Почему в школах должны учиться те дети, которые этого хотят

Все большее количество людей задаются вопросом о том, зачем же детям нужна школа, когда доступность знаний стала практически безграничной. Можно учиться на дому, когда учителя приходят прямо к ученику или через интернет. Создаются целые сайты и группы в социальных сетях на тему образования без посещения школы. Так кто может дать ответ, зачем нужна школа в сегодняшнем мире?

Отсутствие мотивации: зачем хорошо учиться?

Ребенок, видя по ТВ, читая в интернете и слушая разговоры взрослых, раз за разом убеждается, что:

  • Хорошая учеба не есть залог успеха в жизни (высокая оплата труда, уважение окружающих и т.д.): можно и в институт поступить, и должность хорошую получить без "особого напряга". Так зачем же хорошо учиться?
  • Многие предметы — "лишние", "ненужные". Обучаясь в школе, дети изучают множество предметов: и математику с русским языком, и ОБЖ, и основы светской этики, и биологию, и химию и т.д. Многие дети и их родители уверены: "Эти предметы не нужны": "Я буду психологом / парикмахером / журналистом — и мне не нужна математика с ее логарифмами и производными".
  • Отсутствие связи предмета с реальной жизнью, недостаточность практики. Мы постоянно забываем, что многие предметы школьной программы настолько "затеоретизированы", что обычные дети не видят, как получаемые знания, формулы и теоремы хоть как-то связаны с жизнью: как будто жизнь сама по себе, а учеба — сама по себе. Учебники примеров из жизни не содержат, а учителя не всегда могут хорошо и доходчиво объяснить эту связь, привести примеры. Вот и получается, что школьные знания, по мнению учеников, опять же никогда в жизни не пригодятся.

Такое отношение к школе и школьным знаниям, как мы уже сказали, формирует окружение ребенка:

  • Родители. Если родители ребенка думают так же, как написано выше, их ребенок вряд ли будет хорошо учиться и стремиться к знаниям. Достаточно пару раз в слух, при ребенке, усомниться в нужности того или иного предмета и учебы в школе, и можно быть уверенным: это повлияет на отношение ребенка к учебе. Чтобы исправить ситуацию, родителям нужно заявлять вслух, вскользь в разговорах, о том, что учеба нужна и она пригодиться.
  • Друзья, одноклассники и учителя. Даже если родители ребенка смогли создать устойчивую мотивацию ребенка к хорошему обучению, подточить эту мотивацию могут одноклассники, наперебой рассказывающие о своих родителях, братьях и сестрах, которые, будучи "двоечниками" и "троечниками" находятся на вершине жизненного успеха. Здесь поможет перевод ребенка в другой класс или другую школу, возможно, и переезд в другой район.

Чтобы разобраться в недостатках системы образования, перечислим основные из них

1. Стандартизированная иерархия предметов. На первом месте в общей системе предметов всегда стоят математика (алгебра и геометрия) и русский язык, причем изучение математики в школах чаще всего происходит на высшем уровне и те ученики, чей склад ума гуманитарный, зачастую неуспевают в этой сфере, получая низкие отметки по предмету. Это, безусловно, неправильно, что абсолютно все дети должны изучать математику на одном уровне, уже давно следовало бы, начиная со средних классов, разделить предмет на базовый и профильный, ведь далеко не у всех школьников технический склад ума. В целом, ученик школы с определенного класса, основываясь на своих интересах и предпочтениях, должен самостоятельно выстраивать свой график предметов, это бы вызвало больший интерес к учебе. К сожалению, высшие государственные органы пока не осознали необходимости данных перемен.

Читайте также:  6 правил воспитания для успеха вашего ребенка

2. Минимальное количество или полное отсутствие творческих направлений. В школьном образовании очень мало предметов, развивающих творческие наклонности личности. Зачастую это традиционный труд (технология), который нередко вызывает отвращение у детей, ведь в современном обществе не все девочки хотели бы заниматься шитьем и кройкой, а мальчики в большей степени хотели бы увлекаться строительством более технологичных вещей, а не производством скалок и досок для кухни. Было бы намного увлекательнее, если бы девочек учили домашнему хозяйству в современном темпе жизни, а мальчиков — изобретению современных продуктов труда. Также, как показывает практика, в школах очень мало часов уделяется музыке и искусству, а танцы вообще отстутствуют в большинстве школ.

