Польза и вред компьютерных игр для детей

Без компьютеров современный мир представить невозможно, они сопровождают людей повсюду: на работе, дома, в автомобилях и магазинах. Взаимодействие с ними человека, причем не только взрослого, но и ребенка, стало привычным явлением. Компьютер – полезное, а в некоторых случаях незаменимое устройство. Вот только безобидным его назвать нельзя, особенно в отношении детей.

комментария для “Как сделать пребывание ребенка в интернете безопасным? Основы цифровой гигиены для детей и родителей ”

  1. Ольга: в 11:14

    От того, что все перешли на дистанционное обучение легче не становится. Мой ребенок пропускает уроки, и я не могу его заставить сесть за компьютер по учебе. Это постоянные скандалы, слезы и истерики. А когда я пытаюсь ограничить его пребывание в интернете за играми, нарастает новая волна «негодования». Можно ли сделать так, чтобы перенести его интернет интерес на учебные задачи? В какой-то момент у меня просто заканчиваются силы и слова убеждения

    Ответить

    1. Анна Пустовалова: в 12:49

      Ольга, добрый день! Сейчас действительно сложилась непростая и нетипичная ситуация, когда все обучение происходит дистанционно, сидя за компьютером. В этой ситуации становится сложнее наладить режим дня и четко отделить учебу от развлечений. Многие дети воспринимают сложившиеся обстоятельства как «каникулы». Из-за этого сильно страдает учебная мотивация, поскольку нет внешних рамок (например, нет учителя, парты, других детей). И я понимаю, что очень тяжело справиться с детским «негодованием». Сколько времени ребенок раньше проводил за компьютером? Сколько времени проводил на уроках, сколько времени тратил на домашние задания? Посчитайте вместе с ребенком эти часы и выпишите их. Можно объяснить ребенку, что сейчас распорядок дня точно такой же, как и раньше. То есть для того, чтобы он проводил время за игрой столько же, сколько и раньше, ему нужно до этого поработать столько же, сколько и раньше. Он же всегда жил по такому графику, будет честно сохранить договоренности и придерживаться их. Если он отказывается проводить необходимое количество часов за учебой, то, значит, все остальные правила тоже не действуют, и часы за компьютером не могут быть такими же. Попробуйте составить распорядок дня и договориться с ребенком, на какое дело сколько времени необходимо. «Поработал — отдохнул» — все честно, все как и раньше, до самоизоляции. Надеюсь, мой ответ Вам поможет!

      Ответить

Тренировка мозгов

Недавние исследования показали, что у детей, часто пользующихся компьютером, снижается успеваемость. Однако это не пугает людей, отвечающих за компьютеризацию школ в нашей стране.

Сергей Монахов, заместитель директора Федерального института развития образования, уверен, что пользы от компьютера гораздо больше, чем вреда.

По его мнению, компьютер — это современное средство связи, которое дети просто обязаны изучить. Компьютер учит анализировать, мыслить стратегически, просчитывать свои действия на несколько шагов вперёд.

— Используя компьютер, дети учатся искать информацию, анализировать её и самое главное — создавать, — говорит Монахов. — К тому же польза компьютера и в развитии мелкой моторики. На пальцах есть определённые точки, нажимая на которые мы положительно влияем на тот или иной орган.

Какова польза Всемирной паутины?

Про вред интернета мы расскажем далее. Сначала рассмотрим его пользу. В мире много людей, которые пользуются компьютером каждый день. Они не могут свою жизнь представить без использования всемирной сети, а точнее, считают, что это является самым великим достижением в мире. Ведь уже не надо ходить в библиотеки, искать ту информацию, которой может и не быть, или ждать, пока кто-то ею пользуется. А вот в интернете можно найти все, что только пожелает каждый пользователь.

Именно Всемирная паутина дает информацию, которая поможет развиваться намного быстрее. Поэтому человек будет эрудированным и способным решить много поставленных перед ним задач.

Кроме того, интернет дает способность общаться на большом расстоянии. Ведь раньше нужно было ждать, когда человек получит письмо и ответит. А вот сегодня можно в любое время суток звонить на любой континент и даже видеть своего собеседника. А это весьма удобно для тех, кто редко видится и скучает.

