Как научить ребенка говорить? Развиваем речь уже до года

Почти каждый родитель ребенка ясельного возраста задумывается, стоит ли бояться задержек в речевом развитии малыша и всегда ли они свидетельствуют о серьезных заболеваниях. Что делать, если у малыша не получается складывать слова или он не хочет разговаривать, как научить ребенка говорить – этим актуальным родительским проблемам посвящена статья..

Этапы становления речи

Многие родители, увлеченные ранним развитием, интересуются, как быстрее научить ребенка разговаривать. Иногда при этом забывая – процесс развития речи индивидуален. Не нужно строго ориентироваться на установленные педиатрами и неврологами рамки. Но если ребенок существенно отстает от сверстников, запускать ситуацию тоже не стоит.

Этапы становления речи:

  1. Около трех месяцев начинается период гуления. Малыш протяжно произносит гласные звуки.
  2. После шести месяцев начинается лепет. Сочетание звуков становится более сложным, чем-то напоминающим отдельные слоги.
  3. После девяти месяцев лепет становится более сложным, сочетает несколько слогов.
  4. В год-полтора многие малыши говорят первые простейшие слова (мама, папа). Но их язык остается автономным отличным от языка взрослого. Словарный запас может составлять до 10-12 полноценных слов. При этом сами слова могут иметь несколько смыслов. Контекст будет зависеть от обстановки, эмоций малыша.
  5. После полутора лет словарный запас малыша увеличивается. Слов в активном словаре должно быть не меньше 30. Ребенок называет предметы, указывая на них. Речь все еще автономна. Некоторые дети выстраивают первые короткие предложения из двух, трех слов.
  6. После двух лет ребенок должен активно переходить на «взрослую» речь, хотя элементы автономной могут оставаться. Родителям нужно помогать малышу от них избавляться. Большинство детей в состоянии составлять предложения из четырех, шести слов.
  7. После трех лет словарный запас существенно увеличивается. Дети с легкостью запоминают стихи песенки. Способны использовать в речи понятия «сейчас», «рядом», названия чувств и эмоций.

Неврологи отмечают, что последние 5-7 лет увеличивается количество детей с задержкой речевого развития в той или иной форме. Поэтому базовые знания, как развивать речь ребенка, должны быть у каждого родителя.

Учим говорить маленького ребёнка до года: не рано ли?

Развивать речь ребёнка можно и нужно уже в грудном возрасте. В педиатрии этот период именуется доречевым. Когда малыш с помощью органов чувств получает сведения об окружающем мире, возникает и мотивация для первых слов. Поэтому задача родителей — развивать у младенца зрительный, слуховой и тактильный анализатор.

Глазки крохи должны постоянно наблюдать вокруг интересные красочные предметы. Например, это мобиль в кроватке с вращающимися зверюшками, погремушки и прочие игрушки различной структуры. Помимо созерцания, ребёнок обязательно должен трогать эти вещи ручками.

Приблизить первые слова грудничка поможет развитие его слухового, зрительного и тактильного анализатора

Но гораздо более важная составляющая успеха — непрерывное общение с ребёнком. Причём речь идёт не о привычном многим сюсюканье, словесном восхищении от красоты своего чада. Реплики должны быть содержательными — когда мама проговаривает, комментирует словами все свои действия как можно подробнее (например, «мама варит кашу», «какая красивая кастрюля», «какая кашка вкусная», «сейчас ты будешь есть кашку» и т. п.). При этом фразы не должны быть «сухими» — говорить нужно полными предложениями, использовать больше прилагательных, глаголов.

Некоторых мам смущает, что это будет «театр одного актёра», ведь малыш ещё не может ответить. Другие же охотно разговаривают со своим животиком ещё во время беременности.

