Методики, приемы, средства развития речи у детей \ Что нужно знать родителям?

Как же помочь развитию речи малыша? Предлагаем несколько простых приемов, часть которых вы наверняка уже используете, осознанно или интуитивно. Надеемся, что у вас получится почерпнуть для себя и несколько новых идей.

Авторские методики

Поделюсь собственной копилочкой, в которой хранятся не просто умнейшие труды, но и методики и знания людей, которые на самом деле любят деток. Их пособия активно помогают процессу воспитания гармоничной личности, взращивая грамотного и одаренного человека:

  1. Разработанная Тихеевой методика, которую она высказала в своем труде «Развитие речи дошкольника» и в свое время была революционной. Сейчас эта книга помогает понять, насколько важна речь для малыша и приобретение им словарного запаса. И как родителей и педагоги могут помочь крохе.Я скажу только об основных концепциях этой методики, о чем она:- Знакомство с языком идет параллельно с познаниями карапуза от 3 лет, и раньше, окружающего мира. И делать это можно и нужно ненавязчиво, создав своеобразную игру;- Важность процесса развития речи в том, что это – часть умственного и психологического состоянием малыша;- Чтобы научить кроху с раннего возраста правильно говорить, нужно и самим владеть чистой речью;- Для обучения важен настрой. Поддерживать «радостный интерес» карапуза ко всему, что его окружает.
  2. Ушакова О.С. в «Теория и практика развития речи дошкольников» рассказала об основах развития речевого процесса, а это – лингвистика и психология. Методика охватывает все стороны: грамматику, лексику и фонетику. Чем интересна публикация? В ней подсказки об особенностях развития речи малыша в любом возрасте, которая полезна будет всем родителям и малышам любого возраста, от совсем крохи и даже для детей 7 лет.
    Методика развития речи детей дошкольного возраста. Оксана Ушакова, Елизавета Струнина | Купить на | 
    Развитие речи детей 3-5 лет. | Купить на |
    Развитие речи детей 5-7 лет. | Купить на  
  3. Валентина Гербова подарила малышам и их папам, и мамам, а также педагогам и специалистам серию публикаций. Но что еще приятным сюрпризом было лично для меня, так это – рекомендации по подбору литературных произведений, направленные на развитие творческих способностей карапузов.
  4. Книга для тех, кто еще только начинает заниматься по методике Монтессори, можно брать оттуда задания и просто так, для общего развития. Много внимания уделено развитию навыка чтения и письма. Есть игры и на звуки, на расширение словарного запаса. Для занятий с детьми от 2,5 до 5-6 лет.
    Монтессори у вас дома. Развитие речи. Наталья Боброва | Купить на
Авторские методики

Скажу просто, для меня это – настольные публикации. Авторы книг стремились к единой цели – помочь вырастить малыша, который сможет точно и грамотно выразить свои взгляды и чувства. А также, они показали разные пути развития самой личности ребенка. Но, что самое замечательное, что воспользоваться советами могут все родители детей дошкольного возраста, но и педагоги учебных заведений.

Какие пособия помогают вам? Расскажите! В чем их ценность? А если вы уже смогли опробовать советы из них на практике, поделитесь результатом! Поверьте, это будет ценный вклад в наш совместный труд.

Методика развития связной речи у детей

Один из важных показателей речевого развития ребенка – умение связно высказывать свои мысли, логично и последовательно пересказывать прочитанное, составлять грамматически правильные предложения, интонационно и образно выразительные речь (диалог, монолог) демонстрирует владение устной речью.

Читайте также:  Фарингит у детей: причины, симптомы, лечение

Исследователи выделяют три возрастных этапа в развитии речи у детей:

  • младший (от 3-х до 4-х лет);
  • средний (от 4-х до 5-ти лет);
  • старший (от 5-ти до 6-ти лет).

Младший: предполагает использование в речи простых предложений, договаривание стихов, пересказ текстов с опорой на сюжетные картинки. После обработки содержания картинок, взрослые с помощью вопросов, помогают детям составить связный рассказ по картинкам.

Средний: включает более сложную работу по овладению навыками пересказа литературных произведений, самостоятельное сочинение небольших рассказов по игрушкам и картинам, составление загадок.

Старший: развивает интерес к самостоятельному сочинению и созданию разнообразных видов творческих рассказов.

Умение высказываться связно отражает навыки осмысленного восприятия окружающего мира и правильное выражение своих впечатлений.

Виды связной речи подразделяются на диалогическую и монологическую.

Диалогическая речь (диалог) означает процесс непосредственного речевого общения в котором участвуют два или более собеседников, обменивающимися репликами.

Диалог предполагает:

  • поочередные реплики;
  • наличие нескольких участников;
  • отсутствие развертывания мысли;
  • употребление разговорной лексики;
  • непродолжительное обдумывание высказываний;
  • стимулирование высказываний внутренними и внешними мотивами.

