Особенности развития ребенка в 6 месяцев

Полгода – знаменательная дата в жизни малыша. За это время младенец сильно изменился в физическом и психологическом плане. Из беспомощного новорожденного он превратился в маленького активного человечка.

Примерный режим дня ребенка

6 месяцев

Режим дня у ребенка 6 месяцев становится все более стабильным:

  • Формируется режим с предсказуемыми отрезками дневного сна.

Одним детям комфортен режим с двумя снами в течение дня, другие малыши спят три раза в день до 8-9 месяцев.

Стоит обратить внимание на длительность дневных снов — утренний и обеденный сон должен быть по продолжительности не менее 1-1,5 часов, чтобы организм ребенка получил полноценный отдых. Третий сон может остаться коротким, его лучше начинать в промежутке Следите, чтобы он не заканчивался слишком поздно, иначе сдвинется время вечернего укладывания. Утренний и обеденный сон рекомендуется делать дома, третий сон можно провести на улице в коляске.

При раннем укладывании лучшее время утреннего пробуждения —

  • Появляется стабильное время вечернего укладывания

Шестимесячный ребенок уже физиологически готов к раннему укладыванию. Оптимальное время ухода в ночь будет в промежутке У вас появится четкий ритуал перед сном, который поможет ребенку расслабиться и сделает процесс укладывания легче. Ритуал необходимо повторять ежедневно. На его проведение достаточно 20-30 минут.

  • Увеличивается период бодрствования ребенка

Теперь при формировании распорядка дня следует ориентироваться в первую очередь на рекомендуемое время бодрствования — в полгода оно увеличивается до 2,5 часов при устоявшемся режиме с тремя дневными снами. Признаки усталости у ребенка уже сложнее заметить, поэтому можно пропустить момент, когда кроха готов ко сну.

Общее количество сна

Сейчас ребенку необходимо спать 13-14 часов в сутки. Ночной сон составляет 11-12 часов с пробуждениями на 2-3 кормления при грудном вскармливании. Количество ночных пробуждений у детей на искусственном вскармливании будет меньше. Общая продолжительность дневных снов в этом возрасте составляет около 2,5-4 часов.

Наблюдайте за состоянием ребенка и ориентируйтесь на основные рекомендации таблицы, чтобы понять, сколько часов сна ему необходимо и правильно выстроить распорядок дня, который подойдет вашему полугодовалому грудничку.

Таблица по режиму сна и бодрствования ребенка в 6 месяцев поможет вам в этом:

Что влияет на сон ребенка:

1. К 6 месяцам ваш малыш уже научился переворачиваться со спины на живот и обратно. Теперь он постепенно осваивает новые умения — учится подтягиваться у опоры, вставать на четвереньки, самостоятельно сидеть и активно готовится к ползанию. Малыш может продолжать отрабатывать новые навыки как в течение дня, так и в кроватке во время сна. В такие моменты он чаще просыпается и беспокойно спит. Это является частью естественного развития ребенка.

Чтобы он быстрее привык к новым возможностям своего тела, тренируйте новые навыки во время бодрствования. Покажите, каким способом можно лечь обратно из положения сидя. И если раньше ребенок не против был проводить много времени в коляске, теперь ему необходимо время и место для активной игры во время 7-14 дней сон ребенка наладится.

2. Пропуск дневного сна и слишком позднее укладывание в этом возрасте могут привести к переутомлению ребенка, протестам перед укладыванием и частым ночным пробуждениям. Чтобы этого не произошло, старайтесь соблюдать четкий распорядок дня.

3. В шесть месяцев у ребенка могут появиться первые признаки сепарационной тревоги. Став более самостоятельным, он осознает, что он не одно целое с ней. И у малыша появляется страх и беспокойство, что мама уйдет и не вернется. Если вы столкнулись с тем, что ребенок не отпускает вас во время укладывания, продлите ритуал, включив в него ношение на руках, массаж, объятия и поцелуи. Предложите ребенку игрушку для сна, которая будет иметь ваш запах и «охранять» его сон. Также стоит проводить больше времени с ребенком один на один, не отвлекаясь на другие дела.

4. Прорезывание зубов — еще один фактор, который влияет сон детей этого возраста. В острый период всячески помогайте малышу, используйте игрушки-прорезыватели и обезболивающий гель по рекомендации вашего педиатра. Как только пройдет острый период, возвращайтесь к прежним условиям сна и режиму дня.

