Как развить творческий потенциал у ребенка

Рубрика: Педагогика

Главные ошибки родителей:

1) Мнение, что творческие опыты ребенка бессмысленные. Порой под творчеством они понимают безделье или даже вредное занятие. Однако необходимо помнить, что для маленького непоседы польза от творчества заключается в самом процессе, а не результате( например процесс придумывания правил игры, а не сама игра, как таковая). Именно поэтому не стоит одергивать ребенка, когда он креативит и придумывает, как кажется, чепуху. На самом деле в этот момент и происходит развитие творческого потенциала.

2) Ограничение инициативы. Порой родитель рисует картинку и говорит ее название, хотя дошкольник видит в этих очертаниях совсем другой предмет. Поделившись со взрослым своим мнением, он наталкивается на протест. Естественно, что после нескольких попыток высказать свое мнение, малыш начнет принимать информацию «шаблонно». Ни о какой инициативе больше речи и не будет.

3) Педагогическая неосведомленность. Порой родители, понимающие всю важность творческого процесса, просто не учитывают возрастные особенности малыша. Например, шестимесячного грудничка начинают возить на кружок английского языка, хотя в этом возрасте развивать его творчество лучше совсем в другом русле.

4) Несистемность. Любой образовательный процесс должен быть системным. Если с ребенком проводятся занятия не регулярно, то и положительного результата увидеть будет сложно.

Как прививать творческий интерес?

Любой ребенок с раннего детства подвержен творческим позывам, причем, неважно, в чем это проявляется: в пение, рисовании, вышивании или резьбе по дереву. Наверное, многих интересует, почему дети больше чем взрослые тянутся к творчеству? Ответ очень прост! У детей очень много энергии, которую необходимо использовать, к тому же, каждый ребенок хочет создать свой собственный неповторимый «мирок», в котором ему хочется жить и созидать.

Главная задача родителей, направить ребенка в «нужное русло». Пусть лучше ребенок два раза в неделю ходит, например, в музыкальную школу, чем «лазает» по подворотням, не правда ли? В развитие детского творчества многое зависит от родителей.

Если вы заметили, что ваш ребенок безумно любит рисовать и заваливает квартиру своими рисунками, не относитесь с равнодушием к этому пристрастию. Окажите ребенку поддержку и дайте возможность продолжать это увлечение. Предложите нарисовать семейный портрет или любимую игрушку.

Естественно, у многих детей увлечение рисованием может быстро пройти. Ни в коем случае не следует заставлять ребенка рисовать насильно. Ничего хорошего из этого не выйдет. Рисовать он все равно не будет. Просто предложите ему заняться другим творчеством, но не сильно настаивайте.

Если же интерес ребенка к искусству начался с самого детства и продлился до школьного возраста, смело можете отдавать его в школу искусств, и не исключено, что спустя некоторое время ваш ребенок прославится. Возможен и другой исход событий: ребенку может надоесть рисование! Да, такое тоже возможно.

Читайте также:  Особенности воспитания ребенка 2 лет: советы и правила

В случае если интерес пропал, не настаивайте и не заставляйте ребенка ходить на занятия в школу искусств. Если рисование – это призвание ребенка, через некоторое время он все равно решит вернуться и продолжить занятия.

Просто возможно ребенку тяжело выполнять домашнее задание в обычной школе и совмещать уроки в школе искусств, особенно, если любящие родители направили его ещё в несколько секций. Не стоит слишком сильно загружать ребенка, иначе ему могут стать неинтересны абсолютно все виды творчества.

Как прививать творческий интерес?

Рисование – это только пример, все то же самое можно сказать и о других видах творчества: пении, вышивании, танцах, резьбе по дереву и так далее.

Творчество – важная составляющая жизни ребенка, поэтому желательно с детства развивать творческие поползновения. Желательно, чтобы у каждого ребенка было своё увлечение, которым ему хотелось бы заниматься. Естественно, задача родителей увидеть и распознать интерес ребенка. Если ребенок тяжело втягивается в творчество, покажите как это интересно на своем примере.

Например, начните вышивать и ваша дочка обязательно спросит: «Мама, а что это ты делаешь?». Также с дочкой можно самим сшить развивающие моторику игрушки, про которые я уже писала. Расскажите ей в подробностях и покажите уже готовый результат. Дети, как правило, любопытны, поэтому им обязательно захочется последовать примеру родителей.

Через творчество дети постигают красоту всего мира и выплескивают энергию, которой в организме ребенка предостаточно. Также, творчество развивает в детях внимание, доброжелательность, чуткость и, конечно же, доброту. Причем, множество великих открытий совершили именно творческие личности, поэтому, развивая творчество в вашем ребенке, не исключено, что именно он найдёт, например, лекарство от рака.

Считается, что творческие люди очень ранимы, но не стоит забывать об их силе духа. К тому же, в нашем непростом мире сложно решать проблемы без творческого подхода. Творчество – помогает сделать мир лучше и настроиться на нужный лад. Всячески способствуйте развитию творческого потенциала у детей, и ваш ребенок в один прекрасный день отблагодарит вас.

А теперь посмотрим, что дети нарисовали в итоге:

Выбор профессии родом из детства

Предрасположенность к какому-то из видов творчества может быть заложена генетически, например, музыкальная одаренность. А может формироваться в раннем детстве под воздействием различных факторов, и прежде всего, взаимоотношений с родителями.

