Развитие и умения грудничка в 10 месяцев

Именно в этот момент чадо активно рассматривает окружающий мир, наполненный разными звуками, объектами и людьми. Исходя из этого, молодым мамам следует внимательно изучить нюансы того, как развивать ребенка с рождения.

Уже умеют: главные навыки семилетнего ребёнка

«Он уже такой взрослый!» – эту фразу чаще всего можно услышать от родителей семилетнего ребёнка. И действительно, в этом возрасте ребёнок впечатляет навыками самообслуживания. Этот маленький, но уже вполне взрослый человек умеет самостоятельно (и притом без труда) застёгивать пуговицы и завязывать шнурки, откручивать крышки на бутылочках с водой и протирать пыль, вдевать нитку в иголку и пришивать пуговицы. Некоторые дети даже могут приготовить себе простейший завтрак – залить молоком смесь хлопьев или соорудить полезный бутерброд.

«Он уже столько всего знает!» – гордятся родители своим малышом (а ребёнок в 7 лет по сути ещё малыш). Семилетка знает свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, может назвать их профессии, свой домашний адрес и телефон. Будущий или новоиспечённый первоклассник знает, в какой стране и в каком городе он живёт. Для него не проблема назвать времена года, месяцы в году или дни недели. Он знаком со всеми распространёнными растениями, животными и насекомыми, отличает диких животных от домашних, перелётных птиц от зимующих.

В это время совершенствуются и навыки письма, необходимые для успешного обучения в школе. Большинство семилеток уже правильно держат ручку и карандаш в руке, проводят непрерывные прямые, волнистые и ломаные линии, обводят по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги; пишут графические диктанты, аккуратно закрашивают рисунок, не выходя за контуры, продолжают штриховку и копируют геометрические фигуры.

В возрасте семи лет многие дети неплохо читают и понимают прочитанное, отличают буквы от звуков, гласные от согласных. В формировании элементарных математических представлений у семилеток тоже прогресс: они умеют считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа; сравнивать предметы.

Физическое и умственное развитие: что мы умеем

В 9 месяцев малыш активно встает, держась за опору, пытается совершать первые самостоятельные шаги с поддержкой. Очень важно дать крохе возможность совершенствовать это умение, но при этом обезопасить по максимуму и уберечь от неудачных падений. Неустойчивые стулья и табуретки, а также другие предметы, которые ребенок может опрокинуть, пытаясь, нужно убрать подальше. В противном случае вы не застрахованы от достаточно серьезных травм у малыша. Педиатры не рекомендуют использовать ходунки, поскольку этот, с одной стороны, удобный для мамы предмет, дает слишком большую нагрузку на неокрепшие ножки. Если с положения стоя ребенок может сесть или встать на четвереньки в любой момент, когда ему будет нужно или он устанет, то самостоятельно выбраться из ходунков у него нет никакой возможности. А регулировать нагрузку с помощью взрослых практически невозможно.

Физическое и умственное развитие: что мы умеем

Во-первых, мамы, как правило, забывают вовремя вытащить малыша из ходунков, увлекшись домашними делами.

Физическое и умственное развитие: что мы умеем

Во-вторых, точно сказать, какое время нахождения в ходунках является оптимальным именно для вашего ребенка, определить никак нельзя. Так что, лучше все же дать возможность малышу самостоятельно практиковать навыки нового способа передвижения.

Физическое и умственное развитие: что мы умеем

Многие детки уверенно ползают, а особо активные пытаются сделать свои первые шаги. Подогревают интерес и окружающие предметы, а сам малыш наконец может достать любимую игрушку самостоятельно. Удержать на месте девятимесячных карапузов практически невозможно, поэтому очень здорово, если родители придумают малышу свой игровой уголок с мягким ковриком, различными игрушками и развивашками. Он сам сможет доползти туда и занять себя на некоторое время.

Физическое и умственное развитие: что мы умеем

Физическое и умственное развитие: что мы умеем

Особенности психологического развития малыша на четвертом году жизни

Дети на третьем году жизни стремятся к познанию всего, что их окружает, и с удовольствием изучают то, что предлагают им родители. В кризисные моменты, когда ребенок устраивает безосновательные истерики, следует спокойно разговаривать с ним, мягко добиваясь понимания с его стороны и преодоления психологического дискомфорта.

Читайте также:  Психология новорожденного или что должен знать каждый родитель

За 3,5 года жизни ребенок уже хорошо научился улавливать любые изменения в домашней атмосфере и поведении окружающих людей, поэтому стоит чаще говорить о любви к нему, его значимости. С проявлением нежности со стороны родителей дети становятся более уравновешенными.

