Первые успехи малыша: развитие ребёнка в 5 месяцев

Что должен уметь ребенок, даже новорожденный ? Умения  ребенка первых трех месяцев жизни в зависимости от возраста.

Физическое развитие ребенка в три с половиной года

Мальчики в возрасте 3,5 года хорошо развиты физически, активно участвуют в подвижных и шумных играх. Девочки лучше разговаривают, отдают предпочтение спокойным играм и выбирают времяпрепровождение в небольших группах.

Оценивая способности ребенка, нужно опираться на стандартный список общих навыков.

В 3,5 года ребенок должен уметь:

  • бегать, изменяя направление движения, не сбавляя при этом скорости;
  • бегать в разном темпе;
  • огибать препятствия во время бега, не падать, перепрыгивать через небольшие помехи;
  • прыгать на месте на одной и на двух ногах;
  • прыгать вперед, назад;
  • лазать по детским турникам, недолго висеть на перекладине на руках, спрыгивать с невысоких турников, опускаясь на согнутые ноги;
  • кататься на велосипеде, на самокате;
  • ходить по узким бордюрам, поверхностям с небольшим уклоном, сохраняя при этом равновесие;
  • ходить задом наперед;
  • на протяжении 20 секунд удерживать равновесие, стоя на одной ноге;
  • подниматься по лестнице без помощи старших;
  • спускаться по лестнице, чередуя при этом ноги и изредка используя приставной шаг;
  • запрыгивать на невысокие бордюры, ступени;
  • лечь на спину, поднять ноги и удерживать их в таком положении около 10-15 секунд;
  • ходить на носочках, на внешней и на внутренней стороне стопы;
  • играть с мячом, уметь ловить его и одной, и двумя руками, подкидывать над собой;
  • кидать мяч в стену и ловить после того, как он отскочит.

Контрольные цифры

К пяти месяцам ребёнок набирает в среднем 700 г, а рост увеличивается на 2 см. У пятимесячного грудничка нормальный вес может находиться в пределах от 6,900 до 7,500 кг, рост — от 64 до 65,9 см.

Важно понимать, что ориентиром служат не точные, а усреднённые показатели роста и веса для детей этого возраста. В таблицах с указанием параметров для мальчиков и для девочек цифры более адаптированы.

Кроме того, на контрольные показатели оказывают заметное влияние такие факторы:

  • Наследственность — если родители рослые, высока вероятность того, что их отпрыск тоже будет выше своих сверстников;
  • Состояние здоровья — часто болеющие малыши нередко отстают и в росте, и в весе;
  • Характер питания — сбалансированная по максимально возможному количеству полезных компонентов пища поставляет все необходимые вещества для нормального развития ребёнка.

С анатомической точки зрения, активно формируются все внутренние органы: размеры лёгких за 5 месяцев становятся вдвое, а поджелудочной железы в полтора раза больше, чем они были при рождении, печень тяжелеет почти на 50 г. Совершенствуется работа пищеварительного тракта, еда усваивается лучше, у ребёнка постепенно уменьшается потребность в ночном кормлении. В результате увеличивается длительность беспрерывного ночного сна. На сон по-прежнему приходится и большая часть дня. Обычно малышу нужно поспать четыре двухчасовых периода, между которыми — интервалы бодрствования, длящиеся всего по 90 минут.

Российские педиатры установили нормы развития малыша в пять месяцев следующим образом:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 6,1 8,3
Вес девочек, кг 5,9 7,7
Рост мальчиков, см 61,1 67,0
Рост девочек, см 60,8 66,0
Окружность головы мальчиков, см 41,2 44,6
Окружность головы девочек, см 40,3 43,2
Окружность груди мальчиков, см 40,1 45,7
Окружность груди девочек, см 40,3 44,5

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, нормы выглядят так:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 6,0 9,3
Вес девочек, кг 5,4 8,8
Рост мальчиков, см 61,7 70,1
Рост девочек, см 59,6 68,5
Окружность головы мальчиков, см 40,1 45,0
Окружность головы девочек, см 38,9 44,0

Детям на искусственном вскармливании можно давать прикорм, при этом родителям нужно быть очень внимательными и осторожными, особенно если организм пятимесячного малыша склонен выдавать аллергические реакции. За сутки общий вес порции, в состав которой включены пюрированные фрукты и сок, доходит до килограмма. Кишечные колики ещё случаются, но всё реже. Тем не менее расслабиться вряд ли получится: начинается период прорезывания зубов.

