Как повысить самооценку у ребенка консультация на тему

Помогите вчерашнему ребёнку принять своё тело, найти себя и не потерять эмоциональную связь с родителями.

Особенности формирования самооценки

Специалисты подтверждают, что дошкольный возраст — это период, когда малыш начинает анализировать свое поведение. Появляются возможности реалистично оценивать свои поступки, затем соотносить их с мнением окружающих. Под влиянием взрослых дошколенок складывает представление о своих способностях, изучает социальные ценности, проводит сравнение между своими действиями и действиями других людей. На этих факторах складывается та или иная самооценка ребенка. Для помощи своему ребенку родителям необходимо узнать подробнее, что влияет на формирование самооценки:

Особенности формирования самооценки
Особенности формирования самооценки
Особенности формирования самооценки
  • Мнение взрослых — чем меньше ребенок, тем выше авторитет взрослого. Отсутствие жизненного опыта заставляет малыша полностью доверять словам родителей, поэтому критика по поводу своего поведения не воспринимается всерьез. Родители! Дети принимают близко к сердцу все слова близких. Как бесконечная похвала оказывает отрицательное влияние на ребенка, так и постоянная критика лишает дитя возможности реально оценивать собственную личность.
  • Определенный жизненный опыт — у детей старшего дошкольного возраста восприятие оценок родителей становится более осознанным. Накапливается индивидуальный опыт, который помогает дошкольнику прислушиваться к мнению окружающих и в соответствии с ними оценивать свои действия. Некоторые родители, представляя себе, каким вырастет малыш, предъявляют завышенные требования. Часто эти представления отличаются от физических, умственных способностей ребенка. Родители! «Завышенные стандарты» формируют у чада неуверенность, детскую застенчивость, что принижает его самооценку. Помните, что ваш ребенок — неповторимая личность.
  • Общение между ровесниками играет важную роль для становления самооценки. При выполнении совместной деятельности у детей проявляются способности, которые зачастую скрываются при общении со взрослыми: умение придумывать игры, распределять роли, знакомиться, устанавливать контакты. Коллективное общение снижает детский эгоцентризм, способствует установлению адекватной самооценки. Успех ребенка среди сверстников повысит его самооценку.
  • Уровень умственного развития — используя сверстников как «сравнительный материал», ребенок учится давать оценку поступкам других детей, наблюдая за ними со стороны, в дальнейшем он сможет адекватно относиться к своим. Родители! Научите ребенка критически оценивать свои поступки.
Особенности формирования самооценки
Особенности формирования самооценки
Особенности формирования самооценки

Особенности формирования самооценки
Особенности формирования самооценки
Особенности формирования самооценки

Как поднять самооценку ребёнку

Если вы понимаете, что у ребёнка низкая самооценка, нужно постараться её повысить.

1. Любите своего малыша, относитесь к нему с уважением и пониманием, чтобы он чувствовал вашу поддержку.

2. Хвалите за любые заслуги и достижения. За хорошие отметки, за выполненную поделку или рисунок, за победу или участие в спортивных соревнованиях и тому подобное.

Читайте также:  Как назвать мальчика в октябре 2019 года: подходящие имена

3. Научитесь переключать внимание с того, что не получилось, на то, за что можно похвалить. Например: «Сегодня ваша команда проиграла матч по футболу, но зато какой красивый гол ты забил, как настоящий футболист, мы тобой гордимся!»

4. Поощряйте увлечение ребёнка какой-либо деятельностью: спортом, танцами, рисованием, пением, конструированием… Не забывайте хвалить за успехи в выбранной области. Только никогда не говорите, что из него не получится настоящего спортсмена, танцора, художника, певца.

Как поднять самооценку ребёнку

5. Почаще говорите слова поддержки: У тебя всё получится! Ты сможешь! Мы в тебя верим! Ты обязательно справишься!

6. Никогда не сравнивайте вашего ребёнка с другими детьми. Сравнивать можно только с самим собой, каким он был и какой сейчас (или будет).

7. Давайте ребёнку посильные поручения, чтобы он чувствовал, что помогает и приносит пользу. Например, вытереть пыль, полить цветы, сходить в магазин, покормить домашних животных.

8. Почаще советуйтесь, спрашивайте его мнение по тому или иному вопросу.

9. Иногда просите о помощи как у старшего. Этот метод очень помогает почувствовать ребёнку себя значимым и полезным.

10. Старайтесь излишне не опекать своего сына (или дочь), предоставляйте больше самостоятельности, поощряйте инициативу.

11. Показывайте своим примером правильное отношение к неудачам и успехам. Например, у мамы получилось не очень хорошее тесто для пирогов. Она может сказать: «Какой кошмар, больше никогда не буду делать сама тесто!» И другой вариант: «Ничего страшного, в следующий раз я немного изменю рецепт и обязательно получится!» Чувствуете разницу?

12. Если ребёнок провинился, ругайте только за конкретный поступок, а не в целом, задевая его личность.

13. Старайтесь принимать своего малыша таким, какой он есть.

Как поднять самооценку ребёнку

14. Меньше критикуйте и «не навешивайте ярлыки».

Теперь вы знаете, как поднять самооценку ребёнку, если она занижена. Желаю всем родителям и детишкам здоровой адекватной самооценки, уверенности в своих силах и веры в себя!

Если эта статья была для вас полезной, поделитесь, пожалуйста, со своими друзьями, нажав на кнопочки соц сетей.

