Как правильно подготовить ребенка к школе

Чем старше становятся дети, тем чаще родители задумываются о подготовке к школе. Когда её начинать и как это делать, чтобы не испортить любимому чаду детство и научить всему, что понадобится для успешной учёбы? В нашем обзоре вы найдёте ответы на вопросы, которые беспокоят практически всех родителей будущих первоклашек.

Методика подготовки детей к обучению в школе

От первых дней в школе во многом зависит будущая успеваемость вашего ребенка. Если он увидит, что другие дети умеют и знают намного больше чем он, то малыш навсегда может поставить себя в ряд неудачников, решив, что он хуже остальных. На что нужно обратить внимание? Помните, что подготовка к школе – это долгий процесс, включающий в себя не только обучение письму и чтению, но и психологическую поддержку. Что должен уметь ребенок перед первым классом?

  • Читать по слогам, уметь писать;
  • Считать до 20, складывать и вычитать;
  • Знать времена года, дни недели, месяцы;
  • Уметь рисовать геометрические фигуры;
  • Пересказывать короткий текст, иметь внятную речь;
  • Быть самостоятельным: уметь завязывать шнурки, одеваться, поддерживать порядок;
  • Различать одушевленные и неодушевленные предметы;
  • Общаться со сверстниками, не проявлять агрессию.
Методика подготовки детей к обучению в школе

Это далеко не весь перечень необходимых навыков, которыми должен обладать ребенок, идущий в школу. Естественно, пред школьная подготовка детей к обучению в школе начинается не за месяц до первого сентября.

Когда отдавать ребёнка в школу — в шесть или в семь лет?

Важен не столько возраст, сколько эмоциональная и социальная готовность малыша к изменению привычного уклада жизни. Ему предстоит оказаться в совершенно новых условиях, а это серьёзное испытание для психики, стресс. Но ребёнок легче и быстрее адаптируется, если будет:

  • Самостоятельным.
  • Ответственным.
  • Организованным.
  • Усидчивым.
  • Внимательным.
  • Вежливым.

Ребёнку нужно уметь признавать авторитет взрослых, выстраивать диалог с учителем и находить контакт со сверстниками. Поэтому так важно посещать детский сад, кружки или развивающие центры, ведь только в коллективе совершенствуется навык общения. Но кроме этого ребёнок должен быть достаточно развит интеллектуально.

Если вы видите, что ваш малыш в нужной мере социализирован и много чего умеет, можете отдавать его в школу и до семи лет. Если вам кажется, что он ещё не готов, лучше подождать, чтобы новые условия не стали слишком тяжёлым испытанием для ребёнка.

Что нужно уметь первокласснику?

Что-бы ответить на этот вопрос сначала рассмотрим, какие конкретно требования к сегодняшнему первокласснику существуют. Ребенок, собравшийся я в первый класс, должен:

  • уметь представляться, рассказывать что-то о себе, чем он увлекается, называть имена членов своей семьи;
  • уметь писать печатные буквы, хорошо различать гласные и согласные, уметь прочесть легкий текст;
  • выучить дни недели, названия месяцев, времен года, говорить какое сейчас время года;
  • различать утро, обед и вечер;
  • выучить простые математические действия: сложение и вычитание;
  • разбираться в простых геометрических фигурах, таких как квадрат, круг, треугольник, уметь их нарисовать;
  • уметь пересказывать небольшие тексты;
  • уметь исключать лишний из ряда предметов и объяснять свой выбор;
  • уметь ухаживать за собой: одеваться, раздеваться, завязывать шнурки, поддерживать порядок на рабочем месте;
  • уметь вести себя в обществе, уважать старших:
  • выучить цвета и желательно их оттенки;
  • описывать картинку;
  • уметь считать до двадцати и от двадцати до одного;
  • выучить части тела человека и уметь правильно его рисовать;
  • уметь отвечать на вопросы, «Когда?», «Почему?», «Где?»;
  • различать одушевленные и неодушевленные предметы;
  • уметь отстаивать свою точку зрения, не вступая в драку с теми, кто не согласен;
  • уметь вежливо разговаривать со сверстниками и взрослыми;
  • уметь тихо сидеть на занятиях, без капризов и игр с другими учениками;
Что нужно уметь первокласснику?