Простые условия, которые помогут малышу младше годика впоследствии заговорить быстро и с удовольствием

Варианты общения также могут быть следующими:

  1. Рассказывать малышу о своих ближайших планах («Сейчас я поглажу твои распашонки, и мы пойдём гулять»).
  2. Задавать крохе вопросы и самой же на них отвечать («Какие ползунки ты хочешь одеть на прогулку? Наверное, вот эти, сейчас мы их и наденем»).
  3. Ближе к году уже можно практиковать простейшие речевые игры (на вопрос всё ещё отвечает сам взрослый):
    • мама называет разные слова, и когда говорит о чём-то съедобном, громко восклицаем «Ам!» и делает вид, что хочет укусить малыша. После нескольких таких игр, возможно, он и сам будет отвечать «Ам!»;
    • игра в звукоподражания. Мама спрашивает у ребёнка: «Как кричит кошечка?» (собачка, лягушка, ослик и т. д.). Затем сама отвечает, причём как можно более весело и эмоционально. Наверняка грудничок будет смеяться в ответ и рано или поздно сам начнёт издавать характерные звуки;
    • игра «Где находится предмет?». Мама спрашивает у крохи о местоположении какой-нибудь вещи и опять-таки сама отвечает на свой вопрос (например, «где же бутылочка — вот она»).
Читайте также:  Развитие ребенка в шестой месяц жизни

Самое главное — непрерывное общение с грудничком, и не важно, что пока он не может словесно ответить маме

Важный момент общения — изначально говорить ребёнку правильные формы слов, не коверкая их, не стоит поголовно все вещи называть уменьшительно-ласкательными именами («волосики», «штаники», кроваточка» и пр.). Кроме того, нужно стараться не приучать младенца к соске, ведь она мешает артикуляционному аппарату правильно развиваться.

Если вы хотите, чтобы ваш грудничок быстрее заговорил, отучайте его от соски

Обязательно (буквально с рождения) нужно читать малышу детские книжки, демонстрируя при этом крупным красочные картинки. Конечно же, первое время ребёнок не будет понимать смысла текста, но зато он будет слышать голос родного человека и живую образную речь.

Читать книжки можно и нужно едва ли не с рождения

Также полезно петь песенки, например, колыбельные, рассказывать простые, стихи потешки. Если же мама не умеет петь, на помощь придут покупные диски.

Уже в грудном возрасте следует массировать крохе кисти рук, пальчики. Это стимулирует мелкую моторику, которая напрямую связана с речевым развитием. Ближе к году можно предлагать игры с мукой, манкой — погружать туда игрушку и предлагать малышу её найти.

Для развития речи с раннего возраста нужно стимулировать мелкую моторику — массировать пальчики рук и кисти малыша

В результате таких систематических занятий, вероятно, уже после полугода грудничок скажет свои первые простые слова («мама», «дай» и пр.).

Видео: правильная стимуляция речевого развития от рождения до года

Видео: взрослый стимулирует грудничка разговаривать

Постоянно разговаривайте с ребенком

Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете. «А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!» После неоднократного упоминания и демонстрации действий и предметов ребенок начинает понимать, что обозначают отдельные слова, а затем и короткие фразы.

Вот что нужно помнить во время общения с вашим чадом:

  • Избегайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Если вы будете без умолку говорить малышу все подряд, то за потоком слов потеряется то слово, которое ребенок должен запомнить, и вся ваша речь сольется для малыша в одно непонятное целое.
  • В разговоре необходимо выделять названия предметов и действий. Очень полезно разговаривать короткими предложениями (из двух слов) или просто односложно называть предметы и действия. «Это ложка» «Мишка кушает». Прежде чем вдаваться в более подробные описания, дайте ребенку время, чтобы он смог осмыслить ваши слова, познакомиться с новыми предметами, подержать их в руках.
  • Ваша речь должна совпадать с моментом показа предмета и действия.
  • Почаще рассказывайте малышу стишки и потешки, они эмоциональны и ритмичны, поэтому сразу привлекают внимание ребенка и усваиваются легче, чем обычная речь. После 6 месяцев очень полезно играть в самые простые жестовые игры.
  • Желательно, чтобы во время разговора кроха видел ваше лицо, ведь он не только слушает, но и внимательно следит за движением ваших губ. Разговаривайте выразительно, т.к. ребенок в первую очередь улавливает интонацию
  • В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.
  • Жестикулируйте, это поможет крохе понять смысл ваших слов. Но не переусердствуйте! Не используйте надуманную жестикуляцию, а только те жесты, которыми вы бы сами естественным образом дополнили бы свое высказывание. Например, можно поднять высоко руки, чтобы показать, какая ваша дочка выросла большая, или зазывно помахать рукой, говоря «Ползи сюда!»
Читайте также:  Боковая киста шеи у детей

