Как научить ребенка скорочтению: полное руководство для родителей

Еще лет 20 назад на вопрос: «Как научить читать?» — был совсем однозначный ответ: все знали, что обучение ребенка этому важному навыку начинается с букваря. Заходя в книжный магазин, можно удивиться огромному количеству книг и методик для обучения детей чтению: буквари, кубики, мягкие буквы, карточки и многие другие виды наглядного материала.

Норма количества слов для разных классов

  • Для первого класса нормой считается 3 слова за минуту
  • Для второго норма 50 и более слов за минуту
  • Для третьего класса норма свыше 70 слов в минуту
  • Для четвертого класса нужно прочитывать свыше 100 слов за минуту
  • Для средней школы норма 120–150 слов за минуту

Учить детей читать быстро нужно, как только решили приступать к обучению. После того как малыш выучит алфавит и научится читать по слогам, можно проводить с ним занятия на внимание, увеличения его словарного запаса и усовершенствования дикции. Все эти занятия помогут в дальнейшем быстрее усвоить скорочтение.

Сложнее понять, в каком возрасте и как научить малыша быстро читать. Лучше всего начинать, когда малыш уже хорошо и четко говорит, умеет излагать свои мысли в виде связного рассказа. У большинства это возраст около четырех лет.

Что такое скорочтение

Скорочтение — скоростное чтение. Это навык, который позволяет усваивать тексты намного быстрее, чем при обычном чтении. Тут не совсем подойдёт слово «читать». Основа скорочтения — выделение сути и смысла, то есть быстрое усвоение информации. Но скорость чтения слов играет в этой технике решающую роль.

Скорочтение

Что такое скорочтение

К примеру, Наполеон Бонапарт проглатывал тексты со скоростью 2000 слов в минуту, а Теодор Рузвельт прочитывал одну книгу каждый день перед завтраком. Скорочтением также владели Джон Кеннеди, Альберт Эйнштейн, Оноре Де Бальзак, Александр Пушкин, Карл Маркс и другие известные личности. Из этого можно предположить, что скорочтение повлияло на личность людей, их открытия и достижения.

Возникает вопрос, зачем людям читать быстро? Конечно, для наслаждения художественной литературой скорочтение не всегда подходит. Главная цель такого способа чтения — получить знания, выделить и понять смысл. Людям многих профессий приходится каждый день обрабатывать большие объемы текстов. Юристы постоянно работают с кучей разных документов, преподаватели изучают рефераты, курсовые работы и дипломы. Студенты читают огромное количество литературы. При подготовке к экзамену в институте, когда пишутся ответы на десятки вопросов, читать и изучать всё бегло просто необходимо.

Читайте также:  Как развивать речь ребенка в 1-2 года: нормы, упражнения, игры

Скорочтение позволяет быстро работать с текстами и быть максимально продуктивным, не отвлекаться на ненужные детали и усваивать только самую важную информацию.

Что такое скорочтение

Скорочтение для детей

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Для каждого возрастного отрезка детей до 7-ми лет есть свои особенности познания и восприятия мира, что нужно учитывать при анализе готовности ребенка к обучению чтению. Но, так как каждый ребенок индивидуален, то эти особенности могут быть в разной степени выделены для конкретного ребенка.

Давайте посмотрим на то, каким образом характеризуют различные периоды психологи и педагоги.

2-3 года – это возраст, когда ребенок начинает по-другому смотреть на окружающий мир. В его жизнь врываются новые цвета, формы, звуки. Именно в этом возрасте ребенок еще достаточно непосредственно будет реагировать на все свои ошибки, будет пытаться их исправить, следуя за своей природной любознательностью.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Ребенок в 2-3 года раскрывается для полноценного общения со взрослыми и готов впитывать все, что они предложат ему. Но буквы в этом возрасте чаще всего представляются чем-то непонятным и скучным. Донести суть этого навыка малышу достаточно сложно. Обучение в данном возрасте целесообразно начинать только в том случае, если ребенок сам интересуется книгами и буквами.

4-5 лет – возраст, когда ребенок уже не просто изучает мир, а начинает его анализировать. Интерес к свойствам предметов, попытки изменения окружающего мира воздействием. Именно в возрасте 4-5 лет ребенок может начинать осваивать чтение не только механически, но и понимая написанное. Если малыш проявляет интерес к книгам и буквам, то это самое время начинать небольшие занятия по 5-10 минут. Легкая, непринуждённая игровая обстановка позволит преподнести и открыть перед ребенком волшебный мир книг.

6-7 лет. Именно этот возраст считается оптимальным для изучения ребенком навыка чтения. По мнению психологов, именно в возрасте 6-7 лет происходит активное развитие восприятия, памяти и внимания. Именно в этом возрасте у ребенка появляется осознанное желание учиться. Появляется возможность воспринимать знания в организованной форме.

