Как вести себя родителям в период кризиса у ребенка 7 лет

Человек развивается и взрослеет в течение всей жизни. У ребенка скачки развития заметны сильнее благодаря кризисным периодам. В эти моменты кроха начинает вести себя иначе. Кризис 7 лет – один из самых сложных. Некоторые педагоги считают, что трудности общения с детьми появляются из-за пробелов воспитания. Психологи не согласны с таким утверждением. Они называют кризис нормальным, закономерным процессом эмоциональной адаптации к изменяющимся условиям.

Причины

Кризис у годовалых детей – это не единственный сложный период в детском возрасте. Всего их 5, и каждый из них может быть выражен по-разному: один – более, другой – менее интенсивно. Продолжительность варьируется от нескольких недель до года. Современные ребятишки развиваются очень стремительно, рано взрослеют. Часто так бывает, что, не успев выбраться из одного кризисного периода, ребенок тут же попадает в другой. Трудно приходится и ему, и родителям. Понимание же причин происходящего с ребенком существенно повышает шансы на достойное преодоление всех трудностей.

Суть кризиса 1 года в том, что в это время малыш учится 2 основополагающим умениям: самостоятельной ходьбе и речи. Неудивительно, что это сопровождается огромным рывком в развитии воли ребенка.

Годовалые дети стараются использовать приобретенные навыки в любой ситуации, они постоянно их оттачивают. При этом малыши сталкиваются с противодействием со стороны родителей, которые вводят бесчисленные ограничения. Ребятишки протестуют и борются с этим, как умеют, но отсутствие неограниченной свободы действий, к которой они так стремятся, заставляет их чувствовать возмущение и гнев. Только в этом возрасте кроха не может выразить подобные эмоции ничем, кроме слез, криков и истерик.

Ребенок в возрасте 12 месяцев уже осознает себя как отдельную личность, а не продолжение мамы и папы. Он хочет изучать окружающий мир сам, без чьей-либо помощи и надзора, приобретать собственный опыт. В данном контексте значимые взрослые нужны ему, только чтобы просто быть рядом и оказывать безусловную поддержку. У него нет чувства страха, он не видит потенциальных опасностей. Родители же прекрасно все осознают и оценивают ситуацию трезво, поэтому не могут так просто взять – и разрешить крохе делать все, что он захочет. И они начинают устанавливать различные ограничения. В этом и состоит конфликт, который приводит к гневу маленького исследователя и отчаянию его родителей.

Признаки кризиса

Основная причина возникновения поведенческих проблем у старших дошкольников – взросление. У ребёнка изменяется жизнь, он волнуется, тревожится. Ему предстоит адаптироваться, изменить режим дня, утратить беззаботность. Кризис семи лет сложен тем, что ребенку предстоит общаться со сверстниками, находящимися в таком же сложном периоде, преодолевать учебные нагрузки.

Выготский утверждает, что кризис 7 лет протекает у детей с 6 до 8 лет. Точный возраст не может назвать никто, так как он зависит от индивидуального развития малыша. Признаки сложного периода:

Признаки кризиса
  • нелепое поведение, проявления вредности;
  • наигранность при общении;
  • снижение усидчивости;
  • передразнивание взрослых;
  • привлечение к себе внимания клоунадой.

Эти основные признаки сопровождаются особенностями поведения:

  • повышенная утомляемость;
  • раздражительность и вспыльчивость;
  • агрессивность или замкнутость;
  • плохая успеваемость и рассеянность;
  • поиск авторитета, своего места внутри коллектива;
  • снижение самооценки;
  • сравнение своей жизни с другими.

Из-за особенностей характера некоторые дети начинают кляузничать взрослым, заискивать перед ними. Поведенческие изменения происходят на подсознательном уровне, дошкольники теряют контроль над своим поведением. Они негативно относятся к критике, так как мозг не воспринимает отрицательную информацию, блокирует ее.

