Особенности воспитания ребенка 2 лет: советы и правила

К 4 годам дети начинают исследовать мир со все большим рвением, для этого им нужна поддержка взрослых. Поэтому родителям необходимо знать, что должен уметь ребенок в 3,5 года.

Подробный обзор

Что умеет ребенок в года?

Развитие ребенка в этом возрасте стремительное, но родители должны помогать малышу в этом. Чем больше времени мы проводим за занятиями со своими детьми, тем быстрее они развиваются. Но не стоит забывать про игры – это основной род занятий ребенка, в процессе которого он не перестает развиваться. В 2 года у ребенка активно развивается познавательная активность, продолжают совершенствоваться психические процессы, обучается ребенок в основном, повторяя все за взрослыми.

Возрастные особенности детей 2 лет

К 2 годам ребенок уже хорошо изучил окружающую территорию и считает ее своей, отлично понял расстановку сил в семье, поэтому кого-то слушается с полуслова, а кого-то нет.

2-летки на очень любят и плохо справляются с переменами. Например, если малыш увлечен игрой, нельзя его резко отвлекать и переключать на другое занятие. Подождите, пока он сам переключится, или делайте это плавно. Например, положите рядом книжку или начните рисовать в поле зрения ребенка.

В этом возрасте необходимо учить ребенка играть со сверстниками. Пусть это не всегда получается, но находиться в компании малышей – это уже огромный плюс.

Что умеет ребенок в года?

Ближе к 3 годам начнется период «Я сам».

Физическое развитие ребенка в 2 года

Какой должен быть рост и вес ребенка в 2 года по статистике, смотрите в статье «Рост и вес ребенка по месяцам». Что умеет ребенок в 2 года?

  • хорошо получается подниматься и спускаться по лестнице, держась за перила;
  • хорошо бегает;
  • перешагивает через препятствия на своем пути;
  • умеет прыгать;
  • встает на подставку высотой до 20 см от пола;
  • пинает мяч, кидает его и пробует его ловить с небольшого расстояния;
  • умеет крутить педали на велосипеде;
  • танцует под музыку;
  • появляются первые попытки кувыркаться через голову;
  • хорошо управляет губами (вытягивает их в трубочку, улыбается во весь рот).

Умственное развитие. Что умеет ребенок в 2 года?

  • знает и различает от 2 до 8 цветов;
  • должен уметь сопоставлять цвета (красный с красным, синий с синим и так далее);
  • покажет цвет, который Вы попросите;
  • копирует действия взрослого;
  • может нарисовать овал;
  • собирает пирамидку, не учитывая размер колечек;
  • может построить башню из кубиков;
  • выставляет игрушки в ряд;
  • различает основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);
  • сопоставляет формы и размеры (круг помещает в форму круга, квадрат – в форму квадрата, маленькие предмет – в большой предмет);
  • показывает требуемые предметы на картинке;
  • складывает разрезанные пополам картинки в одну;
  • использует игрушки по назначению (стучит молотком, кормит игрушки, катает машинки);
  • играет в прятки;
  • листает книжки, рассматривает иллюстрации;
  • открывает дверь, повернув ручку;
  • некоторое время может играть самостоятельно;
  • может выполнить последовательность из 3-4 действий. Например, встань, сходи в комнату, принеси книжку, сядь на стул);
  • понимает, что на плите горячая посуда и еда;
  • появляются первые попытки считать, пусть даже не по порядку.

Эмоциональное развитие ребенка в 2 года

  • большую часть дня ребенок уравновешен;
  • проявляет недовольство, психует, кричит, если ему что-то не нравится или не получается;
  • упрямится, настаивает на своем, невзирая на протест родителей;
  • не хочет общаться с незнакомыми людьми.

Речь ребенка в 2 года

Что умеет ребенок в года?
  • словарный запас превышает 100 слов (включая такие слова как «мяу», «бух», «ой» и так далее);
  • общается с другими детьми (подходит к ним, трогает их, берет за руку, может толкнуть – это тоже вариант общения);
  • просит помощи у родителей;
  • понимает значения высказываний «на столе», «под столом»;
  • называет и показывает на пальцах свой возраст;
  • говорит или пытается говорить свое имя;
  • знает и называет все свои части тела;
  • некоторые дети в 2 года умеют разговаривать короткими предложениями из 2-3 слов, но чаще в этом возрасте ребенок еще не разговаривает предложениями или плохо говорит. «Когда ребенок начинает разговаривать? Причины нежелания говорить».