Эти возрастные рамки выделяют физиологи, психологи и педагоги, но они являются лишь усредненными показателями, которые могут подходить ребенку не в полной мере.

Каждый ребенок индивидуален и обладает своей скоростью развития и познания мира. Если вы чувствуете, что ваш ребенок готов, то вы можете попробовать. Но, если вы столкнётесь с полным отсутствием внимания и желания изучать буквы и чтение у ребенка до 5-ти лет, то не нужно его заставлять, лучше отложить этот процесс.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Как научится читать и запоминать?

Рекомендуем к прочтению:Как быстро и легко выучить таблицу умножения ребенку играми

Разобравшись, что такое скорочтение и как научиться быстро читать, стоит не забывать, что не менее важно запоминать прочитанное и усваивать информацию. Чтобы мозг умел запоминать то, что было ранее прочтено, и хранить информацию продолжительное время, следует разобраться в механизме работы памяти. Есть три главные составляющие процесса запоминания – ассоциации, впечатление и повторение. Для эффективного чтения и запоминания нужно проработать эти три аспекта.

Читайте также:  Аскариды у детей: симптомы, лечение, что делать?

Ассоциации и впечатления

Как научится читать и запоминать?

Отвечая на вопрос, как научиться быстро читать книги, можно порекомендовать запоминать материал эмоционально. В процессе чтения полезно мысленно представлять то, о чем идет речь. Полезно прочувствовать атмосферу, описываемую в книге, эмоции каждого персонажа. Можно представить себя в роли главного героя, продумывая все действия и управляя впечатлениями. Благодаря этому в памяти откладывается больше информации.

На заметку! Если визуализация не является сильной стороной читающего человека, советуют прочитывать текст вслух, чтобы возникали яркие эмоции.

Еще одной эффективной техникой запоминания считают ассоциации. Важно научиться связывать прочитанную информацию с чем-то, что важно и знакомо читающему. Ассоциативную методику применяют с целью облегчения понимания и запоминания материала. Человеческому сознанию проще усваивать новое, если сравнивать его со знакомыми вещами и событиями.

Повторение прочитанного

Для школьника важно не только научиться очень быстро читать, но и повторять прочитанное. Чтобы хорошо запоминать и усваивать материал, полезно сразу после чтения повторять полученную из текста информацию. Эта техника особенно полезна детям при выполнении домашнего задания.

Материал лучше усваивать и повторять после двух- или трехкратного прочтения. Причем в процессе чтения обязательно параллельно используют ассоциативную методику и технику впечатлений.

Как научится читать и запоминать?

Важно! Ребенку проще запоминать все новое эмоционально.

Создание заметок

После прочтения материала стоит вернуться к выделенным моментам, чтобы кратко изложить содержание и сделать важные заметки. В собственной книге можно писать на полях главные мысли и идеи. Даже если через месяцы открыть печатное издание, то благодаря заметкам несложно вспомнить, о чем идет речь в тексте.

Для опытных читателей начальной школы

Эффективные резервы обучения чтению можно найти в следующих упражнениях:

Чтение перевернутого текста:

Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.

Это упражнение способствует:

Формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв;

Развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов;

Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.

Корректировка деформированных предложений

Ребенок очень любит загадочные писания, заколдованные предложения. Пусть он освоит тайны магии и снимет чары.

Набор деформированных предложений.

1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи

2. дали каши Маше манной нашей

3. летом одним и зимой цветом

4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке

5. ко мне друзья пришли мои на праздник

6. у деда, Мороза красивые легкие сани были

7. любимое дерево мое белая береза

8. в саду в нашем расцвела клубника

9. мы электричке на доехали до станции

10. ледяная , крутая и длинная горка была

Восполнение пропусков букв в словах:

Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.

Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.

Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.

Поиск в тексте заданных слов:

Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем — на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.

Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “игра в прятки” и “мнимое слово”.

“Игра в прятки”:

Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, партнер должен найти и подстроиться под чтение ведущего. Если играет несколько детей, то они очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

“Мнимое слово”:

Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.

Делайте перерывы

Заниматься нужно по 10-20 минут, давая ребенку время на небольшой перерыв. После хорошей тренировки перерыв должен быть 20-30 минут, не меньше, чтобы мозг успел сформировать новые нейронные связи. От этого сильно повышается эффективность.

Во время перерыва:

  • нельзя: читать, писать, смотреть телевизор, играть в игры, сидеть с телефоном или планшетом.
  • можно и нужно: расслабиться, прогуляться, подышать свежим воздухом, покушать (если пришло время, лишний раз есть не нужно), поиграть с мягкими игрушками, покатать машинку и так далее.