Признаки кризиса

Причинами начала кризисного периода являются утрата детской непосредственности, интеллектуальное созревание, появление переживаний за совершенные поступки. Дополнительно детей начинают волновать адаптация в школе, тревожные разговоры родителей о новом непростом периоде. Они сопротивляются изменениям окружающей среды.

Запрещать и разъяснять

Родители любят запрещать деткам, стремясь к беспрекословному подчинению. Но вспомните себя в осознанном возрасте (с 8-10 лет) — как вы относились к запретам? Нельзя просто сказать «нет», не объясняя, почему что-то запрещено делать. Даже если у вас нет времени на долгие разговоры, скажите ребенку, что расскажете о причинах запрета чуть попозже, но только не отталкивайте его от себя. Детки на удивление имеют хорошую память. Желание узнать причины отказа естественно: оно говорит о том, что маленький человек развивается в правильном направлении и не хочет подчиняться просто так, не убедившись в серьезности родительских опасений.

Запрещать и разъяснять

Воспитание ребенка включает в себя много важных аспектов. Не стоит слепо следовать инструкциям психологов или знакомых с богатым родительским опытом. Не существует универсального подхода к воспитанию, потому что каждый ребенок уникален и требует индивидуальных решений возникающих проблем. В вопросах воспитания детей ориентируйтесь в первую очередь на собственные ощущения и детское поведение. Когда есть любовь и нет места эгоизму, решения спорных ситуаций приходит сами собой. А во всех сложных конфликтах стоит прибегать к помощи грамотного детского психолога.

Читайте также:  7 правил, чтобы отдых на воде не превратился в кошмар

Видео: 7 фраз, которые нельзя говорить детям

Запрещать и разъяснять

Читайте далее:

Почему нельзя кричать на ребенка: страшные последствия

Нормы сна 4 месячного ребёнка: сколько должен спать и как изменить режим

Сколько должен спать ребенок в 3 недели: норма сна для трёхнедельного малыша

Запрещать и разъяснять

Почему детское непослушание — это хорошо?

Например, папе и маме кажется, что малыш совсем еще кроха, ему только одиннадцать месяцев, ходить еще рано, пусть ползает в манеже. А малыш плачет, ему хочется отправиться изучать все в доме, он начинает делать шажки, хнычет и требует, чтобы кто-то всегда был рядом, помог, поддержал. Или трехлетнему ребенку хочется самому, без мамы и бабушки решить, когда ему пора одеваться, а когда – гулять. Мы, взрослые, считаем, что малыш еще слишком мал, чтобы принимать решения, настаиваем на своем и получаем в ответ упрямство, капризы, слезы… И недоумеваем: «Что это с ним происходит? Только вчера был послушным и спокойным ребенком?».

Но так ли замечательно быть послушным? Всегда слепо и буквально выполнять «рекомендации» и «советы», которые сыплются на тебя со всех сторон: от бабушки и мамы, потом от воспитательницы, учителей, друзей, мужа или жены, соседа или начальника? Правда, вам не хотелось бы, чтобы ребенок пошел по этому пути? А это означает, что придется смириться с непослушанием, с тем, что ребенок учится высказываться и делать по-другому, по-своему, не так, как вы объясняли и просили.

Теперь вы знаете, что ваш малыш «упражняется» в новом поведении, и такое поведение совершенно необходимо ему для дальнейшего роста и развития.

По материалам книги «Популярная психология для родителей. Какой у вас ребенок?», , 2006

