Как научить ребенка писать красиво и аккуратно — 6 простых способов

Из классической триады «чтение – счёт – письмо», пожалуй, именно третья составляющая доставляет больше всего проблем как самому будущему первокласснику, так и его родителям, а потом и учителям.

Правильная поза

Начните с того, что объясните ребенку, как правильно сидеть, когда он пишет. Спина должна быть ровной и опираться на спинку стула, ножки стоят ровно, упираясь на всю поверхность ступни, на полу. Обе руки лежат на столе в удобном положении, локти слегка выходят за край столешницы. Проследите, чтобы грудь ученика не упиралась в стол – оптимальное расстояние составляет 5-10 см. Плечи расслаблены и не должны напрягаться во время письма. Стол должен быть удобным, чтобы локти свободно скользили при письме. Голова немного наклонена вперед, тетрадь располагается на удалении в 20-30 см от глаз.

Маленькие хитрости

Многим деткам очень тяжело привыкнуть к положению руки, когда в ней зажата ручка. Но можно попробовать поиграть с малышом в игру. Как научить ребенка правильно держать ручку с помощью обычных средств? Возьмите мягкую бумагу или салфетку. Маленький кусочек сомните и вложите ребенку под мизинчик и безымянный палец, попросите сжать. Дайте в руку карандаш или ручку. Проследите, чтобы бумага так и осталась зажатой в ладошке. Посмотрите, как малышу удобно держать ручку, какие пальцы больше напрягаются, как рука лежит на столе. Таким образом, вы дадите ему представление о том, как нужно управляться с новым предметом и не ронять его. Такая игра подскажет, как научить ребенка держать ручку удобно.

Главное – спокойствие

Как научить ребенка правильно держать ручку, при этом не превратить такое задание в настоящую муку? Объясняйте малышу все на своем примере, при этом проявите терпение и проговаривайте каждую деталь. Подберите ручку, которая будет не слишком длинной, но и не короткой – оптимальная длина составит примерно 15 см. Она должна быть гладкой и без граней, тогда ребенку будет легче к ней привыкнуть. Попросите согнуть мизинец и безымянный пальчик, а затем прижать к ладошке. На ровный средний палец, примерно на середину, положите ручку, после чего попросите ребенка прижать ее большим пальцем. Указательный пальчик должен легко зафиксировать ручку сверху, при этом остаться довольно подвижным и не напрягаться.

Авторучка должна быть немного наклонена вправо. В идеале ее конец должен быть направлен на правое плечо, хотя это не такое уж обязательное условие. К подобному положению важно привыкнуть, оно помогает снять напряжение с плеч и с шеи. Рабочая рука должна опираться на ребро или верхнюю фалангу мизинца. Ручку необходимо держать ровно по отношению к бумаге, наклон делаем за счет смещения тетради на угол примерно в 30 градусов. Такое положение руки и правильное расположение туловища покажет, как научить ребенка правильно держать ручку.

Материалы по теме:

  • Почерки красивые — это кропотливый труд не на один день
  • Подготовка руки к письму детей дошкольного возраста
  • Домашняя подготовка дошкольников к школе
  • Как научить ребенка самостоятельно есть ложкой? Первая ложка для ребенка
  • Графомоторные навыки у детей

Что делать, если почерк ребёнка не читается?

Увы. Некрасивый почерк действительно является причиной неуспеваемости многих детей. Сначала в младшей школе оценки снижают потому, что почерк некрасивый. Затем у ребенка пропадает мотивация учиться, потому что почерк не получается изменить. Кроме того, ребенок, который некрасиво пишет, часто пишет медленнее других детей, потому что у него быстрее устает рука. В итоге не успевает все написать на контрольных и получает низкие оценки. А в средней школе не успевает писать конспекты, из-за неразборчивого почерка получает низкие оценки, поскольку не всегда учитель может расшифровать написанное. В результате даже самый умный ребенок из-за почерка может превратиться в двоечника.

