Нарушения речи у детей

Максимальная коррекция функций двигательного аппарата возможна после выяснения причин, по которым они нарушились. Мы поможем вам пройти обследование и лечение в ведущих клиниках мира, узнайте больше +7 (495) 023-10-24 .

Симптомы Нарушений речи у детей:

У детей могут быть проблемы с:

— артикуляцией (нарушено образование звуков)

— просодией (нарушено выражение и понимание тона голоса и интонации собеседника)

— синтаксисом (нарушения касаются образования и понимания грамматически правильных предложений)

— семантикой (нарушена способность кодировать значение словами и декодировать значение из слов)

— прагматикой (нарушена способность использовать речи и понимать контекст, чтобы улавливать скрытые посылы, которые не выражены в сказанном явно).

Виды нарушений речи у детей:

1. Фонологически-синтаксические

Проблема возникает не с содержанием речи, а с формой. Ребенок имеет желание коммуницировать, но у него проблемы с синтаксисом, артикуляцией или с тем и другим. Бывают случаи сугубо артикуляционных проблем. Сверстники могут дразнить таких детей.

Если у ребенка расстройства экспрессивной речи, то речь развивается в более позднем возрасте, чем обычно, и синтаксические структуры на несколько лет отстают от возрастного уровня. Понимание нормальное, но артикуляция может быть также не совсем правильной. Более редко случается расстройство рецептивной речи – когда у ребенка проблемы с экспрессией речи, а также с ее пониманием и произношением (артикуляцией).

2. Семантически-прагматическое

Проблемы не с формой речи, а с ее использованием и содержанием. В типичных случаях артикуляция и синтаксис нормальные, формальные тесты речи ребенок проходит успешно, но у него есть проблемы с повседневными разговорами и пониманием, которые родителям и учителям трудно описать. Сказанное ребенок часто понимает буквально, не может уловить контекст.

Когда ребенок что-то рассказывает, он не фиксирует в речи ключевые детали, потому связанная последовательность рассказа нарушается. Речь часто звучит как бессвязный монолог. Существуют так называемые просодические нарушения, включающие аномальные интонации и монотонное произношение. Точно не описана связь между семантически-прагматическим расстройством и расстройствами аутистического спектра.

3. Синдром Ландау-Клеффнера или приобретенная эпилептическая афазия

Такое расстройство встречается редко, проявляется как потеря речевых навыков после нормального развития ребенка. Данный синдром начинается у детей с 3-х до 9-ти лет. Потеря не случается резко, на это требуются месяцы, но бывают случаи, когда потеря речи более быстрая. Сначала ребенок всё хуже воспринимает устную речь. У родителей при этом иногда возникают подозрения на глухоту, но при походе к доктору оказывается, что пороги слышимости в пределах нормы.

После потери понимания наступает потеря ребенком экспрессивной речи. Приблизительно у 50-70% пораженных детей возникают припадки – генерализированные или простые парциальные. Случаются они в основном в ночное время. Сначала ребенок рассеянный, тревожный, бывают вспышки гнева. Родители могут принять невосприимчивость ребенка за злой умысел. У пораженных детей бывает гиперактивность в некоторой степени.

Читайте также:  Кто виноват, если ребёнок пришёл из школы с синяками и переломами

Сопутствующие учебные трудности

При тяжелых и устойчивых расстройствах речи есть большой риск трудностей в учебе, даже при нормальном интеллектуальном уровне ребенка, который оценивают по невербальным методикам. В основном могут быть проблемы с чтением и правописанием, но не исключены трудности с математическими науками. При расстройствах рецептивной и экспрессивной речи риски больше, чем при проблемах с произношением. Если проблемы у ребенка только с артикуляцией, трудностей в учебе может не быть.

Сопутствующие психиатрические и личностные проблемы

Многие исследования показали, что у детей с проблемами речи повышенные психиатрические риски. Психиатрические проблемы могут появиться либо по причине расстройств речи непосредственно, либо по той же причине, по которой появились и сами речевые расстройства.

Большой риск тревожных расстройств, проблем с социальными отношениями и дефицита внимания. Более заметны такие проблемы у старших детей. При низком интеллекте могут быть психопатологии – риск выше, чем у детей с нормальным IQ. Эмоциональные проблемы могут быть при расстройстве рецептивной, экспрессивной, артикуляционной речи.

При рецептивных проблемах с речью большой риск социальных нарушений, что похожи на аутистические. Они проявляются больше по мере взросления ребенка. Согласно одному исследованию, неспособность устанавливать дружеские или любовные взаимоотношения во многих случаях отражала первичный недостаток социального интереса и навыков, а не была вторичным следствием социальных ограничений, которые были спровоцированы трудностями в общении.