Как маме вести себя во время кризиса

Отнеситесь с пониманием к потребности дочки или сына в этот период постоянно быть при маме. Это несет некоторые неудобства, например, невозможность принять ванную в одиночестве или вынужденное прослушивание воющего чада под дверью туалета. Но постарайтесь по возможности в этот период быть рядом и оказывать столько внимания, сколько ребенку будет необходимо. Кризис не долговечен – чем скорее малыш поймет, что мама, даже отдельная от него, никуда не исчезнет, тем скорее он станет спокойно относиться к её временному отсутствию. Также в этот период малыш начинает понимать, что способен самостоятельно удовлетворить свои потребности. Он уже не желает, чтобы мама кормила его из ложечки, он хочет есть сам. Не все родители могут спокойно взирать, как ребенок, впервые взяв в руки ложку, начинает расшвыривать вокруг себя кашу или разбрызгивать по стенам суп. Но если сейчас вы позволите малышу немного поэкспериментировать, он быстро освоит науку самостоятельного употребления пищи. Да, сегодня он больше проливает на пол или на стол, чем доносит до рта, но если вы будете отбирать у него ложку, то подавите первые проявления воли. Ведь ребенок поступает так не из вредности или избалованности, он изучает окружающую действительность, учится новому. А с каким забавным звуком шлёпается на пол еда, как интересно наблюдать её траекторию! Не останавливайте маленького исследователя, просто спокойно напоминайте о том, что ложка нужна для того, чтобы кашка попадала в ротик. А лучше возьмите еще одну ложку и подключитесь к процессу. Часть пищи он получит от вас, часть всё же не выкинет, а донесет до своего рта. Так или иначе, голодным чадо не останется. То же касается и других видов деятельности. Хочет одеваться сам – не торопите, пусть пробует, подсказывайте и помогайте тактично. Возможно малыш будет злиться, если всё, что он задумал не получается с первого раза. Это не страшно, поддержите его, посочувствуйте. В этом возрасте детки хорошо реагируют на наглядный пример. «Ай-ай-ай, какая непослушная шапочка, не хочет садиться Люде на головку, а мы ей сейчас покажем, как нужно делать», — и надеваете свою шапку себе на голову. Так же хорошо помогает озвучивание чувств малыша: «Ты злишься? Тебе обидно?» Тем самым вы даете ребенку понять, что знаете, что с ним происходит, разделяете его переживания. И обязательно хвалите своих детей, когда у них получается выполнить задуманное.

Вера в свои силы, чувство удовлетворения от самостоятельного выполненного дела укрепляют самооценку ребенка, служат основой для дальнейших достижений. Способность ходить резко расширяет границы доступного для познания мира. Если раньше лишь взрослый мог подать ему ту или иную игрушку, то теперь ребенок может до многого дотянуться сам. Но тут естественная детская любознательность сталкивается с ограничениями. Оказывается, что далеко не все предметы в доме, такие интересные и заманчивые на вид можно трогать руками и пробовать на вкус. Малыш негодует и возмущен такой несправедливостью — почему папе можно стучать таким замечательным молотком, а сыну нет. Почему эта яркая косметика лишь для мамы, а как же дочка?

Особенности поведения детей

Все переходные этапы развития ребенка характеризуются сменой поведения. Временной промежуток краткий, но бурный. Любимое чадо перестает реагировать на привычные методы наказания или поощрения, становится непослушным, неуправляемым. Чем старше ребенок, тем труднее находить с ним общий язык, и больше терпения нужно родителям.

Кризис новорожденности

Рождение малыша является началом первого детского кризиса. Два месяца ребенок привыкает к новой среде обитания вне организма мамы. Он учится самостоятельно дышать, питаться, двигаться, налаживает первые контакты с родителями. Кроха начинает улыбаться, плакать, реагировать на родителей. Длится данный период с начала потери веса и до его полного восстановления.

Особенности поведения детей

Кризис младенчества

После первого кризисного этапа начинается период младенчества. Малыш изучает окружающий мир, постепенно учится сидеть, самостоятельно топает по дорожкам, пробует на вкус все найденные предметы. Идет интеллектуальное развитие младенца.

Закладываются основы важных личностных составляющих, таких как самооценка, уверенность в себе, самоуважение.

Появление первых запретов воспринимается им с недовольством. Ребенок начинает кидать игрушки, затевать истерику, пробует манипулировать взрослыми. При появлении первых признаков самостоятельности он переступает порог младенчества. Переходный этап, называемый кризисом первого года жизни, длится от 9 месяцев до 1,5 лет.