Обслуживание себя. Гигиена

  • самостоятельно ест с помощью ложки и пьет из стакана («Как научить ребенка кушать ложкой?»);
  • чистит зубы («Как чистить зубы ребенку?»);
  • вытирает пыль тряпкой, помогает маме во время уборки;
  • снимает рукавички;
  • снимает и надевает обувь на липучке;
  • расстегивает и застегивает замки, пуговицы, липучки на одежде;
  • снимает и надевает носки, штаны, колготки;
  • самостоятельно садится на горшок.

Правила развития речи

Если вы задумываетесь над тем, как научить ребенка рано разговаривать, следуйте нескольким правилам:

  1. Общаться с ребенком начинайте с самого рождения. Желательно говорить со своим чадом еще в период внутриутробного развития.
  2. Не забывайте поддерживать зрительный контакт. Это важно для нормального психологического, эмоционального, интеллектуального развития, и, соответственно, нормального развития речи.
  3. Частые повторения только на пользу. Чтобы ребенок точно осознал, как называется тот или иной предмет, в раннем возрасте повторять нужно не десятки раз, а сотни или тысячи. Рассматривая вместе картинки, книжки повторяйте малышу то, что изображено на них. Гуляя на прогулке проговаривайте все, что видите, медленно, четко и понятно произнося слова.
  4. Ярко артикулируйте. Пусть ребенок видит, как движутся ваши губы и язык, как изменяется мимика во время разговора. Так он поймет, что нужно сделать, чтобы получились нужные звуки.
  5. Обязательно поощряйте любые попытки малыша говорить с самого раннего детства. Сначала он будет говорить неправильно, но ваша похвала и позитивное подкрепление поможет ему лучше развиваться.
  6. Не забывайте о том, что учить ребенка разговаривать необходимо чем раньше, тем лучше, обязательно прикладывать к этому усилия регулярно. Выделите 10-15 минут ежедневно для занятий по развитию речи. Это время посвятите артикуляционной гимнастике, развивающим играм или упражнениям. Лучше, если это буту утренние часы, когда малышу легко будет удерживать свое внимание на занятии.
  7. Уделите внимание чтению сказок. Старайтесь каждый вечер читать сказки малышу. Чтение сказок пополнит словарный запас малыша и будет способствовать формированию активной речи. Во время чтения сказок не забывайте об интонациях и акцентах – эмоциональная окраска речи усилит интерес ребенка. Повторное чтение одних и тех же сказок имеет много преимуществ – они позволяют ребенку улавливать разные нюансы, развивать понимание сложных предложений.
Правила развития речи

Чтение книг способствует развитию речи ребенка 2-3 лет

Читайте также:  Имена для детей: рекомендации по выбору.

Хотите воспитать ребенка — начните с СЕБЯ!

Сразу скажу, что обеспечить достойное воспитание ребенка – это огромный кропотливый процесс, который нужно выполнять, придерживаясь определенных правил:

Важно контролировать и следить за своим поведением. Если Вы смотрите телевизор, а ребенку говорите, что телевизор смотреть нельзя, то не рассчитывайте на послушание. Карапуз находится в таком возрасте, что хочет выполнять те действия, что выполняете Вы, а если Вы его просите сделать что-либо, то, скорее всего, он будет сопротивляться. Например, Вы попросите его успокоиться и постоять на месте, а он, как назло, будет кружить без остановки. В таком случае рекомендую сказать ему: «Бегай быстрее!» Даю 90%, что он очень удивиться, остановиться и решит передохнуть!

Помните, что при воспитании малыша нужно проявлять выдержку и терпение, чтобы адекватно реагировать на проявление его лидерских, творческих и гиперактивных качеств. Ведь дети – это маленькие личности с разным темпераментом, способностями, наклонностями и т.д. Например, если карапуз по натуре – лидер и постоянно высказывает свое мнение, выдвигает идеи и предложения, то не осуждайте его, обязательно выслушайте и предоставьте ему свободу выбора в некоторых вещах. Таким образом, малютка вырастит уверенным в себе человеком, лидером, к мнению которого будут прислушиваться другие.