Как видим, список достаточно обширный и приобрести эти навыки в короткий срок весьма сложно. Ведь при подготовке к школе нужно соблюдать некоторые правила:

  • нагрузки увеличивать постепенно, только когда малыш усвоил пройденный материал;
  • уроки
  • должны продолжаться 15 минут с перерывами 15-20 минут между ними. В перерывах стоит позволить ребенку размяться, дать ему какую-то физическую нагрузку;
  • нужно чередовать разнообразные занятия, чтобы избежать излишнего умственного напряжения;
  • проводить занятия следует в игровой форме, чтобы заинтересовать ребенка. Очень важно не наказывать его за отказ заниматься, тем более бить. Нуж-но назвать причины, по которым человеку стоит быть образованным.
  • для обучения желательно взять пособия с большими, яркими иллюстрациями. Также сами тексты должны быть интересны будущему ученику.
Читайте также:  Побочное действие пантогама у младенцев

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой

У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение, более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.

Что должен знать и уметь ребёнок перед школой

Кадякова И.Н., педагог центра «Менар‑Сестрорецк»: «Перед тем как пойти в первый класс, ребёнок должен отличать звуки от букв; читать простые предложения и понимать, что там написано; считать до десяти, выполнять простые арифметические действия в этих пределах; устанавливать причинно‑следственные связи; находить общее и распознавать отличия предметов, рассказывать и пересказывать небольшие тексты. Должны быть сформированы навыки работы с карандашом и ручкой, умение выполнять штриховку, закрашивать фигуры по контуру».

Умения и навыки, которыми должен овладеть будущий школьник

Ниже представлен перечень общих требований, с которыми должен справлять каждый малыш, которому предстоит переступить школьный порог:

  • указание своего полного имени, своего дня рождения и домашнего адреса;
  • знать буквы, ориентироваться в гласных и согласных, читать короткие тексты (хотя бы по слогам);
  • знать отличия между временами года, уметь описывать их (определяется лексический запас слов);
  • ориентироваться во времени суток;
  • называть основные геометрические фигуры и уметь изображать их;
  • запоминать короткие тексты, уметь пересказать его (определяется дикция, память).

В подготовку к школе также следует включить следующие навыки:

  • правильного поведения в общественных местах;
  • ухода за собой без помощи взрослых, наведения порядка на рабочем месте;
  • описание того, что изображено на картинке;
  • счета до 20;
  • названия цветовых оттенков;
  • ответов на вопросы: «кто?», «когда?», почему?»;
  • спокойного препровождения времени на уроке в течение 20-25 минут;
  • различий направление «вверх», вниз», «вправо», «влево».

Общие рекомендации родителям

Сейчас используются инновационные формы подготовки детей к школе в детсадах, в кружках, в самой школе. Однако влияние самих родителей на воспитание малышей очень велико. Здоровье крохи, такие его состояния, как эмоциональные, психологические — подготовка ребенка к школе должны учитывать все эти моменты. Атмосфера семьи формирует психоэмоциональное состояние.

В случаях, когда ребенок гиперактивен, легко возбудим, необходима консультация для родителей совместно с малышом у психолога и педиатра. При подготовке ребенка к школе советы родителям, данные педиатрами, психологами, позволят добиться оптимального результата.

Читайте также:  Как правильно организовать режим питания для новорожденного

Занятия с детьми проводить только в игровой форме. Таким образом у детишек будет сформирован интерес к накоплению знаний. Задания по подготовки детей к школе должны заинтересовать непосед.

По времени занятия не должны длиться более 15 — 20 минут для крохи 5 — 6 лет. Длительность упражнений, занятий зависит от возраста малыша, а также его физического состояния. Если кроха болен, капризничает, то занятия лучше просто перенести на другое время.

