Почему дети не слушаются родителей: важные причины

от Инна Морозова | Апр 10, 2018 | Воспитание детей в семье | Нет комментариев

Почему быть непослушным – это нормально

По мнению детских психологов, было бы гораздо печальнее, если бы дети росли во всем послушными и были маленькими копиями своих родителей. Почему? Да потому, что каждый человек индивидуален и у всех свой генетический набор хромосом, который формирует характер. Немножко от мамы и папы, чуть-чуть от каждого дедушки и бабушки – люди разные не только по внешности, но и по внутреннему душевному устройству. Конечно же, воспитание и привычки в семье многое значат. Но даже если родители весьма талантливые педагоги и дети у них очень даже спокойные и послушные большую часть времени, это не значит, что они не выкинут какой-нибудь фортель в подростковом возрасте, а то и раньше. Ведь бунты в основном и случаются в кризисные для психики ребенка периоды: 3,5,7, 13,15 лет.

Почему быть непослушным – это нормально

Если ребенок слишком уж послушный и никогда не спорит с родителями – им стоит насторожиться. Дитя, не имеющее своего мнения и не желающее принимать самостоятельных решений, не умеющее мыслить без подсказки и не совершающее никаких поступков (и хороших в том числе), не сможет в будущем стать независимым и активным гражданином. Будучи взрослым, он не сумеет социализироваться в обществе, в котором нужно решать множество различных задач, контактировать с разными людьми, проявлять инициативу, стремиться к чему-то и иметь собственное мнение. Этому он просто не научился в детстве.

От чего бывает дислексия

— Что такое дислексия?

— Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, вызванное разными причинами, в том числе обусловленное несформированностью или нарушением высших психических функций.

О дислексии говорят следующие особенности чтения у ребенка: — фонематические проблемы, связанные с трудностями распознавания фонем, даже в сильных позициях ребёнок читает слово неправильно («Шеня» вместо «Женя»), — аналитико-синтетические проблемы, когда ребёнок допускает искажения звуко-слоговой структуры слова («нилейка» вместо «линейка») или не овладевает принципами слогослияния (вообще не может прочесть слово из нескольких слогов). — оптические проблемы, которые проявляются в трудностях усвоения образов букв, их элементов и в целом с оптико-пространственными нарушениями и особенностями зрительного гнозиса (ребёнок не ориентируются на листе, не видит линеечки). — мнестические нарушения, которые проявляются в невозможности запоминания буквы, — аграмматические проблемы характерны для тех детей, которые уже усвоили навык чтения, но во время «беглого» чтения допускают ошибки. Либо это один из признаков «угадывающего» чтения, когда ребёнок прочитывает начало слова, а потом «подставляет» неправильное окончание. При семантической дислексии наблюдаются разные механизмы нарушения: — неправильный тип обучения чтению — побуквенное чтение «бухштабирование» (когда ребёнок вместо слова читает перечень отдельных букв: Б, А, Б, А), — бедный лексикон, —  плохой уровень овладения грамматикой (отдельно «карандаш» и «линейку» ребёнок знает, а прочитав задание «покажи карандашом линейку», не может выполнить).

Часто дислексия бывает смешанной, когда у ребёнка отмечаются разные виды нарушений чтения. Так бывает, если у ребёнка до школы были тяжёлые нарушения речи, или он долго молчал, либо это сочетанные нарушения в структуре других дефектов (при ДЦП, различных синдромах).

Если ребёнок физиологически и психически здоров, учится по общеобразовательной программе, занимается проблемой школьный логопед. Если дислексия связана с проблемами физического и психического здоровья ребёнка, то к работе необходимо подключить и других специалистов – детского невролога, психолога, нейропсихолога, массажиста.

* Внимательно выбирайте книгу

Выбор сказки зависит прежде всего от возраста. Чем меньше ребенок, тем проще и позитивнее сюжет. 

Взрослея, дети готовы знакомиться и проживать более глубокие и сложные эмоции, а значит и герои сказок могут попадать в более сложные и опасные ситуации. Учтите, что сказка способна решать различные психологические задачи.

Возможно сегодня вечером вы найдете притчу или миф, которые будут перекликаться с жизненными ситуациями ребенка. Они помогут ему по-другому взглянуть на ситуацию и увидеть возможные сценарии выхода.