Кстати, если Ваше ребенок рисует везде: на стенах, обоях, мебели, а так же охотно занимается лепкой, любит играть конструктором, с удовольствием делает аппликации и т.д., то ваш ребенок – личность с огромным творческим потенциалом.

В таком случае, рекомендую родителям обеспечить соответствующую площадь, необходимые материалы и предметы для развития его таланта. После того, как моя дочь, разрисовала диван, я поняла, что нужно срочно покупать доску для рисования, ватманы, карандаши, наборы для рукоделия и т.д.

Не расстраивайтесь, если Ваше чадо ведет себя, как обезьянка: прыгает по дивану или кровати, лазает на любые возвышенности, постоянно вертится и крутиться, не сидя на одном месте. Просто Ваш карапуз из числа гиперактивных детей.

Хотите воспитать ребенка — начните с СЕБЯ!

Не ругайте ребенка за это, а просто найдите для него занятие с применением физических возможностей. Это может быть посещение детской игровой площадки, подвижные игры и многое другое.

Есть категории ребят, которых называют неутомимыми помощниками. Такие детки послушны, всегда ходят возле мамы и пытаются ей помочь в кормлении домашних животных, уборке, расстановке посуды и т.д.

Не отбивайте охоту, заинтересовывайте карапуза, просите выполнить ту или иную посильную для него задачу. Таким образом, он с детства будет приучен к трудолюбию и вырастит отличным вашим помощником. — учите малыша правилам этикета, гигиены и самостоятельного обслуживания.

К двум годам малыш должен знать, что при встрече нужно здороваться, при уходе — прощаться, вовремя извиняться, а так же не забывать говорить слова благодарности. Чем раньше Вы начнете учить кроху золотым правилам этикета, тем лучше! Никто, кроме мамы не объяснит карапузу, что нужно мыть руки, купаться, умываться и чистить зубы. Не всегда это сделать легко, но нужно запастить терпением, внятно и доходчиво объяснить, почему это нужно делать. Установите определенные правила, от которых ни в коем случае не отступайте! Например, ребенок должен складывать свои игрушки, кушать за обеденным столом, засыпать на его кроватке и т.п. Еще одной сложной задачей будет научить малыша одевать вещи самостоятельно. Сразу предупреждаю, что это сделать достаточно сложно! Карапузу нужно доходчиво объяснить и показать, как нужно правильно одевать вещи, различать: где зад и где перед, застегивать и расстёгивать вещи на липучках. Часто бывает так, что ребенок боится одевать вещи с узкой горловиной: футболку, водолазку, свитер. В шуточной форме объясните ему, что одевать эти вещи совсем не страшно. Для этого раздвиньте горловину, с улыбкой на лице просуньте в нее голову и скажите: «Ку-ку!» Не следует учить двухлетнего малыша завязывать шнурки на обуви, застегивать пуговицы и молнии на одежде. Этим Вы займетесь, когда карапуз немного подрастет и ему исполнится 3-4 года.

Психологическое развитие ребенка в возрасте от до лет

В возрасте 2 лет ребенок продолжает отстаивать свои права на личное пространство и самостоятельность. «Мама, сам» — эту фразу вы будете слышать все чаще и чаще. Так как ваш малыш уже много чего умеет делать самостоятельно, не стоит ему в этом мешать. Понятно, что если кормить или одевать маленького человека будете вы, то получится гораздо быстрее и аккуратнее, но стоит набраться терпения. В противном случае можно получить «Илюшу Обломова», который и в 20 лет будет ждать вашей помощи. Предложите поставить посуду после обеда в раковину, а лучше — вытирать посуду вместе с вами. Именно в этом возрасте, можно начинать трудовое воспитание и прививать навыки самообслуживания. Игрушки тоже нужно собирать вместе, это приучит ребенка к дисциплине и порядку. Не превращайтесь в прислугу, многие вещи ребенок может, хочет и должен делать самостоятельно.