Раннего детства

Особенности поведения детей

От 1 до 3 лет длится период раннего детства. Малыш учится говорить предложениями, выражая свои мысли, решать простейшие задачи на основании имеющихся знаний и умений. Оканчивается данный период в трехлетнем возрасте кризисом раннего детства. В прошлом веке его называли «Я сам».

Кризис двух лет

Современные дети развиваются намного быстрее своих сверстников тех лет. Сегодня переломный момент «Я сам» соответствует более раннему возрасту. Уже в 2 года дети стараются делать все самостоятельно. Любое предложение помощи встречается отрицанием, гневом. Малыш становится капризным, часто устраивает истерики. Данный этап нередко плавно переходит в следующий переломный этап.

Кризис трех лет

Трехлетка ощущает себя взрослым и считает, что если родители пытаются помочь, значит, не доверяют ему. Маленький человечек проявляет признаки своеволия, упрямства, деспотизма. У малыша может развиться негативное отношение к взрослым людям. Этот период закладывает основы будущей личности. От поведения родителей зависит, вырастет ли их ребенок уверенным в себе, волевым человеком или будет слабохарактерным существом с кучей комплексов.

Семилетний кризис

Особенности поведения детей

Осознание того, что он станет школьником, накладывает свой отпечаток на психику ребенка и становится началом кризиса в 7 лет. Появляется логичность в поступках и словах. Длится он несколько месяцев, до вливания в школьный коллектив. В это время нередки смены настроения, капризы. Будущий школьник демонстрирует свою взрослость, индивидуальность, независимость.

Большое влияние на поведение ребенка оказывают и физиологические изменения в организме, происходящие в этом возрасте.

Приобретая новый социальный статус, он сталкивается с множеством перемен. Иной распорядок дня, новые обязанности и требования вносят свои коррективы в поведение школьника.

Подростковый

Если ранее послушный ребенок проявляет грубость и цинизм, не делится секретами, дерзит, значит, наступил кризис подросткового возраста. Он стремится сам решать вопросы, высказывать свое мнение, совершать поступки по собственному желанию. Подросток начинает уделять чрезмерное внимание своей внешности. Отмечается эмоциональная неустойчивость, вызванная гормональными перестройками детского организма.

Юношеский

Особенности поведения детей

Течение кризисного периода юношеского возраста имеет мягкий характер. Это время окончания школы и вступления во взрослую жизнь. Психологи характеризуют его, как этап становления личности человека. Находясь на пороге совершеннолетия, молодые люди размышляют о жизни, пытаясь найти свой путь. Ответственность за выбор вызывает тревожность, страх.

Что родителям делать не стоит

Чтобы ваш замечательный малыш не вырос слишком упрямым и неконтролируемым или, наоборот, малоинициативным и безвольным, никогда не показывайте ему, что его мнение ничего не значит и абсолютно вас не волнует. Не подавляйте стремление крохи к самостоятельности, обязательно доверяйте посильные ему дела. Также не стоит постоянно ругать малыша и стоять на своем, пытаясь сломить его упрямство. Это может привести либо к тому, что ребенок просто перестанет вас слышать, либо к возникновению заниженной самооценки.

Кризис трех лет – это, наверняка, не первое и далеко не последнее испытание с которым придется столкнуться каждому родителю. Очень важно в этот период не терять самообладания и искренне любить своего ребенка, не зависимо от его поступков.

Характеристика кризиса лет

Возраст 6-7 лет – трудный период и для детей, и для родителей. В психологии он известен как кризис семи лет. Его отличительной чертой становятся изменения психики ребенка. Считается, что они связаны с новым социальным статусом: необходимостью стать школьником. В результате меняется привычный образ жизни малыша, появляются новые обязанности, формируются более сложные знания и самооценка.