3. Стереотипное воспитание личности. Нередко детей учат отличать понятия «добро» и «зло», и внушают то, что богатство — это плохо, ведь человек склонен портиться от чрезмерного накопительства. Поэтому у большинства современных людей плохое мнение о богатых мира сего, хотя стоит понять, что некоторые из них действительно талантливые и интересные личности. Необходимо научить ребенка смотреть на жизнь с разных сторон, и пусть он выберет сам, что ему по душе.

4. Навязывание субъективного мнения. Учителя часто навызявают ученикам собственное мнение по многим вопросам: вероисповедания, национального достояния, политических режимов. Это вырабатывает в несформированном сознании ребенка некий стереотип, которому он может следовать все свою жизнь, никак не пытаясь исправить ситуацию. Преподавателям стоит понять, что школьнику необходимо самостоятельно дойти до рассмотрения этих вопросов и принять нужный курс.

5. Строгая система оценивания. Начиная с самых первых классов ребенок попадает во Вселенную отметок. Любое отклонение от высшего балла является для школьников настоящей проблемой, из-за этого у них часто пропадает мотивация для дальнейшего образования. Поэтому существует такая схема: если ученик начинает получать плохие оценки с ранних ступеней образования, то вряд ли он сможет когда-либо исправиться. Для того, чтобы как можно больше детей учились хорошо, необходимо придумать новую мотивацию для учебы, исключая отметки.

Подводя итог, можно отметить, что современная система образования подстраивает детей под определенные морально-этические рамки, заставляя их следовать путями, созданными теми людьми, которые находятся в выигрыше от сложившейся ситуации. В нашем мире необходимы люди, мыслящие одинаково, приверженные тем же законам, что и все остальные. Любое проявление креативности или самостоятельности зачастую считается отклонением от нормы и негативно воспринимается учителями и родителями. Чтобы решить данную проблему, необходим коренной переворот в системе образования, но добиться его крайне сложно, поэтому современному школьнику или студенту необходимо научиться принимать самостоятельные решения и определять, каким тенденциям образования стоит следовать, а каких лучше избегать во имя развития собственной личности.

Читайте также:  Развитие ребенка в третий месяц жизни

Цели и задачи образовательного процесса

Это два самых важных пункта, над удовлетворением которых работает наука, учителя и администрация. Их правильная постановка, понимание и обеспечение – единственный путь вырастить воспитанное, развитое, конкурентоспособное поколение. Поэтому так важно знать, что мы хотим получить и как.

Сегодня каждое учреждение в отдельности и школа в целом, ставят перед собой такие цели:

  1. Подготовка учащихся к трудовой деятельности, выработка навыков, способных помочь им в решении необходимых задач;
  2. Формирование понимания социальных норм поведения и установок на решение социальных проблем;
  3. Сохранение физического и психического здоровья.

Для достижения поставленных целей приходится решать огромное количество задач, мы перечислим основные из них:

Цели и задачи образовательного процесса
  1. Развитие способностей, позволяющих принимать решения и готовности нести ответственность за них;
  2. Развитие творческих способностей;
  3. Формирование культурных и моральных ценностей;
  4. Формирование практических и теоретических знаний в соответствии с современными достижениями науки и техники, накопленным опытом;
  5. Обучение навыкам бесконфликтного сотрудничества.

Чтобы добиться успеха, необходим набор методов, только при их наличии можно работать на результат. Над созданием методик трудится наука и практика, выбирая самые эффективные и компромиссные решения.

Зачем ходить в школу

Учителя и сами теряются в догадках по поводу того, почему образование сейчас настолько обесценилось. Нет, раньше тоже не каждый ребенок упорствовал, но всё же отношение было другое. Это было важно. Что произошло сейчас и почему дети повально не желают участвовать в учебном процессе? Дальше размышления учительницы, которая оценивает проблему изнутри.

© Depositphotos

«Рабочий день начинается в восемь утра, и еще до уроков ко мне подходят ученики, мол, Светлана Сергеевна, можно я пойду домой? Так устал (устала), не могу идти на эту физику/химию/язык (нужное вставить). Это с утра-то уже устал, Господи! Так и хочется сказать: “Иди, разве я тебя могу заставить?” Но нельзя, прогулы недопустимы.

