Как поднять самооценку у ребенка – 11 правил родителям

Личность ребенка начинает формироваться задолго до первых слов и шагов. И только через несколько лет – к пятилетнему возрасту – родители увидят результат своих воспитательных усилий. Выразится он в особенностях характера чада, его поведении, интересах, привычках, коммуникативных качествах.

Характеристика детей дошкольного возраста с разными видами самооценки

Ребенок с завышенной самооценкой – считает свое мнение единственно верным, негативно настроен против критики собственных действий. В общении со сверстниками высокомерный, всегда стремится доминировать, часто командует малышами или детьми, не способными дать решительный отпор. Перебивает взрослых, не имеет уважения к пожилым людям. Наблюдаются приступы неконтролируемой агрессии, вспышки ярости.

Ребенок с заниженной самооценкой – не имеет уверенности в себе, собственных возможностях. Зачастую проявляет высокий уровень тревожности, обидчивость. Нередко имеет проблемы с адаптацией к новым условиям, детскому саду, школе. При выполнении любого задания или поручения заранее настроен на неудачу, принижает собственные достижения, не способен постоять за себя.

Ребенок с нормальной (адекватной) самооценкой верит в себя, в свои возможности. Вокруг такого ребенка царит атмосфера доверия, честности, любви. Он открыт ко всему новому, не боится брать сложные задания, не стесняется просить помощи у взрослых или может признать свою неправоту. Способен к проявлению сострадания, защищает слабых детей или младше себя.

Как понять, какая у ребенка самооценка

Определить, насколько искажено у малыша самовосприятие, можно по тому, объективно ли он оценивает свои способности, акцентирует внимание на возможностях или препятствиях. Если ребенок постоянно использует такие обороты речи как «я не смогу», «ничего не получится», «мне просто повезло», то он себя недооценивает.

Если при малейших неудачах и промахах малыш ведет себя раздраженно и винит во всем окружающих, слишком стремится к лидерству, то это говорит о его чрезмерной самоуверенности. При этом некоторая пассивность и необщительность не всегда являются признаками низкой самооценки, склонность к агрессивному поведению – завышенной. Следует брать в расчет особенности темперамента ребенка и влияние возрастных кризисов.

Максимально непредвзято оценить уровень самооценки чада помогут проективные методики:

Как понять, какая у ребенка самооценка
  • «Лесенка»;
  • «Смешные человечки»;
  • рисуночный тест «Человек».

Достаточно показательным является расположение детских рисунков на бумаге. При здоровой адекватной самооценке изображение в подавляющем большинстве случаев оказывается посредине листа и занимает не более 2/3 его площади. О завышенной самооценке говорят увеличение размера рисунка и его сильное смещение вверх. Дети, подверженные комплексу неполноценности, склонны рисовать внизу листа и отводить своему творению не более 1/3 доступного пространства. Также о неверии в свои возможности свидетельствует плохая прорисовка стоп и рук при изображении людей. Признаком высокой самооценки являются рисунки принцесс, королей, супергероев.

Тест «Смешные человечки»

Самооценка у детей дошкольного возраста

Значение самооценки для ребенка

Поскольку самооценка у детей дошкольного возраста закладывает основы их поведения в будущем, к ней нужно относиться с должным вниманием. В процессе жизни, конечно, этот показатель может поменяться и не один раз, но именно в дошкольном возрасте закладывается базис сознательного мировосприятия, а также основные модели поведения.

Читайте также:  Бессонница у детей, причины детской бессонницы и как с ней бороться \ Что нужно знать родителям?

Окончательно формирование самооценки у ребенка происходит в старшем дошкольном возрасте. То есть между пятью и семью годами. Этот период характеризуется быстрым ростом, физическим, умственным и эмоциональным развитием. Ребенок начинает во много действовать осознанно, старается во всем подражать взрослым. А его нервная система и интеллект готовятся к систематически нагрузкам, которые ребенок будет получать в школе.

Именно осознанность, которая отныне начинает присутствовать во всех поступках ребенка, и оказывает основное влияние на развитие его самооценки. Теперь он вполне уже может осознавать, что он «хороший» или «плохой» на основе личностных достижений или неудач, к осознанию которых он пришел самостоятельно. А не потому что так говорят родители или воспитатели в детском саду.

В связи с этим, разделяют три вида самооценки:

  • Завышенная
  • Адекватная
  • Заниженная

Завышенная самооценка у ребенка

На самом-то деле, завышенная самооценка у ребенка дошкольного возраста – это, в большинстве случаев, абсолютно нормальное явление. Особенно, у тех детей, которые не прошли опыт социализации в детском саду. Ведь для любого родителя его ребенок считается самым умным, самым красивым, самым талантливым и одаренным. И, естественно, каждый любящий родитель будет напоминать об этом своему чаду при первой же возможности.