Ребенок в этом возрасте уже умеет концентрировать внимание на одном задании на протяжении 20 минут. Лучше всего чередовать разные виды деятельности, чтобы интерес к заданиям и играм не пропадал.

Родителям стоит уделить внимание усовершенствованию речи и социальных навыков детей. Психологически они уже развиты достаточно, чтобы понимать, что такое дружба и на чем она строится, как разрешать появившиеся конфликты. Посредством недолгих бесед на темы о чувствах других людей нужно научить ребенка не только оценивать ситуацию со своей позиции, но и смотреть на происходящее с разных сторон.

Чему важно и полезно научить

Прежде всего, уже что должен уметь ребенок и знать в 5 лет? К этому возрасту умственные, психические и физические способности малыша подготовились. Все 5 лет он осваивал этот мир и учился узнавать себя. Что уже должен знать и мочь ваш кроха? Приведу краткий список, можете отметить, что он уже умеет, что стоит подтянуть, и что в списке не названо:

  • Знает достаточно слов, чтобы пересказать событие или передать информацию достаточно точно;
  • У себя он легко назовет правый левый бок;
  • Если его попросить, может коротко охарактеризовать предмет (материал, размер, цвет, принадлежность, назначение и т.д.);
  • Развиты творческие способности (может лепить, петь, рисовать);
  • Он разбирается во временных промежутках, соответственно с этим может рассказать или нарисовать историю;
  • В чем-то проявляет самостоятельность (умеет сам играть, засыпать, придумывать себе дела);
  • Возможно, знает буковки и умеет считать.
Чему важно и полезно научить

Это все есть базой, на которой мы будем строить последующее образование.

Что почитать ребенку в 4-5 лет, какие книги могут быть интересны

Суть раннего обучения

Развитие детей раннего возраста подразумевает создание условий, которые бы способствовали максимально эффективному усвоению навыков и знаний в младенчестве.

Под условиями понимают:

  • организацию развивающей среды – наполнение уголков различными предметами и игровыми пособиями, которые расширяют двигательную активность, развивают сенсорику, зрение и слух детей и т.д.;
  • знакомство малыша с музыкальными, художественными и литературными произведениями;
  • активизацию общения с ребёнком как со стороны мамы, так и со стороны прочих домочадцев. Это означает стимулирование детской речи, проговаривание своих действий взрослыми;
  • приобретение или изготовление специальных обучающих материалов, пособий (особенно это касается методик Монтессори и Домана).

Раннее обучение – не просто подготовка к детсадовскому или школьному образованию, а создание условий для гармоничного и всестороннего развития, тренировки памяти, внимательности, воображения, логического мышления, процессов анализа и синтеза информации.

Суть раннего обучения

Ниже представлены проверенные временем и современные методики раннего развития ребёнка, которые чаще всего применяются родителями в домашних условиях или специалистами в образовательных центрах.

Сделаем одну важную оговорку – идеальной развивающей программы, учитывающей все стороны детской личности, попросту не существует. Каждый ребёнок – яркая индивидуальность, поэтому то, что подойдёт одному, окажется ненужным другому.

Вот почему родителям при выборе оптимальной методики раннего воспитания следует знать о сильных и слабых сторонах предпочитаемой системы, об её достоинствах и недостатках. Это поможет обратить внимание на «западающие» направления.

Что должна уметь девочка в пять лет

Как и всякий пятилетний ребенок, девочка этого возраста должна иметь определенные бытовые навыки:

Что должна уметь девочка в пять лет
  • уметь ухаживать за собой в плане личной гигиены. Девочка обязана знать, когда нужно умываться, чистить зубы, принимать водные процедуры, как содержать в чистоте руки, лицо, одежду;
  • самостоятельно убирать за собой посуду после еды;
  • приготовить себе простой завтрак, например, насыпать в тарелку хлопья или сделать бутерброд;
  • уметь самостоятельно одеваться и обуваться соответственно погоде и времени года;
  • знать, как правильно пользоваться всеми столовыми приборами;
  • уметь правильно держать ручку, карандаш, пользоваться линейкой и ножницами;
  • убирать за собой игрушки, расставлять книги на полке;
  • застилать и расстилать свою кровать;
  • складывать в шкаф свою одежду и приготовить себе одежду для детского сада;
  • самостоятельно налить себе в стакан сок, воду или молоко;
  • знать элементарные правила безопасности и поведения в доме, на улице, в гостях, в общественных местах;
  • уметь отвечать на телефонные звонки и передавать информацию родителям;
  • знать денежные номиналы, правильно их называть, уметь считать и пользоваться деньгами;
  • при необходимости назвать свое полное имя, отчество, фамилию, свой домашний адрес и телефон мамы или папы;
  • правильно набрать номер и вызвать скорую помощь или службу спасения.
Читайте также:  Как научить ребенка самостоятельно есть ложкой?