Развитие ребенка в месяцев

Что должен делать ребёнок в шесть месяцев? Как правильно развивать полугодовалого малыша? Как выбрать хорошие игрушки, не потерявшись в огромном ассортименте детских магазинов? Такие вопросы часто волнуют молодых мам и пап, которые хотят, чтобы их ребёнок был здоров, счастлив и радовал их новыми успехами.

Рост и вес детей в полгода

До 2006 года действовали устаревшие нормы развития детей, основанные на наблюдениях за малышами на искусственном вскармливании. Поэтому не всегда стоит прислушиваться к словам бабушек о том, что ребёнок кажется худеньким, лучше свериться с новыми нормами, разработанными ВОЗ 10 лет назад.

Читайте также:  Упражнения для осанки в домашних условиях

Согласно этим параметрам, вес девочек в 6 месяцев может быть от 6,5 до 8,2 кг, а рост колеблется от 63,5 до 68 см. Аналогичные показатели у мальчиков немного выше: 7,1–8,8 кг веса; рост в пределах 65,5–69,8 см.

Если мальчик или девочка имеют рост и вес ниже или выше указанных, это не свидетельствует напрямую о проблемах со здоровьем.

Однако экстремально низкие или высокие показатели могут указывать на пробелы в системе питания ребёнка или скрытый дефицит полезных веществ.

Поэтому, если выявлено отличие от норм роста и веса, следует быть внимательными к состоянию малыша и провести по возможности дополнительные обследования ради исключения неприятных последствий.

Что должен уметь малыш в полгода: нормы развития

Перечислим основные навыки, овладением которых может похвастаться 6-месячный человек:

  • Умеет перекатываться с животика на спинку;
  • Осваивает переворот со спины на живот с обоих боков, при этом одна из сторон может быть ведущей
  • Лёжа на животе, выпрямляет руки и опирается на ладошки;
  • Тянется за игрушкой, пытаясь достать её;
  • Пытается перекладывать предметы из одной руки в другую;
  • Учится ползать, не поднимая живота;
  • Сидит или полусидит с опорой;
  • Опирается на ножки, когда его держат вертикально, поддерживая под мышками;
  • При попытке посадить его умеет удерживать голову на одной линии с телом.

В этом возрасте физическое развитие является определяющим для общего развития ребёнка, именно оно должно служить главным ориентиром. Освоение различных двигательных навыков больше всего отражает постепенное созревание детского мозга. Однако есть и иные критерии того, что малыш растёт и развивается правильно, в соответствии со своим возрастом. Например, такие:

  • Умение произносить отдельные гласные и согласные звуки, а также их сочетания;
  • Способность узнавать голос мамы, «комплекс оживления» (движения рук и ног, лепет, разные звуки, слежение глазами) как ответ на него;
  • Реакция на звук упавшей игрушки, хлопнувшей двери и т. д.;
  • Умение провожать глазами предмет, находящийся в движении;
  • Руки и рот участвуют в изучении предметов окружающего мира;
  • Интерес к своему и чужому отражению в зеркале;
  • Положительная реакция на игры со взрослыми («ку-ку», потешки, «дай и на»).

Не всегда все эти навыки появляются в одно время, часто развитие детей идёт нелинейно. Некоторые смышлёные груднички в 6 месяцев умеют говорить слово «мама», а учиться сидеть и ползать не спешат.

Если малыш здоров и проявляет активность, не стоит пугаться отдельным проявлениям запаздывания в развитии. Но и советами специалиста – грамотного, спокойного, внимательного – пренебрегать не следует.

Хотя зачастую малыш в шесть месяцев порадует родителей успехами, если с ним каждый день заниматься и с удовольствием играть.

Развивающие занятия и игры для малыша шести месяцев

Развитие ребёнка в 6 месяцев – в ваших руках. Ведь в это время малыш много находится с любящей и заботливой мамой, слушает её голос, наблюдает за её действиями и мимикой. Также в силах родителей стимулировать физическое, речевое и эмоциональное развитие ребёнка. Как это сделать?

Прежде всего, стоит почаще мотивировать ребёнка на самостоятельное движение.

Если по каким-то причинам вы избегали класть малыша на пол, он проводил время на ручках или в шезлонге, то стоит восполнить этот пробел (обязательно освободив окружающее пространство от мелких или опасных предметов). Расположите неподалёку от малыша красивую игрушку, постучите или позвените ей, привлекая внимание юного исследователя.

Существуют несложные методики, помогающие маленьким детям освоить повороты с живота на спину и обратно. Их легко найти в сети в формате видеоуроков.

Называйте окружающие ребёнка предметы, озвучивайте свои действия и планы, зовите его по имени.