Основные навыки

Что должен уметь делать ребенок в 1 месяц? Кушать и спать? Вовсе нет! Навыки ребенка в 1 месяц куда более разнообразны! Кроха умеет:

  • Лежа на животике, приподнимать головку — совсем ненадолго, всего на 15-30 секунд. Более уверенно он будет держать голову в 2 месяца, а сейчас маме следует обязательно поддерживать головку, когда малыш находится на руках.
  • Активно двигать ручками и ножками, приподнимать попу и выгибать спинку — эти движения все еще непроизвольны, но они являются отличной зарядкой для мышц малыша.
  • Издавать звуки — детки, с которыми много разговаривают мамы, начинают гулить, уже с месяца. Именно в этом раннем возрасте вы сможете услышать от своего крохи первое «агу» в ответ на ваш тихий разговор или песенку.
  • Фиксировать взгляд на неподвижном предмете — малышу очень нравится рассматривать мамино лицо. И в один из таких моментов вы сможете заметить его первую осознанную улыбку.
  • Различать звуки — в первый месяц жизни ребенка развитие его достаточно, чтобы узнавать голоса своих и чужих. Причем последних малыш может и испугаться.
  • Различать линии и клетку, а также цвета — белый и черный, красный и желтый.
  • Узнавать маму! Наверное, это — самый главный аспект, что может грудничок в 1 месяц. Причем маму кроха узнает не по виду, а по запаху, голосу, прикосновению. Тактильные ощущения его развиты невероятно сильно, поэтому в этом периоде маме не следует брать малыша потными или холодными руками или пользоваться духами, которые перебьют естественный аромат тела.

Физическая активность

Что должен уметь ребенок в полтора года:

    • Практически все дети могут ходить без опоры

Малыши способны забираться по ступенькам и слазить с них, приседать, выполнять наклоны. Некоторая неуклюжесть в действиях все равно присутствует. Не редко дети падают, спотыкаются. А при отсутствии должного чувства самосохранения, передвижения ребенка становятся весьма опасными.

Дети еще не могут оценить угрозу от каких-либо предметов, а излишнее любопытство двигает их на покорение все новых вершин. Детей в этом возрасте не стоит оставлять одних, даже если на первый взгляд, опасностей в комнате нет.

    • Малыши с большим удовольствием ходят на прогулки, проявляя все большую активность в коллективе
Физическая активность

Они любят качаться, кататься на горках и забираться в самые неподходящие места. Кроха еще не в состоянии оценить свои силы, поэтому родителям необходимо всегда быть рядом.

    • Полуторагодовалые дети начинают кушать самостоятельно, умеют жевать

Они спокойно удерживают ложку в руке, пьют из кружки, откусывают кусочки пищи. Малыши становятся более самостоятельные в своих физических действиях. Они готовы сами мыть руки, убирать игрушки, чистить зубы, читать. Заметно все больше самостоятельности.

  • Проявляются первые навыки общения, причем не только со знакомыми, но и с другими людьми

Дети интересуются всеми происходящими событиями вокруг, играми других детей, поведением взрослых.

Как развивается речь у ребёнка

В период от рождения до одного года развитие детской речи условно проходит четыре стадии.

Первая стадия – крик

Длительность стадии крика составляет от рождения до 6-8 недель. Проявляется гласными звуками.

Вторая стадия – гуление

Длится от 2 до 5 месяцев. Малыш может гулить спонтанно либо при общении со взрослым. Проявляется гукающими звуки («га», «гы», «агу», «аа»).

Третья стадия – лепет

Длится до возраста 11 месяцев. Лепет состоит сначала из отдельных слогов («па», «ба», «ля»), затем переходит в слоговые цепочки («па-па-па»), позже — в первые слова («па-па»).

Как развивается речь у ребёнка

Четвёртая стадия — первые слова

Длится до первого года жизни. Малыш не просто лепечет, но соотносит полученный лепет из двух слогов с конкретным человеком или предметом (мама). Связывает звукосочетания с предметом (кошка — «мяу-мяу»).

