Раннее чтение для детей польза и вред

Римма Чеботарева
Консультация для родителей «Раннее обучение чтению — польза или вред?»

Зачем учить ребенка читать?

Вопрос, который на первый взгляд не вызывает ничего кроме недоумения. Все родители желают, чтобы их дети были лучшими и самыми умными. Чтение относится к тем навыкам, усвоение которых сопровождается рядом трудностей. Даже если ребенок научился читать, многих родителей не устраивает его техника чтения. Поэтому вопрос о том, как научить малыша читать быстрее, остается актуальным.

Зачем учить ребенка читать?

Редакция блога от себя лично рекомендует перед любым началом обучения скорочтению проходить тест на проверку скорости чтения ребенка. Он поможет понять с какого уровня нужно будет начинать и сколько усилий приложить, чтоб выйти на максимальный уровень. Проверить скорость и осознанность чтения можно по ссылке выше. Это бесплатно и в конце можно получить сертификат :).

Вред раннего развития обучения | Негативные последствия

  • Получение «тепличного» эффекта. Многим знакомый, но малопонятный термин «тепличные дети» становится более ясным после рассмотрения разницы понятий обучение и развитие. «Тепличные дети» — дети с которыми занимались ранним обучением, в ущерб раннему развитию. В итоге у таких людей даже во взрослом возрасте не смогли в полном объеме сформироваться механизмы развития, зато отлично работают механизмы обучения — в большинстве своем такие люди эрудированы, но самый простой нестандартный вопрос оказывается вне зоны их компетенции.
  • Побочные эффекты перегрузки центральной нервной системы ребенка: плохой сон, симптомы энуреза, частые соматические заболевания, возможны различные дисфункции, связанные с работой эндокринной системы.
  • Функциональная несформированность лобных отделов мозга. Нарушения, наступающие вследствие неадекватных воспитательных воздействий, носят не только функциональный, но и, с течением времени, функционально-органический (т.е. последствия которые уже не обратить) характер. Проявляется подобная несформированность рядом побочных эффектов: недостаточность саморегуляции, программирования, контроля за протеканием собственной деятельности. На практике это выражается в отсутствии интереса к учебе. Про таких детей говорят: «Может учиться, но не хочет».
  • Уменьшение шансов во взрослом возрасте достичь максимума своего интеллектуального потенциала за счет раннего снижения пластичности мозга не без помощи методик раннего развития обучения.
  • Энергетическое обкрадывание участков мозга, текущего сенситивного периода (Как правило, до 4 лет это будут участки, обеспечивающие движение тела и восприятие пространства. Этот «телесный» дефицит, скорее всего, останется на всю жизнь в виде неловкости, неуклюжести, а то и серьезных двигательных нарушений.)

Чтение и письмо

Когда ребенок начинает читать и писать, нужны совершенно новые связи: между образом буквы и соответствующим движением руки, а при этом необходима еще и ориентация в пространстве (лево-право, верх-низ). А сам образ буквы воспринимается благодаря упорядоченному движению глаз, как бы «ощупывающих» буквы. Образ буквы необходимо связать со звуком, а звук — суметь выделить из цельного осмысленного комплекса звуков, имеющего определенное значение, и это очень непростая задача для ребенка. Ведь при этом необходимо абстрагироваться от конкретного образа, стоящего за словом, и прислушаться только к звукам, каждый из которых самостоятельного значения не имеет. И это только начало!

Нейрофизиологические механизмы для всех этих операций формируются не при чтении и письме, а в результате совершенно других видов деятельности. И пока соответствующие механизмы не сложились – учить ребенка читать и писать не только бесполезно, но и вредно!

Ведь в угоду нашему родительскому честолюбию ребенок очень постарается. Но навыки, получаемые в процессе такого обучения, будут опираться на другие механизмы, пригодные для простого механического запоминания отдельных букв и слов, но совершенно непригодные для дальнейшего развития осмысленного беглого чтения. Чтение превращается в «угадывание» написанного. В результате ребенок и в более старшем возрасте читает с большим трудом, медленно, плохо понимая прочитанное.

Анализ данных ЕГЭ показывает, что 50% выпускников не могут выделить главную мысль в прочитанном тексте. То есть складывать буквы в слоги, а слоги в слова они научились, но по-настоящему, с пониманием читать — увы, нет. Чем же могут помочь родители своему ребенку, чтобы он лучше подготовился к освоению письма и чтения? В первую очередь, способствовать той деятельности ребенка, в которой формируются необходимые для письменной речи нейрофизиологические механизмы: зрительное, слуховое и пространственное восприятие, восприятие пространства и схемы тела; разные виды движений рук и глаз, зрительно-моторная координация; готовность к абстрактным действиям, понимание идеи знака; саморегуляция и самоконтроль. И все эти механизмы прекрасно формируются в повседневной бытовой деятельности ребенка.