Чередуйте различные виды занятий. Между изучением цифр и букв обязательно устройте маленький урок физкультуры или рисования. Устраивайте физминутки, короткие разминки во время занятий. При долгом сидении на одном месте у детишек увеличивается нагрузка на позвоночник, возникает чувство усталости. Если чадо жалуется на боль в спине, необходима срочная консультация для родителей у ортопеда.

Для занятий лучше всего использовать учебные пособия с яркими материалами. Книги для чтения должны быть с красочными четким иллюстрациями. Сложность материала должна расти постепенно, по мере освоения предыдущей темы.

Важно! Нельзя наказывать детей за отказ заниматься. Не стоит кричать, оскорблять кроху, тем более запрещено применять меры физического воздействия на малыша. Главная задача родителей — привить интерес к знаниям, к самому процессу познания. Наказаниями любовь к школе привить невозможно.

Какие трудности могут возникнуть у ребенка при подготовке к школе?

  1. Неусидчивость. Очень часто ребенку не хватает терпения довести начатое дело до конца. Родители должны помогать ребенку справиться с задачей, тогда он привыкнет доводить начатые дела до конца.
  2. Не умение соблюдать правила и дисциплину. Поэтому, с раннего возраста нужно приучать детей к правилам. Лучше всего развить эту способность помогают настольные игры. 3. Неумение обобщать и классифицировать предметы. Чтобы справиться с этой задачей, можно использовать игры с картинками. Например, что здесь лишнее или как можно обобщенно назвать все нарисованные предметы. 4. Нежелание учиться. Чтобы ребенку хотелось познавать что-то новое, нужно его постоянно заинтересовывать. Не просто читать ему книги, а в игровой форме ставить разные эксперименты, водить в музеи, выставки животных. Привлекать его к таким занятиям, как ремонт с папой автомобиля или велосипеда, мытье посуды, приготовление пищи.

Сейчас существует много методик, по которым можно заниматься с ребенком. Это методика Зайцева, Глена Домана, Жуковой, Миниярова.

Приведем некоторые примеры упражнений, который помогут ребенку психологически подготовиться к школе:

  1. Упражнение на развитие памяти и внимания «Что изменилось?». Положите перед ребенком в ряд около 5 игрушек, пусть он запомнит, где они расположены, как выглядят, в чем одеты куколки и т.д. Попросите ребенка отвернуться и измените что-то. Пусть малыш все вернет на свои места. Со временем, это упражнение можно усложнять, добавляя количество игрушек и меняя аксессуары местами. 2. Для развития логического мышления и фантазии отлично подойдет упражнение «Придумай историю». Разложите картинки или предметы, связанные с учебой, и по ним расскажите интересную историю. В следующий раз разложите другие картинки или предметы и пусть ребенок сам придумает историю. 3. Напишите в ряд много цифр и попросите ребенка вычеркнуть все единички, к примеру. Затем пусть вычеркнет только 5 и т.д. Это упражнение развивает память, внимание, логику. Затем можно попросить ребенка вставить недостающие цифры. 4. Развить фонетический слух поможет игра с расколдовыванием слов. Нужно, чтобы ребенок произносил слова по звукам, которые он слышит в слове. Например, слово «мама». Следите, чтобы ребенок называл «м», а не «эм». 5. Следующее упражнение лучше начать выполнять за несколько месяцев до школы. Объясните ребенку, что ему будут задавать уроки на дом. Поэтому нужно потренироваться. Давайте каждый день ребенку задание и когда он ее выполнит, идите в магазин и покупайте принадлежности к школе. Сегодня – ручку, завтра – карандаши, потом тетради, линейку, пенал и т.д. Таким образом, за каждое выполненное задание ребенок соберет все необходимые принадлежности для школы.
Читайте также:  10 ошибок, о которых жалеют все родители

Психологическая подготовка детей к школе проводится с психологом. Он проведет диагностику психологической готовности: пообщается с ребенком, определит его навыки общения, умения и знания и даст рекомендации родителям. Специалист поможет скорректировать поведение ребенка. Если же родители уверены в своих силах и понимают, что сами смогут подготовить ребенка, тогда можно обойтись без помощи специалиста.

