Развитие ребенка 5 месяца жизни. Календарь развития

Развитие ребенка в 5 месяцев становится по-настоящему переломным периодом в жизни малыша. Он начинает применять полученные знания, умения и навыки на практике, становится гораздо более мобильным, самостоятельно может принимать различные позы и ярко проявлять эмоции на события окружающего мира. В пять месяцев ребенок продолжает активно изучать мир, открывать новое и обучаться. Полученные ранее знания проходят проверку на необходимости – ребенок проводит процесс личной адаптации.

Физическое развитие

Вес большинства малышей к пятимесячному возрасту удваивается, а рост увеличивается с момента рождения на 14-15 см. Начиная с этого момента, темпы прибавки в весе несколько замедляются. Связано это с тем, что увеличивается двигательная активность крохи, и малыш уже тратит гораздо больше энергии для изучения окружающей среды. Если новорожденный малыш прибавляет в весе около 1 кг в месяц, то сейчас эта цифра сокращается почти в два раза и составляет порядка 550-600 г.

Кожа ребёнка в этом возрасте всё ещё остаётся довольно чувствительной — это может привести к появлению ссадин и красных пятен, появляющихся в результате трения о различные поверхности. Например, если малыш играет на полу, на его коленках могут появиться небольшие повреждения, которые возникают в результате прикосновения жёстких ворсинок коврового покрытия к нежной детской коже. К тому же кроха уже не проводит столько времени в кроватке, поэтому грязь и пыль на кожных покровах скапливается чаще и в больших количествах, что также может спровоцировать появление кожных раздражений и потницы. Увеличивается склонность к появлению опрелостей на коже половых органов ребёнка. Малыш растёт, количество выделяемой мочи увеличивается, и это может доставлять существенной дискомфорт, если кроха очень много времени проводит в подгузнике.

Физическое развитие

Чтобы избежать появления всех этих проблем, стоит придерживаться следующих правил:

  1. Тщательно следить за гигиеной малыша. Купать пятимесячного ребёнка следует через день, не реже.
  2. Не держать кроху в подгузнике дольше 3-3,5 часов.
  3. Несколько раз в день можно устраивать малышу воздушные ванны. Если полностью раздеть ребёнка не позволяет температура в помещении, следует проветривать хотя бы кожу половых органов. Для этого достаточно просто снять памперс (сверху можно надеть хлопковые ползунки).
  4. Менять детскую одежду следует по мере загрязнения. Не стоит держать ребёнка в грязной одежде весь день – это позволит коже лучше дышать.

Слуховой аппарат ребёнка в 5 месяцев уже очень хорошо развит, и малыш различает не только голоса людей, но и может определять направление, в котором располагается источник звука.

Кроха реагирует на звуки, которые он слышит, улыбкой, смехом, плачем или даже криком, если источник звука достаточно громкий или резкий. Он может поворачивать голову, махать ручками, или тянуться ими к человеку, который в данный с ним разговаривает. Ребёнок уже способен узнать голоса родных, но самым родным и знакомым для него остаётся голом мамы. В этот период следует как можно больше разговаривать с крохой, петь ему песенки или читать сказки. Желательно при этом менять интонации голоса – это позволит не только развивать слух ребёнка, но и тренировать его будущие речевые навыки.

Физическое развитие

Если у вас возникают сомнения относительно слуха малыша, можете провести небольшой тест. Для этого нужно выключить радио, телевизор и любые другие источники звуков. Далее нужно отойти за спину малыша на расстояние около 4-5 м и хлопнуть в ладоши либо тихонечко позвать малыша. Повторить с другой стороны. Если ребёнок не проявляет реакции и не поворачивает голову в сторону источника звука, следует поставить в известность врача (отоларинголога) – возможно, малышу потребуется лечение.

Зрение

Зрительные навыки пятимесячного ребёнка также продолжают совершенствоваться. Зрение вашего малыша в порядке, если кроха:

  • хорошо фокусирует взгляд на игрушке или другом предмете;
  • следит взглядом за погремушками, поворачивает головку вслед за перемещающимся предметом;
  • останавливает взгляд на ярких игрушках.
Физическое развитие

Некоторые малыши от рождения имеют лёгкую форму косоглазия. Это явление считается физиологическим, и не представляет опасности. К пятому месяцу жизни ребёнка признаки косоглазия должны полностью пройти. Если же этого не происходит, стоит немедленно обратиться к врачу для исключения возможных патологий развития зрения.