Во время бодрствования малыша находите время поиграть с ним в прятки (ку-ку), ладушки, разучите несколько потешек и пальчиковых игр. Скоро вы увидите, что некоторые из этих игр особенно нравятся сыну или дочке.

 Способности ребенка в шесть месяцев.

Этот возраст еще входит в так называемый «лежачий» период жизни ребенка, но именно с полугода до 8 месяцев малыши становятся особенно подвижными. Что должен уметь ребенок в 6 месяцев?

  • Совершенствование навыка ползать. Некоторые дети к этому возрасту в попытках ползти потихоньку подключают ноги и таз, а некоторые пользуются только руками.
  • Легко переворачивается со спины на живот и обратно.
  • Лежа на животе поднимает верхнюю часть туловища на руках.
  • Тянется руками не только за предметами, которые рядом, но и пытается дотянуться до далеко стоящих игрушек и предметов.
  • Откликается на свое имя и знает имена родных.
  • Слова для ребенка теперь непросто звуки. Малыш понимает смысл простых слов и на слово «нет» может в ответ помотать головой из стороны в сторону.
  • Должен легко есть с ложки. Можно пробовать приучать к поильнику.
  • В шесть месяцев рядом с вами малыш уже умеющий демонстрировать первые осознанные проявления чувств: обнимать человека, находясь у него на руках.
  • Долго сидит, имея опору за спинкой.
  • Некоторые малыши, найдя опору, делают попытки подняться на ножки.
  • Появляются любимые игрушки, с которыми малыш дольше играет и которые берет в первую очередь.
  • Появляется первая осознанная игра «ку-ку» или «прятки». Малыш накрывает лицо пеленкой и радостно смеется, когда вы ее убираете.
  • «Агуканье» сменяется лепетом.

Важно!!! Показывайте малышу, как произносить звуки и слоги. В этом возрасте дети охотно копируют каждое ваше действие и любят экспериментировать со своими языком и губками.

Основные показатели малыша

Подойдя к шестимесячному рубежу, малыш должен набрать в 2 раза больше веса, чем при рождении. Если этого не случилось, врач может назначить начать прикорм с каш, а не с овощных пюре. Месячной нормой набора веса считается 650-680 г. Рост – плюс 2 см.

Не забывайте, что каждый малыш развивается индивидуально, но все врачи вывели средние показатели, рассмотрим их в таблице.

Общие показатели Девочка Мальчик
Вес, г 5500-9100 6200-9500
Рост, см 60-68 63-72
Основные показатели малыша

При этом, вес ребенка в 6 месяцев не должен превышать 10 кг. В этом случае врачи могут назначить легкую гимнастику для крохи.

Рост ребенка в 6 месяцев должен увеличиться в 2-2,5 раза. Но даже если этот показатель немного отличается, в этом нет ничего страшного.

Не стоит забывать, что развитие и питание детей напрямую связаны между собой. Чтобы мозг ребенка правильно функционировал, ему нужны питательные компоненты, витамины и минералы. Именно поэтому с 6 месяцев принято вводить прикорм. Начинать нужно с овощных и фруктовых пюре, постепенно добавляя молочные продукты, каши, мясо, рыбу.

На что обратить внимание в развитии ребенка в месяцев?

Наблюдая за крохой, важно отмечать любые перемены в поведении малыша или их отсутствие. Позитивные изменения подскажут любящим родителям, что все идет правильно и беспокоиться не о чем. Моменты, на которые надо обратить внимание, когда ребенок вступит во вторую половину первого года жизни:

  1. Социальное и эмоциональное развитие:
  • знает ли знакомые лица и может ли отличить их от незнакомых;
  • любит ли играться с другими людьми, особенно с родителями;
  • реагирует ли на эмоции других людей;
  • часто ли выглядит счастливым.
  1. Развитие речи и коммуникативных навыков:
  • отвечает ли звуками на звуки;
  • чередует гласные во время лепета («а», «э», «о»);
  • любит ли издавать звуки по очереди с «собеседником»;
  • реагирует ли на свое имя, откликается ли на него;
  • издаёт ли звуки, чтобы выразить радость или недовольство;
  • появляются ли в лепете согласные звуки («м», «б»).
  1. Познавательное развитие (мышление, обучение, решение проблем):
  • рассматривает ли расположенные поблизости предметы;
  • интересуется ли окружающими вещами, пытается ли добраться до предметов вне зоны доступа;
  • тянет ли в рот все, до чего доберется;
  • начинает ли перекладывать игрушки из руки в руку.
  1. Физическое и двигательное развитие:
  • переворачивается ли с живота на спину и обратно;
  • упирается ли ножками и пружинит ли ими, когда стоит;
  • начинает ли сидеть без поддержки;
  • покачивается ли вперёд и назад;
  • пытается ли двигаться вперед.