Даже много интересного и развлекательного можно найти в интернете. После трудового дня хочется посмотреть любимый или пропущенный фильм, передачу. А вот некоторые могут даже с помощью интернета получить образование, дополнительную профессию или навыки.

Но кроме всего этого, существуют мнение о том, что вреден интернет. Из вышеприведенных доводов можно сделать вывод, что всемирная сеть очень нужна современному человеку. К тому же она приносит пользу. Но кроме этого, специалисты и родители утверждают, что на детях ощущается вред сети интернет. Какой именно? Об этом пойдет речь дальше.

Польза и вред компьютерных игр для детей

Но у долгого сидения за монитором есть и побочные эффекты:

  •  страдает зрение;
  • бессонница;
  • проблемы с позвоночником, вплоть до появления так называемого «компьютерного артрита»;
  • сбои в режиме дня;
  •  потеря или существенное ухудшение навыков устной речи, общения;
  • снижение успеваемости;
  • появление раздражительности, конфликтности, агрессивности.

Польза компьютерных игр для детей

Польза компьютерных игр для детей – это:

  • развитие интуитивных способностей, фантазии, логического мышления, внимания;
  • возможность узнать что-то новое;
  • улучшение реакции;
  • учиться взаимодействовать с другими (при командных увлечениях);
  • возможность тренировать внимательность, запоминаемость;
  • улучшение мелкой моторики;
  • отличная тренировка глазомера;
  • развитие умения что-либо самостоятельно решать, прогнозировать.

Нельзя утверждать о том, что компьютер – тотальное зло. Важно задействовать правильную психологию воспитания детей, объяснить подростку, что можно проводить только ограниченное время за увлечениями.

Ребенок и компьютерные игры

Относительно временных рамок, допустимых для работы за компьютером, есть единое мнение специалистов. Это:

  •  до 5 лет – ПК запрещен;
  • 5 лет – 15-20 минут в сутки;
  • 6-7 лет – до получаса;
  • 7-12 лет – до 60 минут;
  • 12-16 лет – не более 120 минут.

Родителям важно донести, что нужно делать перерывы по 10-15 минут. Это позволит отдохнуть глазам, расслабиться, не перегружать нервную систему.

В воспитании детей поможет дисциплинарный график: сначала уроки, а потом развлечения или же увлечения только по выходным и т. д. Дополнительно можно установить своеобразную традицию в семье – «День без гаджетов». Это должно касаться их родителей, чтобы у детей перед глазами был пример. Подобное улучшит семейные узы, поможет малышу отдыхать от понятно, что такое польза и вред компьютерных игр для детей, как лучше задействовать это в воспитании. Нельзя полностью запрещать компьютер, интернет. Лучше объяснить, что использовать время нужно с пользой.

4Family – лайфхаки, полезные советы для женщин о красоте, здоровье, воспитании детей. И просто много нужной информации для жизни, дома, творчества, удобства.

Компьютер и здоровье ребенка

Бесконтрольное пребывание ребенка за компьютером может привести к проблемам со здоровьем. В первую очередь, это касается зрения. Просмотр изображений на мониторе вызывает большую усталость глаз, чем чтение. При работе на компьютере они находятся в постоянном напряжении, это может привести к близорукости. Чтобы избежать проблемы, приучите ребенка каждые 20 минут отводить взгляд от монитора и в течение 10 секунд смотреть на удаленные предметы, например, дерево за окном. Стоит проследить, чтобы экран находился на расстоянии не менее полуметра от глаз, а помещение было освещенным.

Вред компьютера для ребенка заключается в снижении двигательной активности. Для нормального развития растущему организму необходимо движение. А долгое пребывание перед монитором в неправильном положении способно привести к проблемам с опорно-двигательным аппаратом, повышенной утомляемости и раздражительности. Ребенок должен достаточно времени проводить на свежем воздухе и двигаться. Компьютер не должен полностью заменять детские игры и занятия, например, рисование, лепку и езду на велосипеде. Время, проводимое за ним, должно быть лимитированным. Для детей дошкольного возраста оно должно составлять не более 25 минут, для младших школьников – не более 1 часа, а для старших – не более 2-х часов.

