Как научить ребенка считать быстро и легко

Есть ли какие-то общие рекомендации, в каком возрасте можно начинать обучение ребенка счету, чтобы все прошло легко? Несомненно, общепринятые усредненные показатели есть, однако применять любые рекомендации относительно вашего малыша необходимо с осторожностью и четким пониманием того, что ваш ребенок уникален и у него могут быть свои, особые сроки обучения и познания нового мира.

Наталья, двое детей: «В первом классе у дочери не умел читать только один ребенок»

— Старшую дочь я плавно стала учить чтению с 4 лет. Начали с изучения букв, выучили гласные и согласные, потом стали соединять буквы и учились читать по слогам. В итоге к 6 годам она уже хорошо умела читать.

Учила дочку я осознанно, поскольку хотела отправить ее в гимназию. А мне сказали, что там в первом классе почти все умеют читать. Так и было: из 26 человек только один ребенок в нашем классе пришел не очень подготовленным. И с ним особо никто не занимался.

Наталья, двое детей: «В первом классе у дочери не умел читать только один ребенок»

У нашей дочки не было проблем с чтением, но учительница сказала: «Хорошо, что она умеет читать. Но могла бы и лучше!».

С трехлетним сыном я тоже потихоньку занимаюсь. Он знает буквы. Теперь учим сочетания букв. Занимаемся только тогда, когда ему хочется самому. Не отказываю, если он сам приходит с книжкой, но не заставляю, потому что он слишком маленький еще для долгих занятий.

Уже можно?

Самые известные гуру педагогической науки считают, что до достижения ребенком возраста 3-4 лет (времени максимального развития двигательной активности) у него итак есть множество интересных, серьезных и достаточно сложных дел – научиться сидеть и ходить, освоить навыки использования горшка, начать не просто издавать отдельные звуки, а добиться связной речи, научиться справляться с одеждой, а также победить в борьбе со столовыми приборами. А еще много сил и энергии вашему ребенку потребуется для освоения и отработки совершенно нового для него навыка – коммуникации (построения социальных связей с окружающими). Имеет ли смысл дополнительно нагружать ребенка и учить считать? Большинство специалистов говорят однозначное «нет».

Что же делать, если ваш малыш активно демонстрирует готовность к изучению нового и самостоятельно, без целенаправленных занятий освоил, например, цифры до 5? В этом случае – продолжать занятия с обязательным соблюдением нескольких простых, но очень важных для дальнейшего (в том числе и физического) здоровья малыша, правил:

  1. Ваш малыш должен демонстрировать устойчивый интерес к таким занятиям. Никогда не принуждайте малыша к занятиям, в этом случае он не способен будет что-либо запомнить!

  2. Все обучение должно проходить исключительно в легкой, игровой форме. Важно понимать, что любое настояние или навязывание грозит обернуться проблемами с дальнейшими уроками.  

  3. Обучение цифрам до 5, а в некоторых случаях и до 10, обычно проходит без дополнительных специальных занятий. Для этого необходимо, чтобы родители чаще озвучивали количество окружающих ребенка предметов (особенно в знакомой ему обстановке). Это может происходить незаметно в процессе любой другой деятельности.

  4. Обязательно используйте наглядные материалы – карточки, таблицы, наклейки с предметами и цифрами. Они должны находиться по всему «пути следования» ребенка и сопровождать все его передвижения в знакомом пространстве. Регулярно по мере запоминания меняйте их расположение и количество.

  5. Не должно существовать никаких временных рамок для таких занятий, если вы почувствуете, что ваш малыш через 5 минут уже потерял интерес и заскучал, сразу прекратите занятие или постарайтесь переключить его внимание на новый вид деятельности.

  6. Уровень восприятия ребенком информации может быть различным, многое зависит от настроения малыша и его готовности к изучению и воспроизведению новых или уже знакомых данных.

Дальнейшие шаги

Все вышеописанные советы предполагают наличие наглядного материала, а хочется, чтобы малыш освоил технику устного счета. Этого невозможно достичь до тех пор, пока ребенок не научится основам арифметики, и на этом этапе без вспомогательных средств не обойтись.

Когда дошкольник поймет начальную арифметику, и ему легко будет даваться решение простых математических задач, умение считать в уме придет само собой.

У ребенка хорошая зрительная память. На первых порах, при устном счете, малыш будет вызывать в уме зрительные образы – карточки с цифрами, счетные палочки или любую другую вспомогательную информацию. Постепенно способность решать примеры на ходу будет отточена до автоматизма.

Обычно родителям хочется ускорить этот процесс, чтобы малыш был полностью готов к школе. Как научить ребенка быстро считать в уме? Залог успеха – постоянные тренировки. Необходимо продолжать считать всегда, и считать везде, но уже без наглядных предметов. На прогулке можно обратить внимание ребенка на номер машины. Например, номер автомобиля – 364. Сколько получится, если сложить эти цифры вместе? Именно эту задачу ребенок должен решить в уме. В магазине: “Давай угостим фруктами твоих друзей – Рому, Таню и Влада. Сколько апельсин нам нужно купить?” Малышу придется подсчитать нужное количество устно.

Такие регулярные ненавязчивые занятия математикой обязательно принесут результаты, и знания, самым естественным образом, уложатся в голове малыша.