Развитие ребёнка в год и месяцев: умения, питание, сон, игры, занятия

Крохе почти полтора. Он вполне самостоятелен, и всё чаще проявляет себя как кормить маленького человека? К какому режиму сна приучать? Как стимулировать его физическое и интеллектуальное развитие? Сейчас всё выясним.

Ещё чуть-чуть — и можно заказывать праздничный торт на полтора года. А пока у вашего малыша есть немного времени для того, чтобы порадовать маму с папой новыми умениями. Развитие малыша — каким оно должно быть, если ребёнку исполнился 1 год и 5 месяцев? Предлагаем вам основные ориентиры по нескольким позициям: умения крохи, занятия, игры, питание и сон в этот период.

Что должен уметь

По достижению года и 5 месяцев говорить о том, что должен уметь ребёнок, можно долго. Поэтому перечислим основное. Ваш малыш уверенно кушает сам, без помощи взрослых. Он способен отличить большой предмет от маленького. Знает практически все цвета и без проблем собирает разобранную пирамиду.

Он знает, для чего предназначен тот или иной предмет. Умеет пользоваться расческой и в курсе, что чашка создана для питья, а фен — для того чтобы сушить волосы. Кроха нередко копирует родительские действия, провоцируя маму с папой на безудержный смех. Он рисует палочки и линии — коряво, но всё-таки.

Вполне возможно, что в этом возрасте чадо самостоятельно ходит на горшок. А если иногда промашки всё же случаются, не ругайте его. Формирование ответственного за позывы мозгового центра происходит до трёх лет.

Читайте также:  Когда крестят новорожденного ребенка: все что нужно знать родителям

Поэтому поблагодарите своего малыша за то, что в столь раннем возрасте он уже экономит подгузники.

Занятия

Вряд ли кто-то задаётся вопросом, чем занять ребёнка, которому исполнился год и 5 месяцев. В этом возрасте маленькая личность способна самостоятельно выбрать себе дело. Ваша задача — следить за тем, что делает кроха, и в случае надобности помогать или корректировать. Не удивляйтесь, если любимые игрушки малыша — кастрюли и пульты от телевизоров и кондиционеров.

Дитя познает окружающий мир посредством предметов, которые попадаются ему под руку. Непременно гуляйте с малышом. Гуляйте как можно чаще и дольше. Набегавшийся на свежем воздухе ребёнок отличается от своих “домашних” собратьев отменным аппетитом и крепким сном. Будет просто отлично, если занятия с малышом, переступившим порог 1 года и 5 месяцев, будут проходить на улице.

Таким образом вы убьете сразу двух зайцев.

Книжки — лучший объект игр в этот период. Но внимание: игра зиждется не на уничтожении печатного издания, не на вырывании страниц и порче фолианта. Для “книжной” игры с крохой в возрасте 1 год 5 месяцев необходимо взять красочную детскую книжку.

Развитие ребёнка в год и месяцев: умения, питание, сон, игры, занятия

Внимательно рассмотрите картинки, привлеките ими внимание маленькой личности, дайте ей рассмотреть всё, что изображено. А после начните задавать вопросы и побуждения к действию: “Где здесь девочка?”, “Покажи лошадку!”, “Отыщи цветок”. Если кубики и пирамидки для вас пройденный этап, обратитесь к сортерам и паззлам.

Позволяйте малышу хоть иногда забавляться в песке. Идеально — смастерить песочницу возле дома и наполнить ее чистым песком.

Питание

Несмотря на то, что питание ребёнка в возрасте год и 5 месяцев ничем не ограничено, не стоит кормить его с родительского стола. Жареная куриная ножка — не лучшее решение. А вот молочно-крупяная каша — то, что нужно.