К концу первого года жизни малыш произносит до 10 первых слов.

От родителей требуется создать наиболее благоприятные условия для развития речи:

  • не рекомендуется включать телевизор для фона. Он может стать причиной задержки развития речи у малыша;
  • нужно разнообразить свою речь, следить за чистотой речи и произношением;
  • читать малышу хорошую литературу;
  • включать ребёнку классическую музыку.

За первый год ребёнок проходит через множество изменений в развитии. Организм ребёнка значительно меняется. Родители должны понимать, что именно в этот период происходит закладка здоровья ребёнка, формирование систем организма. Поэтому важно потратить максимально сил и терпения на занятия с малышом.

Режим дня в месяцев

По сравнению с четвертым месяцем жизни, режим дня 5-месячного ребенка существенно не меняется. Малыш спит почти всю ночь, просыпаясь один или два раза. Ему необходимо три дневных сна.

Существенные коррективы в распорядок могут внести прорезывающиеся зубки. В этот период родителям стоит запастись терпением и охлаждающими прорезывателями.

Иногда малыши начинают хуже спать из-за освоения сразу нескольких новых навыков. Скачок в физическом развитии «перегружает» нервную систему. Таким деткам нужно установить щадящий режим дня, сократить число новых впечатлений.

Вводят первый прикорм в пять месяцев малышам:

  • на ИВ;
  • плохо набирающим вес;
  • или имеющим проблемы со стулом;

. Начинают с овощных пюре, редко с безмолочных каш.

Развитие ребенка в месяцев

Малыши первого года жизни очень любопытны, что в сочетании с активным развитием интеллекта и двигательной активностью дает поразительные результаты. Главным признаком познавательного развития выступает наблюдение и повторение манеры поведения взрослых.

Малыш уже хорошо чувствует и понимает реакцию взрослых на различные действия, движения, звуки. У него хорошо развита мимика, он хорошо выражает свои эмоции, иногда делает это намеренно, чтобы вызвать соответствующую реакцию окружающих. Он очень радуется, если ему удается насмешить родителей. В ход идут движения (танцы, наклоны, забавные позы), мимика (ужимки, смешные гримасы).

У ребенка в 12 месяцев уже начинают проявляться зачатки творческих наклонностей.

Стоит понаблюдать за малышом – что ему нравится? Некоторые малыши очень активно реагируют на музыку, сразу начинают ритмично двигаться. У других проявляется пристрастие к рисованию.

Одним из важных этапов познавательного развития ребенка в 12 месяцев выступают первые признаки инстинкта самосохранения. Например, это проявляется в страхе высоты. Поднявшись слишком высоко по детской лестнице, ребенок ищет опору или руку матери.

У некоторых малышей инстинкт самосохранения проявляется в виде страха посторонних людей, например, врачей. Очень важно на этом этапе показать малышу, что он в безопасности, а также поставить границы доступных развлечений, но при этом не испугать его.

Ребенок первого года жизни постепенно изучает свойства предметов. В процессе игры он узнает, что значит твердое и мягкое, горячее и холодное, сухое и мокрое. Ребенок в этом возрасте очень любопытен и активно познает окружающий мир.

Наиболее интересны и понятны для него животные. Чтобы помочь малышу развиваться, можно показывать ему картинки с животными, попутно демонстрируя, какие звуки они издают.

Развитие ребенка в месяцев

Главное – нужно помнить, что любая информация должна подаваться в игровой форме.

К факторам познавательного развития относятся социальные навыки ребенка. Малыши в этом возрасте с удовольствием общаются друг с другом, активно контактируют со взрослыми.

Они любят играть в игры (прятки, догонялки, хороводы, создание простых конструкций из кубиков).

Безусловно, социализация ребенка зависит от индивидуальных особенностей характера, но в большинстве случаев дети в 1 годик любят играть с ровесниками.

Психическое и интеллектуальное развитие

В 1 год у малыша замедляется процесс роста и набора веса, зато интеллектуальное и эмоциональное развитие становится более интенсивным. Более продолжительный период бодрствования позволяет ребенку больше времени играть.

