Как воспитать маминого помощника? Ребенок и домашние обязанности

Прошли те чудесные времена, когда школьник прибегал с уроков ещё до обеда и с удовольствием делал домашнее задание – почти всегда сам, иногда – с помощью старших. Сегодняшние ученики возвращаются домой затемно, после репетитора и спортивной секции. Вы кормите своего ребёнка ужином и с ужасом ожидаете времени, когда нужно будет уговаривать его сесть за уроки. Вы знаете: сейчас начнутся жалобы, взаимные упрёки, глупые ошибки, бесконечное переписывание и порой даже слёзы.

Обеспечьте ребенка сбалансированным питанием

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) рекомендуют кормить детей грудным молоком до двух лет и более. Конечно, за исключением случаев, когда это невозможно по медицинским показаниям.

«Дело в том, что именно в течение первых лет жизни происходит интенсивное физическое и психическое развитие ребенка, формируется его иммунитет. Грудное молоко содержит все питательные вещества, необходимые для здорового роста. Также в нем находятся антитела, защищающие младенцев от распространенных детских болезней. Ни одна смесь, даже очень хорошего качества, не может полноценно заменить грудное молоко», — говорит Олеся Сергеичева.

По словам педиатра, важно понимать, что начиная с шестимесячного возраста, материнское молоко не может полностью обеспечить малыша всеми необходимыми питательными веществами. Поэтому в рацион ребенка нужно вводить различные виды прикорма, например, мясные, рыбные, овощные и фруктовые пюре, кисломолочные продукты. Мама может продолжать кормить малыша грудью один-два раза в сутки. К двум-трем годам рацион малыша становится почти таким же, как у взрослого человека.

Но приучать ребенка к собственным пищевым привычкам, которые предполагают ограничения в еде, родителям не стоит. Популярные сегодня системы питания, такие как вегетарианство, сыроедение (употребление в пищу только сырых продуктов, без какой-либо термической обработки) или интервальное голодание (режим питания для похудения, предполагающий периодический отказ от еды) могут быть приемлемыми исключительно для взрослого человека. Ребенку, у которого организм только развивается, требуется полноценное сбалансированное питание. В его рацион должны входить белки, животные и растительные жиры, углеводы, витамины и минералы. Если же малыш не будет получать необходимые питательные вещества в полном объеме, это может привести к различным заболеваниям. Среди них нарушение обмена веществ или работы желудочно-кишечного тракта, анемия, замедление роста и другие.

Почему дети перестают читать

Детей, по-настоящему влюбленных в чтение художественной литературы, встретить сегодня удается все реже. Школьники 7–10 лет с трудом отвечают на вопрос: «Какая книга у тебя самая любимая?»

Им проще сказать, какой комикс они последний раз держали в руках, какой мультик смотрели на выходных. Учителя, родители, представители интеллигенции в ужасе. Но это современная реальность. Дети всего мира постепенно перестают читать. Этот факт подтверждают социальные опросы и исследования психологов.

Разобраться в том, почему дети не любят читать, первым попытался американский психолог Майкл Коул. Выводы, которые он сделал в процессе общения с подростками, актуальны для всех стран мира. Глобальные причины нелюбви к чтению кроются в следующем:

  • Книга несколько десятилетий назад была единственным источником знаний. Современные дети получают информацию через интернет. Чтобы узнать что-либо, не обязательно читать, можно посмотреть видеоролик, послушать вебинар, лекцию.
  • Чтение превратилось в механический процесс. Дети не испытывают удовольствия от общения с классической литературой, сказками, стихами.
  • Общение в соцсетях с помощью смайликов, сжатых словоформ приводит к снижению лексического запаса у детей.

    Они не понимают значения слов в обычном тексте.

  • Нет положительного примера от родителей. Если дочь или сын видят, что взрослые вечером отдыхают около телевизора или компьютера, то чтение классики тоже считают бессмысленным занятием.
  • Изменились приоритеты. Читающие люди считались грамотной и образованной элитой. Без знаний достичь жизненных высот было сложно. Сегодня это не актуально. Перед глазами детей есть масса абсолютно противоположных примеров.
  • У малышей и подростков не развито воображение. Фантазировать им не дают мультяшки, видеоролики. Их жизнь и без книг полна ярких красок.
  • Переоценка чтения родителями и педагогами привела к его обесцениванию. Дети слишком рано учатся читать, к ним повышаются требования перед поступлением в первый класс. К началу обучения в школе семилетки уже устали.
  • Несоответствие понятий. Родители понимают под чтением сидение за столом и перелистывание страниц. А подростки читают посты в Сети, статьи на тематических сайтах. У старшего поколения складывается мнение, что дети не читают совсем, но это не так.
  • Давление со стороны взрослых. Чем больше мама заставляет ребенка заниматься, тем сильнее становится протест. Это актуально не только для пубертатного возраста, но и для дошкольников. Нужно находить компромисс.
  • Изменилась языковая система общения. Письменная речь в социальных сетях имеет свои законы правописания. В устной речи чаще употребляются глаголы. Количество использований прилагательных, наречий резко снизилось. Такая тенденция затрудняет понимание классики, стихотворений, где множество образных лексем.

