Развитие мелкой моторики у дошкольников

В материале «3 главных вопроса о мелкой моторике: что, зачем, когда» мы разбирали само понятие мелкой моторики, говорили о том, почему важно уделять внимание её развитию и когда, в каком возрасте этим надо заниматься. В этой статье сузим вопрос исследования до связи мелкой моторики с формированием речи. Но не забывайте, что значение мелкой моторики в развитии способностей ребёнка куда более многогранно и развитием речевых навыков не ограничивается.

Как мелкая моторика связана с речью

Человеческий мозг — сложная система, структуры которой контролируют все происходящие в организме процессы. Движениями нашего тела также руководят определённые зоны мозга. Примитивные, т. е. автоматизированные и врождённые, движения управляются на подкорковом уровне. А вот при выполнении движений осознанных в работу включается кора головного мозга. Чем более развит этот слой мозга, тем точнее, сложнее и слаженнее движения человека. Но эта связь действует и в обратную сторону: чем больше точных, сложных и слаженных движений будет совершать человек, тем эффективнее будут развиваться корковые уровни его мозга.

Хотя мозг делится на зоны, каждая из которых выполняет определённые функции, их взаимная связь так велика, что воздействие на одну сказывается и на остальных. А если учесть, что сенсомоторная и речевая зоны соседствуют, связь мелкой моторики с речью становится очевидна.

Какая связь между мелкой моторикой и развитием речи

Воздействие подвижности пальцев на речевую функцию первым доказал В.М. Бехтерев. Разнообразные задания, затрагивающие кисти и пальцы рук, со временем позволяют повысить четкость произносимых звуков.

Звучную метафору употребил известнейший отечественный педагог В.А Сухомлинский, заметив, что «ум ребенка находится на кончике его пальцев». Эту мысль подхватили специалисты-практики, развивая более узкое предположение о речи на кончиках пальцев.

Какая связь между мелкой моторикой и развитием речи

Появились игровые программы на развитие мелкой моторики — пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. В нее включены задания, разграниченные по возрастам, комплексно стимулирующие детскую речь благодаря одновременной работе пальчиков и проговариванию строчек.

Вопрос взаимосвязи речи и мелкой моторики исследовали М.М. Кольцова и ее последовательница М.И. Рузина. Выяснив, что центры головного мозга, отвечающие за речевые функции, связаны с рукой, а шевеление пальцами посылает определенный импульс в соответствующие речевые зоны, они предложили свой «Пальчиковый игротренинг».

Мелкая моторика в системе развития ребенка

Мелкая моторика пальцев рук ребенка – чрезвычайно важная система в его дальнейшем психическом развитии. Она непосредственно участвует в формировании взаимосвязи между левым и правым полушариями головного мозга.

Чем раньше родители обратят на нее внимание, тем лучше. Уже грудному младенцу рекомендуется выполнять пальчиковую гимнастику – мама массирует пальчики малыша, воздействуя, тем самым, на соответствующую зону в коре головного мозга. Важно помнить, что данная зона тесно соседствует с областью, отвечающей за речевое развитие ребенка (исследования Уайлдера Пенфилда). Таким образом, мелкая моторика и речь непосредственно связаны между собой.

Кроме того, развитие мелкой моторики является необходимым условием в последующем формировании письменной культуры ребенка. Иными словами, если вы не хотите допустить у вашего ребенка в будущем возможных проблем с речью и письмом, мелкая моторика рук малыша должна быть в центре вашего внимания. Кстати, о внимании – уровень его развития, а также уровень развития памяти также тесно связаны с активацией моторной функции рук ребенка.

Читайте также:  Зарядка дома для детей: 10 лучших видео

В дополнение, следует отметить релаксирующую функцию моторики рук в ситуации мыслительной утомляемости. Иными словами, когда мозг ребенка требует отдыха, упражнения, направленные на мелкую моторику рук, позволяют ему получить этот отдых в необходимом количестве.

Что такое мелкая моторика рук

Мелкая моторика рук – умение делать точные движения пальцами и кистями рук. Чтобы правильно выполнять упражнения для развития мелкой моторики, необходимы скоординированные действия костной, мышечной и нервной системы ребенка. Совершенствование моторики рук очень важно для развития малыша. Поэтому начинать занятия можно уже с самого рождения ребенка. Поначалу новорожденный может только рассматривать свои ручки, затем учится ими управлять: хватает все, что рядом лежит (погремушки, пеленки) и тянет к себе. В этот период его движения неумелые и неловкие. Пока малыш совсем маленький мама может делать ему массаж ладошек. Когда ребенок немного подрастет, с ним можно уже будет заниматься в игровой форме.

Развитая мелкая моторика рук стимулирует формирование нервной системы, памяти, внимания, зрения, восприятия ребенка. Уже давно доказана прямая связь между моторикой рук и речью малыша. Казалось бы, какая может быть взаимосвязь между упражнениями для рук и умением разговаривать? Оказывается, в головном мозге моторный и речевой центры находятся очень близко друг к другу и при стимулировании мелкой моторики рук речевой центр активизируется. Чем больше ребенок выполняет упражнений на развитие моторики, тем раньше он начинает говорить, его речь более внятная и разнообразная. Также мелкая моторика влияет на скорость реакции малыша, ловкость его рук, а в дальнейшем и на его почерк.

