О чём расскажут детские рисунки? 8 знаковых особенностей

Рассказывает Ирина Вшивкова, старший методист, психолог Городского психолого-педагогического центра (Москва):

Занятие творчеством уменьшает стресс и чувство тревоги

В ходе недавнего исследования, результаты которого были опубликованы в журнале Art Therapy Girija Kaimal, Kendra Ray & Juan Muniz. Reduction of Cortisol Levels and Participants’ Responses Following Art Making , учёные предложили участникам заняться живописью. Уже через 45 минут у испытуемых было зафиксировано значительное снижение уровня кортизола — гормона стресса. Психологическое воздействие различных видов творчества является настолько ярко выраженным, что получает всё большее распространение в качестве терапии для жертв домашнего насилия, людей, пострадавших от преступных действий или понесших тяжёлую утрату.

Стадия бесформенных изображений

Начинается на третьем году жизни. Эта стадия близка к предыдущей по результату, но существенно отличается по эмоциональному наполнению и мотивации ребёнка. Это значит, что видимый результат работы примерно идентичный на первой и второй стадиях: взрослому кажется, что ребёнок всё так же рисует переплетающиеся линии. Однако если на первой стадии ребёнок рисует только для того, чтобы получить удовольствие от проведенной линии, то на второй стадии ребёнок уже пытается изобразить что-то вполне конкретное.

Правда, его умений пока не хватает на то, чтобы нарисовать желаемое. Детали нередко не смыкаются (например, крыша дома отделена от самого дома) или находятся не в тех местах, где нужно (глаза или рот могут располагаться снаружи лица). Обычно никто, кроме художника, не может понять, что конкретно изображено на рисунке.

Вот на этой стадии, когда ребёнок уже пытается нарисовать что-то конкретное, ему будет более актуальна помощь взрослого. Не стоит рисовать за ребёнка, не стоит в процессе работы давать инструкции, что и как рисовать. Но взрослый может показать ребёнку некоторые приемы рисования, которые могут быть ему полезны — лучше всего взять отдельный лист бумаги и показать, например, как рисовать солнце или цветок. В этом случае взрослый помогает ребёнку в осуществлении желания нарисовать то, что он хочет.

Читайте также:  Грудное вскармливание: советы кормящей маме

Штриховка

Обращайте внимание на её количество на листе. Если штриховки слишком много и особенно если она выполнена с сильным нажимом, это может говорить о повышенной тревожности ребёнка, наличии страхов или плохом настроении. Например, ребёнок заштриховывает не только фигуры, но и всё пространство вокруг них, штриховка выходит за границы предметов, появляется там, где совершенно неоправданна.

Если вы это заметили, не стоит тут же приставать к ребёнку с расспросами, что его пугает или беспокоит, лучше самим проанализировать ситуацию в семье. Не создали ли взрослые почву для детских тревог? Если ребёнок видит, как мама с папой ссорятся каждый день, он начинает тревожиться. Ему же никто не объяснил: родители ругаются не потому, что не любят друг друга. Повод может быть самый банальный (скажем, мама хочет кухню красного цвета, а папа — белого). Но взрослые не хотят пояснять такие вещи ребёнку. Часто неумеренная штриховка появляется при переезде и поступлении в другую школу, при появлении в семье нового человека. Если ребёнку больше 6 лет, возможно, он сможет ответить на вопрос, что его тревожит. Если ребёнок младше, понаблюдайте, как он играет, — многое сможете понять. Не получается справиться самим — стоит обратиться к психологу.

Статья по теме Монстр Горыныч. Какие игрушки покупать детям, а от каких лучше отказаться

Техники рисования

Как помочь ребенку освоить технику рисования и карандашом и красками? Все просто, карапузу следует позволить писать картины в нескольких разных техниках. Использование гуаши, пастели, карандашей – все это достаточно обыденно и банально, а творчество, как известно, не терпит обыденности. Поэтому создавать шедевры нужно пробовать различными способами.

Читайте также:  Как отменить или изменить порядок общения ребенка с бывшим супругом

Самыми интересными из них являются:

Рисование ладонями — эту технику могут освоить даже двухлетние карапузы, а дети постарше, вообще будут в восторге от такого способа рисования. А все потому, что ребенок на подсознании не хочет сдерживаться и мечтает пачкать все вокруг краской. Прежде чем приступать к рисованию, следует застелить пол клеёнкой и разложить на нем ватман. Затем нужно взять несколько блюдец и развести в них краски различных цветов. Также необходимо приготовить бумажные полотенца и миску с водой. Пусть ребенок макает ладони в блюдца краской и оставляет отпечатки на ватмане, творя свою картину. Перед нанесением нового цвета, руки карапуза следует мыть, чтобы рисунок не получился неопрятным. Для этой техники лучше всего подойдут экологичные акварельные краски;

Как научить ребенка рисовать: Рисование при помощи губки

Созданные при помощи губки картины, имеют очень креативный и красивый вид. Перед началом процесса следует подготовить блюдца с красками, миску с водой и кусочки губок, использующихся для домашней уборки. Чтобы картина получилась более оригинальной, кусочкам губки следует придать четкую форму. Это может быть круг, треугольник или другая фигура. Картину созданную при помощи губки можно закончить кистями или фломастерами. Для рисования следует брать сразу несколько губок. Тогда картина выйдет более интересной, а сам процесс увлекательным.

Рисование при помощи воска — для рисования нужно взять белую свечу из парафина и нарисовать ею на ватмане узоры или орнаменты. Поначалу кроха может разочароваться, так как ничего не будет видно. Все изменится при нанесении на лист красок. Чтобы проявились узоры нанесенные парафином, следует аккуратно закрасить лист акварелью. Краска начнет скатываться в местах нанесения парафина, образуя очень необычную картину.

Читайте также:  Как заставить ребенка делать уроки?

При желании можно использовать и другие креативные техники, о которых можно узнать на художественных форумах или из обучающего видео в интернете.

Как выбирать учителя рисования

Здесь очень многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, кому-то нужен требовательный педагог, который не даст расслабиться, и это имеет место. Кому-то нужен более демократичный преподаватель, который позволит на уроках получать удовольствие от процесса. Это не так важно, важнее то, что учитель рисования ни в коем случае не должен быть нервным. Это тот фактор, который может погубить в ребенке гениального художника.

Некоторые путают нервного учителя со строгим, но различие есть. Нервный учитель будет срывать на ребенке какие-то свои настроения и пытаться заполнить свои комплексы, строгий будет стараться подтянуть недостатки ребенка.

Также нужно смотреть на то, какой стиль рисования нравится вашему ребенку и какой стиль преобладает у учителя. Например, графиста лучше не отдавать к учителю, который больше любит живопись. Понять, на какой именно стиль сделан упор, можно, попросив рисунки учеников вашего мастера. К тому же некоторые кружки и студии могут предоставить пробное бесплатное занятие, на котором разрешено присутствовать родителю. Посмотрите, как ваш ребенок взаимодействует с учителем, и поймете, нужно ли его оставить.

Как выбирать учителя рисования

Лично я никогда бы не отдала ребенка на рисование к учителю, который сам не соблюдает порядок на своем столе, плохо считает цвета в одежде или макияже в обычной жизни, а также выглядит неопрятно. В художественных образовательных учреждениях порядку учат с первых дней, а также учат чистоте и чувству цвета, если этого нет у вашего учителя, то вряд ли он хороший специалист.