Типы афазии

  • Амнестическая афазия. Ребёнок забывает или путает разные слова. При этом он может описать предмет. Например, дети говорят не «машина», а «на этом можно ездить». Если напомнить ребёнку слово, то он произнесёт его, но потом опять забудет.
  • Моторная афазия. Ребёнок, которому год или старше, может прекрасно понимать речь. Но при этом в зависимости от стадии он отвечает невнятно или попросту молчит.
  • Сенсорная афазия. У ребёнка затрудняется понимание речи. Он не реагирует на просьбы окружающих. Такие дети при этом говорить не перестают, а начинают бессмысленно произносить разные фразы.
  • Тотальная афазия. Дети ничего не говорят и не понимают речи. Это самая серьёзная форма патологии.

Вот несколько игр, которые будут интересны вам и вашему ребенку:

  • Придумываем сказку.

Предложите ребенку придумать вместе сказку. Сначала вы говорите одно предложение, затем ребенок говорит свое предложение, продолжая ваш сюжет. И так по очереди, по одному предложению вы придумываете сказку.

  • Сказка по пословице.

Выберете с ребенком пословицу, обсудите ее смысл. Затем и вы, и ребенок по отдельности придумываете сказку, чтобы основная мысль соответствовала значению пословицы.

  • Откуда пошло выражение?

В русском языке есть очень много ярких и интересных высказываний-метафор (например, конь не валялся, выше крыши, гол как сокол).  Во многих случаях происхождение таких высказываний не известно – а, значит, есть повод придумать вместе с ребенком возможные варианты событий, которые привели к появлению таких высказываний. Выберите с ребенком одно высказывание (можете посмотреть в сборнике русских пословиц Даля), объясните его значение. И по отдельности придумайте и расскажите историю, в которой могло зародиться это высказывание.

  • Игра в слова.

Игроки по очереди называют слово на последнюю букву предыдущего слова. Или можно изменить правила и говорить все слова только на определенную букву.

  • Настольные игры.

Используйте готовые настольные игры, направленные на развитие речи. Например, Эрудит, Тик-Так Бум, Диксит, Имаджинариум и другие.

Будьте уверены, все ваши усилия, направленные на развитие дошкольника, принесут результат в виде отличной учебы в школе и хорошего эмоционального состояния ребенка.

Причины задержки речи

Причины, по которым ребенок может поздно заговорить весьма многочисленны. Причем на некоторых ребятишек они действительно влияют, а на других практически нет. Тем не менее примерный перечень такой:

  • Сложности во внутриутробном развитии (болезни во время беременности, прием сильных лекарств и т.п.).
  • Сложные роды, гипоксия.
  • Недоношенность.
  • Заболевания нервной системы, психики.
  • Снижение слуха.
  • Недоразвитость мышц рта.
  • Слабо развитый фонетический слух (сложно вычленять звуки, слоги, слова в речи).
  • Семья, в которой родители и родные говорят на разных языках (может быть задержка и в первое время смешивание языков в речи).
  • Недостаток внимания и речи мамы, обращенной непосредственно к малышу. Сухая интонация, безэмоциональная ровная манера говорить.
  • Отсутствие стимула, когда родители и так понимают каждый писк и быстро на него реагируют, не поощряя произносить слова (например, ребенок вместо «дай» просто показывает на нужный предмет и топает ножками, и сразу получает желаемое).
  • Стрессовая конфликтная обстановка в семье, где растет малыш. Грубая интонация, крики, вопли и ругань очень сильно пугают ребенка. В такой среде ему хочется стать незаметным, он как бы замирает, чтобы оградиться от этой обстановки и не привлекать к себе внимание.
  • Считается, что мальчики начинают говорить позже девочек, но это довольно спорное утверждение.

Что умеет говорить малыш до месяцев?

К 7 месяцам слоги «ма», «па», «ба» хорошо различимы, произносятся четко. Ребенок активно подражает животным (лаю собак, мяуканью кошек и прочим звукам), хорошо понимает обращенные к нему простые просьбы («дай, «принеси», «покажи»). Знает названия большей части окружающих предметов, хотя и не способен пока называть их.