Два года — возраст «почемучки», «попугайки» и «следопыта». Все что вы говорите, не только запоминается, но и «записывается», а после — успешно воспроизводится. Вести при ребенке «взрослые разговоры» категорически не рекомендуется, если вы не хотите, чтобы ваши семейные тайны стали достоянием общественности. Одна девочка, в возрасте 2 лет и 2 месяцев, на вопрос, кем работают ее родители, уверенно отвечала, что ее мама — учительница, а папа — алкоголик. Есть повод задуматься! В этом возрасте ребенок продолжает «научно-исследовательскую» деятельность, но она уже приобретает не инстинктивный, а вполне осознанный характер. Он везде залезет, все исследует и задаст миллион вопросов. Не препятствуйте, но неусыпно контролируйте, во избежание травматизма. Врачи-травматологи отмечают, что возраст 2-3 года — пик травматизма у детей дошкольного возраста.

Самое время развивать творческие способности. В два года ребенок способен концентрировать внимание на одном занятии на протяжении 1\2 часа. Больше всего дети в этом возрасте любят рисовать. Подойдут для этих целей фломастеры, карандаши и краски. Можно попробовать рисовать кисточкой, но если не получится — не огорчайтесь. Есть другой способ рисования — рисование пальцами. Такой способ не очень нравится мамам, ведь потом нужно долго отмывать ребенка и окружающее пространство, зато «на ура» воспринимается детьми.

Таким образом, можно подвести итоги. Ребенок двух лет активно растет и развивается, причем психологическое и физическое развитие малыша тесно связаны между собой. А потому воспитание малыша в возрасте от 2 до 3 лет должно включать в себя как физическое, так и психоэмоциональное развитие. Полезно делать несложную зарядку, не ограничивать малыша в действиях, давать ему возможность активно двигаться: бегать прыгать, лазить и т.д. Напротив, если ваш ребенок вялый и малоактивный — это повод насторожится. Больше времени проводите за совместными занятиями с малышом. Только в процессе общения можно приобрести необходимые речевые, коммуникативные и другие полезные для жизни навыки. Уважайте ребенка как личность, для него это очень важно. В возрасте двух лет, ваш карапуз непременно требует определенной степени свободы и самостоятельности, не препятствуйте — идет процесс формирования личности. Не забывайте о тактильном контакте. Ваши объятия и прикосновения и сейчас очень важны, это сигнал для малыша о том, что его любят, что он нужен, что его готовы защитить.

Читайте также:  Признаки и лечение ОРВИ у детей

И самая главная рекомендация — просто любите своих детей и они непременно ответят вам взаимностью! Не стоит сравнивать свое чадо с соседскими детьми. Каждый ребенок — яркая индивидуальность, и никакое мерило здесь неуместно. Дайте ребенку возможность развиваться комфортно, не нагружайте лишним. Читать в 2 года «Евгения Онегина» наизусть малыш не может и не должен. Только в постоянном общении возможно гармоничное развитие ребенка как личности. Пусть все идет своим чередом, и ваши дети будут здоровы и счастливы!

Речь ребенка

Вероятно, он использует более длинные предложения (три или более слов) и растущий словарный запас, чтобы понять себя.

По мере развития языковых навыков вашего ребенка он может начать рассказывать вам более сложные истории, также для развития речи можно использовать развивашки для детей 3 4 года. Рассказывание историй – отличный шаг в развитии дошкольника. Это происходит сейчас, потому что в три года ваш ребенок становится способным понимать более сложную цепочку событий: он может что-то испытать, подумать об этом, а затем рассказать об этом историю. Эти истории – реальные или вымышленные или смесь обоих – помогают маленьким детям понять повседневные события и людей, которых они встречают. Вы можете видеть, как ваш ребенок рассказывает истории себе или своим игрушкам. Они могут быть совершенно фантастическими или объединять несколько реальных событий в один рассказ. Если вы аудитория, слушайте с благодарностью. Поощряйте его вопросами, пока он крутит пряжу о картине, которую он нарисовал, или о книге, которую он читает. Предложите ему добавить детали к рассказанным вами историям.

Письмо

Это интересно, когда каракули вашего ребенка начинают больше походить на настоящие буквы. Но письмо является  тем этапом развития, которое сильно различаются от ребенка к ребенку. Не беспокойтесь, если ваш ребенок даже не интересуется письмом.