Не забывайте, что меню малыша, достигшего возраста 1 год и 5 месяцев, должно содержать кисло-молочные продукты. Желательно, ежедневно. Отучая от груди, целесообразно давать молочную смесь, предназначенную для этого жизненного периода.

Чтобы разнообразить рацион ребёнка в 1 год и 5 месяцев (особенно в случае, если он плохо ест), добавляйте в супы “весёлые” макаронные изделия. Можно предложить крохе яйца. Недельная норма — полтора яйца. И что бы там ни говорили бабушки, как бы они ни протестовали, пытаясь всучить в детскую ручку кусок сала или солёного огурца, вы должны знать: описанного выше чаду вполне достаточно.

Каждый ребёнок в год и 5 месяцев спит по-разному, и то, сколько он спит, зависит лишь от его потребностей. Если соседское дитя спит трижды в день, а ваше всего раз, не страшно. При ближайшем рассмотрении вдруг окажется, что дневной сон вашего чада длится более трех часов, а ребёнок соседки спит трижды, но по сорок минут.

Считается, что в этом возрасте “сонные” часы варьируются между двенадцатью и тринадцатью часами в день. Если малыш, которому исполнился год и 5 месяцев, тревожно и плохо спит ночью, попробуйте сдвинуть время ночного сна. А если перед тем, как укладывать кроху спать, вы дадите ему вдоволь поплескаться в ванной, проблемы со сном словно рукой снимет.

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Больше по теме

Общение и эмоции

Если в первые два месяца взгляд у ребенка еще неосознанный, для него все, как будто в тумане, и ничего не понятно, в 3 месяца наступает новый этап в его развитии. Теперь он с удовольствием рассматривает все вокруг и хочет, чтобы с ним общались.

Все это проявляется в следующих моментах:

  • Малыш внимательно смотрит на того, кто общается с ним, внимателен к голосу своего собеседника.
  • Он уже узнает свою маму и тех, кто часто с ним общается. Поэтому всегда встречает их с улыбкой. Да, теперь кроха осознанно может улыбаться.
  • Ребенок осознанно использует свой крик, он издает разные звуки, когда голоден, когда его что-то беспокоит, или если ему скучно. Удивительно то, что и мама теперь понимает желания своего крохи, хотя он еще такой маленький.

Знаете ли вы? Неонатологи различают у детей 3-х месячного возраста более 70 видов улыбок.

  • Еще ребенок начинает «гулить», издавая различные звуки, которыми он привлекает своих родных и выражает таким образом радость.

Это замечательное время, чтобы начать строить отношения со своим малышом, чтобы в дальнейшем стать настоящими друзьями, поэтому общайтесь и улыбайтесь ребенку как можно больше.

Чему должны учить ребенка родители в первые дней его жизни

Переворачивайте новорожденного

Малыш еще не может изменять положение тела по своему желанию, но он уже готов этому учиться.

" Выкладывайте его на спинку, на бочок, на животик – так он быстрее научиться владеть своим телом.

Фиксируйте взгляд малыша

Когда ребенок бодрствует, находится в хорошем настроении, обязательно покажите ему крупную погремушку. Когда вы привлечете его внимание звуком, медленно поводите игрушкой на расстоянии вытянутой руки малыша. Пусть он следует за ней взглядом – с каждым днем у него это будет получаться все лучше.

Развивайте слух младенца

В отличие от зрения, слышит малыш уже неплохо, так что почаще используйте игрушки, издающие различные звуки – важно, чтобы ребенок реагировал и поворачивал голову в ту сторону, откуда он слышит звук (если он не реагирует на звук – обязательно скажите об этом вашему педиатру!) Пусть у вас будет несколько звучащих, пищащих, шуршащих игрушек.

Беседуйте с новорожденным

Сегодня медики и психологи советуют не сюсюскать с ребенком (от этой привычки потом будет трудно избавиться в первую очередь вам), а разговаривать с ним, как со взрослым. Говорите спокойным тоном, короткими фразами, используя простые слова.

" Если вы начнете зачитывать малышу отрывки из учебника по квантовой физике, это ему не повредит, но все же принесет меньше пользы, чем если бы вы повторяли фразы «мама любит тебя», «мама рядом» и называли по именам домочадцев.