Упражнения для развития моторики рук состоят из множества самых разнообразных движений: начиная с простых жестов для грудничков, например, взять в руку погремушку, и заканчивая более сложными заданиями для детей дошкольного возраста, например, нарисовать картинку или написать прописи в тетради.

При принятии решения о том готов ли ребенок к обучению в школе психологи и педагоги оценивают: насколько он умеет логически рассуждать и мыслить, имеет хорошие концентрацию, память, внимание, воображение, может связно говорить, и насколько его рука подготовлена к обучению письму, а за развитие всех этих навыков отвечает мелкая моторика рук.

Развитие мелкой моторики у детей до года

Развитием моторики надо заниматься практически с рождения. При этом надо помнить о том, что используемые методики и упражнения должны соответствовать возрасту.

Занятия с детьми до 6 месяцев

Первые месяцы жизни достаточно легкого массажа рук, который нужно проводить и в дальнейшем, добавляя новые элементы. Массировать надо ладошки и пальцы – слегка потягивать их, затем совершать круговые движения в разные стороны. Действовать надо мягко и плавно.

С 2 месяцев необходимо давать ребенку в руки шарики разного размера. При этом надо следить, чтобы малыш не тянул их в рот – даже если их нельзя проглотить, возможно перекрытие дыхания. Лучше использовать специальные подвески и погремушки, чтобы ребенок мог безопасно играть.

Важны тактильные ощущения ребенка, поэтому необходим контакт с разнообразными материалами. Можно самостоятельно сделать специальный коврик, пришив к нему всевозможные детали различных форм, размеров и фактуры. Это могут быть бусины, пуговицы, тканевые лоскуты. Все элементы должны быть крепко пришиты. Можно также просто давать ребенку в ручки лоскуты разных тканей (шелк, фланель, шерсть, бархат).

С 3-4 месяцев ребенок начинает держать игрушки самостоятельно, перекладывать их из руки в руку, с места на место. На этом этапе кроме погремушек и подвесок эффективны бусы. Следует нанизать на одну нитку бусины разных размеров и фактур, чтобы ребенок мог их перебирать. Нитка должна быть очень крепкой, а ребенка при этом нельзя оставлять без внимания.

Читайте также:  ГЛАВА 9 ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА НОВОРОЖДЕННЫМИ И ДЕТЬМИ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

Эффективно использовать различные крупы. Можно сделать несколько небольших мешочков, поместив внутрь (по отдельности) горох, фасоль, пшено, гречку, вермишель. Размер мешочков подбирается так, чтобы ребенок мог удобно держать их в руках. Туго набивать мешочки не надо, чтобы ребенок лучше исследовал фактуру.

Развитие моторики у детей 6-9 месяцев

Развитие мелкой моторики у детей до года

В таком возрасте дети уже хорошо сидят, что позволяет внести в занятия разнообразие. На этом этапе эффективно тесто для лепки, от которого в восторге большинство детей. Можно купить готовую массу или сделать тесто самостоятельно. Лучше добавить в него соль, так как дети в таком возрасте все тянут в рот, а соленое тесто им вряд ли понравится.

Вместо теста подойдет и мягкий пластилин. Лепить ребенок пока ничего не может, но мять тесто или пластилин будет с удовольствием. Такие занятия являются хорошим массажем и обеспечивают прилив крови к ладошкам.

В таком возрасте эффективны также пальчиковые игры, среди которых наиболее известна игра «Сорока-белобока». Её можно делать утром после гигиенических процедур и общеукрепляющего массажа.

Развитие мелкой моторики с 9 месяцев

Ребенок в таком возрасте активно ползает, а некоторые дети начинают ходить. Игры становятся более разнообразными. На этом этапе полезно заниматься пирамидкой, собирание которой преследует сразу несколько целей.

Хорошо развивает моторику рисование. В таком возрасте используют пальчиковые краски. Ребенку интересно оставлять различные отпечатки на бумаге, увлекателен весь процесс, во время которого нужен строгий контроль родителей.

Следует продолжать занятия с пластилином, но постепенно их можно разнообразить. Можно налепить пластилин на кусок картона или плотной бумаги и выкладывать узоры из различных круп или бусин. В этом процессе должны активно участвовать родители, иначе ребенок быстро потеряет интерес.

Еще одно полезное занятие – разрывание бумаги. Необходимо использовать тонкий материал, лучше газетную бумагу. При этом надо следить, чтобы ребенок ее не жевал.

Полезные упражнения для развития мелкой моторики у детей

1. Игры с мелкими предметами

Можно брать все, что есть дома — крупу, горошинки, орешки (тем более, что малыши очень любят быть рядом с мамой на кухне), пуговицы, бусинки, камешки. Но подобные занятия стоит проводить очень аккуратно, не оставляя ребенка без присмотра, чтобы он случайно не проглотил, не вдохнул мелкий предмет, не засунул его в нос и вообще никак не поранился.