Речь ребенка

Поощряйте ее написание, держа под рукой бумагу, жирные карандаши, жирные карандаши и мел. Еще один способ заинтересовать ее: вылейте песок, соль или сахар на поднос и покажите ей, как отслеживать буквы пальцем.

Разговоры

Трехлетние дети проводят много времени, предоставляя диалоги своим куклам, подражая разговорам взрослых и используя разные типы голосов для разных персонажей – например, высокие голоса для младенцев и глубокие и мощные для супергероев. Ваш ребенок учится тому, что взрослые разговаривают друг с другом по-разному. Например, она заметила, что вы говорите так, когда разговариваете с мамой, и когда вы разговариваете с боссом. Она практикует эти различные способы речи в своей игре.

Что должен уметь ребенок в года и месяца, мальчик

После двух лет многие родители малышей недоумевают, жалуясь на то, что их совсем недавно усидчивый и послушный кроха стал проявлять характер. И это вполне логично и объяснимо. Ведь еще совсем недавний карапуз становится полноценной личностью, поэтому вправе индивидуально реагировать на ту или иную ситуацию.

В два года и 2 месяца ребенок уже умеет не просто воспринимать мир во всех красках, но и эмоционально оценивать происходящее. Поэтому родителям любопытного непоседы следует вооружиться терпением, и помочь маленькому человеку адаптироваться ко взрослой жизни.

Умения и навыки ребенка в 2 года и 2 месяца

Ответ на вопрос о том, что должен уметь ребенок, в частности мальчик, в два года и 2 месяца, достаточно субъективен. Ведь каждый кроха с рождения индивидуален, имеет свою генетическую предрасположенность и характер.

Однако педиатры имеют свою точку зрения на этот счет, поэтому при оценке развития малыша руководствуются единым установленным стандартом.

Физические достижения маленького чемпиона

Первый, и самый важный навык, которым овладевает малыш к 2 годам и 2 месяцам – это моторное развитие. Кроха уже отлично справляется с координацией движений, поэтому уверенно ходит и бегает. В данном возрасте мелкие препятствия, в виде ступенек, бордюров и возвышений не доставляют проблем.

Он уверенно их преодолевает без падений и травм, на пути к своей цели. При этом четко прослеживается причинно-следственный алгоритм действий.

Например, ребенок активно бежал за мячиком, но при виде препятствия замедлил шаг и в спокойном ритме его перешагнул. Такое поведение обусловлено тем, что уже в столь юном возрасте малыш отдает отчет своим действиям и избегает травматических ситуаций.

Данному возрасту так же свойственно активное развитие мелкой моторики. Малыши ловко и быстро справляются с мелкими предметами во время игры, и даже могут попасть с небольшого расстояния в указанную цель.

Проверить это достаточно просто, предложив своему чаду поупражняться с мячиком и баскетбольным кольцом либо поиграть в любую другую развивающую игру на меткость.

Особенности физиологического развития мальчика в 2 года и 2 месяца

На данном этапе взросления у ребенка продолжает активно развиваться нервная система, что заметно отражается на его поведении. Ребенок уже более уверенно справляется со своим эмоциональным состоянием, даже в период усталости.

Он проявляет выносливость и меньше капризничает в сложных для его восприятия ситуациях. Однако не стоит требовать от малыша слишком большой концентрации на определенном занятии, для него это задача еще непосильна.

У ребенка в возрасте 26 месяцев молочные зубы продолжают развиваться. Но на данном этапе обязанностью родителей является не только следить усилить контроль за гигиеной полости рта малыша, но и начинать прививать крохе навыки самостоятельного ухода.

Данное время отлично подходит для планового посещения стоматолога и объяснения своему чаду правил чистки зубов.

«Почемучка» или «ворчливый молчун». Что нужно знать о развитии речевого развития ребенка?

Раньше норма словарного запаса ребенка в 2 года и в 2 месяца составляла 40 слов. Однако сегодня, этот норматив носит больше условный характер, ведь развитие детей до трех лет индивидуально.

Поэтому не стоит отчаиваться если малыш не относится к «болтливым почемучкам» и не проявляет особого интереса выявлять свои мысли словесно. Но если родители хотят ускорить процесс развития речи своего чада, существует масса игр, способствующих этому.