Читайте также:  Как назвать девочку - выбираем красивое имя

Обучение письму в школе и, соответственно, дома, поскольку родители делают все по рекомендации учителя, самое нудное и сложное занятие для любого школьника. Не всегда учителю удается быстро найти индивидуальный подход ко всем ученикам, и поэтому красиво писать получается лишь у единиц – человек 5 на класс. Эти дети, как правило, красиво рисуют. А вот большинству эта наука дается с большим трудом и не факт, что их научат красиво писать в школе, хотя это возможно сделать, если знать методику письма с секретами. А также понять по ошибкам, которые ваш ребенок совершает, что именно мешает ему красиво писать.

Что делать, если почерк ребёнка не читается?

Предлагаю всем подключиться к эксперименту прямо сейчас. Возьмите тетрадь вашего ребенка и посмотрите, какие каллиграфические ошибки он совершает.

На что конкретно надо обратить внимание:

  1. Обратите внимание, как ваш ребенок пишет буквы: «н», «и», «к», «п». Если они похожи настолько, что их невозможно отличить – это показательная ошибка.
  2. Проблема манеры письма: если буквы «танцуют» над строчкой и под ней; буквы различны по высоте, ширине и наклону, т.е несоответствие нормам каллиграфии.
  3. Неаккуратность, грязь на полях, ребенок заходит на поля или на другую страницу, когда пишет, а к буквам типа «ш» или «м» дописывает лишние элементы, т.е. несоответствие нормам оформления работ.
Что делать, если почерк ребёнка не читается?

Учить ли ребенка писать до школы

Психологи единодушны в одном, что любое обучение в дошкольном возрасте должно проходить в игровой форме. Те занятия, которые требуют усидчивости и системности, должны проходить уже в школьном заведении.

  • Если родители учат своего ребенка писать до школы, то скорей всего почерк потом испортится, так как рука еще не окрепла достаточно.
  • Мало кто из пап и мам учился каллиграфии и умеет красиво писать или настолько красиво, чтобы учить других, в том числе и ребенка.
  • Те, кто все — таки учит своего малыша письму до школы, то вполне может освоить эту науку, но, что дальше? Чтобы закрепить знания, нужен навык и постоянная практика, а у маленького ребенка ее нет. Он начинает писать как попало и когда придется. Именно такой неправильный навык может закрепиться. Потом переучить будет крайне тяжело.

Можно сделать вывод, что до школы учиться писать все же не стоит. Не нужно торопиться, ведь всему свое время. И в школе педагоги научат делать это правильно.

Возможно, вам будет интересно Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях — 8 основных правил

Графические диктанты

Очень полезны для дошколят графические диктанты. Они не только развивают внимание и учат ориентироваться на листе, но и готовят руку к письму. А детям такие задания, как правило, очень нравятся. Для них это не уроки, а увлекательная игра с призом в качестве забавной фигурки в конце, если всё сделано верно. Обратите внимание на то, что большинство графических диктантов начинаются и заканчиваются в одной точке, т.е. фигурки получаются с замкнутым контуром.

Для выполнения даже самых трудных графических диктантов редко требуется больше 10 — 15 минут. Уж их-то наверняка смогут выкроить в своих плотных рабочих графиках даже самые занятые родители. А польза будет огромной.

Как проводить графические диктанты:

  1. Используем только простой карандаш или ручку. Работа с фломастерами имеет свои нюансы и не учит правильному нажиму.
  2. Читаем чётко, не повторяя, чтобы ребёнок привыкал внимательно слушать и запоминать задание.
  3. Постепенно увеличиваем темп.
  4. В первое время можно в углах листа писать буквы «Л» (лево) и «П» (право). Когда ребёнок станет уверенно ориентироваться на листе, откажитесь от этой подсказки.

Графический диктант «Первоклассница»

Внимание! Перед выполнением диктанта попросите ребёнка отступить по 4 клетки слева и сверху, поставьте в этом месте точку. Это начало и конец рисунка, который получится в результате выполнения графического диктанта. Из этой точки начинаем работу, и в эту же точку должны вернуться. Если этого не произошло, значит, где-то допущена ошибка.