Среди игр:

  • Сортировка предметов по цвету, форме, размеру.
  • Складывание в бутылку с узким горлышком (можно делать это не пальцами, а пинцетом, но неострым) или перекладывание в формочки.
  • Рисунки из зернышек.

2. Пальчиковые игры

Отлично подходят совсем для малышей и радуют детей вплоть до младшего школьного возраста. Пальцами ребенку можно показывать (а он должен повторять) различных героев, действия, дополнять это стишками-потешками. Заодно он учится понимать такие понятия, как «вверх», «вниз», «вперед», «назад», а также узнает счет. Важно, чтобы были задействованы кисти и все пальцы.

Пример пальчиковой игры можешь посмотреть на видео:

3. Лепка

Пластилин, будь то классический или модный сейчас неприлипающий к рукам, соленое тесто, глина, песок — любое из этих средств прекрасно воздействует на моторику, а заодно развивает фантазию. Маленьким детям подойдет лепка отдельных деталей — шариков, кубиков, более взрослым можно усложнить задачу.

4. Мозаика

Младшим детям достаточно даже просто вставлять мозаику в основу. Старшие могут придумывать или повторять картинки.

5. Счеты

Полезно даже просто переставлять колечки с одного края на другой, собирать их группами. С более старшими детьми к этому стоит добавить изучение цифр.

6. Рисование

Оно необходимо для мелкой моторики и для развития гармонии между работой левого и правого полушарий мозга. Помогает наладить двигательную активность рук, развить креативные способности.

Читайте также:  Безопасность детей в соцсетях. Важные советы для родителей

Также детям будут полезны:

  • разматывание, сматывание ниток;
  • игры со скрепками;
  • накручивание гаек на болтики;
  • закручивание крышек;
  • изготовление поделок;
  • завязывание шнурков;
  • переливание воды в разные емкости;
  • самостоятельная очистка фруктов;
  • собирание пазлов;

Диагностика

Обследование уровня развития физиологических особенностей мелкой моторики у детей – это важный этап коррекционной, развивающей работы.

Диагностику проводят логопеды, дефектологи, неврологи, педагоги детских садов.

Особенность проведения обследования заключается в том, что ребенок повторяет манипуляции за педагогом. Для проведения занятия создайте непринужденную обстановку, лучше использовать игру. Задания делятся по возрасту обследуемых.

Для обследования развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет используются следующие упражнения:

  1. Прикосновение указательными пальчиками к носу с закрытыми глазами.
  2. Сгибание фаланг на обеих кистях поочередно.
  3. Выполнение двух противоположных действий одновременно. Например, одну ручку сжимает в кулак, а пальцы другой разжимаются.
  4. Складывание большого и указательного пальцев в кольцо.
  5. Манипуляции с пуговицами: расстегивание, застегивание.
  6. Перекладывание мелких предметов со стола в коробочку.

Анализ уровня развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет проводится следующим образом:

  1. Ребенок должен нарисовать прямую, ломаную линию.
  2. Нанизывать пуговки на нить.
  3. Вытягивать указательный, средний пальчики.
  4. Погладить большим пальцем все остальные пальцы.
  5. Разрезать бумагу на ровные полоски.
  6. Выполнить движение щепоть и распрямить ладошку обратно свободно.

Нормы

Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. К определенному возрасту ребенок должен выполнять следующий набор действий, соответствующий уровню физиологического, умственного развития:

  • В 2-2,5 года малыш умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает простые упражнения пальчиковой гимнастики.
  • В 2,5 – 3 года откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует линии. Умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку, разрезать лист бумаги, собирать крупу ложкой в емкости и переносит ее в другую баночку.
  • В 3 -3,5 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику, свободно владеет ножницами.
  • В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизываеть мелкие бусы на нить лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.
  • В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом. Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для овладения письмом.
  • В 6 лет дошкольник копирует сложные фигуры карандашом, части тела человека, ловит брошенный предмет одной рукой, может выполнить зеркальное отображение. Умеет играть на клавишном инструменте, заплетает косички, почти полностью овладевает возможностями моторики рук к 1 классу.

Развитие навыков у детей 2-3 лет может проходить индивидуально, с небольшими отклонениями. Чаще всего они быстро догоняют сверстников. При обнаружении на диагностике сильных отклонений от норм, например, выполняется 1-2 задания из 6 правильно или средне, можно говорить о нарушениях в интеллектуальном, физиологическом плане. Коррекцию развития проводят специалисты, чаще всего детям хватает одного года полноценных занятий с педагогом, чтобы войти в возрастную норму, устранить отставания в развитии речи.

Нормы

Если к 3-4 годам малыш не может держать правильно карандаш, не складывает пирамидку, не удерживает ложку, ножницы в руке, не ловит, не кидает мяч, то нужно срочно обращаться к специалистам. Эти показатели свидетельствуют о серьезных отклонениях в развитии, воспитании.