© Depositphotos

Не раз размышляли с более опытными коллегами о том, как и когда всё это произошло? Одна из них, у которой стаж с мою жизнь, приводит такой факт: образование стало чем-то само собой разумеющимся. Ведь если вспомнить не такие уже далекие времена, свидетелями которых были еще наши бабушки и дедушки, то грамотность была достижением. Если хоть один из семьи научился читать-писать — это большая удача!

© Depositphotos

Тогда принуждать никого не нужно было, сами искали возможность. Потому что знали, что в жизни это поможет. Сейчас никто даже близко не допускает мысли, что образование можно не получить. Школа вот она, за соседним домом. Теперь совсем не нужно бороться за право учиться, откуда может прийти понимание о какой-то там ценности?

© Depositphotos

А знаете что? Тотальное образование — это, конечно, хорошо, но зачем тянуть за уши двоечника, который ну никак не хочет усваивать элементарное. Зачем выставлять ему тройки, тратить на него нервы? Может, ему и правда будет лучше дома? В школе должны учиться те дети, которые этого хотят.

© Depositphotos

Учить нельзя помиловать

С другой стороны, при обсуждении этой темы мама одного из моих учеников выразила мнение, что такую мысль опасно даже допускать. Образование — это конституционная ценность именно потому, что позволяет ребенку не только получить знания, но и дает шанс пробиться в общество. Для некоторых людей школьное образование — единственный путь в реальность и связь с внешним миром.

Читайте также:  Месячные после родов и во время грудного вскармливания

© Depositphotos

И снова вопрос. Нужно ли обязать учиться или дать право выбора? Вот где кроется настоящий подвох. Считают по-разному. Одни говорят, что учить нужно всех, чтобы поддерживать общий уровень образования. Другие, что нужно дать право учиться только желающим. А если кто-то не хочет учиться, ну и бог с ним. Третьи, что во всём виноваты учителя. Точно понимаю одно — эту ситуацию никак нельзя пускать на самотек.

© Depositphotos

Я не скажу, что нет проблем в самой системе. Одна из них — это большие нагрузки на детей из-за того, что в современном мире стало больше информации. Нужно действительно прилагать усилия, чтобы освоить школьную программу. А ведь есть еще кружки, репетиторы, секции… Можете решить, что я ною. Мне как учителю хочется получать от работы удовольствие, а не воевать с мнениями. Видимо, это неотъемлемая часть моего педагогического призвания».

© Depositphotos

Зачем ходить в школу? Обязательно напиши в комментариях, что думаешь по этому поводу и каким видишь современный образовательный процесс. Для размышлений предлагаем тебе прочесть вот эту статью о том, по каким причинам дети могут не любить школу. Согласишься ли ты с ней?

Как учесть особенности сына или дочки

Конечно, внимательные родители смотрят на особенности характера своего школьника. Одному ребенку нужно больше внимания, другой быстро научится справляться сам. Одному важна поддержка, он расцветает от вашей похвалы за красиво решенную задачу, другой не терпит контроля и предпочитает набивать свои собственные шишки, а уроки, вообще, учит на переменах или сразу после школы.

Но даже если ребенок демонстрирует чудеса самостоятельности и докладывает о полном порядке в школьных делах, стоит держать руку на пульсе. Заглядывайте в бумажный или электронный дневник, на родительских собраниях спрашивайте: «Как мой?» Очень часто картина в глазах ребенка сильно отличается от мнения учителя.

Как учесть особенности сына или дочки

И наоборот, если детка не уверен в своих знаниях, просит вашей помощи и переживает перед каждой контрольной, поговорите с учителем: возможно, он убедит вас, что ребенок хорошо справляется, а вы передадите эту уверенность сыну или дочке. Тогда можно будет понемногу «отдать вожжи» ученику.

Школа на взгляд родителей

Многим родителям школьные годы их отпрысков тоже даются нелегко. Они, как и их дети, вновь и вновь задаются вопросом о том, зачем нужна школа. После относительно легких лет посещения детского сада, школа многих вводит буквально в депрессию. Ежедневно необходимо проверять домашние задания, решать общешкольные вопросы на родительских собраниях, искать репетиторов, если сын или дочь не успевает освоить школьную программу на необходимом уровне. Помимо этого, велики материальные затраты: в нашей стране весьма распространены школьные поборы. В этом случае стоит узнать о своих правах и правах ребенка. Школьное образование в нашей стране абсолютно бесплатно. Государство обеспечивает школу всем необходимым, а значит, внесение любых денежных средств на ее нужды происходит на сугубо добровольной основе.