На заметку! Россия остается в топе стран по количеству читающих людей. Мы занимаем 7-е место после Китая, Таиланда, Египта, Филиппин, Чехии. По статистике, читающими себя признают 46% грамотного населения, 61% из них — студенты.

Читайте также:  10 кризисов, которые малыш проходит к полутора годам: календарь

Школа сегодняшняя и вчерашняя – в чём разница?

Современные школьники сталкиваются с гораздо большим давлением и куда более завышенными требованиями, чем мы, их родители, сталкивались в своё время. Трёхлетние малыши уже ходят на развивающие занятия, а с пяти лет – на подготовку к школе с полноценными уроками.

Учебная нагрузка тоже растёт: иностранный язык со второго, а то и с первого класса (но вы ведь начали учить его намного раньше – на «развивашке»), портфолио с первых месяцев учёбы, многочисленные олимпиады – уже не только для одарённых детей, а для всех желающих. А как отказаться, если почти весь класс участвует? Ведь хочется дать ребёнку шанс попробовать себя во всём. А как же кружки? Танцы, футбол, рисование, английский – надо ведь и мышцы развивать, и осанку поправить, и дать выход энергии.

В результате ребёнок ещё с дошкольного возраста оказывается вовлечён в водоворот интенсивного обучения и развития. Хотя ведущей деятельностью в 6-7 лет всё ещё является игра, но много ли времени на игры у современных детей? У них даже нет возможности побыть в одиночестве, просто посидеть у окна или полистать книжку – не развивающую, а просто для души. Мы изо всех сил стремимся заполнить каждую минуту времени своего чада полезными занятиями, порой жертвуя полноценным отдыхом.

Вполне логично: чтобы у ребёнка сохранялось желание активно познавать мир – гулять, читать, играть, – он должен постоянно «перезаряжать свои батарейки»: спать по 8-9 часов (и желательно часик днём, даже если ему уже 7-8 лет) и время от времени просто бездельничать. Хотя маме кажется, что ребёнок мог бы отдохнуть с пользой – собрать пазл, сделать зарядку, – важно дать малышу возможность хотя бы час в день «считать ворон».

Префронтальная кора головного мозга, отвечающая за внимание, память и логику, тоже должна отдыхать. А если этого не происходит, то силы остаются лишь на то, чтобы пассивно воспринимать мелькающие кадры на экране гаджета. Кстати, сами по себе гаджеты не безвредны: они приучают мозг получать «готовую пищу», сразу и картинку, и звук, и движение. В мультиках или видеоблогах уже всё придумано для вас, сиди да поглощай. А вот в книге, например, картинку и звук мозг додумывает самостоятельно. Поэтому не подсаживайте детей на информационный «фастфуд».

Советы родителям можно дать такие:

  • пересмотрите расписание дополнительных занятий вашего ребёнка: возможно, стоит отказаться от одного кружка или репетитора, чтобы выкроить дополнительный час сна или отдыха;
  • не пытайтесь сделать каждую минуту полезной или развивающей: ребёнку обязательно нужно хоть часок в день «бездельничать»;
  • откажитесь от информационного «фастфуда» – ограничьте или уберите игры, мультики и ролики на смартфонах и планшетах.

Чтобы вернуть интерес к учёбе примените такие лайфхаки:

Следите за нами в Telegram, чтобы быть в курсе важных статья? Поделитесь ей!

Как не заразить ребенка простудой?