Обнимайте его и поглаживайте

Делайте это почаще, особенно важен контакт «кожа к коже», чтобы малыш чувствовал тепло вашего тела. Поглаживания – самая простая, естественная и безвредная стимуляция развития малыша, в отличие от массажей на которые так уповают мамы. Их должен делать специалист и только по медицинским показаниям! Для здорового ребенка нет ничего полезнее, чем мамины руки.

Занятия не должны утомлять ребенка

Наконец, важный вопрос: как долго заниматься с ребенком? Ребенок в возрасте одного месяца может играть с вами на протяжении 5-7 минут, потом он устанет. Эти минуты игры можно устраивать в каждый период бодрствования малыша – ему это будет полезно, а вам доставит море удовольствия!

Подготовила Анна Первушина о новорожденных Другие статьи автора

Психоэмоциональное развитие ребенка в месяцев

Наблюдать, как развивается психика малыша, особенно завораживает. Шестимесячный ребенок проявляет эмоции: может нахмуриться или засмеяться, пытается копировать мимику взрослых. Он начинает понимать эмоции родителей и реагирует на них соответственно ситуации, а его собственный голос меняется в интонациях в зависимости от потребностей и настроения. Малыш осознает причинно-следственные связи: если ударить по колокольчику, тот зазвенит. Родителей полугодовалый ребенок узнает и радостно к ним тянется, но незнакомые люди его часто пугают и смущают, имейте это в виду. Малыш распознает свое имя, названия некоторых знакомых предметов, может посмотреть или указать на них, если назвать этот предмет. В этом возрасте совершенно нормальная часть развития – тянуть все в рот, включая собственные ножки и игрушки. Ребенок становится очень тактильным, ему интересны различия между фактурой поверхностей предметов, поэтому рекомендуется иметь разные игрушки: гладкие, шершавые, пушистые.

Отклонения от развития

Малыши индивидуальны с самого рождения, и темп их развития может сильно разниться от ребенка к ребенку, однако родителям следует насторожиться и обратиться за дополнительными разъяснениями к врачу, если их чадо к пяти месяцам:

  • не переворачивается на спину и живот;
  • голову держит неуверенно, особенно при подтягивании, когда приподнимают из лежачего положения за ручки;
  • глядя на интересную игрушку, не тянется к ней с намерением взять;
  • не перестает плакать при звуках музыки или голоса матери;
  • в речи не прослеживается отдельных слогов;
  • не ищет глазами то, что называет мама, держа его на руках, например, папу, носик, кота;
  • не может отличить ласковую интонацию от строгой;
  • не исчезло косоглазие, которое присутствовало раньше.

Эмоционально-социальное развитие ребенка месяца жизни

Знакомство с окружающими людьми

Младенец проявляет интерес к лицу взрослого человека: внимательно его рассматривает, касается, ощупывает, хватает мать и отца за нос, тянет за волосы, толкает ручки в рот.

Знакомство с собой

Ребенок продолжает знакомиться со своими нижними конечностями, активно тянет в рот ноги, сосет большой палец ноги, хватает руками свои гениталии, исследует с помощью рук свою голову, уши.

Эмоции

Малыш любит смеяться, дурачиться. Начинает ревновать, когда мама разговаривает по телефону, требует к себе повышенного внимания. На лице появляется выражение нежности. Начинает обнимать родных взрослых, тихонько хлопать по лицу, прижиматься к нему открытым ртом (целовать). Ребенок становится терпимее, однако легко обижается.

Социальная адаптация

Пятимесячный ребенок избирательно относится к окружающим людям, в присутствии посторонних ведет себя сдержанно, осторожно, просится к матери на руки, прижимается к ней, отворачивается от постороннего человека.

Общение

Младенец дифференцирует интонацию голоса родных взрослых: радостно реагирует на спокойное, веселое общение членов семьи, на приветливое обращение к нему, может заплакать в ответ на повышенный голос, выяснения отношений на повышенных тонах.

Узнает знакомые игрушки, которые мама называет, улыбается им, пытается схватить рукой.

Начинает реагировать на вопрос: в ответ на обращение "Где мама?" ищет глазами, если не находит, может заплакать. В ходе общения с родными и близкими продолжает использовать "кашель" и "рычание".