Монологическая речь означает развернутое, полное, четкое, взаимосвязанное повествование. Процесс непосредственного общения требует внимания, конкретного обращения одного человека к другому или группе слушателей.

Монолог предполагает:

  • использование литературной лексики;
  • предварительное продолжительное обдумывание высказывания;
  • полную развернутость и формулировку;
  • умение выбрать необходимые слова и конструкции точно передающие мысль.

Существуют следующие методики развития связной речи у детей:

  • наглядная;
  • словесная;
  • практическая.

Каждая из них образует совокупность приемов, решающих дидактические задачи:

  • знакомство;
  • закрепление;
  • переработка.

Наглядные методы

Наглядность предполагает следующие виды наблюдений:

  • непосредственные – экскурсии, созерцание, разглядывание;
  • опосредованные – рисование, рассматривание иллюстраций, составление рассказов об увиденном.

Наглядная модель включает:

  • пересказы;
  • сравнительные рассказы-описания;
  • творческие высказывания по заданной теме.

Словесные методы

Словесная методика развития речи обязательно включает работу с различными вопросами (т.е. словесными обращениями предполагающими ответ).

Вопросы бывают:

  • основные (репродуктивные и поисковые);
  • вспомогательные (наводящие и подсказывающие).

Они обязаны быть целенаправленными, четкими, конкретными, отвечающими уровню развития ребенка.

С помощью вопросов ребенок осваивает:

  • чтение, а затем пересказ литературного произведения;
  • разучивание стихов или отрывков прозы наизусть;
  • пересказ;
  • обобщение прочитанного или услышанного;
  • рассказ без наглядности.

Практические методы

Практика речи предполагает разнообразные игры и выполнение практических заданий:

  • пластичные этюды;
  • драматизации;
  • инсценизации;
  • игры-хороводы.

Развивающие игры

Богатая и осмысленная речь ребенка облегчает высказывание его мыслей, расширяет возможности познания действительности. Полноценные будущие взаимоотношения с людьми и развитие личности ребенка в целом невозможны, если речь неясная. Затруднения в общении вызывают сложности с адаптацией и ухудшают, в итоге, характер.

Игры, практические упражнения помогут выработать правильное произношение, построение связных логических высказываний.

Основу игр для развития разговорной речи составляет свободная и грамматически правильная речь взрослых. Игры стимулируют интерес к развитию навыков говорения, несут положительные эмоции, устраняют замкнутость.

Развивающие игры направлены на развитие:

  • коммуникативных способностей;
  • овладение навыками логически связного высказывания;
  • формирование словарного запаса;
  • развитие слухового внимания;
  • развитие внимания, памяти, мышления.
Читайте также:  Адаптация ребенка к детскому саду и привыкание родителей

Что влияет на речевое развитие детей

Развитие речи – это один из самых сложных, но и самых важных этапов в жизни человека.

На формирование способности изъясняться влияет очень много факторов, среди которых можно выделить:

  1. Слуховое внимание. Без хорошо развитого слуха дети не смогут выучить речь, поскольку, чтобы что-то повторить, изначально они должны это услышать. Чтобы развить слуховое внимание, родители должны заниматься с малышами. Например, давать слушать музыку, тренировать понимание того, откуда звук следует. В последнем случае помогут погремушки. В разговоре можно использовать различные интонации, чтобы выработать понимание того, что ребёнка хвалят или, наоборот, его поведением недовольны. Кроме того, изменение интонации позволяет тренировать формирование темпа речи.
  2. Моторное развитие. Языковое и моторное развитие тесно связаны, о чём мы уже говорили. Потому, чтобы развивать языковую составляющую, желательно использовать игры, которые заставляют ребёнка активно двигаться. Правда, в столь юном возрасте крохе трудно контролировать свои движения, особенно это касается мелкой моторики, которая физиологически развивается позднее крупной. И не стоит забывать об артикуляционной моторике. Улыбки, различные «рожицы», щёлканье языком и т.п. активизирует мышцы, отвечающие за правильное формирование звуков.
  3. Интеллектуальный рост. Интеллектуальное развитие малыша прямо влияет на темп его языкового развития. В простонародье бытует мнение, что глупый ребёнок заговорит позднее умного. На самом деле темпы интеллектуального развития малыша можно ускорить. Для этого существуют специальные методики. Даже обыкновенные игры стимулируют интеллект крохи. Главное, заниматься с ребёнком систематически и не перегружать его, пытаясь «вылепить» вундеркинда.
  4. Эмоциональное развитие. Эмоциональность стимулирует более быстрое становление речи. Именно потому мы инстинктивно разговариваем с ребёнком более эмоционально, чем со взрослыми. Это помогает ему более точно определить интонации и заставить захотеть ответит эмоцией на эмоцию.
  5. Общение. Ребёнок быстрее заговорит, если ему будет с кем это сделать. Общение с родителями – это, конечно, хорошо, но малышам будет полезно общаться и с другими детьми. Потому желательно почаще выходить с ребёнком гулять на детские площадки и т.п.