Такие дети, как правило, очень подвижны, стараются во всем и всегда быть первыми, занимать лидирующие позиции и доминировать над другими детьми. Они не в состоянии анализировать свои поступки, да и не стремятся к этому. В случае, когда им не удается привлечь внимание сверстников или педагогов своими знаниями и умениями, стараются сделать это другими доступными им средствами. То есть нарушение правил поведения.

Заниженная самооценка

Для детей с заниженной самооценкой характерны моменты поведения прямо противоположные. Они тихи и незаметны, малообщительны и не способны постоять за себя. Они нуждаются в поддержке со стороны взрослых, поскольку сами считают, что у них не может ничего получиться. Заниженная самооценка у ребенка является основной причиной их безынициативности и нежелания браться за сложные задачи.

Адекватная самооценка

Дети с адекватной самооценкой придерживаются «золотой середины». Они уверены в себе, но без заносчивости, способны анализировать свои поступки, легко идут на контакт со взрослыми и сверстниками, не отказываются от похвалы, но и не страдают от ее отсутствия.

Диагностика самооценки детей, а также ее своевременная корректировка, поможет избежать целого ряда проблем поведенческого и психологического характера в будущем

КАК ПОВЫСИТЬ САМООЦЕНКУ У РЕБЕНКА

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ У ДЕТЕЙ

Обязательные правила для родителей

  1. Не навязывайте свои желания, ведь у маленького человека есть своя точка зрения, к которой вы обязаны прислушиваться.
  2. Дайте понять, что ваше чадо не лучше, и не хуже Оли, Киры или Ярослава. Он особенный, неповторимый, уникальный, поэтому любые сравнения неуместны.
  3. . Некоторые родители боятся, что из-за переизбытка ласки и заботы они могут вырастить эгоиста. Это не так, перелюбить ребенка невозможно!
  4. . Ребенку важно чувствовать свою значимость и нужность. Только не переусердствуйте в благодарностях дети очень тонко чувствуют лесть и заискиванье со стороны взрослых.
  5. Часто ребенок может потерять уверенность в своих силах из-за каких-то внешних раздражителей. Например, его начали травить в школе одноклассники. , выслушать их мнение, а затем разобраться в причинах. Если понадобится, переведите ребенка в другую школу, чтобы создать благоприятные условия для учебы и становления личности.
  6. . Хвалите или обсуждайте его поведение, только обращаясь к нему лично.
  7. какие он испытывает эмоции в данный момент, научите справляться с ними.
  8. . Предложите ребенку самому сделать выбор. Будьте готовы к тому, что он пойдет в детский сад в домашней кофте или резиновых сапогах. Зато он сам принял собственное решение, и это большой плюс для поднятия его самооценки.
  9. . Вы всегда должны быть рядом, чтобы похвалить или успокоить.
  10. . Разберите вместе, что ребенок делает не так или почему ведет себя плохо. Не повышайте голос, а спокойно объясните, как следует вести себя в этой ситуации.
  11. . Некоторые родители пытаются самоутвердиться за счет своих детей. Например, папа мечтал научиться играть на фортепиано, но так и не сделал этого. И вот он ведет сына в музыкальную школу, нанимает ему педагогов, хотя мальчик не хочет учиться музыке, а страстно желает стать футболистом. Не навязывайте ребенку свои желания, учитывайте его интересы и увлечения. Ведь это его жизнь, и он должен прожить ее сам.
Обязательные правила для родителей

Если хвалить, то правильно

Поощрение и похвала играют значимую роль в повышении самооценки ребёнка. Учёными замечено, что если ребёнка не одобряют в процессе позитивной деятельности, но его оценка существенно понимается, способствуя появления чувства неуверенности. Но и хвалить нужно уметь.

Читайте также:  Можно ли давать ребенку с собой еду в детский сад?

Психологи выделили сферы деятельности, в которых не стоит хвалить ребёнка:

  • за всё, что сделано не своими силами
  • за красоту, здоровье, доброту – это природные способности
  • за игрушки, предметы, одежду или в случае находки
  • из жалости
  • из стремления понравиться.

За что же стоит хвалить и поощрять ребёнка?

  1. За стремление развивать какой-либо природный талант, развиваться, самовыражаться.
  2. За детские заслуги: хорошие отметки, победу на турнире, успехи в творчестве.

«Совет. Повышению самооценки будет способствовать обещание похвалы (одобрения) с помощью правильно подобранной фразы: «Я верю в тебя», «Уверена, у тебя всё замечательно получится», «Ты справишься», «Тебе это под силу» Не транслируйте негативных установок, в которые легко может поверить ребёнок».