  1. Лучше всего, конечно, полностью изолировать от малыша заболевшего члена семьи вплоть до его полного выздоровления — однако все мы знаем, что это далеко не всегда возможно (особенно если больна мама). В таком случае находиться в одном помещении с ребенком больной должен только в маске.
  2. Если условия позволяют ребенку спать в отдельной комнате — это идеальный вариант. Если нет, малыш должен по крайней мере спать в отдельной кроватке, а не вместе с родителями.
  3. Следует стерилизовать посуду , из которой ест ребенок, особенно в первые три месяца его жизни. Категорически недопустимо, скажем, наливать жидкость в детскую бутылочку из «взрослой» чашки.
  4. Необходимо как можно чаще (во всяком случае, не меньше двух раз в день) проветривать помещение , где находится ребенок (естественно, в его отсутствие). Продолжительность каждого проветривания должна составлять как минимум 10 минут. Кроме того, нужно как можно больше гулять с малышом на свежем воздухе.
  5. В детской или в той комнате, где постоянно находится ребенок, нужно дважды в день проводить влажную уборку , можно даже со слабым раствором хлора (например, с моющим средством «Белизна»).
  6. Чтобы создать в комнате, где находится ребенок, «нетерпимую» для вирусов и прочих зловредных микроорганизмов атмосферу, поставьте там блюдце с мелко нарезанными чесноком и луком. Придется некоторое время потерпеть «благоухание» этой гремучей смеси, зато вещества под названием фитонциды, в изобилии содержащиеся и в чесноке, и в луке, будут убивать возбудителей инфекции или, по крайней мере, подавлять их рост.
  7. Если у ребенка все же начался насморк, закапайте ему в каждую ноздрю по капельке грудного молока — оно представляет собой не только универсальное питание, но и благотворное лекарство для ребенка, особенно в первые месяцы его жизни. Ребенку, находящемуся на искусственном вскармливании, можно закапывать интерферон (см. пункт 8). Если насморк не проходит в течение нескольких дней, малыша стоит показать врачу.
  8. Существуют специальные препараты для профилактики простудных заболеваний, называемые неспецифическими стимуляторами иммунитета. К ним относится, в частности, интерферон. В случае с грудным ребенком наиболее удобная его форма — капли для носа. Интерферон стоит принимать и остальным членам семьи. Помимо интерферона, в аптеках имеются в продаже разнообразные мази (например, «Витаон» или оксалиновая мазь) и гомеопатические средства, также предназначенные для профилактики ОРВИ и гриппа. Относительно целесообразности приема подобных препаратов необходимо посоветоваться с врачом.
  9. Помните: перегрев для ребенка так же нежелателен и опасен, как переохлаждение. Температура воздуха в комнате новорожденного должна быть 20-22ºС, а со второго месяца жизни может быть чуть ниже — 18-20ºС, вне зависимости от того, страдает ли кто-нибудь из домашних простудой или гриппом. Кроме того, если ребенок здоров, со второго месяца жизни ему будут очень полезны закаливающие процедуры, которые в дальнейшем помогут уберечь его от простудных заболеваний.

Почему возникают трудности в общении с подростком?

Общаться с подростком бывает очень непросто. Но всегда или мы тоже готовы к общению? Неприятности на работе, усталость, обиды, которые еще не ушли и нам мешают нормально общаться. Что уж говорить о детях? Прежде чем начать разговор, учтите некоторые моменты.

  1. Неправильно выбрано время. Сначала выясните, настроен ли ребенок на беседу. Может он плохо себя чувствует, с кем-то поссорился, написал контрольную не так хорошо, как хотел. Мало ли причин. У подростка свои проблемы, которые могут показаться взрослым ерундой, но они важны для тинэйджера. Если вы тоже устали или расстроены, а ребенок хочет с вами поговорить, попросите его отложить разговор
  2. Возникшие сложности в начале разговора. Иногда серьезный разговор очень непросто начать. Поэтому попросите ребенка говорить так как будто вас нет рядом, тогда вам станет ясно почему он страдает или злиться. Позвольте подростку выговориться, и ему станет легче, возможно, что спустя некоторое время проблема покажется ему несущественной.
  3. Подросток не понимает зачем вообще разговаривать. Тогда нужно сказать ему, что разговор может помочь и ему станет легче. Если подросток уже довольно взрослый и многое понимает, начните разговор сами, поговорите о том, что беспокоит вас. Пусть ребенок выскажется тоже. Попробуйте подумать, что можно сделать, чтобы исправить ситуацию.
  4. Беседа напоминает допрос. Когда взрослые «интересуются» проблемами ребенка слишком активно, он чувствует себя, словно его допрашивают, поэтому замыкается в себе. Когда взрослые начинают давить, ему вообще не хочется разговаривать. Чтобы не было такого, меняйтесь ролями. Сначала о своих беспокойствах говорить родитель, затем ребенок.

Чего следует избегать?

