимать своего ребенка;
  • быть с ним терпеливым;
  • не идти на поводу эмоций в непростых моментах воспитания.

Иногда это трудно сделать в силу неопытности и нехватки знаний. Что же делать в ситуации, когда чадо в очередной разбушевалось, а все известные методы исчерпали себя? Можно ждать, когда малыш перерастет свой “кризис” и все вернется на свои места. А можно обратиться к профессионалам-авторам и почерпнуть знания из книг о детском воспитании.

” Общаться с ребенком. Как?” – Юлия Гиппенрейтер

Книга о том, как часто необдуманные слова приносят ребенку боль и сомнения в родительской любви. На примерах приведены фразы, которые способны сделать ребенка замкнутым, трудным или “с характером”. Но исправить ситуацию не поздно никогда! Здесь вы найдете не только универсальные советы, но и анализы реальных историй, а также практические задания. Это одно из лучших изданий, которое рассчитано на широкий круг читателей: будущих родителей, состоявшихся отцов и матерей с детьми от 0 до года и старше, для тех, кто имеет проблемы с детьми и тех, кто считает, что в семье все хорошо.

Читайте также:  Безопасность детей на дороге: что должны знать родители?

” Растет дочка, растет сын” – Ирина Ханхасаева

О чем и как разговаривать с новорожденным; что делать с раскапризничавшимся грудничком; как понять, что малыш готов к яслям и детскому саду – все эти темы раскрыты в издании

Топ-лучших книг для помощи в воспитании детей

” Когда ваш ребенок сводит вас с ума” – Эда Ле Шан

Издание написано для родителей, которые считают поведение своего ребенка откровенно нестерпимым. Книга поможет мамам избежать желания сделать “шлепок”, поможет понять, почему иногда (или часто) раздражают действия своего ребенка, и как можно с этим справиться.

” После трёх уже поздно” – Ибуки Мосару

Труд японского автора убеждает читателей в том, что их ребенок наделен безграничными потенциальными возможностями, которые даны ему самой природой. Есть они у каждого, и важно правильно раскрыть эти возможности (читай – способности), окружив ребенка правильной средой развития. Почему до трёх лет? Именно с рождения до трехлетнего рубежа мозг малыша способен схватывать все “на лету”, новые знания усваиваются очень быстро. Книга рекомендуется парам, ожидающим пополнения, а также родителям детей возрастом до 3 лет.

“Мы и наши дети” – Борис и Елена Никитины

В книге собраны идеи и опыт семьи Никитиных, вырастивших семерых детей, и предлагающих уникальные методы воспитания с раннего детства. Главная идея издания в том, что не стоит “перегибать палку” в заботе о ребенке: она не должна быть чрезмерной. На страницах вы встретите множество советов о том, как вырастить крепкое, здоровое чадо и с момента рождения приучать его к выносливости и закаливанию.

Что делать родителям?

Недостаточно просто «заметить», что ваш ребенок впервые серьезно влюбился, и просто наблюдать за его отношениями со стороны. Но и навязываться с постоянными расспросами также не стоит. Что же тогда делать?

Читайте также:  Воспитание подростков: типичные ошибки родителей и как их избежать

Использовать выстроенные ранее доверительные отношения с ребенком и быть ненавязчивыми. Есть определенные вещи, о которых обязательно следует поговорить с ребенком про подростковую любовь, и то, чего делать не стоит.

Чем помочь?

Что делать родителям?
  1. Обеспечить подростку ощущение, что его понимают, принимают и поддержат в любой ситуации. Не просто сказать это, а построить отношения с ребенком так, чтобы он подсознательно это чувствовал. Это невозможно сделать одномоментно. Такие отношения должны быть выстроены ранее.
  2. Не навязываться. Родительские расспросы могут основывать на простом интересе или беспокойстве. Но сильный напор обречен столкнутся с не менее сильным отпором. Помните, что подросток имеет право на личное пространство. Найдите мягкие способы узнать о том, что нужно знать родителям.
  3. Поделитесь собственным опытом. Не в форме «поучающей лекции», а в доступной и ненавязчивой для подростка форме (просматривая старые фотографии, устройте вечер воспоминаний и т.д.).
  4. Поговорите о сексе. Это может быть смущающим для всех, но упускать этот момент нельзя. «Все о любви» ребенок может узнать и из Интернета, но что именно попадется ему в поиске, и как он это поймет — невозможно предугадать. Ведь даже пытаясь узнать в сети, как влюбить в себя мальчика, девочка может найти не совсем достойные варианты.

Чего не следует делать?

  1. Осуждать, обесценивать чувства и отношения ребенка.
  2. Негативно высказываться об избраннике/ избраннице подростка.
  3. Жестко выставлять новые границы свободы (запрещать разрешенные раньше прогулки, отключать телефон и т.д.).
  4. Рыться в вещах или гаджетах подростка.

Развитие младших школьников (– лет)

К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.

Младший школьный возраст – первый этап взросления

Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.