СПРАВКА. Границы нормы довольно размыты. Если у малыша какие-то навыки развиты не так хорошо, как у соседского ребенка, это еще не значит, что он отстает в развитии. В ближайшее время он всему научится. Если отклонений много, и они ярко выражены, стоит обратиться к педиатру.

Медицинское наблюдение в месяцев

Возраст 6 месяцев – время контрольного обследования педиатра. Проверяются все органы чувств – слух, зрение, развитие мышц, речи, богатство эмоционального реагирования. Малыш должен переворачиваться на животик со спины, менять положение тела, держать головку. Лежа на животе, опираясь на ручки, он должен уметь хватать предметы впереди себя. Развитие речи — гуление, лепет. Врач удостоверится в способности ребенка сидеть с поддержкой. Также оценивается психическое развитие малыша – интересуется ли игрушками, реагирует ли на чужих людей. Ребенка осматривают узкие специалисты: невролог, офтальмолог, отоларинголог, кардиолог, ортопед. Если падает гемоглобин, назначаются анализы крови, анализом мочи проверяется состояние мочевыводящей системы.

Обычный день

Дни с шестимесячными малышами проходят интересно и занимательно. И хотя режим у каждого из полугодовалых карапузов индивидуален и зависит от биологических ритмов младенца, мы предлагаем примерный вариант режима дня для 6-месячного ребенка:

6: 30

Просыпание и первое кормление (ребенок получает грудное молоко либо смесь), гигиенические процедуры.

8: 00

Укладывание на первый дневной сон.

10: 00

Просыпание и второе кормление (деткам на грудном вскармливании дают кашу, а малышам-искусственникам добавляют в нее масло), период бодрствования.

11: 30

Прогулка, во время которой у ребенка обычно бывает второй дневной сон на свежем воздухе.

13: 30

Возвращение домой, третье кормление (младенец на грудном вскармливании получает овощное пюре, а малыш-искусственник – пюре с растительным маслом).

14: 00

Период бодрствования и развивающие игры.

15: 30

Прогулка, во время которой обычно бывает третий дневной сон на свежем воздухе.

17: 00

Возвращение домой, четвертое кормление (оно включает фруктовое пюре и грудное молочко либо смесь).

17: 30

Период бодрствования.

20: 00

Купание, пятое кормление (грудное молоко или смесь), укладывание на ночной сон.

Ночное время

Малыши на грудном вскармливании прикладываются к груди несколько раз, детки-искусственники обычно для кормлений уже не просыпаются.

Обычный день

Не забывайте, что малышу в первую очередь необходима любовь и поддержка родителей.

Введение прикорма

Самый благоприятный возраст для начала введения прикорма – это полгода. До этого времени грудное молоко обеспечивает детский организм во всех необходимых веществах. При кормлении смесью первый прикорм вводится немного раньше — с 4 — 5 месяцев. Когда речь идет о сроках введения прикорма, то имеется ввиду конец месяца, в котором его начинают.

Читайте также:  Безопасность детей в соцсетях. Важные советы для родителей

Таблица введения прикорма с 6 месяцев (Кликабельно)

После 6 месяцев ни грудное молоко, ни смесь уже не могут компенсировать энергетические затраты, которые уходят на интенсивный рост, физическое развитие. Организм малыша начинает нуждаться в большом количестве минералов, микроэлементов и растительных белков.

Если начинать прикорм позже крайнего срока (6 – 7 месяцев), то ребенку потом будет трудно адаптироваться к новой пище и ее консистенции. Позднее введение прикорма чревато возникновением дефицитных состояний (гипотрофия, анемия, рахит), плохим развитием жевательного навыка и вкусового восприятия, а также необходимостью одновременного введения нескольких продуктов, что может вызвать аллергическую реакцию или нарушение в пищеварении.

Важно, чтобы ребенок был готов к прикорму. Обязательно проконсультируйтесь с педиатром прежде чем давать новую пищу. Если малыш поперхивается или выплевывает еду, то повремените немного с нововведением. 

Итак, начинать прикорм удобней в первой половине дня, перед кормлением. Детям, склонным к запорам или с избыточной массой тела, лучше начинать с овощных пюре из кабачка, цветной капусты, брокколи. Худышки могут начать с безглютеновых каш: греча, рис или кукуруза, сваренных на воде без соли и сахара. Первые пюре и каши должны быть монокомпонентные, то есть содержать только один овощ или злак.