Симптомы Нарушений речи у детей:

Симптомы ОНР

  • Речь формируется позднее, чем у здоровых детей. В норме первые слова ребенок начинает говорить до года, а при ОНР – в 3-4, а иногда и в 5 лет.
  • Ребенок может хорошо понимать речь других, но не в состоянии выразить собственные мысли.
  • Наличие в речи грамматических и фонетических ошибок.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

Лучшие врачи по лечению общего недоразвития речи 9.1 14 отзывов Логопед Дефектолог Врач высшей категории Денисова Нелли Евгеньевна Стаж 38 лет Центр речи Каркуша на Бабушкинской г. Москва, ул. Лётчика Бабушкина, д. 32, корп. 3 Бабушкинская 1 км 8 (495) 185-01-01 8.7 4 отзывов Логопед Врач высшей категории Филаткина Мария Михайловна Стаж 26 лет ABC медицина на 1905 года г. Москва, ул. 1905 года, д. 17 Улица 1905 года 290 м Краснопресненская 1.4 км ABC медицина в Ромашково г. Москва, ул. Никольская, д. 10, ЖК Западное Кунцево Молодежная 8 км 8 (499) 519-36-05 8 (495) 185-01-01 9.1 11 отзывов Логопед Нейропсихолог Ильичева Алина Николаевна Стаж 14 лет Ильичева Алина Николаевна г. Москва, 1-й Колобовский пер., д. 25, стр. 1 Трубная 290 м Цветной бульвар 450 м Чеховская 900 м 8 (495) 185-01-01 8.6 1 отзыва Дефектолог Шакирова Ирина Анатольевна Стаж 17 лет Центр детской речевой неврологии и реабилитации НейроСпектр г. Москва, Широкая, д. 3 кор. 3 Медведково 740 м 8 (495) 185-01-01 8 Логопед Михайлова Татьяна Алексеевна Стаж 12 лет Нейроцентр медико-психологической коррекции и реабилитации Отрадное г. Москва, Северный б-р, д. 3, корп. 1 Отрадное 380 м Владыкино 2.9 км 8 (495) 185-01-01 8.2 Логопед Пенцак Юлия Юрьевна Стаж 9 лет Центр детской нейропсихологии Альтера Вита г. Москва, ул. Болотниковская, д. 36, к. 5 Каховская 1.1 км Нахимовский проспект 1.1 км Севастопольская 1.4 км 8 (495) 185-01-01 8.6 Логопед Каченовская Татьяна Игоревна Стаж 24 года Европейский медицинский центр на ул. Щепкина (ЕМС) г. Москва, ул. Щепкина, д. 35 Проспект мира 410 м Проспект мира 410 м Достоевская 1.1 км Европейский медицинский центр в Орловском пер. (ЕМС) г. Москва, Орловский пер., д. 7 Проспект мира 980 м Проспект мира 1 км Рижская 1.3 км Детская клиника Европейского медицинского центра г. Москва, ул. Трифоновская, д. 26 Марьина Роща 730 м Достоевская 1.2 км Рижская 1.3 км 8 (499) 519-36-31 8 (499) 519-36-31 8 (499) 519-36-31 8 Психолог Логопед Дефектолог Прохорова Надежда Олеговна Стаж 12 лет Клиника доктора Бассэ г. Москва, Нагатинская набережная, д. 14, к. 1 Коломенская 2.1 км 8 (495) 185-01-01 8.6 Логопед Сафонова Наталья Викторовна Стаж 16 лет Центр нейрореабилитации Апрель г. Москва, ул. Нижегородская,, д. 32, стр. 4 Римская 1.4 км 8 (495) 185-01-01

Читайте также:  Как обучить детей разбираться в формах и цветах \ Что нужно знать родителям?

Симптомы

Существуют определённые симптомы и признаки задержки детского речевого развития, которые можно выявить уже в самом раннем возрасте: малый словарный запас, отсутствие простейших фраз из 2 слов («мама дай», «я бай-бай», «ляля спит») к 2 годам, отсутствие связной речи к 3 годам, недоговаривание частей слов, скудный активный словарный запас, когда ребенок не может внятно выразить с помощью речи свое желание или просьбу.