Не менее велико и влияние компьютера на психику ребенка, которое может быть и негативным:

  • Компьютерная зависимость. Это явление стало распространенным, особенно от него страдают подростки. Пребывание в сети позволяет им уйти от повседневных проблем, забот и окунутся в другую реальность, которая со временем становится заменителем настоящей жизни.
  • Нарушение восприятия. Чрезмерно увлеченный компьютерными играми ребенок плохо сопоставляет виртуальные и реальные события. Он может переносить в жизнь то, что видит в мониторе. Например, если его любимый герой с легкостью перепрыгивает с крыши на крышу, ребенок может попытаться это повторить.
  • Отсутствие коммуникативных навыков. Общение в сети не сможет заменить реальное. Основная часть коммуникативных навыков у ребенка формируется с помощью общения и игр со сверстниками. В виртуальном мире нет необходимости ни под кого подстраиваться, здесь можно вести себя как угодно и никто не осудит за плохое поведение. Со временем такая модель поведения может перейти в реальную жизнь, вследствие чего у ребенка могут возникнуть серьезные проблемы в общении с другими людьми.
  • Излишняя агрессия. Многие компьютерные игры имеют жестокие сюжеты, которые внедряют в сознание детей установку, что в жизни всего можно добиться с помощью насилия.

Чтобы избежать этих проблем, постарайтесь создать для ребенка комфортную эмоциональную среду, чтобы у него не возникло желания уходить от реальности. Больше с ним общайтесь, интересуйтесь его увлечениями, установите доверительные отношения и воздерживайтесь от критики. Пусть он всегда чувствует вашу любовь и поддержку.

Постарайтесь привить ребенку любовь к спорту и активным играм, эти занятия должны доставлять ему удовольствие. Можете записать его в какую-нибудь секцию, на танцы, купить ролики или велосипед. Не стоит полностью ограждать ребенка от компьютера, просто контролируйте, чем он занимается, сидя у монитора.

Чем вредны дополнительные занятия

  • Перегруз

Чем больше у ребенка занят день, тем сложнее ему переключаться между занятиями. Хотя говорят, что лучший отдых — смена деятельности, это не всегда так работает. Ребенок отдыхает, когда меняет пассивную деятельность на активную: сначала он играл в футбол, теперь смотрит мультфильм или ходит с экскурсией по музею. Если он в каждом кружке решает сложные интеллектуальные задачи, он неизбежно устанет.

Также к перегрузу приводит большое количество обязательств. Если в каждом кружке ребенок должен добиваться определенных результатов, интерес может угаснуть, а возникнет ощущение, что ему нужно срочно сдать домашку, чтобы не получить двойку. Если занятия будут напоминать школу в ее худших проявлениях, то ребенок бросит их.

  • Занятия без интереса

Иногда ребенок начинает ходить на занятия с интересом, а потом у него перестает получаться, или он разбирается в деле и понимает, что это не его. Если ребенок продолжает ходить, он должен видеть пользу. Например: «Я дохожу еще три класса музшколы и лучше буду знать инструмент». Но для детей удовольствие важнее пользы, а сиюминутный результат важнее отсроченного. Если он сейчас не получает удовольствие, то все равно бросит кружок или его результаты сильно ухудшатся.

  • Упор на результат

Если родители и педагоги понимают, что у ребенка есть потенциал, они могут постепенно повышать планку. Иногда это корыстный выбор, иногда его делают в интересах детей. Это приводит к драме одаренного ребенка — уже в юном возрасте он вынужден вкалывать наравне со взрослым. Это может привести к потере интереса, а может даже разрушить отношения между ребенком и родителями.

  • Без учета особенностей и возраста

Что хорошо дошкольнику, например, игры, то плохо младшему школьнику и тем более подростку. И наоборот. Особенности возраста нужно учитывать при выборе количества занятий, их сложности. Также родители должны понимать, что не стоит требовать с дошкольника серьезных результатов, но при этом нужно внимательно наблюдать за прогрессом у младшего школьника и подростка.