  1. Не ожидайте идеальных результатов. Малыш не сможет делать что-то лучше взрослого, так что разбитые чашки и тарелки – вполне привычный итог детской помощи. Поначалу придётся что-то переделывать за ребёнком, однако, не на виду у маленького труженика. В ином случае он может подумать, что его работа не имеет смысла.
  2. Не ругайте. Терпеливость очень важна в деле приучения ребёнка к труду. Конечно, малыша можно заставить делать работу побыстрее, однако он просто физически не способен выполнять обязанности наравне со взрослыми. Если постоянно подгонять, то в следующий раз он попросту откажет в помощи.
  3. Не рассматривайте домашние обязанности в качестве наказания. В идеале ребёнок должен понимать, что труд – это благо. Если же постоянно наказывать за что-то домашними хлопотами, то дети начнут считать мытьё посуды или выгуливание собаки чем-то негативным.
  4. Не платите за труд. Оплата за домашние хлопоты – неоднозначное решение. Психологи советуют поощрять детей не деньгами, а посещением цирка, кинотеатра. Иначе ребёнок станет воспринимать свои прямые обязанности в качестве предмета торга и требовать, соответственно, увеличения оплаты.
  5. Не делите виды деятельности по половому признаку. Современные дети не признают условностей, поэтому девчонки разбирают компьютеры, а мальчики любят готовить на кухне. В этом нет ничего плохого. Напротив, все ребятишки должны уметь пришивать пуговицы, готовить хотя бы яичницу, застилать постель.

Ну и ещё один важный совет, о котором уже было сказано. Демонстрируйте позитивную модель поведения – убирайте и мойте за собой посуду, устраивайте генеральные уборки и т.д. Нельзя требовать от ребёнка того, чего вы сами не выполняете.

Как понять, что у ребёнка зависимость от смартфона и пора принимать меры?

Один из верных признаков того, что гаджеты вызывают у ребёнка нездоровый интерес и определяют его эмоциональное состояние, – слабая концентрация. В таком случае он отказывается от любой активности, например, порисовать, полепить из пластилина, поиграть в игрушки. Вместо этого ребёнок просит вернуть ему телефон. Активность, связанная с конструированием, обычно увлекает даже самых непоседливых детей. Если ребёнок и этого не хочет, тогда есть смысл говорить о зависимости.

«Если ко мне приходит семья, в которой у ребёнка проблемы в общении или учёбе, в 80 процентах у него есть неконтролируемый доступ к телефону. Гаджет всё равно выполняет функцию разрядки обстановки в семье как следствие какого-то нерешаемого конфликта», – отмечает Елена Смольянинова.

В подобных ситуациях родителям необходимо регламентировать часы, которые ребёнок может уделять смартфону или компьютерным играм в течение недели. В первом случае можно установить приложение для подсчёта времени, потраченного на гаджет. Договорённость с ребёнком должна носить двусторонний характер. Доступ к гаджетам и видеоиграм можно использовать в качестве поощрения за выполнение домашних обязанностей и успехи в учёбе, а временное ограничение – как штраф за невыполнение ребёнком договора.

Лечение переутомления у детей

Переутомление лечится комплексно. Ребенку необходимо оказать педагогическую, медикаментозную и психологическую помощь.

Читайте также:  Как должен развиваться ребенок в 11 месяцев?

В первую очередь, нужно снизить любые нагрузки на тело и центральную нервную систему, то есть дать малышу отдохнуть. По рекомендации педиатра покажите ребенка невропатологу, сходите на прием к семейному психологу. При необходимости узкие специалисты назначат медикаментозное лечение.

Терапия для переутомленных детей чаще оказывается в домашних условиях. Родителям нужно соблюдать следующие простые правила при оказании помощи ребенку:

  • Организуйте режим дня.

Очень важно не отходить от назначенного на сон и занятия времени более чем на 30 минут. Запишите план на плакат, повесьте его в детской.

Advertisement

  • Придерживайтесь режима дня не менее 4 недель.
  • Уделяйте сну не меньше 8 часов ночью для школьника, грудничок должен спать от 10 до 14 часов в сутки.
  • Исключите из жизни ребенка стрессы. Оградите его от общения с незнакомыми людьми или неприятными ему личностями на 3-4 недели.
  • Увеличивайте нагрузки постепенно.
  • Много гуляйте.
  • Запишитесь на расслабляющий и общеукрепляющий массаж.
  • От компьютерных игр, просмотра телевизора на время лечения лучше отказаться полностью.
  • Принимайте расслабляющие ванны с травами.

Добавляйте в горячую воду хвойный экстракт, настои валерианы.

  • Заваривайте ребенку зеленый чай.
  • Давайте пить гранатовый, свекольный и морковный сок.