Что не должны делать родители, если ребенок врет>>

Если вы поняли, что ваш ребенок соврал, не нужно его морально унижать, выводить на чистую воду жесткими методами, оскарблять. Лучший выход — откровенный разговор, который принесет пользу и даст понять вашему ребенку, что вы друг, а не враг.

  1. Не загоняйте в угол своего ребенка, тем самым вы сами заставляете его лгать. Если родители знают правдивую историю, они должны сразу перейти к вопросу и обсудить его. Вместо того, чтобы спрашивать ребенка, не делал ли он домашнее задание, родитель мог просто сказать: «Я знаю, что ты этого не делал. Давай поговорим о том, почему это не очень хорошая идея». Не играйте в игры со своими же детьми. >>
  2. Не называйте своего ребенка лжецом.>> >>Доктор Брэди утверждает, что большая ошибка — называть ребенка лжецом. Рана, которую оставляет это слово, больше, чем то, что он солгал. >Он думает в следующий раз: «Мама не поверит мне». Это заставляет его чувствовать себя плохо и может привести к обману снова.>>
Читайте также:  Гигиена и уход за новорожденным ребенком

Источники

Why Kids Lie and What Parents Can Do About It​. Child Mind Institute. https://childmind. //

Теперь вы знаете почему ребенок врет и как распознать причины детского вранья, можете следовать рекомендациям для родителей и улучшать ваши отношения с детьми.

Не манипулируйте чувствами

Когда мама, пытаясь заставить ребенка поступать тем или иным образом, хочет вызвать у него жалость, или, как принято у нас говорить, пробудить совесть, рассказывая ему о том, что “…папа на двух работах, я кручусь, как белка в колесе, еще маленький братик, неужели ты не видишь, как нам тяжело? Ты не можешь сделать элементарно свою работу – выполнить домашнее задание?”

К сожалению, очень часто к этому всему еще примешивается чувство вины, которое родители пытаются, может быть, даже не осознанно, вызвать у ребенка, говоря, что “…мы ради тебя это делаем, папа все работает для того, чтобы ты в хороший институт поступил!”

Что происходит? С чувством вины маленький человек справиться не может. Он еще не понимает этой всей важности, что папа ходит на работу для того, чтобы у него там что-то в будущем было. Он живет здесь и сейчас, он не способен вынести и как-то пожалеть или как-то, может быть, принять всю боль, которую испытывают родитель, всю тяжесть его быта или каких-то вопросов.

Не манипулируйте чувствами

И ребенок неосознанно начинает отдаляться. Его психика начинает защищаться от того, что может ее разрушить. А как защищается психика? Игнором, нежеланием общаться, отсутствием любого контакта. Когда мы спрашиваем: “Как дела?” – “Нормально!”

Читайте также:  Здоровое питание: сколько должен съедать ребенок до года?

Поэтому если вы хотите добиться каких-то вещей от ваших детей, говорите им честно и без лишних эмоций о том, что “Мне сейчас нужна твоя помощь.” “Мне было бы очень приятно, если бы ты помог мне.” “Я без тебя сейчас не справлюсь!” “Если ты сможешь, я буду тебе очень благодарна!”

Такие вещи намного более действенны, чем если мы пытаемся давить на жалость и вызывать какое-то чувство вины от наших детей.

Не надо постоянно критиковать

Нет, конечно, можно давать критическую оценку поступкам ребенка. Но я тут немного о другом. Когда ваш малыш бежит к вам с рисунком или какой-нибудь поделкой или бредовой на ваш взгляд идеей, то в первую очередь он ждет, что вы оцените его старания. Так что, когда он придет к вам с каким-то непонятным рисунком или пластилиновой субстанцией и начнет объяснять что это такое, то удивитесь и похвалите его.

16. Не надо говорить: «Так надо и потому что»

Объясняйте свои просьбы. Если ребенок будет знать, что вести себя так, а не иначе следует по логичным причинам, то проблем с пониманием будет намного меньше. Например, надеть шапку зимой нужно, потому что тебе станет холодно, ты заболеешь и не сможешь играть с ребятами во дворе несколько дней подряд, а не потому что я так сказала.