Освоение бытовых навыков

К 26 месяцам социальное поведение ребенка в привычных бытовых условиях ничем не отличается от алгоритма действий взрослого человека. Он уже умеет:

  •  умываться и чистить зубы;
  •  кушать ложкой и пить из чашки;
  •  уверенно ходить и преодолевать препятствия;
  •  пользоваться горшком;
  •  обуваться и одеваться (частично);
  •  выражать свои эмоции и потребности с помощью слов;
  •  играть в игры с мелкими предметами;
  •  повторять действия взрослых.

Малыш замечательно ориентируется в предметах быта и знает их целевое назначение. Когда в поле зрения младшего члена семьи попадает новый предмет, с которым он еще не знаком, это вызывает определенный интерес.

При этом любопытство ребенка может быть уже удовлетворено объяснением взрослых, а не тактильным изучением новой «игрушки». То есть в данном возрасте дети уже умеют наблюдать за действиями родителей и делать логические выводы.

Иными словами, маленькие сорванцы в 2 года и 2 месяца – это полноценные члены общества, которые обладают основным спектром навыков бытового поведения. Им лишь необходимо время, чтобы отточить свои умения и приступить к копированию поведения взрослых членов семьи.

Читайте также:  Как подготовить ребенка к детскому саду: полезные советы для родителей

Программа упражнений на неделю

Упражнения, которые помогут ребенку развить все необходимые навыки:

  1. Понедельник: тематическое занятие «Деревья и кустарники», игра «Угадай, что в мешочке», прослушивание пения птиц и шума волн, заучивание стихотворения о лете, перебирание гороха и фасоли, создание аппликации «Цветочный сад».
  2. Вторник: изучение профессий, игрушечный боулинг, повторение стихотворения о лете, заучивание песни «Антошка», чтение сказки «Колобок», мозаика «Буквы и счет», рисование моря и неба.
  3. Среда: изучение букв и слогов с помощью кубиков, игра на угадывание звуков, повторение песенки «Антошка», рисование двора с домом и цветами, лепка из теста.
  4. Четверг: игра с конструктором для изучения фигур, рисование песком, обучение танцу «Березка», вырезание снежинок и цветов из бумаги.
  5. Пятница: тематическое задание «Цифры и счет», игра «Где спрятался шарик», повторение «Березки», составление сказки «Колобок» по карточкам, игра со шнуровкой, лепка животного из пластилина.
  6. Суббота: тематическое занятие «Животные в дикой природе», водные игры, прослушивание композиции Вивальди «Времена года, зима» и обсуждение вызванных ею эмоций, рисование любого животного, разбор поговорки «Делу время — потехе час».
  7. Воскресенье: знакомство с обитателями моря, аппликация из подручных материалов, домашний концерт для родственников с исполнением стихотворения о лете, танца «Березка» и песни «Антошка», повторение изученных букв, изготовление ежика из пластилина и спичек, изображение своего настроения с помощью красок.

Развитие ребенка в 3,5 года напрямую зависит от стараний родителей, поэтому важно найти подходящие игры и занятия, которые помогут малышу познавать мир.

Какие игры любят дети от до лет

Ребенок от 2 до 3 лет продолжает обучаться всему в основном с помощью игры. При этом по его инициативе Вы можете поддержать игру-общение со взрослым человеком или игру с игрушкой для экспериментирования. Можете предложить малышу простую игру на инициативу ребенка Вы так же можете и в сюжетно-отобразительных играх. Помните!К 3 годам малыш уже может попросить Вас поиграть с ним в сюжетно-ролевую игру. Будьте готовы поддержать любую творческую идею!

По Вашей инициативе Вы можете организовать с ребенком обучающие игры (музыкальные, подвижные, дидактические, предметные), но и показать малышу игры для отдыха — игры-забавы или к 3 годам ребенок поддержит с удовольствием Ваши затеи в сезонных играх или видите, круг игр, которые интересны ребенку от 2 до 3 лет, постоянно растет.А Вашими помощниками в развитии ребенка остаются игрушки.

