«Можно» и «нельзя»: как правильно научить ребенка понимать эти понятия

Кажется, ещё вчера малыш большую часть времени лежал в колыбельке и мирно сопел. Но незаметно он подрос и начал активно исследовать окружающий мир. Причём самыми неправильными, на взгляд родителей, способами. Ему интересно, что будет, если он потянет на себя свисающий провод, укусит маму, ущипнёт папу, дотронется до батареи. Вот тут-то ребёнок и слышит своё первое «нельзя».

Начну с примера

Частенько ходила гулять с детками в чужие дворы. Так сказать, для расширения кругозора и новых знакомств. Новые знакомства (имею в виду для ребенка, а не для себя) – это всегда новые ситуации и взаимоотношения. Не обходилось и без конфликтов в песочнице – самой распространенной форме детского общения. Почему распространенной? Да потому, что дети только еще учатся взаимодействовать, и конфликт – это для них нормальная учебная практика. Обычно мы из ссор и недопонимания выходили с достоинством. Иногда это была заслуга ребенка, иногда – моя или кого-то из мам или нянь чужих детей. Но однажды произошел случай, когда даже я растерялась.

Один малыш, с которым мы познакомились в очередной песочнице, ударил моего воспитанника за то, что тот не захотел с ним играть (ну, не в настроении был ребенок). Удар был довольно силен, но слезы полились градом из глаз моего парня больше из-за обиды. Мама же обидчика наблюдала за действием своего дитяти с улыбкой и даже не пыталась встать со скамейки. На мой вопрос, зачем он это сделал, малыш, не сильно задумываясь, ответил: «это я так играю», чем и поставил меня в тупик. Так нагло врать в пять неполных лет!

Начну с примера

Вот и скажите теперь, как воспитывала его мама! А никак. Ребенок не знал элементарных правил поведения. Ему никто не говорил, что драться и играть – это разные вещи. Пришлось нам собрать игрушки и уйти из песочницы. А дома я попыталась объяснить своему ребенку, почему мальчик его ударил и что так, как он поступил, делать нельзя.

Читайте также:  Как вылечить лямблии у детей: лекарства и народные средства

Как дети реагируют на запреты

Приучать ребёнка к словам «нельзя» и «нет» следует примерно с года, в это время его активность возрастает в разы. Первая реакция на ограничения – плач, возмущение или агрессия. Это абсолютно нормально, так маленький человечек выражает своё несогласие.

Он пока не может с первого раза усвоить «нельзя», поэтому завтра, скорее всего, попытается повторить то действие, которое ему запретили вчера. Это особенность восприятия малышей, а не «вредность» или попытка сделать назло взрослому.

Кроме того, дети в силу возраста не понимают, что запрет распространяется на все аналогичные ситуации, а не только на одну конкретную. То есть, если даже ребёнок поймёт, что нельзя дёргать провод от ноутбука, не факт, что он не будет дёргать провода в остальных доступных местах. Он просто не догадается, что и это тоже запрещено. Об этом взрослым следует помнить и терпеливо напоминать малышу всякий раз, когда он путается.

Маленькому первооткрывателю невероятно интересно всё вокруг. А тут родители со своими постоянными «нельзя»… Так мы гасим весь запал и исследовательский интерес у ребёнка. Если один будет протестовать и до последнего делать по-своему, то другой после нескольких неудач сдастся, и его инициативность разобьется о железную стену постоянных запретов. В последнем случае мы получим покладистого ребёнка, но пассивного и боящегося делать что-то самостоятельно. Поэтому так важно соблюдать баланс: перебарщивать с ограничениями так же нехорошо, как разрешать всё.

Что делать, чтобы ребенок вас услышал?

  1. Во-первых, прекратите запрещать всё подряд. Все ваши «нельзя» должны быть обоснованы и объяснены маленькому человечку. Он имеет право знать, что это не прихоть родителей и не результат плохого настроения, а действительно то, делать не стоит. Иначе будут такие-то последствия. И поговорка «если нельзя, но очень хочется» тут не сработает.
  2. Во-вторых, мама с папой (и все бабушки-дедушки вместе с ними) должны быть заодно. Задача – воспитать хорошего сына-дочку-внука-внучку, а не отравить детство своими нотациями-запретами. Кто еще научит ребенка видеть «что такое хорошо и что такое плохо»? А для этого надо общаться, разговаривать, думать, сопереживать. Иногда самое сложное в семейных отношениях – взаимопонимание и поддержка всех членов семьи.
  3. В-третьих, если вы сказали «нельзя» — стойте на своем до потери пульса. Особенно, когда запрет связан с жизнью и здоровьем ребенка. Нет – значит нет. Без вариантов. А если «чуть-чуть можно» — то не вводите малыша в заблуждение своими полузапретами, его простодушный мозг не понимает взрослых вы колеблетесь в принятии окончательного решения, то возьмите паузу, подумайте («мне надо посоветоваться с папой»). Ребенок должен получить аргументированный ответ.
  4. В-четвертых, собираясь что-то запретить, принимайте во внимание возраст своего чада. Не относитесь к нему, как к неразумному малышу, уважайте его право на самостоятельные решения и в меру нагружайте ответственностью. Будьте искренни. Ребенок должен чувствовать ваше доверие и видеть, как может расстроить его поведение. Ему многому предстоит научиться, и кто, если не вы, покажет модель правильного отношения?
  5. В-пятых, запрещая – предлагай. Альтернативный вариант поведения поможет ребенку увидеть мир шире и не концентрироваться на текущих проблемах. Это важно не только в младенческом, но и подростковом возрасте. Разговаривайте со своим ребенком, будьте ему другом. Он должен видеть, что родители на его стороне. И никогда на него не кричите! Это важно.
Что делать, чтобы ребенок вас услышал?

Тогда он будет вас уважать и прислушиваться к вашему мнению.

Что делать, чтобы ребенок вас услышал?

Это действительно хорошо работает, когда родители с ранних лет строят честные доверительные отношения со своим ребенком. А вот что делать, если все запущено, все грабли обтоптаны, а детеныш стремительно приближается к подростковому возрасту, — узнаем у психологов в следующих статьях.

Что делать, чтобы ребенок вас услышал?

Читайте далее:

Что делать, чтобы ребенок вас услышал?

Кризисный возраст у детей по годам 1, 3, 7, 11-14: рекомендации психолога

Читайте также:  Почему в школах должны учиться те дети, которые этого хотят

Почему нельзя кричать на ребенка: страшные последствия

Ребенок очень капризный

Избавление от провокации

Вместо того, чтобы оставлять на видном месте вещи, которые нельзя трогать, лучше убрать их подальше, чтобы у малыша не возникало соблазна нарушить запрет. Многие вещи лучше хранить под замком или в том месте, куда ребенок точно не доберется.

Запрет должен оставаться запретом вопреки всему. Он теряет свою силу, если зависит от того, в каком настроении находятся родители. Любой конфликт не стоит решить на глазах у ребенка, так как он перестанет воспринимать вас адекватно.

Оставить комментарий