Полезное влияние компьютера на ребенка

Компьютер обладает рядом особенностей, способных положительно воздействовать на психику и развитие малышей.

  1. Развивающие программы. Многие родители применяют для развивающих занятий специальные кубики и предметные картинки, книги. Однако современные компьютерные игры и специальные программы дают лучший результат, активнее развивают мышление, память и внимание.
  2. Формирование творческих способностей. С помощью скачанных или купленных программ ребенок может развивать творческое мышление: учиться рисовать, сочинять музыку или заниматься дизайном.
  3. Постоянный доступ к информации. Раньше, для того, чтобы подготовить сообщение или написать реферат, нужно было идти в ближайшую библиотеку. Сейчас для того, чтобы отыскать нужную информацию, достаточно просто пару раз кликнуть компьютерной мышкой. Поэтому компьютер чаще всего позитивно влияет на успеваемость школьника.
  4. Отдых. Для того чтобы отдохнуть от учебной нагрузки после уроков или снять стресс, можно включить интересный мультфильм или немного поиграть в любимую компьютерную игру.
  5. Скорость реакций увеличивается. Многие компьютерные игры позволяют развивать реакцию у малышей, учат быстро принимать решения, и реагировать на поставленные задачи.
  6. Киберспорт. Ребенок, хорошо играющий в компьютерные игры, имеет шанс стать успешным в сфере киберспорта. Сегодня киберспорт активно развивается и даёт возможность хорошо зарабатывать и быть популярным среди молодежи.
  7. Общение. С помощью Интернета ребенок без труда может связаться с любимой бабулей, которая проживает в другом городе или поговорить с одноклассниками во время болезни.
  8. Техническая грамотность. С молодых ногтей общаясь с техникой, малыш растет технически осведомленным. В отличие от нас, взрослых, он не боится исследовать технику, ставить эксперименты.
  9. Развитие тонкой моторики рук. Работая с мышью, мелкие мышцы руки развиваются эффективнее. У ребенка формируется соотношение движения рук с тем изображением, что изменяется на экране монитора.
  10. Ранняя подработка. Компьютер даёт возможность начать зарабатывать на фрилансе еще будучи школьником.

Как лучше организовать просмотр мультфильмов?

Как лучше организовать просмотр мультфильмов? Непопулярный, но правильный вариант – смотреть мультики вместе с ребенком. 

Во-первых, если смотрите советскую мультипликацию, которая выбрана вами, сможете объяснить малышу непонятную для него эпоху или ситуацию, уберечь от страшных моментов. 

Если выбираете мультфильм по литературному произведению, прочтите его с ребенком до просмотра. Там сможете кое-что рассказать малышу пока читаете. Например, множество мультфильмов снято по произведениям Александра Пушкина. Если ребенок постарше, прочтите «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказку о царе Салтане», а потом устройте семейный просмотр с обсуждением.

Если ребенок маленький, прочтите русские народные сказки, а потом посмотрите мультики по их сюжетам.

Как лучше организовать просмотр мультфильмов?

Можно пойти и другим путем: попросить ребенка самого выбрать мультфильм для совместного просмотра и откомментировать. Скорее всего, ребенок выберет западный мульт. 

Родители увидят, что интересует малыша и поймут, о чем он думает. Ребенок расскажет вам о персонажах мультфильма, пояснит смысл их действий. Возможно, после совместного просмотра родители поменяют отношение к иностранной мультипликации и заинтересуются ей.

В любом случае не следует резко высказываться о качестве и содержании мульта. Помните, что это ваш ребенок выбрал мультфильм для просмотра, значит, чем-то он его привлек. Постарайтесь выяснить, чем именно. Возможно, разгадаете какую-то детскую тайну или увидите проблему.  