Читайте также:  Как научиться чувствовать габариты автомобиля? советы новичкам

Возможность свободно ходить по помещению, поначалу натыкаясь на предметы и постепенно учась ориентироваться в пространстве. Мытье посуды, стирка, разные виды застежек при одевании-раздевании, сам процесс одевания и раздевания, — все эти виды деятельности требуют координации движения двух рук под контролем зрения. Самые простые бытовые действия — подмести мусор, сервировать стол, налить компот из кувшина в стакан — помогут не только развить самостоятельность и независимость ребенка, но и создадут предпосылки для успешного овладения письменной речью.

Составляем план тренировки

Ну что ж друзья, как говорится, назвался тренером — разрабатывай план тренировки! Не переживайте, это не сложно. Давайте подсмотрим за тренировкой бегуна.

Сначала разминка, чтобы мышцы разогреть, чтобы травм и растяжений избежать. Потом СБУ — специальные беговые упражнения, которые могут быть направлены на развитие координации движений, на прямолинейность бега, на правильную постановку стоп и т.д. Оказывается бегуны тренируются бегать не только бегая! Ну а уже в конце тренировки собственно бег и фиксирование результатов.

Переносим полученные знания в интересующую нас область, то есть в область чтения и составляем свой план.

Составляем план тренировки

Итак план тренировки юного читателя:

  1. Разминка.
  2. СЧУ — специальные читательные упражнения.
  3. Чтение.
  4. Фиксирование результатов.

А теперь пройдемся по каждому пункту плана подробнее.

Как НЕ надо приучать ребенка к чтению книг – самые частые родительские ошибки

Обеспокоенные детским образованием родители стремятся, во что бы то ни стало, привить любовь к книгам, и в своих порывах допускают немало ошибок.

Как НЕ надо приучать ребенка к чтению книг – самые частые родительские ошибки
  • Многие родители стараются принудительно привить любовь к книгам. И это — первая ошибка, потому что нельзя заставить любить насильно.
  • Еще одна ошибка — это позднее приучение. Большинство мам и пап задумываются о чтении только к началу школы. А между тем, привязанность к книгам должна зарождаться с детства, практически с колыбели.
  • Оборотная сторона — спешка в обучении чтению. Раннее развитие сегодня ультрамодно. Поэтому продвинутые мамы учат малышей читать, когда они еще только ползают, раньше времени развивают творческие, спортивные и умственные наклонности. Но стоит помнить, что своим нетерпением можно вызвать негативную реакцию у ребенка к книгам на долгие годы.
Как НЕ надо приучать ребенка к чтению книг – самые частые родительские ошибки
  • Одна из самых распространенных ошибок — это чтение книг не по возрасту. Не может 8-летний малыш с удовольствием читать романы и поэмы, не стоит от него этого требовать. Ему интереснее читать комиксы. А подростку не интересны произведения вечной классики, до этих книг нужно еще дорасти. Пусть читает современную и модную литературу.
Читайте также:  В каком возрасте следует приучать ребенка к горшку

Механизмы чтения

Чтение – сложный навык усвоения знаков, который происходит в процессе обучения и представляет собой опознавание и воспроизведение звуков речи. В организации акта чтения принимают участие зрительный, речедвигательный и реслуховой анализаторы головного мозга. При этом активизируются заднелобные, нижнетеменные, височные, затылочные отделы левого полушария. Теменная доля отвечает за восприятие и анализ чувствительных раздражителей, затылочная – за восприятие и переработку зрительной информации, височная доля – поле запоминания слов, лобные доли отвечают за процесс воспроизводства прочитанного.

Движение глаз из стороны в сторону, сам процесс чтения происходит в момент фиксации, остановке глаз на строке. Стратегия чтения заключается в «забегании» глазами вперед и возвращении назад, здесь очень важно постоянное движение глаз. При ограничении свободного передвижения глаз по тексту процесс чтения нарушается. Единицей прочитанного является СЛОВО, а буквы в нем являются ориентирами. В процессе чтения глаза воспринимают не все буквы, а лишь доминирующие, несущие наибольшее количество информации о слове.

Механизмы чтения