Читайте также:  Как родители нарушают личные границы детей: 5 ситуаций

В 1-года

Можно рассказать, что такое «много» и «мало». На помощь приходят игрушки и предметы, которые находятся у ребенка на глазах. Идеально —  матрешка. Одна большая — мало, а внутри у нее много поменьше. Хорошо проводить работу, направленную на различие понятий «один» и «много». Просите подать вам только 1 игрушку, пусть малыш почувствует, сколько их у него в руках. После этого просите подать несколько предметов. Ребенок должен понять разницу в количестве.

Закрепите цифры, используя массаж пальцев. Согните ручку в кулак. Отогните указательный палец и скажите «один», после этого разожмите остальные пальцы и покажите ребенку, что их много.

Когда малыш поймет разницу в количестве, можно начинать работу по сравнению предметов. Возьмите в руки вещи разных размеров и расскажите ребенку об их отличиях. Попросите подать вам что-нибудь маленькое, после этого — большое.

Лучшим вариантом будет обучение в процессе любимой игры. Показывайте две вещи, которые используются и обозначьте их различие. Постепенно предложите ребенку самому найти, чем отличаются и похожи выбранные вещи. Подскажите ответ, указав на размер, количество, форму. Можно попросить сказать много ли он видит предметов с указанным признаком, найти игрушку с конкретной характеристикой.

Работа по формированию понятия о различии проводится для того, чтобы малыш осознал необходимость различать и считать. Заинтересованность в этом станет главным стимулом для дальнейшего обучения.

Как понять, что ребенок готов

Чтобы сформировать у малышей арифметические навыки и умения, нужно опираться на определенные предпосылки. Категорически не рекомендуется что-либо навязывать.

Дети начинают проявлять интерес к счету уже с раннего возраста. Заметить это легко, предлагая на прогулке подсчитывать количество ступенек, машин, других предметов.

Если ребенок активно включается в процесс счета, можно постепенно усложнять задачи. Важно закрепить интерес и знания, развивая мотивацию с помощью увлекательных игр и примеров.

Изучаем и запоминаем цифры

Многие родители интересуются, как лучше выучить с ребёнком цифры. Ответ на этот вопрос очень прост. Нет смысла заставлять детей механически заучивать цифры. Оперируя ими, он должен хорошо представлять их числовое наполнение – то есть понимать, что стоит за цифрой «2», какое количество предметов. Поэтому, чтобы научить ребёнка цифрам необходимо постоянно подчёркивать неразрывную связь цифры и числа –  его количественного показателя. Это отлично демонстрирует приведённая выше методика.

Хорошо запомнить изображения цифр ребёнку дошкольного возраста помогут всевозможные наглядные пособия – лото и карточки. Ещё лучше если вы совместно с малышом самостоятельно разработаете ряд картинок, демонстрирующих, как выглядят цифры. Используйте любые аналогии и ассоциации, чтобы сделать изображение с цифрой максимально запоминающимся. Такие картинки помогут малышу запомнить, как выглядят цифры, и научиться правильно их писать в дальнейшем.

Читайте также:  12 способов создания ситуации заинтересованности на уроке

Обучение малыша математике и счёту должно проходить легко, без применения силы и давления. Тогда любой  ребёнок дошкольного возраста будет получать радость и от познания и изучения мира.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра Дружинина Елена

Развивающий мультфильм от Роберта Саакаянца, «Учимся считать»:

Игры – тренировки для устного счета

Игр – тренировок очень много. В сети интернет можно найти огромное количество примеров и задачек, которые помогут ребенку развивать логику, память и мышление, сноровку быстрого счета.

  • Так, например, можно дать поиграть в математическую игру «Устный счет». Данная игра идеально подходит для школьников начальных классов. Ребенок очень увлечен и не замечает, как проходит быстро время, вместе с тем, еще и является отличным способом проверки знаний. Структура игры состоит таким образом, что ребенок, без труда, сможет начать самостоятельно играть, нажав кнопку «Старт», после которого на мониторе компьютера появляются различные задачи и примеры на сложение и вычитание чисел, и ребенок нажимает варианты ответов.
  • Немного сложнее игра — «Космический бой», где ребенок должен будет бороться с инопланетными существами, а также преодолевать космические препятствия и, одновременно с этим, успевать решать примеры, давая правильный ответ. Если «маленький боец» нажимает неправильный ответ, то инопланетяне «захватывают мир».
  • «Таблица умножения за двадцать минут». Ко второму классу общеобразовательных школ родителям обычно рекомендуют за лето помочь детям выучить таблицу умножения. Естественно, ребенок пугается при виде такого большого объема примеров с ответами. На самом деле, не зря говорят «У страха глаза велики», и выучить таблицу очень просто, надо только выучить всего 36 комбинаций цифр. Схема разработанного специалистами алгоритма решения начинается с цифры 2, а не с цифры 1, так как это очень просто. Надо с самого начала объяснить ребенку, что любое число, которое умножается на цифру 1, получается такое же число. Поэтому цифру 1 не рассматривают.  Схема начинается с примера «2*2», постепенно переходя на сложность «9*9». Запоминать таблицу умножения придется небольшими блоками, тогда существенно снижается  нагрузка на ребенка.

Ребенок учится считать в уме многими способами. Важно закреплять результат и повторять день ото дня, а родителям не лениться, а заниматься со своим чадом, чтобы он вырос грамотным и умненьким.