Роль компьютера в современной жизни

Персональные компьютеры, или ПК – это современные электронно-вычислительные машины, ведущие свою историю с 1946 года, когда учёными Пенсильванского университета для задач армии США был создан компьютер ENIAC — Electronic Numerical Integrator and Computer, который в качестве числового интегратора и вычислителя был предназначен для программирования на решение сложных вычислительных задач. В качестве персонального устройства ЭВМ «пошла в массы» с 1973 года с разработки компанией Xerox первого компьютера, который имел графический интерфейс и метафору рабочего стола. К этому периоду относится и открытие мировой сети, без которой пользу современного компьютера трудно представить. А с 1976 году с легкой руки Стива Джобса более удобный пользовательский вариант персонального компьютера Apple I получил распространение уже по всему миру.

С каждым годом ускоряется научно-технический прогресс, электроника становится более совершенной. С этих пор компьютер стал неотъемлемой частью как работы, так и быта человека.

В век информационных скоростей бесценная польза компьютеров в том, что они разгружают человека от работы рутинного характера: современные программы оптимизируют не только рабочие процессы и производительность труда, но также помогают оперировать большими объемами информации, обеспечивая человеку доступ к ней, обработку и хранение в виде документов, иллюстративного и видеоматериала.

Угроза из XX века

Тинейджеры из 2000-х порой не знают ни дворовых песочниц, ни футбольных баталий, ни казаков-разбойников. Общение, игра и обучение переместились в электронное пространство, и это делает детей и подростков уязвимыми перед компьютерной угрозой.

С одной стороны, неокрепшая личность должна подчиняться требованию времени и умело управляться с любой современной техникой. С другой – нужно избежать множества соблазнов и не потерять связь с реальностью.

Предотвращать зависимость от гаджетов – общая задача семьи и школы. Но совсем уберегать детвору от компьютеров сегодня и сложно, и неправильно. Школьные правила предполагают ограниченное и направленное использование технологий в учебных целях. А вот избежать домашних ошибок в развлечениях и досуге – в силах родителей.

Невидимые враги

Школьник от 7 до 17 лет – это психологическая губка. Без контроля в детской психике могут появиться негативные черты:

  • неограниченное, жадное потребление электронного контента в любой его форме: новости, игры, видео, кино;
  • потеря себя, утрата чувства реальности, искажение приоритетов, мир подростка начинает зависеть от пикселей на экране;
  • отказ от социальной ответственности, возрастных обязанностей;
  • ограниченность контактов и коммуникативных навыков, развитие патологических черт и акцентуаций характера;
  • потеря интереса к познанию и даже к событиям в жизни собственной семьи;
  • нарушение суточного ритма, режима сна, питания, чистоплотности и прочее.

В Сети ребенок может столкнуться с преступниками: мошенниками, вымогателями, педофилами и группами смерти. Если позволить ребенку слишком долго находиться в состоянии зависимости, могут развиться тяжелые последствия:

  1. отставание в социальном развитии, асоциальные формы поведения;
  2. нервно-психические расстройства разных типов;
  3. соматические заболевания: сколиоз, гастрит, истощение, офтальмологические болезни.

Сложности терминологии

Компьютерная зависимость – не выдуманный термин, но и не официально признанная болезнь. Пока это психологический синдром. Как и другие формы пристрастий, он заставляет отказываться от реального мира в пользу виртуальности. В ней зависимый подросток находит замену живому общению, книгам, знаниям, играм и физической активности.

Где прячется опасность

Интернет-зависимость у подростков может быть недифференцированной (ребенка патологически интересует компьютерная техника вообще). Но чаще можно выделить основную направленность:

Трудно сказать, какой контент опаснее, но именно игры становятся отдушиной для тревожных, неуверенных в себе, закомплексованных детей. Героический персонаж, сказочное существо или ловкий стрелок становятся своеобразной маской, под которой и не страшно, и не грустно, и не одиноко. Сопротивляться внешнему миру легче через своего игрового персонажа.

Компьютер способен постепенно отучать несформированную личность от нормального ритма жизни, свести к минимуму присутствие ребенка в реальном мире.

Посмотрите до чего может довести зависимость от компьютерных игр ребенка:

Читайте также:  Возрастные особенности детей и этапы формирования психики