В 4-летнем возрасте существенно проявляется речевое отставание от нормы. При обнаружении отклонений от возрастных нормативов необходимо обязательно обратиться к ряду специалистов: логопеду, нейропсихологу, отоларингологу, неврологу, психиатру, которые проведут комплексную диагностику, проконсультируют по программе коррекции речи ребенка, и смогут построить план максимально эффективной работы по развитию речи в соответствии с результатами, полученными при диагностике. В большинстве случаев при устранении причин (если это возможно) и грамотно организованной коррекционной работе дети с ЗРР догоняют своих сверстников к старшему дошкольному возрасту. Здесь очень важным является включение в коррекционную работу не только специалистов, но и членов семьи. Несвоевременная или неправильная коррекция при ЗРР может послужить причиной отставания от сверстников в интеллектуальном и психическом развитии и увеличения этой разницы с годами, привести ко множественным трудностям при обучении в школе.

Для того, чтобы предупредить данное нарушение, помимо посещения специальных занятий родителям следует больше общаться с ребенком, слушать его, относиться с уважением и интересом к его внутреннему миру, расширять кругозор малыша.

Записаться на прием Адреса и телефоны отделений в Москве Задать вопрос Отзывы

Симптоматика

По каким признакам можно определить, что ваш малыш отстает в речевом развитии? Первые симптомы могут появиться еще в период до года, но большинство родителей редко обращают внимание на незначительные отставания в вербальном развитии малыша. Предвестниками ЗРР в младенческом возрасте могут быть:

Симптоматика
  • маловыразительный крик или его отсутствие;
  • поздний период гуления, недостаточная интонированность звуков;
  • позднее появление лепета или его отсутствие, малыш не может долго произносить одинаковые звуки;
  • лепет не является самостоятельным видом вербальной деятельности, то есть малыш не использует его для общения с окружающими;
  • длительный период использования «лепетных» слов;
  • отсутствие подражательных действий за взрослыми.
Читайте также:  Икота у новорождённых: причины, чем помочь

Главный симптом ЗРР – позднее появление первых слов и простых фраз. У таких детей первые слова могут появиться только к 2 годам, а простая фраза – к 3. Но говорят они нечетко, окружающие с трудом понимают их. В три года ребенок не может строить предложения и использовать их для общения с окружающими. Для осуществления коммуникации малыш по большей части пользуется мимикой и жестами.

Симптоматика

Кроме речевой симптоматики, у детей с ЗРР может быть и неврологическая:

Симптоматика
  • гиперактивность или, наоборот, ребенок слишком медлительный;
  • малыш с трудом адаптируется к новым условиям;
  • не идет на контакт с окружающими;
  • предметная избирательность в игре и избирательность в общении;
  • отставание в моторной сфере;
  • неустойчивое внимание.

При проявлениях описанной симптоматики нужно провести комплексную диагностику, которая поможет установить точную причину появления дефекта. А потом подобрать эффективные пути коррекции.

Симптоматика

Проблемы становления речи у детей с нарушением слуха

У детей с нарушением слуха становление речи происходит не так, как у всех остальных. Процесс зависит от следующих факторов:

  • степени нарушения слуха;
  • времени возникновения дефекта;
  • педагогических усилий;
  • индивидуальных особенностей ребенка.

Методика логопедического обследования детей по Акименко В.М.

Важно! Как показывает практика, чем больше у ребенка снижен слух, тем сильнее страдает речь.

Если потеря слуха случилась до двухлетнего возраста, то состояние ведет к полному отсутствию речи и малыш признается инвалидом. В такой ситуации показана инвалидность по речи у детей, как оформить ее рассказывает врач. При потере слуха в возрасте от 3 до 3,5 лет наблюдается утрата сформированной речи, и малыш становится неговорящим.

Практически полностью речь распадается у детей, которые потеряли слух в период с 4 до 5 лет. В этих случаях также может оформляться инвалидность.

Проблемы становления речи у детей с нарушением слуха

Сильно искажается речь при потере слуха в 6-7 лет. Сохранный результат, даже при профессиональном лечении невозможен. Если потеря слуха происходит после 7 лет, то речь может быть сохранена, если будут проводиться систематические коррекционные работы.

Коррекционно-развивающие методики обучения речи неслышащих детей

Реализовать воспитательный, образовательный, развивающий и коррекционный процесс для глухих детей можно лишь при условии специальной методики. Это объясняется тем, что неслышащие дети обладают специфическими физиологическими и психическими особенностями. Им необходимы специальные материалы и особенный подход.

Для достижения результатов должны использоваться различные по характеру приемы, формы и методы обучения. Подробно с методиками обучения речи неслышащих детей наглядно знакомит Комаровский.

Коррекционно-развивающие занятия