Летом и осенью обычно есть возможность найти качественные овощи. Перед употреблением их необходимо обработать и сварить, лучше на пару (так остается больше питательных веществ). Пюре должно быть гомогенным, то есть не содержать комочков и не очень густое. Для этого используйте блендер и, при необходимости, добавьте воды или отвара, на котором варились овощи. Либо используйте готовые детские пюре в баночках. Приучайте малыша сразу есть с ложечки. Бутылки с соской используйте только при необходимости (в дороге). Не давайте горячую пищу или из холодильника, оптимальная температура 370C.

Введение прикорма

Вводить начинают с 12 — 1 чайной ложки, а потом докармливают молоком или смесью. За 5 — 10 дней доводят до 150 — 180 г и полностью заменяют одно грудное кормление. В остальное время продолжайте кормить по требованию. Новые продукты вводятся только после того, как привыкли к предыдущему. Нельзя вводить более одного нового продукта. Многокомпонентные пюре и каши можно будет давать только примерно с 7 месяцев.

Следите за стулом и аллергическими реакциями у ребенка. Если есть аллергия на что-то, то отмените этот продукт и попытайтесь ввести позднее.

Читаем: О первом прикорме

Отучаем от соски

Отучение от соски: если у крохи уже появился первый зубик обязательно постарайтесь отучить его от пустышки. Давление, которое оказывает соска на десна, может привести к искривлению зубов. Лучше купите малышу кольцо-прорезыватель. Во время введения прикорма отучить от соски легче, так как малыш начинает учиться пить из чашечки, а ночное кормление из бутылочки уже становятся редкостью или полностью исчезает.

Читаем подробно: Как отучить ребенка от соски

  • Определите развитие внимания: возьмите в руки игрушку и держите ее на дистанции 20-30 см от ребеночка. Он сфокусирует на ней взгляд.
  • Дайте своему малышу бутылочку с молоком или соком, потом предложите любимую игрушку. К 7 месяцам реакция младенца уже должна быть неодинаковой. При виде занимательной игрушки – оживление, интерес, попытка схватить предмет. При виде еды – сосательные движения, открытый ротик.
  • Когда малыш лежит, позвените прямо над ним колокольчиком или включите музыкальную игрушку, а потом медленно отодвиньте ее. Ребенок сам или с небольшой помощью взрослого поднимется, стараясь забрать игрушку.
  • Поговорите наедине с сыном или дочерью, глядя в глаза, эмоционально и меняя мимику. Карапуз должен хоть немного повторять за вами.
  • Попытайтесь отобрать у вашего ребенка любимую игрушку, которую он сейчас крепко держит в ручке и намеревается поиграть. Малыш должен упрямо держать предмет, сопротивляться, выражать свое недовольство, даже расплакаться.
  • Если вы и родные часто обращаетесь к ребенку по имени, то в возрасте полугода карапуз уже должен оживляться и реагировать на него мимикой, гулением.

Как развивать ребёнка в месяцев?

Развитие малыша никогда не стоит на месте. Всё окружение со своими звуками, запахами, вкусами и предметами уже делает возможным развитие 6-месячного ребёнка.

Родителям важно знать, что их основной вклад в развитие ребёнка с 6 до 7 месяцев – создание оптимальных условий для безопасного познания малышом этого мира и всяческая помощь и поощрение.

Для ребёнка в 6 месяц немаловажную роль имеют различные игрушки. Будут полезны простейшие музыкальные инструменты – бубны, маракасы, барабаны, ксилофоны.

Интерес для малыша в 6 месяцев представляют мячи разных размеров и цветов, игрушки из материалов различных фактур. Малышу будет интересно знакомиться с тактильными и звуковыми ощущениями, получаемыми от этих игр.

Как развивать ребёнка в месяцев?

Для активного развития речи с младенцем надо много разговаривать. Некоторым молодым родителям, правда, довольно непросто настроиться на постоянный речевой поток. Волноваться не стоит. Этот навык со временем приходит ко всем.

На шестом месяце подходящий момент для приобретения первой книги. Предпочтительны издания из плотного картона, или сделанные из ткани.

В развитии моторных навыков помогут комплексы гимнастики, упражнения на фитболе, массаж и грудничковое плаванье.

Ближе к году можно учить малыша дифференцировать основные оттенки. Однако вопрос, как научить ребёнка цветам, актуален и в полугодовалом возрасте. Именно поэтому крохе нужно показывать предметы различных оттенков для совершенствования зрительного и цветового восприятия.