Хвалите за достижения

Подростка нужно хвалить тогда, когда он действительно поработал над собой. Пустое расхваливание только обесценивает реальные усилия. Поводы для гордости могут быть как материальные, так и нематериальные. Можно хвалить как за пятёрку в школе, так и за то, что ребёнок уступил кому-то место в транспорте.

Читайте также:  Киста в почках у ребенка симптомы и лечение

Если подросток не знает, как раскрыть свои способности, предложите ему какое-нибудь занятие: музыка, танцы, рукоделие, волонтёрство, помощь по дому, научные курсы. Может, не сразу, но он найдёт, где проявить себя. После первого успеха ребёнок поймёт, на что способен, и у него поднимется самооценка.

Хвалите за достижения

Подросток должен чувствовать вашу поддержку и понимание, чтобы пережить внутренние страхи.

Олег Иванов, психолог, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов

Как родителям помочь ребенку повысить самооценку?

По мере взросления самооценка ребенка складывается еще и из оценки своих способностей в разных видах деятельности. Вы можете постоянно доказывать ребенку что он гений в математике. Если он ничего в ней не смыслит он поймет, что вы обманываете.

Значит, не только родительская любовь и забота способна повысить самооценку ребенка. Собственная значимость, основанная на ощутимых успехах в любых начинаниях ребенка

Ваша задача как родителей — помочь своему ребенку добиться успехов в наиболее важном для него деле

Особенно значимы успехи в учебе. Когда у ребенка проблемы в школе, его одолевает уныние. Пусть у него пока нет успехов в математике, помогите ребенку отличиться в другом: в физкультуре, в английском языке, в рисовании.

Только успех ведет к успеху!

Обучите своего ребенка визуализации для достижения хороших результатов в математике. Пригласите репетитора или занимайтесь сами, и обязательно наступит улучшение.

Иногда родителям, наоборот, не совсем понятно, как хвалить ребенка, не захваливая.

Да, есть такая опасность. Бывает любящий родитель, чаще всего это мама, думает, что повысить самооценку ребенка можно лишь внушив ему что он всегда и во всем лучший.

Она умиляется его посредственной игре на фортепиано, постоянно хвастается его успехами в его присутствии. Такие родители вовсе не требуют, чтобы ребенок по-настоящему добился успеха, ведут себя так, будто он его уже добился.

В результате ребенок срастается с созданным лучезарным образом и не стремится добиваться реальных успехов в жизни. Избежать этой опасности можно. Хвалите вашего ребенка только за реальные успехи. Уж во всяком случае, пропорционально потраченным усилиям ребенка!

На самом деле людей с неоправданно завышенной самооценкой не так уж много, а с заниженной самооценкой — тысячи или даже миллионы, можно предположить, что мы все-таки чаще замечаем недостатки наших детей, чем достоинства. Похоже, люди лучше запоминают плохое, чем хорошее.

Приведем такой пример. Вы были в компании, и вам сказали много приятных слов. Но один приятель обронил колкость в ваш адрес. Скорее всего, приятные слова вы скоро забудете, а неприятные будете помнить еще многие годы.

«Нет-нет, не давайте ей, она обязательно уронит!» — взволнованно и громко сказала мама учительнице, когда та поручила ее 8-летней дочери нести вазу на школьном празднике. Девочка растерялась от этих слов и действительно уронила вазу. Научиться хвалить «правильно» тоже непросто.

Нам намного привычнее и проще на какой-то хороший поступок ребенка отозваться автоматически: «Молодец! Умница! Ты хороший мальчик!» Но надо помнить, что постоянное употребление такой похвалы-оценки может привести к зависимости от похвалы, к тому же ребенок может засомневаться в вашей искренности.

Так что хвалить его надо вдумчиво, искренне, не забывая о том, что это не просто приятные слова в адрес ребенка: это повлияет и на ваши отношения, и на формирование самооценки ребенка и личности в целом.

Оценивая успехи ребенка не сравнивайте его результаты с другими детьми, сравнивайте с его собственными менее успешными результатами.

Никогда не сравнивайте своего ребенка ни с братьями и сестрами, ни с другими детьми

Каждый человек уникален — помните? Кроме того, это очень неприятно и унизительно для того, кто «не лучший», вредно для того, кого хвалят, разрушительно для всех взаимоотношений.

К признанию достоинств вашего ребенка надо подходить творчески! Если вы изо дня в день хвалите его за успехи и достижения одними и теми же словами, то это благотворно повлияет на повышение его самооценки, но эффективность повысится, если вам удастся разнообразить способы поощрения.

Если во время вашей беседы с кем-либо (по телефону или с другими домочадцами) ребенок, что называется, навострил уши, похвалите его невзначай за какой-нибудь хороший поступок. Конечно, хвалить надо искренне и в меру, дети быстро распознают фальшь и незаслуженные восторги.

Мальчику, например, полезно услышать, как отец рассказывает матери: «А ты видела, какой порядок навел Сережа в клетке у попугая? Чистота и порядок! Сергей поработал на славу!» Девочке тоже приятно услышать такой разговор матери с отцом: «Надеюсь, что Таня завтра поможет мне готовить начинку для пирога. Пироги всегда получаются вкуснее, если начинку готовила Таня».

Чтобы повысить самооценку ребенка все эти добрые слова можно говорить и самому ребенку, но одно другому не помешает. Услышать, что о тебе хорошо отзываются «за спиной», бывает гораздо приятнее!