Главное правило – заниматься с детьми. Чем больше усилий будет приложено к их развитию, тем быстрее получите отдачу. В младенчестве дети впитывают информацию как губки.

Характеристика речи детей начальной школы

Каким образом общается человек, во многом зависит от ситуации, в которой он находится, от его опыта, темперамента, характера, физического состояния, интересов и способностей. Используя речь, дети изучают учебные предметы, общаются друг с другом, а также воздействуют на своих сверстников и на себя. При этом чем активнее будет происходить развитие речи младшего школьника, тем большим уровень его возможностей к познанию, а также освоению культурных ценностей.

Каковы характерные черты общения детей в начальных классах? С поступлением в школу одним из ведущих направлений деятельности ребенка становится учебная. В связи с этим среди особенностей развития речи младших школьников отмечается расширение сферы и содержания общения с окружающими людьми, в том числе и с учителями, которые служат для детей основным источником получения знаний и образцом для подражания.

Высказывания ребенка этого возраста отличает непосредственность. Чаще всего она выражается в повторах с преобладанием сжатого, непроизвольного и реактивного (диалогического) общения.

Реклама

Развитие связной речи у младших школьников происходит при прохождении курса обучения. Во время занятий педагог ставит перед учениками задачу научиться говорить правильно. Детям при этом необходимо давать развернутые и полные ответы на его вопросы, не использовать повторов и связно пересказывать заданный материал. Обучающиеся овладевают программированной, активной, монологической и коммуникативной речью.

Читайте также:  Допаивать ли новорожденного ребенка водой?

Исходя из данных исследований, проведенных психологами, письменная речь младших школьников беднее устной. Однако устранить эту разницу можно довольно быстро. Достаточно лишь проводить необходимые занятия по развитию речи младших школьников. И тогда уже к 3 классу в письменной речи детей можно наблюдать более высокий процент прилагательных и существительных и меньший объем союзов и местоимений, которые характерны для устного разговора.

Развитию письменной речи младших школьников способствует их знакомство с орфографией и грамматикой. По мнению психологов, получение таких знаний приводит к повышению требования детей к анализу слов по их звукам. При этом у ребенка данного возраста происходит превращение слухового образа в зрительно-двигательный.

Среди особенностей развития речи младших школьников можно выделить и постепенное обучение навыкам, позволяющим отличить написание и произношение. Оканчивая начальную школу, дети уже свободно меняют время рассказа, подлежащего изложению. Они придумывают истории на заданные темы, исходя из предложенного плана и имеющихся грамматических конструкций.

Развитие речи младшего школьника происходит и в то время, когда он обучается проводить анализ слова. Ведь при использовании приставок или суффиксов ребенок осваивает лексическое направление своего родного языка. Он начинает быстрее подбирать нужные слова, чтобы выразить свои мысли и точно определить качества предметов. Изучению правил орфографии, а также овладению синтаксисом способствуют сочинения и пересказы, выполняемые учеником.

Развитие устной речи младших школьников выражается и в вырабатывании у них навыков чтения. Другими словами, дети начинают достаточно быстро и правильно распознавать буквы и их сочетания, превращая увиденные символы в слова. На то, что чтение становится осмысленным, указывают правильные интонации. Дети в начальных классах уже способны обращать внимание на восклицательный и вопросительный знаки, которые находятся в конце предложения. Со временем осмысленность чтения можно увидеть и в более тонкой его интонационной выразительности.

В развитии речи и мышления младших школьников психологи отмечают важность такого процесса, как интериоризация. Он представляет собой переход от чтения вслух к произношению текста про себя. Интериоризация помогает развитию речи детей, что во многом влияет на изменение их мышления и понимания. Так, при поступлении в школу ребенок обладает лишь наглядно-действенным и элементарно-образным восприятием мира. В дальнейшем его мышление вырастает до словесно-логического и конкретно-понятийного. Этому способствует активное усвоение и использование речи. Она представляет собой одно из средств мышления и способствует решению самых разнообразных задач. При этом развитие речи будет идти намного успешнее, если ребенок научится рассуждать вслух, произносить словами ход мысли и озвучивать полученный результат.

Таким образом, развитие речи у младших школьников происходит благодаря воздействию учебного процесса. При этом дети начинают осознавать все те функции, которые возложены на произносимые ими слова. Это позволяет ребенку начинать планировать, предвидеть те реакции, которые могут возникнуть у собеседника, а также говорить о своих замыслах.

Для наиболее эффективной работы с детьми педагогу необходимо выявлять уровни развития речи младших школьников. Сделать это можно с помощью различных методик. Рассмотрим их подробнее.