Девочки-пятилетки в умственном плане развиваются чуть быстрее своих сверстников-мальчиков. Но это не значит, что они учатся всему быстрее. Да, они спокойнее и усидчивее мальчиков, но в силу их природного развития (у них лучше развито левое полушарие мозга, отвечающее за речь и общение), они лучше воспринимают речевую информацию, чем визуальную.

Что должна уметь девочка в пять лет

Но, несмотря на отличие восприятия, девочки в пять лет должны уже уметь:

  • свободно считать и знать, как пишутся цифры до 10, и выполнять простые математические действия с цифрами до 5;
  • определять визуально и рисовать простые геометрические фигуры;
  • распознавать цвета и их основные оттенки;
  • называть по порядку дни недели, месяцы, времена года;
  • знать все буквы алфавита и читать слоги (или простые слова);
  • решать простые задачки на сложение, вычитание и на логику;
  • уметь оперировать понятиями: больше-меньше, лишний, похожие;
  • проводить параллели и ассоциации и находить взаимосвязь между предметами и событиями;
  • описывать картинку и составлять небольшой рассказ на основе ее описания;
  • отгадывать загадки;
  • делать выводы, основываясь на логически составленных цепочках;
  • складывать пазлы, мозаику, лепить из пластилина человечков, птичек и зверушек, рисовать связные картинки;
  • внимательно слушать сказку или историю и уметь пересказывать услышанное.

Но, учитывая особенность девочек в этом возрасте, не надо настаивать, чтобы она запоминала и умела делать вещи, связанные с пространственным мышлением. Схемы, карты, игры с лабиринтами, диаграммы и чертежи – это выше их понимания и способностей в этом возрасте. Позже, уже в школе, девочки «подключат» к мышлению свое правое полушарие и догонят мальчишек в этом направлении.

Что должна уметь девочка в пять лет

Зато интуиция и образное мышление у маленьких леди в этом возрасте развиты гораздо сильнее логики. И это помогает девочке в пять лет легко налаживать отношения с новыми людьми и выбрать для себя увлечение. Кружок по интересам или спортивная секция для пятилетней дошкольницы – это «самое то».

Мамина помощница

Девочку необходимо объяснять, что став взрослой, она будет должна уметь выполнять многие обязанности по дому. Это не значит, что мальчика не нужно учить убирать за собой посуду или помогать маме в уборке, но все-таки мужские обязанности некоторым образом отличаются от женских. А потому к пяти годам девочка должна помогать маме:

Что должна уметь девочка в пять лет
  • накрыть на стол (сервировать его) или убрать со стола после трапезы и вытереть посуду после мытья;
  • купить продукты в магазине, сложить их в корзину по списку и оплатить мелкие покупки;
  • при приготовлении пищи достать из холодильника необходимые продукты, сорвать на огороде зелень или овощи и помыть их, помочь размешать салат или тесто для блинчиков или оладушек;
  • вынести мусор, вытереть пыль с поверхностей, до которых она дотянется;
  • бросить грязное белье в стирку и уметь отсортировать цветное белье от темного и светлого;
  • вымыть раковину;
  • прибирать свои вещи и игрушки в комнате по местам;
  • ухаживать за домашним питомцем: уметь почистить его клетку (туалет) и накормить.

Чтобы не отбить охоту у девочки помогать маме, поощряйте ее инициативу и всегда старайтесь, чтобы она делала все дела с удовольствием и без понуканий.

Умения карапуза в месяцев

Ребенок уверенно координирует свои движения. Может садиться со стоячего и лежачего положений.

  • Малыш встает самостоятельно на ноги, держась за опору.
  • Ходит с помощью взрослых. Многие карапузы уже могут самостоятельно стоять и шагать.
  • Малыш может преодолевать ступеньки с помощью родителей.
  • Выполняет различные действия с игрушками, прячет предметы, открывает и закрывает тумбочки, играется кубиками, строит башни.
  • Листает книги, заостряет внимание на красочных картинках.
  • Ребенок пробует кушать ложечкой.
  • Кроха может брать мелкие предметы не всей рукой, а двумя пальчиками.
  • Ребенок называет знакомые ему предметы слогами.
  • Карапуз может махать головой в знак согласия или протеста.
  • Малыш научился махать ручкой «До свидания!».