Характеристика кризиса лет

Важно! Родителям нужно настраиваться на то, что кризис продлится несколько месяцев. Психологи советуют запастись терпением и стремиться к тому, чтобы с наименьшими потерями и наибольшей выгодой выйти из него.

Кризис 7 ми лет вызван особенными причинами:

Характеристика кризиса лет
  • На начальном этапе ребенок осознает, что скоро станет школьником. К этому его подталкивают собственные размышления и окружающие. Дома ведутся разговоры, что нужно выбрать хорошую школу, записаться к сильному педагогу, подготовиться к обучению: научиться читать, писать, считать.
  • На втором этапе формируется произвольность действий. Он – уже не малыш, который добивается желаемого плачем, а вполне самостоятельный человек. Будущий школьник может отстаивать свою точку зрения без истерик, с помощью объяснения поступков, управлять эмоциями, произвольностью психических процессов. Если родители не видят перемен и продолжают относиться к чаду по-прежнему, у него могут проявляться упрямство, негативизм, конфликты с окружающими.
  • На третьем, самом главном, этапе проявляется основное: принятие дошкольником нового статуса «я – школьник». Важно поддержать его в освоении новой социальной роли, дать возможность почувствовать себя взрослым. Домочадцам надо не мешать, а умело управлять действиями дошколенка.

Характеристика кризиса лет

Кризис первого года жизни

Поскольку эта ситуация происходит впервые в таком возрасте, многие родители теряются, не зная, как себя правильно вести впадают в отчаянье и панику. Но на самом деле все не так сложно, достаточно просто понять причину сложного поведения.

Чаще всего развитие навыков разговора и ходьбы и есть причиной кризиса в один год. Детям тяжело осмыслить, что они могут делать что-то новое для себя. Конечно, до этого малыши тоже учились ползать, переворачиваться, пробовали сидеть. Но ни одно из вышеперечисленных умений не открывало перед крохой таких колоссальных возможностей, как речь и ходьба. Это огромный стресс для, ведь он начинает по-новому воспринимать себя и окружающий мир. Неустойчивая нервная система может давать сбои и проявляться это будет, например, частым плачем, нарушением сна или отрицанием всего происходящего.

Еще одной причиной сложного поведения в один год, является осознание маленьким человечком того факта, что мама не всегда находится с ним рядом. Малыш постоянно находится в нервном напряжении, стараясь не упускать мать из вида. Сложно это дается и для мамы, ведь ни один родитель не может равнодушно смотреть на страдания своего чада. Касается это большинства детей, но есть и те, которые удачно избегают такой ситуации.

Психологи советуют просто переждать это нелегкое время, что будет оптимальным решением и для ребенка, и для родителей. Ни в коем случае нельзя наказывать шалунишку, такие методы только продлят кризисный период и негативным образом скажутся на поведении малыша.

Как вести себя во время кризиса советы психологов

Кризис является серьезным испытанием не только для самого ребенка, но и для его родителей. Чтобы пережить сложные периоды с минимальным ущербом для психического здоровья, придерживайтесь следующих правил:

Уважать право ребенка на собственное мнение. Даже в самом юном возрасте необходимо прислушиваться к пожеланиям, если они не противоречат здравому смыслу.

Следует обсуждать с ребенком планы, советоваться. Малыш во время кризисного периода становится критичным к действиям взрослых людей. Любую критику воспринимайте конструктивно, авторитарность только усугубляет возникшие проблемы.

Для успешного преодоления кризисов детского возраста воспитываем ребенка без крика. Истерические проявления у взрослых и любое проявление неуравновешенности способствуют агрессивности.

Чтобы сгладить проявления критических периодов, следует устанавливать дружеские и доверительные отношения.

Воспитание ребенка требует времени и сил. Проводите с ребенком больше времени. Дети, обделенные родительским вниманием, будут привлекать его самыми неприятными способами. При невозможности самостоятельного разрешения проблемы не стоит медлить с обращением к психологу.