Как провести диагностику психологической готовности к школе самому?

Ребенок должен уметь:

  • работать по правилу;
  • воспроизводить образцы;
  • распознавать отдельные звуки в словах;
  • выкладывать сюжетные иллюстрации последовательно и составлять рассказ на их основе.

Обычно психологи задают такие вопросы, выясняя уровень их бытовых знаний:

  • назвать свое имя и имена родителей;
  • сказать свой возраст;
  • назвать город, в котором живет и полный адрес;
  • перечислить животных диких и домашних;
  • какое время года появляются листья? Когда отпадают?
  • вопросы о временах суток;
  • какими столовыми приборами пользуешься? Какую одежду одеваешь зимой или летом?

Если ребенок даст 10 правильных ответов на вопросы, считается, что он готов к школе. Но немаловажно выяснить, как ребенок относится к школе и хочет ли он учиться.

Задайте ребенку такие вопросы:

  1. Хочешь ли ты в школу?
  2. Зачем учиться?
  3. Что такое уроки и домашнее задание?
  4. Как нужно себя вести на уроках?
  5. Что появится нового в твоей жизни, когда ты пойдешь учиться?

Итак, подведем итоги. Чтобы узнать, готов ли ваш ребенок к школе, необходимо, проконсультироваться с детским врачом. Очень важно быть физически готовым к школе. Социальную готовность можно определить по желанию ребенка общаться со сверстниками, умению устанавливать контакт со взрослыми и детьми.

Интеллектуальная готовность – набор знаний и умений обобщать, анализировать, думать, делить на группы. Немаловажно, умеет ли ребенок рассуждать и фантазировать. Мотивационная готовность ребенка выясняется в ходе беседы с ним о школе. Он должен иметь желание идти в школу, чтобы узнать что-то новое.

Школа – это большая психологическая нагрузка. Если вы понимаете, что ваш ребенок не готов к школе, не следует спешить. Дайте ему возможность созреть, чтобы избежать проблем в будущем.

Отменить поборы

Детей в школе учат бесплатно — то есть за счет бюджета. Родители могут вообще ни за что не платить. Даже за питание: первокласснику все равно дадут чай с булочкой.

ст. 43 Конституции РФ

Расходы на школьные нужды, подарки учителям, жалюзи, краску, принтер в класс и новые парты — только по желанию. Никаких обязательных сборов быть не может. Родители первоклассников сами решают, сколько сдавать на клеенки для урока технологии и нужно ли дарить детям подарки на дни рождения. Если кто-то против, с этой семьи нельзя требовать деньги или как-то ущемлять ребенка. Сдавать деньги или нет, решает не родительский комитет и школьные активисты, а каждый родитель сам за себя.

Олимпиады, платные дополнительные занятия, полное питание — это тоже добровольные расходы. Можно ничего не платить: ребенок будет обедать дома и обойдется без конкурсов.

Нужно ли сдавать деньги на нужды школы

Готов ли ваш ребенок к школе?

В первый класс принимаются детишки, которым на 1 сентября будет не меньше шести с половиной лет. Если ребенок младше – решение о его зачислении принимает районный отдел управления образования. Как много сил при подготовке к школе родители тратят на то, чтобы научить свое сокровище писать, считать и, конечно, читать. Но, как показывает жизнь, для успешной адаптации это не самое главное. Главное – это то, может ли ребенок ПРИНЯТЬ те требования, которые сразу, с первых же дней, предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать учителя, выполнять задания), умеет ли он контролировать свое поведение и ПОДЧИНЯТЬ его установленным правилам. Это и есть основной критерий готовности ребенка к школе.