Об опережении

НЕТ опережающему развитию. Таковым я считаю, например, чтение в три года. Подумайте сами, какой профит малышу от этого навыка в три года? Какие причины на самом деле побуждают родителей к таким действиям?

Читайте также:  12 способов создания ситуации заинтересованности на уроке

ДА своевременному развитию. К примеру, речь начинает развиваться с рождения. Природа мудра, она создает совершенные системы. Ресурсы ребенка рассчитаны на то, что в определенном периоде он будет развиваться определенным образом. Мы, конечно, можем влезть туда и сделать все по-своему, но мы не можем знать, какие долгосрочные последствия это возымеет.

Мой любимый пример, который наглядно показывает неучтенные последствия форсирования развития. Мало кто знает об этом, и мало кто сможет потом понять, что случилось что-то неправильное. Возрастной психолог Катерина Мурашова, которую я очень уважаю, рассказывает о том, что у ребенка есть один единственный период, когда идет интенсивное развитие его креативности – с пяти до семи лет, то есть как раз перед школой.

Но сейчас существует тенденция начинать изучать школьную программу раньше, что требует потратить энергию на другие навыки и компетенции : логика, подчинение правилам, терпеливое воспроизводство – ,короче, все то, что прямо противоположно креативности. Катерина Мурашова так и говорит: «Очень жаль».

Для тех, кто хочет подробностей, рекомендую посмотреть это видео с лекцией Мурашовой:

конкретно этот фрагмент о периоде развития креативности объясняется на

Интересные идеи для занятий дома

Нет необходимости ограждать ребенка от выполнения домашних обязанностей. Это и поможет малышу быстрее развиваться, и воспитает помощника на радость родителям. Стоит позволить ребенку:

  • Вытирать стол тряпочкой. Можно смочить водой тряпочку, которой обычно протирают обеденный стол или детский столик, показать, какими движениями протирают поверхность, и дать малышу. Он с радостью будет повторять действия. Пусть не все получится идеально с первого раза. Чем чаще родители дают ребенку возможность проявить себя, выполняя простые поручения, и хвалят его, тем быстрее ребенок научится выполнять все правильно, увидит ценность собственной работы, научится ценить чужой труд и поймет, что родители доверяют ему.
Интересные идеи для занятий дома

Малыш помогает маме

  • Подметать пол щеткой. Этой работой лучше заниматься в паре. Для этого стоит приобрести детский комплект щетки и совочка. Малыш будет наблюдать за родителями и пытаться повторять. Ощущение важности и нужности сыграет роль, ребенок будет рад своему участию.
  • Загружать белье в стиральную машинку. Дети любят подражать взрослым: помогают нести белье из корзины в стиральную машинку или вытаскивать чистое белье из машинки, помогая маме его развесить.

Примеры занятий с ребенком для развития математических способностей

Для решения этой задачи не требуется каких-либо изысканных способов, нужно просто в вашу обычную жизнь внести некоторые дополнения.

  • При прогулке на улице предложите ребенку посчитать какие-либо предметы или объекты (плитку, машины, деревья). Укажите на множество предметов, попросите найти обобщающий признак;
  • Предлагайте ребенку решать задачи по поиску правильного ответа, ориентируя его. Например, у Маши 3 яблока, а у Кати 5, у Лены на одно яблоко больше, чем у Маши и на одно меньше, чем у Кати. Задачу можно и упростить, спросив, какое число находится между 1 и 3;
  • Наглядно поясните ребенку, что такое сложение и вычитание. Сделайте это на яблоках, игрушках или любых других предметах. Дайте ребенку пощупать предметы и через добавление или вычитание предмета покажите эти простые операции;
  • Спрашивайте ребенка о том, в чем отличие предметов;
  • Покажите, что такое весы и как они действуют. Поясните, что вес можно не только почувствовать, взяв предмет в руки, но можно еще и измерить в цифрах;
  • Научите пользоваться часами со стрелками;
  • Уделите особое внимание пространственному расположению предметов;
  • Формы можно изучать не только на карточках, но и искать их в предметах вокруг;
  • Покажите вашему ребенку, что математика есть во всем, что окружает его, стоит только присмотреться.

Какие дополнительные материалы помогут обучить ребенка математике

  • Карточки и картинки с разным количеством предметов, с цифрами и математическими знаками, геометрическими фигурами;
  • Магнитная или меловая доска;
  • Часы со стрелкой и весы;
  • Палочки для счета;
  • Конструкторы и головоломки;
  • Шашки и шахматы;
  • Лото и домино;
  • Настольные игры;
  • Книги, в которых есть счет, и позволяющие проводить математические операции;
  • Методические пособия на развитие логики и других способностей по возрасту ребенка.