Задача развития

— стимулировать желание малыша в течение 15-30 минут заниматься самостоятельно, одобрять его за умение спокойно вести себя в отсутствие мамы или других членов семьи; -поддерживать у ребенка желание играть со взрослым или наедине, одобрять попытки подражать действиям других; — создавать благоприятные условия для дальнейшего ознакомления младенца с ближайшим социальным окружением, с самим собой; — с пониманием относиться к быстрому изменению эмоций ребенка — радости, капризам, ревности, нежности, обиде; — осознавать, что способность ребенка дифференцировать окружающих людей на "своих" и "чужих", соответствующим образом на них реагировать является важным компонентом его полноценного социального развития; — принимать во внимание способность малыша быть созвучным эмоциональному состоянию взрослого, контролировать свое настроение, тональность обращений к нему, характер общения с другими членами семьи; — в ходе общения с ребенком поддерживать все средства общения — вокализацию, жесты, кашель, рычание, мимику, улыбку.

Организация жизнедеятельности

Необходимо предоставлять ребенку больше возможностей самостоятельно реализовывать потребность в активных действиях, обеспечивать систематические, положительно эмоционально окрашенные продуктивные контакты с родными взрослыми. Родители не должны прерывать естественные попытки малыша обследовать их лицо и собственное тело.

Поддерживайте оптимистичное самочувствие ребенка, желание смеяться, выражать внешне свои эмоции.

Ухаживая за пятимесячным ребенком, важно всячески поддерживать его активный интерес к людям, стремление познакомиться на вкус с пищей взрослых. Нужно спокойно воспринимать частые отвлечения малыша во время кормления грудью, считаться с такой особенностью его поведения.

Важно, чтобы взрослые, приучая малыша к чистоте, высаживали его ориентировочно 1 раз в 30-40 минут, одобряли попытки ребенка контролировать мочеиспускание, сдерживать себя и делать необходимое в отведенном для этого месте.

Читайте также:  Запор у грудничка: признаки, причины, лечение

Вы должны общаясь с малышом не прятать от него свое лицо, позволять его исследовать. Осторожно знакомьте ребенка с новым людьми, но способствуя его пребыванию в основном в узком кругу родных и близких, обеспечивая тем самым ему ощущение комфорта и защищенности. Поддерживайте желание ребенка активно действовать, обеспечивайте ему вариативную и безопасную среду.

Показатели эмоционально-социального развития: — ребенок 5-ти месяцев сообщает взрослому о своем желании быть на его руках или заниматься самостоятельно; — может в течение 15-30 минут спокойно играть, если взрослого нет рядом; — пытается подражать поведению взрослого; — пытается ознакомиться со свойствами предметов; — активно исследует собственное тело и лицо взрослого; — избирательно относится к окружающим людям; — проявляет нежность, ласковость, привязанность к матери (отцу); — созвучен эмоциональному состоянию взрослого; — использует разнообразные средства общения со взрослым.

Эмоционально-социальное развитие ребенка от рождения до 1 года

Бытовые навыки и умения детей в лет

В наше время высоких технологий дети пятилетнего возраста хоть и легко справляются с компьютером или смартфоном, зато часто не могут сами одеться или заправить кровать. Это происходит потому, что родители забывают, что даже таким, достаточно простым, вещам всё равно нужно учить.

Чем раньше родители начнут привлекать малыша к домашней работе, тем более самостоятельным он вырастет. Обязательно нужно научить ребёнка убирать квартиру, и начать можно с уборки разбросанных игрушек, постепенно усложняя задачу. Совсем неважно, что на первых порах после уборки придется всё переделывать — со временем чадо всему научится. Не нужно сразу же начинать исправлять всё за ребенком, лучше объяснить и подсказать: что, где и почему не так.

Пятилетний ребёнок должен самостоятельно умываться, есть и одеваться. Часто пятилетка изъявляет желание помочь маме в домашних делах. И помощь желательно принимать, иначе ребёнок привыкнет, что мама всё делает сама. Малыш может помочь маме в стирке — например, достать белье из машинки, насыпать порошок в контейнер, включить машинку. Также ребёнку будет интересно выращивать какое-нибудь растение. Пусть он сам его посадит, поливает и ухаживает за ним.