Наш эксперт, кандидат психологических наук Ирина Лясковская считает, что выбор профессии зачастую зависит от того, насколько значимым человек себя чувствовал, будучи ребенком. Если родители не культивировали в ребенке чувство значимости, тогда, повзрослев, он может выбрать помогающие профессии, которые восполняют это базовое чувство: врач, социальный работник, психолог, тренер, медработник, воспитатель детсада, учитель. У таких людей совсем другая внутренняя мотивация, чем у выбравших эти профессии по призванию.

Читайте также:  «Можно» и «нельзя»: как правильно научить ребенка понимать эти понятия

«Если родители слишком опекают ребенка, они отбирают у него пространство для фантазии, – говорит Ирина Лясковская. – А вот если ребенку дают определенную степень свободы – побездельничать, полежать на траве, помечтать, тогда ребенок может реализовать себя по способностям, и, если есть возможность, выбирает творческие профессии. И помогающие профессии тоже, но тогда это не для повышения собственной значимости, а по призванию. О таких людях обычно говорят: врач или учитель от Бога. Помощь людям по призванию несет в себе ту же внутреннюю мотивацию, что и творчество».

Эксперт Ричард Тулей также советует родителям давать больше простора для воображения ребенка, играя с ним в творческие игры, чтобы он сам, своим способом закончил задание, а не сделал по аналогии: «Также ребенок хорошо реагирует, когда он получает удовольствие и одобрение его работы взрослыми, и тогда еще больше открывается для творчества. Это хорошо развивает мозг на нейронном уровне».

Украинский педагог-новатор Василий Сухомлинский огромную роль в развитии как творческих задатков, так и интеллекта уделял прикладным играм, где ребенок создает что-то своими руками из подручных материалов. «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», – писал он.

Корреляции между генным кодом и творческими способностями нет

Когда у разбитого корыта остались и психологи, и физиологи, и просто все неравнодушные, разгадывать задачу стала генетика, до этого безуспешно пытавшаяся найти ген старости и ген лишнего веса. Чтобы исключить разницу в генах и влияние воспитания, учёные исследовали только семьи с детьми-близнецами. Исследуя Коннектикутский реестр близнецов с 1897 года, группа Марвина Резникоффа собрала команду из 117 близнецов и разделила их на две группы (однояйцевые и двуяйцевые). Результаты двух десятков тестов показали, что корреляции между генным кодом и творческими способностями нет. 4:0, и это почти Аргентина с Ямайкой.

За последние 50 лет таких экспериментов было вагон и маленькая тележка. В своей книге «Муза не придёт» Девид Брукс приводит ещё с десяток ссылок на безуспешные попытки найти природу творческого мускула и делает вывод, что творческое мышление, как и любой другой навык, можно прокачать при помощи тренировок.

Развиваем способности

Одарённость — «цветок», требующий постоянной заботы, а зачастую и финансовых вложений. Особенно в наше время, когда ребёнка не отпустишь одного на занятия, а бесплатные секции в основном не обеспечивают необходимый уровень знаний и умений. А ведь ещё нужно и знать, как правильно направлять талантливое чадо, чтобы не навредить.

Читайте также:  Как научить ребенка считать быстро и легко

Специалисты, работающие с одарёнными детьми дают такие советы:

1. Не давите. Талантлив ребёнок, поэтому именно ему решать, что он будет рисовать, танцевать или петь, какого направления придерживаться, каким видом спорта заниматься. Не навязывайте ему свою точку зрения. Вспомните или посмотрите прекрасный фильм «По семейным обстоятельствам»: там вы увидите классический образец мамы художника, которая пытается диктовать сыну своё видение творчества. Не уподобляйтесь ей!

2. Оберегайте юное дарование. Как бы талантлив ни был ребёнок, у него должно быть полноценное детство с играми, отдыхом, долгими прогулками и другими развлечениями. А каторжный труд до добра не доведёт. Если же ваш ребёнок сам так увлечён любимым делом, что забывает обо всём на свете, ваша задача выстроить режим дня так, чтобы времени хватало на всё.

Развиваем способности

3. Допускайте возможность ошибки. Развивать талант нелегко. Ребёнок имеет право устать, ошибиться, бросить занятия, обидеться на тренера и т. д. Главное, чтобы ему нравился сам процесс. А результат будет, но, возможно, не сразу.

4. Помните о разнообразии. Если у ребёнка художественные способности, например, это не значит, что он не может одновременно увлекаться карате. Несколько увлечений — это не разбрасывание и не умение сосредоточиться на главном, а нормальные для детей поиски себя. История знает массу примеров, когда люди реализовывались вовсе не в той области, которую им изначально прочили.

Кем быть: выбираем профессию с ранних лет

Когда есть смысл задумываться об этом? Являются ли кружки раннего развития и секции по интересам подготовкой ребёнка к будущей профориентации? На что стоит опираться подростку, выбирая вуз? Что имеет значение при выборе профессии? Попытаемся ответить на эти вопросы вместе со специалистом-профконсультантом.

Читать дальше

Чувство неуверенности — неизменный спутник развития

Ощущение неуверенности при этом является совершенно нормальным. Никто не обладает нужным опытом и знаниями с самого рождения. Человеку приходится годами накапливать необходимую информацию и осваивать навыки, прежде чем он приходит в новую сферу деятельности или же получает диплом профессионала. И даже после того, как получилось преодолеть первое препятствие, за ним последует еще множество. Ведь каждый знает о том, что выпускник вуза далеко не является полноценным специалистом. Прежде чем стать таковым, ему нужны годы практики. Именно поэтому раскрытие потенциала должно опираться на внутреннюю уверенность в том, что получить нужный опыт – вполне возможно. Если сейчас уверенности в себе и своих силах нет, это не говорит о том, что с приобретением нужных навыков она не придет.