Читайте также:  Как выбрать имя ребенку по Святцам в 2021 году

3 кл. вправо, 1 кл. влево вверх по диагонали, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 2 кл. вниз, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 2 кл. вниз, 1 кл. влево вверх по диагонали, 3 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 2 кл. вправо, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 2 кл. вниз, 2 кл. вправо вверх по диагорали, 2 кл. влево вверх по диагонали, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 1 кл вправо вниз по диагонали, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 1 кл. вниз, 2 кл. влево вниз по диагонали, 3 кл. вниз, 2 кл. влево, 2 кл. вверх, 2 кл. влево вниз по диагонали, 1 кл. влево, 2 кл. вверх, 1 кл. влево вверх по диагонали, 2 кл. вниз, 1 кл. влево вниз по диагонали, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 2 кл. вниз, 1 кл. влево, 3 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. влево, 4 кл. вверх, 1 кл. влево, 4 кл. вниз, 2 кл. влево, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 3 кл. вверх, 1 кл. влево, 2 кл. вверх, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 1 кл. вверх, 1 кл. влево вверх по диагонали, 2 кл. вверх, 1 кл. влево вниз по диагонали, 3 кл. вниз, 1 кл. влево вниз по диагонали, 1 кл. влево, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 4 кл. вверх, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 2 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. влево, 3 кл. вверх, 1 кл. влево вниз по диагонали, 2 кл. вверх, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 2 кл. вверх, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 1 кл. влево вниз по диагонали.

В результате должна получиться фигурка первоклассницы с двумя бантиками и букетом цветов.

Получилась? Молодцы!

Вышло что-то непонятное, а контур замкнут не до конца? Не расстраивайтесь! Это просто повод потренироваться лишний раз. Вы можете придумывать графические диктанты сами или воспользоваться теми, что нетрудно найти в Интернете или магазинах.

Нейропсихологический взгляд на навык письма

Каждый навык, которому должен обучиться ребенок имеет свои временные рамки.

Если начать обучение раньше положенного срока, есть риск создать искусственные провалы в другом направлении или просто перегрузить мозг. В том случае, если время упущено, то восстановить до нормы практически невозможно, однако сделать лучше получится.

Это правило относится и к обучению письму.

Письмо — это особая форма речи, в процессе которой графические символы (графемы), соответствующие элементам устной речи, переносятся на бумагу (или другие материалы). Оно способствует развитию мозговых структур.

Для обучения письму следует учитывать множество факторов:

* осанка ребенка, которая обеспечит правильную позу, посадку и исключит мышечные зажимы;

* нейродинамика, от которой зависит истощаемость, внимание и контроль ребенка;

* навык серийной организации движений в общей и в тонкой моторике;

* зрительно-моторная координация;

* графо-моторный навык;

* устойчивое формирование пространственных представлений.

О готовности мыслительных операций следует указать отдельно, так как именно они помогают перевести полученную информацию в систему знаков.

Уровень зрительно-моторной координации позволяет ребенку отслеживать и предугадывать на листе движения руки и ручки.

Помогает не дублировать на письме элементы (например, пишет ш вместо и).

Развить зрительно-моторную координацию можно через спорт, игры с мячами, фрисби, дартс, настольный хоккей и т.д.

Графо-моторным навыком называется определенное положение и движения пишущей руки.

Он позволяет рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Его формирование начинается с «щипкового захвата» предметов. Т.е. ребенка нужно учить брать предметы двумя пальчиками.

В этом помогут игры с пинцетом, шестигранные мозаики (мелкие), отщипывание пластилина. Если «щипковый захват» не развит у ребенка, впоследствии во время письма будет неправильный захват ручки.

Знакомить с инструментами письма и рисования следует с трехгранного карандаша. После того как ребенок уверенно держит его в руках, можно включить обычные карандаши, фломастеры и ручки.

Важно правильно поставить руку для письма до 7 лет (первого класса).

Если в 3 классе ребенок неправильно держит ручку, переучить уже практически невозможно (бессмысленно).

Нейропсихологический взгляд на навык письма

С точки зрения физиологии в письме большой палец противопоставляется указательному. Работа мышц одного пальца уравновешивает работу мышц другого.

Так рука меньше устает. Когда захват неправильный, и в письме участвует средний палец, то работу других мышц ничто не компенсирует. В таком случае тратиться больше ресурсов, и рука будет быстро уставать.

Читайте также:  Какие домашние обязанности должен выполнять ребенок в разном возрасте

Средний палец должен быть опорным, поэтому на нем появляются мозоли.

Чтобы помочь сформировать правильный захват можно использовать тренажер «Рыбка».