Бытовые навыки и умения детей в лет

Полезно брать малыша с собой в магазин, объясняя при этом, как делаются покупки и откуда берутся деньги. В этом возрасте ребёнок уже в состоянии запомнить, какие продукты в каком магазине покупают.

Детские психологи уверены, что именно в пять лет происходит формирование характера, ребёнок усваивает правила поведения в социуме. Обязанность родителей — всему его научить. Именно в этом возрасте дети уже способны сопереживать, любить и сочувствовать.

Физическое развитие ребенка

В этом возрасте большое внимание необходимо уделять развитию опорно-двигательного аппарата у ребенка. Для этого можно выполнять ежедневные получасовые комплексы упражнений. Одним из самых эффективных является упражнение «Приседание с прогибов позвоночника». Для его выполнения положите малыша на спину, позвольте ему сжать ваши большие пальцы ладошками, а другими пальцами держите его запястье. Далее, разведя руки в стороны, помогите малышу принять сидячее положении. После поднимите одной рукой руки малыша вверх, а другой проведите по его позвоночнику. После окончания повторите действия в обратном порядке.

Важным элементом в помощи в физическом развитии ребенка остается массаж. В возрасте пяти месяцев его можно усложнить, добавив к уже привычным растираниям, поглаживаниям пощипывания и растирания.

Чтобы развить тактильную чувствительность нужно сделать несколько подушечек из различных тканей (шелк, хлопок, шерсть, вельвет). Давайте малышу играться с ними, когда он лежит на животике.

Развитие малыша на пятом месяце жизни

Малыш уже вовсю желает ползать? Не препятствуйте ему, пусть тренируется.

  • Можете научить ребенка интересной игре: положите его на животик лицом к краю кровати и подавайте игрушки, которые он будет сталкивать на пол. Вы удивитесь, как эта забава понравится ребенку. Он с удовольствием будет слушать, как игрушка падает на пол. Эта игра позволяет малышу изучать причинно-следственные связи.
  • На пятом месяце жизни можно играть с ребенком в… «догонялки». Водите игрушкой в пределах досягаемости крохи и время от времени позволяйте малышу поймать ее. При этом хвалите ребенка и радуйтесь победе вместе с ним. Тогда малыш поймет, чего вы от него хотите, и начнет активнее пытаться поймать игрушку. Игра развивает моторику и координацию.
  • Играя с ребенком, рассказывайте все, что делаете, называйте все предметы, которые его интересуют, называйте цвета, формы и пр. Такая игра помогает в развитии речи малыша. Развитие речи тесно связано с развитием интеллекта ребенка. Произнося слова, говорите их четко и правильно, не допуская сюсюкания и уменьшения слов. По время всех процедур пойте крохе песенки, рассказывайте стишки и повторяйте вместе с ним звуки.
  • Малыш с интересом будет наблюдать в окно, возможно, на какие-то звуки он будет реагировать испугом. Ребенок на пятом месяце жизни может беспокоиться, если мамы нет рядом. Если раньше недовольство малыша почти всегда было связано с физиологическим состоянием (голод, холод, боль), то сейчас ребенок уже умеет расстраиваться от отсутствия общения, прикосновений, от невозможности что-то получить или сделать.
  • Малыш уже может тянуть ручки к маме, когда хочет ее внимания или просит взять на ручки. Кроме криков и плача, ребенок учится пользоваться жестами.
  • На несколько минут (5-10) малыш может заняться игрушками самостоятельно, без вашего участия. А потом непременно потребует внимания взрослого. 4 месяца – это период психологического развития, когда огромную роль в развитии ребенка играет общение.
  • По-прежнему развивайте рецепцию кожи ребенка: давайте ему в ручки предметы, различные на ощупь. Добавьте в изучения и такие приемы: дайте малышу потрогать водичку и скажите «мокро», вытрите ручки полотенцем, скажите «сухо». Поднимая вверх малыша, говорите «вверх», опуская, говорите «вниз».