Основные способы познания у детей в 12 месяцев – сенсорные. Тактильные ощущения развивают память. Прикасаясь к определенным предметам, малыш запоминает их особенности и свойства.

Например, мячик круглый и прыгает, машинка с колесами и может ездить, кубик твердый и из него можно строить.

Что должен уметь ребенок в месяца

  • Рассматривает  предмет с различением формы и цвета.
  • Различает звуки, голоса. Появляется «комплекс оживления»(оживленные движения, взвизгивание, смех, усиленное дыхание) в ответ на общение со взрослым.
  • Случайно наталкивается руками на низко висящие игрушки, ощупывает свои руки. Появляются локальные реакции — потирает руками места раздражения кожи — нос, уши.
  • Появляется согласованная работа мышц — велосипедные движения ногами. Лежит на животе несколько минут опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки  крепко упирается ногами. Хорошо удерживает голову в вертикальном положении.
  • В ответ на обращенную к нему речь проявляет радость, Голосовая реакция во время пауз речи взрослого. Произносит первые гортанные звуки: «Х», «К», иногда в сочетании с ы —  «Хы», «Кы».
  • Оживляется при виде груди или бутылочки с молоком.

Это всё на сегодня ! Желаю Вам здоровья !

Пятый месяц

У пятимесячных детей из-за того, что спят они гораздо меньше, появляется возможность больше двигаться и играть, что, конечно, важно для совершенствования разных умений.

Анатомо-физиологическое развитие

Постепенно укрепляется мускулатура ребёнка, у него вытягиваются ножки, прибавка в массе тела остаётся такой же, что и в 4 месяца – 700 г. Теперь тело младенца выглядит более гармонично и пропорционально, и к этому времени расстройство мышечного тонуса у него проходит. У детей улучшается зрение, по этой причине они уже различают мелкие детали вещей.

Нервно-физическое развитие

В возрасте 5 месяцев закладывается социальный аспект личности маленького человека. Малыши хорошо знают своих близких, пытаются копировать их манеры и интонации. Благодаря более совершенной моторике рук, интенсивно развивается и детская речь – они произносят отдельные слоги, сопровождают свой лепет мимикой и жестами. Тактильные ощущения детей тоже находятся на, довольно, высоком уровне, и они способны различать фактуры разных материалов.

Подробнее о развитии ребенка в 5 месяцев

Режим дня ребенка в  5 месяцев

Специфика возраста

Физиологическое и психическое развитие ребенка в 5 месяцев даёт необыкновенные результаты: дети лучше управляют своими ручками, могут держать по игрушке в каждой руке; уверенно переворачиваются, а многие начинают ползать, чаще всего, по-пластунски; у них появляется навык самостоятельной игры.

Развитые малыши делают попытки сесть, и такие действия нужно контролировать, особенно, в отношении девочек.

Параметры одежды

Разобраться в том, какие размеры одежды у детей, поможет таблица.

Размеры 50 56 62 68 74 80
Рост, см 50 55 60 65 71 77
Обхват груди, см 42 43 45 47 49 51
Обхват талии, см 42 43 45 47 48 50
Обхват бедер, см 43 45 47 49 51 53
Возраст, мес. 1,5 1,5-3 3-6 6-9 9-12

Размеры колготок для детей подбираются в соответствии с ростом ребенка. Разобраться, какие размеры колготок нужно подбирать, поможет следующая таблица.

Рост, см Размеры стопы, см
50-56 7
56-62 8
62-68 9
68-74 9-10
74-80 11-12 см
80-86 12-13

Размеры для шапочек снимаются с головки следующим образом: сантиметровая лента располагается по бровям, над ушками и по затылку.

Таблица наглядно поможет разобраться, какие размеры головных уборов подходят в тот или иной месяц развития детей.

Возраст, мес. Размеры головы, см
Мальчики Девочки
34-35 34
1 37 36
2 39 38
3 40 39
4 41-42 40-41
5 42-44 41-42
6 43-44 42-43
7 44-45 43-44
8 45 43-44
9 45-46 44-45
10 46 45
11 46-47 45-46
12 46-47 45-46

Правильный уход за ребенком обеспечит его гармоничное развитие.

Читайте также:  Первый прикорм при грудном вскармливании