  1. Создать дома необходимое пространство, необходимое для физической активности малыша
  2. Поощрять его желание играть, а особенно если это творческая игра или игры с выполнением заданий
  3. Давать ребенку для игры только безопасные копии взрослых инструментов или оборудования

Возможно Вам понравятся эти варианты развивающих игр для ребенка от 2 лет, которые можно организовать дома

Как избежать задержки развития речи

Если ребёнок в два года говорит мало и невнятно, нужно показать его специалисту: логопеду, психоневрологу, дефектологу. Возможно, у него темповая задержка речи или общее недоразвитие речи. Для коррекции этих нарушений проводятся регулярные занятия, совместно с логопедом вырабатывается стратегия речевого поведения родителей малыша.

Чтобы развитие речи у детей 2 лет соответствовало возрастным нормам, нужно постоянно стимулировать её развитие. Основные задачи, стоящие перед родителями в этот период:

  • Показывать пример чёткой и ясной речи, произнося слова и звуки, сохранять ровный спокойный темп, не заимствовать у ребёнка неправильно произносимые им слова.
  • Помогать малышу с накоплением активного и пассивного словаря.
  • Учить ребёнка строить фразы, задавать вопросы.
  • Совершенствовать звукопроизношение детей третьего года жизни, заучивать небольшие стихотворения, чистоговорки.
  • Использовать для развития речи лучшие образцы детской литературы: сказки, рассказики, стихотворения, потешки, песенки.

Итак, как развивать речь ребёнка, чтобы в 3 года она соответствовала норме? Полноценное развитие детей 2 лет невозможно без сенсорной базы – усвоения малышом понятий о цвете, форме, размере, количестве предметов. Накапливая эти знания, нужно использовать игры с предметами: цветные пирамидки, кубики различной величины и фактуры, сортеры, конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры. Манипулируя с ними под руководством взрослого, дети развивают мелкую моторику и запоминают качества предметов.

Пальчиковая гимнастика включается в развитие ребёнка начиная с раннего дошкольного возраста. Большое количество миниатюр, разыгранных с помощью пальчиков и ручек под стихотворное сопровождение, помогают ещё и тем, что их исполнение стимулирует речевые области головного мозга. Можно отыграть потешку своими руками или надеть на пальчики фигурки персонажей сказок, потешек, стишков. С таким пальчиковым театром крепко-накрепко запомнится любое художественное произведение.

Расширение пассивного словаря лучше всего вести по отдельным обобщающим темам: «Моя комната — мебель, игрушки», «Мы едим — овощи, фрукты, посуда», «Животные». Выбрав тему, нужно постараться чаще называть практически каждый предмет и связанное с ним действие. Этот приём склоняет малыша к запоминанию слов. Очень полезно рассматривать предметные картинки. Если родители не просто называют предмет, а обращают внимание на его качества, на то, что делают живые существа на картинке, это значительно обогащает детскую речь в 2 года.

Нужно дать образец правильного суждения: «мячик красный», а яблоко красное; «кошка лежала», а кот лежал. Такая работа – это начало освоения связной речи. Одновременно с обучением составлению фраз, обращают внимание на произносительную сторону речи. Хотя возможности малыша ещё невелики, всё равно родители учат его говорить чётко, стараться правильно произносить звуки и слова.

Развитие речи у 2-летних детей идёт во многих направлениях. Для её совершенствования требуется неустанная работа родителей по наполнению словаря, коррекции звукопроизношения, обучению детей высказываться и задавать вопросы.

Внимание к детской речи позволит в кратчайшие сроки освоить грамматику и «звуковые правила» родного языка, избежать зрр. Такую же цель преследует знакомство детей с фольклором – образцами художественной речи, проверенными временем.

Как помочь развиваться ребенку в года

Во-первых, как уже упоминалось выше, можно водить ребенка в клуб (в группу общего раннего развития), заниматься с ним творчеством (рисование, лепка, поделки и так далее) и подбирать подходящие игры дома. Кроме того, можно помочь малышу развиваться ненавязчиво:

  • не оставлять без внимания вопросы и давать на них как можно более ясные (в соответствии с возрастом) и подробные ответы;
  • обсуждать увиденное на прогулке, по телевизору и просто случайные ситуации;
  • давать возможность делать выбор – во что играть, что купить (не всегда, конечно), что есть и так далее;
  • как можно чаще привлекать ребенка к решению «бытовых» проблем и просить его о помощи – в 2 года можно доверить под контролем мыть посуду, разобрать сумку, подмести пол и так далее.