Пейте чаще свежевыжатые напитки, они богаты витаминами.

  • Добавляйте в травяные чаи мед, ешьте пчелиную сладость на ночь, запивая молоком.
  • Следите за питанием ребенка. Оно должно быть богато углеводами и жирами. Увеличьте количество ягод, фруктов, орехов.

В качестве медикаментозной помощи детям можно использовать «Глицин», «Афобазол», «Тенотен» по инструкции и возрасту ребенка, при нервном напряжении, бессоннице давать валериану. Обязательно поите больного витаминными комплексами.

Мануальная терапия при слабости у детей

Мануальная терапия – эффективный и безопасный способ лечения различных болезней, включая все перечисленные выше. Но особенно полезна она при таком серьезном расстройстве, как ВСД.

С помощью мануальной терапии у детей удается:

  • нормализовать положение позвонков относительно центральной оси, устранив тем самым сколиоз, кифоз, предпосылки для развития остеохондроза, который с каждым годом все чаще диагностируется среди подростков;
  • устранить давления различных анатомических структур на нервные корешки и их ответвления, улучшив качество передачи нервных импульсов от спинного мозга к иннервируемым органам, в том числе и мышцам, и избавить ребенка от признаков ВСД;
  • повысить тонус мышц, снизить риск развития их атрофии и устранить гипертонус;
  • улучшить качество кровообращения и нормализовать течение обменных процессов, что положительно сказывается на состоянии и работе органов и мышц;
  • укрепить иммунитет и повысить сопротивляемость организма различным инфекциям и отрицательно действующим внешним факторам.
Мануальная терапия при слабости у детей

В целом мануальная терапия является эффективным способом борьбы с огромным количеством разнообразных заболеваний, а точнее практически всеми. Поскольку позвоночник, а точнее проходящий в нем спинной мозг непосредственно связан со всеми внутренними органами, нарушение передачи нервных импульсов от него из-за развития патологий позвоночника, приводит к возникновению заболеваний соответствующих внутренних органов. Поэтому нормализация качества и скорости передачи биоэлектрических импульсов по двигательным и чувствительным нервам приводит к улучшению работы всего организма.

Таким образом, существует масса причин утомляемости и слабости у детей. Некоторые из них не опасны, другие же способны существенно снизить качество жизни или привести к печальным последствиям. Поэтому если вы не нашли естественных причин для астении, обратитесь к врачу. Своевременное получение консультации специалиста поможет предотвратить развитие опасных осложнений и нежелательных последствий, а также быстро вернуть вашему ребенку былую активность и способность легко усваивать новые знания.

От лица мальчика

Дети должны обязательно помогать родителям. Ведь все мы — одна семья, поэтому каждый должен стараться для общего блага. А маме приходится трудиться больше всех.

Мама много работает, чтобы я мог носить красивую одежду, заниматься в спортивной секции, летом ездить на море. Поэтому ей нужна помощь по хозяйству.

От лица мальчика

Обычно мама сама старается готовить пищу, потому что это у нее очень хорошо получается, но иногда у нее не остается времени на то, чтобы сварить ужин. Тогда я спешу на помощь, иногда это делает сестра. Я овладел уже кое-каким рецептами: жарю картошку, варю куриный суп и макароны. Все получается сносно, если верить домашним. Мама радуется, когда она приходит со смены, а ужин уже на столе.

Еще после обеда и ужина мы моем посуду, стараемся в квартире поддерживать чистоту и порядок: подметаем полы, убираем вещи на места. Мама очень много делает для семьи, поэтому мне нравится помогать ей. Главная моя обязанность — выгуливать собаку. Делать это приходится трижды в день. Каждое утро перед школой иду с Дружком в ближайшую аллею, где мы гуляем около получаса, потом — после занятий днем и вечером, перед сном. Я очень хотел завести собаку, но родителям некогда за ней ухаживать, поэтому я сам взял на себя эту обязанность.

От лица мальчика

Моя мама работает в зоопарке смотрителем. Однажды она взяла меня с собой, я целый день помогал: кормил зверей, занимался уборкой вольеров, наливал в поилки чистую воду. Работа оказалась интересной. Особенно понравились пингвины, они оказались очень смешными и смышлеными. Как-нибудь я обязательно схожу в зоопарк еще раз.

Наша мамочка самая лучшая, я хочу, чтобы ее жизнь стала хоть немного легче. Тогда у нее будет оставаться время на то, чтобы общаться со мной и моей сестренкой. Когда вечером все дела окончены, мы вместе смотрим фильм или просто беседуем.