Существуют такие тренажеры отдельно для левшей и правшей. Они подойдут для тех детей, которые осознанно учатся писать и формируют письмо как систему. Как правило, в возрасте 5-6 лет.

С точки зрения нейропсихологии учить ребенка писать следует не раньше 5 лет!

Начинать нужно с графических диктантов (по клеточкам), а далее вводить буквы и слова.

До школы писать только печатными буквами.

Это важно, так как до 7 лет прописное слитное письмо с различными элементами и крючками сильно нагружает незрелую структуру мозга, которая отвечает за плавность переключений.

Точнее обедняется развитие правого полушария, в котором находятся образность речи, креативное мышление и творчество.

Важно, чтобы ребенок понимал такие понятия как «право-лево», «верх-низ». Чтобы ребенок чувствовал границы, а именно, не выходил за поля, соблюдал правила красной строки, не отзеркалил буквы нужно играть в игры на развитие пространственной сферы (двигательные, сбор детали по схеме, графические диктанты).

До конца второй четверти первого класса отзеркаливание букв считается нормой.

До того, как перейти к письму под диктовку, ребенок должен научиться пересказывать тексты и объяснить их смысл.

Чтобы ребенок не делал орфографических ошибок во время диктанта, следует играть в игры на развитие фонематического слуха и кинестетического восприятия.

Родителям следует помнить, что ребенок не обязан писать каллиграфически. Каллиграфия – это особый вид искусства.

Ключевыми показателями оценки почерка являются читабельность текста, отсутствие орфографических ошибок, умещение букв в строке, стабильный размер шрифта, соблюдение полей.

Если у ребенка есть проблемы с письмом, следует проверить все перечисленные выше детали.

Иногда причиной может стать даже неудобная ручка. При этом бесконечное переписывание из черновика в чистовик может усугубить проблему.

Если ситуация не исправляется в соответствующие сроки.

То следует обратиться к нейропсихологу.

Почему пишет с ошибками?

Научим писать без ошибок

Построим домик

  1. Подготовьте лист бумаги любого цвета.
  2. Начертите на нем квадрат. На листе А4 достаточно прочертить одну линию.
  3. Пусть малыш отрежет ненужную часть бумаги.
  4. Этот квадрат следует наклеить поверх травки, выполнение которой мы рассматривали выше.

Как известно, домик не может быть без окна и крыши. Конечно, еще нужна дверь, но будем считать, что она находится с противоположной стороны дома.

Делаем крышу:

  1. На листе цветной бумаги (коричневого, серого или черного цвета) нарисуйте треугольник.
  2. Малыш должен аккуратно вырезать его. Если самостоятельно это сделать у ребенка не получается, то помогите ему.
  3. Затем готовый треугольник приклейте на домик.
  4. Все крыша готова.

Окошко можно сделать по той же инструкции, что и домик, только вырезать следует квадрат, а затем приклеить его на дом.

Подготовка руки к письму

Взрослые не заостряют внимание на положении пальцев при письме, машинально держа руку так, как привыкли с детства. Дошкольнику придется много раз объяснять, как правильно держать ручку при письме: пишущую принадлежность кладут третью фалангу среднего пальца, фиксируя указательным и большим. Оставшиеся два пальчика дети обычно поджимают.

Если при письме держать ручку правильно, кисть будет расслаблена, спина прямая. Попросите ученика поднять указательный палец: если ручка не изменила положения, все правильно.

Тренировать положение руки нужно с младшего дошкольного возраста, когда малыш знакомится с мягкими карандашами, кисточками, пластилином. Правильно отщипывать пластичную массу тремя пальцами, это отрабатывает будущий зажим. Для формирования моторных навыков будут полезны такие занятия:

  • Изготовление бус и гирлянд из мелких шариков, бисера, стекляруса, а также просто перекатывание их пальцами;
  • Шнуровка ботинок;
  • Штриховка и дорисовывание картинок, узоров;
  • Сборка различных моделей из деталей конструктора;
  • Вырезание снежинок и фигур из бумаги;
  • Застегивание и расстегивание пуговиц на одежде;
  • Пальчиковая гимнастика.

Примерно к 4-м годам дети окончательно определяются, какая рука — рабочая. Одновременно запоминается ее положение при письме. В 6 лет ребенок должен уметь писать печатные буквы.