Определённые приёмы могут повысить самооценку вашего ребёнка

Вот что советуют психологи родителям для повышения самооценки ребёнка:

  1. Спросите у ребёнка совет. Отнеситесь к ребёнку как к равному, последуйте его совету, даже если он далеко не лучший – это придаст уверенности ребёнку и ощущения значимости.
  2. Попросите помощи у ребёнка.
  3. Чувствуйте моменты, когда взрослому можно побыть слабым – в воспитательных целях.

Отметим, что завышенная самооценка ребёнка – тоже проблема. Преодолеть её можно, если научите ребёнка:

  • прислушиваться к мнению окружающих
  • спокойно воспринимать критику в свой адрес
  • уважать чувства других детей, их желания.

На самооценку ребенка влияет несколько факторов.

  • Форма взаимодействия родителей с ребенком может привести к заниженной самооценке. Родители вкладывают в ребенка много собственных ресурсов, формируют свои ожидания, но часто критикуют ребенка. Это делает его уязвимым перед негативными оценками окружающих и сверстников;
  • Отсутствие у ребенка опыта и достижений также не способствует формированию нормальной самооценки. Для повышения самооценки хорошо помогает спорт. Он развивает уверенность в своих силах, учит самодисциплине. Сферу, где ребенок сможет проявить себя, необходимо искать, ориентируясь на его таланты. Это может быть физика, декоративные искусства. Главное, чтобы были небольшие достижения, ощущение движения вперед.

Как повысить самооценку

Намного чаще можно встретить детей, у которых заниженная самооценка, чем детей, который довольны собой. В первую очередь на такие процессы влияют внешние факторы. Школьник не в состоянии дать адекватную оценку себе в дошкольном возрасте, он зависим от мнения других людей, например, родителей или учителей.

Самооценка формируется на основе мнения окружающих. Если правильная оценка себя у ребенка не сформировалась в детском возрасте, то будучи взрослым ему будет тяжело самостоятельно ее корректировать.

Как повысить самооценку

Родителям важно гордиться своими детьми. Они должны чувствовать любовь и уважение со стороны взрослых. Школьник должен понимать, что в любой момент, даже в самой трудной жизненной ситуации он может всегда обратиться за помощью.

Родителям и педагогам стоит помочь ребенку с выбором занятия, где он в полной мере сможет раскрыть свои способности и таланты. В любом из начинаний ребенка нужно поддерживать, акцентировать внимание на его успехах. Дети должны также уметь отстаивать свое мнение, при необходимости отказывать взрослым, но обязательно обосновывать свое решение.

Распознаем проблему

Как понять, что родители «наспотыкались» в своих воспитательских методах и у ребенка сформировалась низкая самооценка? «Симптомы» проблемы достаточно красноречивы:

  • ребенок не решается просить помощи;
  • постоянно боится, что его обманут, обидят;
  • стремится замкнуться, чурается коллективных игр со сверстниками;
  • не может принимать решения;
  • перекладывает ответственность на кого угодно;
  • стесняется, когда его хвалят, не уверен, достоин ли похвал;
  • не стремится быть первым, лидером, живет «на втором плане»;
  • боится быть непонятым, тревожен по мелочам;
  • настроен на неуспех, уверен, что не справится, постоянно находит причины для невыполнения поставленной задачи;
  • не замечает собственных успехов;
  • боится пробовать себя в чем-то новом, потому что уверен, что не справится.
Распознаем проблему

Знакомая картина? Но почему так получается, ведь родители старались, воспитывали… Постоянно требовали невыполнимого, критиковали за любую мелочь (чтобы учился все делать как надо), приводили в пример других детей (добавляя: «не то, что ты»), напирали на гендерные признаки (почему испачкалась, ты же девочка; не реви, мужчины не плачут!), при этом сами были больше заняты выяснением собственных отношений, а не чувствами своего чада. Но даже если и так, все можно исправить. Хотя придется постараться: правильно хвалить, поддерживать, создавать нужную мотивацию.

Я стала учить дочь замечать хорошее

Моя дочь не умела радоваться. Когда ей покупали мороженое, она тут же говорила: «А почему одно?» Если дарили игрушку: «А почему эту, а не другую?» Раньше я только ворчала: «Вечно тебе все не нравится!»

Потом я попробовала перед сном играть с ней в игру: каждая из нас по очереди называла пять плохих и пять хороших вещей, случившихся за день. Это было полезно вдвойне. В разделе «о плохом» она училась анализировать свои чувства и эмоции, а в момент «хорошего» она вдруг с удивлением понимала, что день был не так уж плох.

Я же, говоря о «хорошем», рассказывала ей, как мне было приятно, что она мне помогла сделать уборку, сама и очень качественно почистила зубы, была мила с младшей сестрой. Это не было навязчивой льстивой похвалой, а очень органично вливалось в игру. Кира замечала свои положительные стороны.