Лекция 2. Влияние среды на развитие ребенка

Забота об экологии Земли является приоритетным направлением политики многих государств. Именно поэтому экологическое воспитание детей предусмотрено школьными программами. Оно направлено на развитие понимания подрастающим поколением воздействия своей жизнедеятельности на природные ресурсы и на то, как сделать свое существование на планете максимально полезным.

Как всё начинается

Следующий фактор отражает потребность молодого человека справиться со стрессом, изменить физическое состояние. При этом очевидно, что использование наркотиков, как способ справиться с нагрузкой, есть некоторая дань молодежной моде. Так, часто молодые люди отвечают, что наркотики помогают им взбодриться, получить рабочее состояние, что употреблять наркотики — это круто, что наркотики позволяют почувствовать кайф, испытать больше необычных ощущений.

Еще один фактор отражает влияние информации на отношение молодых людей к наркотикам. Отсутствие знаний о последствиях употребления наркотиков, а также искаженные ценности и приоритеты становятся благодатной почвой для воздействия информации, что создает положительное отношение молодежи к наркотикам.

Социализация и воспитание.

Социализация- это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, знаний, норм поведения, ценностей, отношений. Это усвоение происходит в процессе общения и деятельности, когда человек постепенно адаптируется к требованиям общества, усваивает многочисленные социальные роли, которые каждый выполняет в течение жизни. Социализация как явление и функция общества носит противоречивый, сложный, разнонаправленный характер. Она осуществляется как целенаправленными, контролируемыми действиями — через воспитание в семье и особенно в школе, так и посредством стихийных, спонтанных влияний со стороны разных социальных институтов и факторов. К институтам социализации относятся семья, школа (образовательные учреждения), микросреда, социальные группы, общественные организации, средства массовой информации, институты политики, культуры, церкви. Как было сказано раньше, воспитание как социальная функция это и есть социализация. А воспитание как целенаправленное воздействие на развитие личности является функцией одного из агентов социализации — школы. Следует признать большие, но все же ограниченные возможности школы в формировании личности, поскольку институтов и условий социализации много и они действуют часто несогласованно, жизнь общества не поддается всеобщему регулированию. Поэтому личность в процессе социализации имеет определенную независимость, автономию. Это надо, очевидно, признать нормой, из чего следует, что, с одной стороны, общество имеет много возможностей для влияния на формирование личности, обеспечивает богатство и разнообразие условий для развития и социализации. С другой стороны, это несет в себе элемент непредсказуемости, опасность развития индивида в антисоциальном направлении, уход в маргинальные группы, создает возможность развития отклоняющегося поведения. Задача общества — определить оптимальные соотношения между социальными воздействиями на личность и социальной саморегуляцей личности, ее саморазвитием. В социологии это находит выражение в концепциях, с одной стороны, «жесткой» и, с другой стороны, гуманистической, понимающей социализации. Эта же проблема в педагогике отражена в понятиях авторитарная и гуманистическая педагогика. Для учителя, воспитателя в школе, необходимо в первую очередь знание наиболее важных институтов социализации школьников, это семья, школа, микросреда («улица»). Конечно, важно также знать и другие институты социализации, которые опосредованно влияют на формирование учащихся: это политика, экономика, культура, религия, средства массовой информации.

Экология для детей и взрослых

Рассказывать детям об экологии стоит не только, потому что наша планета находится в действительно бедственном положении (70 млн тонн мусора ежегодно в одной только нашей стране заставляют задуматься о ситуации во всем мире), но и потому что воспитать у ребенка ответственность в широком смысле этого слова, невозможно без заботы об окружающей среде. Мы можем подарить ребенку котенка или щенка, научить ухаживать за домашним животным, заботиться о ближнем, но Земля огромна и то,  в каком мире будут жить наши дети, зависит от нас.

Что же могут дети, которые и сами еще нуждаются в опеке и защите взрослого? На самом деле, многое. И забота о природе может стать не только вектором жизни будущего поколения, но и увлекательным времяпровождением, добрым семейным воспоминанием уже сейчас!

Как научить детей заботиться о природе? Мы собрали 10 простых советов.

Цели и задачи экологического воспитания

Технологический прогресс, усиленно развивающаяся химическая промышленность приводят к тому, что постоянно истончается озоновый слой, уменьшаются запасы питьевой воды, исчезают «легкие планеты» — леса и рощи. И все это – итог нерационального и беспощадного использования ресурсов природы, которые не успевают восстанавливаться.

Статьи по теме

  • По каким причинам развивается базальная тревога у ребенка
  • Ребенок манипулирует родителями: советы психолога о том, как исправить ситуацию
  • Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология: как происходит изменение психики
  • Методы специальной психологии — как происходит коррекция психики

Для предотвращения дальнейшего уничтожения природы необходимо экологическое воспитание дошкольников, школьников, студентов и даже взрослых людей, которым не были ранее привиты основы экологической культуры.

Читайте также:  Имена девочек по месяцам на 2020 год по православному календарю

Важно как можно раньше учить ребенка уважать природу, ценить ее, при этом объясняя, для чего это нужно. Большую часть такой работы проводят работники дошкольных учреждений, в которых дети проводят основную часть своего времени. Немаловажным фактом является и привлечение родителей, бабушек и дедушек, братьев, сестер к этому процессу. Так к проблеме сохранения экологии будет привлечено большое количество людей разных возрастов.

Основной целью экологического воспитания является формирование у дошкольников и школьников гуманного отношения к природе и ее ресурсам, создание личности, которая способна понимать и осознавать факт, почему важно любить и беречь природу во всем ее многообразии. Воспринимать себя как часть окружающего мира, способной создавать материальные и духовные ценности на основе природных богатств.

Ребенок должен понять, что он может активно взаимодействовать с природой таким образом, чтобы созидать новые блага, не разрушая красоты окружающего мира.

За много лет накоплено достаточно теоретического и практического материала по экологическому воспитанию детишек дошкольного и школьного возраста.

Для этого поставлены следующие задачи:

  • воспитание бережного отношения к миру;
  • формирование экологического сознания;
  • развитие интереса к природе;
  • направление активной деятельности детей на сохранение природных ресурсов.

Для решения этих задач в работе используют экологические минутки, экскурсии на природу, различные эксперименты, развивающие игры, живые уголки, зимние сады.