В 8 месяцев крохи активно говорят слогами. Используются звуки «а», «г», «к», «б», «п», «у», «м», «э», «н».

9-11 месяцев – возраст, в котором младенец расширяет словарный запас. Может произносить до 10 простых слов, состоящих из одного слога или 2 повторяющихся.

Не все детские слова могут встречаться в речи взрослых. Крохи нередко упрощают сложные названия до звукоподражаний: называют собаку «ав-ав», машину «би-би», поезд «ту-ту». Ребенок понимает, что видит, может показать предмет, если взрослый назовет его, но не способен воспроизвести сложное слово самостоятельно.

Читайте также:  Как приучить ребенка убирать за собой игрушки: важные правила

Как научить ребенка правильно говорить слова

Со временем всегда получается рассказать ребенку, как говорить правильно. Здесь главный принцип – не навреди. Ни в коем случае нельзя малыша стыдить, выражать свое беспокойство по поводу того, что у него что-то не получается. Во-первых, так можно воспитать неуверенного в себе малыша. Во-вторых, ребенок может вернуться на прежний уровень развития и вообще разучиться разговаривать.

Главная причина, почему речевое развитие ребенка задерживается, – малое количество социальных контактов с крохой. Она просто не учится в таком вялом режиме. Если ребенку 1 год, и он не разговаривает, можно не переживать.

Также ребенок может испытывать проблемы с речью из-за нарушений со слухом. Еще частая причина – индивидуальные особенности психики. Интроверты с самого маленького возраста меньше разговаривают, волноваться по этому поводу не стоит. Если есть какие-то подозрения, лучше проверить ребенка у дефектолога. Он лучше знает, когда есть повод для беспокойства.

Если ребенок лепечет до двух лет, но еще не может осмысленно говорить, повода для беспокойства нет, если он понимает, что от него хотят.

Одним словом, в любой области, где заходит речь про развитие ребенка, родители склонны паниковать по пустякам. В большинстве случаев главный помощник в обучении детей умению разговаривать – спокойствие и терпение.

Игры и Скороговорки для развития речи

Развитие речи детей в игре дает родителям дополнительную эмоциональную связь, формирует доверительные и дружеские отношения. А самая веселая игра – совместное разучивание скороговорок.

Игра для язычка поможет малышу усвоить произношения сложных для него звучаний. Маме нужно вместе с ним произносить выделенные звуки.

Коровка пасется на лугу – «Му-му-му»

Жучок жужжит – «Ж-ж-ж»

Ветер дует – «Ф-ф-ф»

Кузнечик стрекочет – «Т-р-р-р», «Т-ц-с-с».

Игра «Добавь слово» состоит в том, чтобы к словосочетанию каждый раз добавлять одно слово, при этом повторять получившуюся фразу полностью.

Вам может быть интересно: Стретчинг для начинающих

Скороговорки развивают речь малыша с помощью повторения и перестановки, определенных одних и тех же звуков и слогов будут отличным дополнением к детским занятиям.

На дворе трава, на траве дрова.

Испугались медвежонка

Еж с ежихой и ежонком.

У четырех черепашек четыре черепашонка.

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Когда ждать от ребенка первое слово или фразу?

Хотите получить ответ на вопрос «Во сколько лет дети начинают разговаривать?» и удостовериться в том, что с малышом все в порядке? Тогда обязательно внимательно ознакомьтесь с информацией соответствия возраста ребенка его речевым навыкам.

  • 1-3 месяца — Ребенок умеет кричать, громко плакать, постепенно учится повторять простые односложные звуки – «а-а», «а-гу», «а-ву» и т.д.
  • 4-5 месяцев — Малыш смеется, визжит, «поет» — издает протяжные звуки с разными интонациями, и эмоциями.
  • 6 месяцев — Ребенок узнает знакомый голос мамы и папы. Начинает лепетать, получаются звуки, немного похожие на «ма», «па».
  • 7-8 месяцев — Ребенок понимает слова и простые просьбы (дай, возьми и пр). Уже умеет подражать лаю собак или звукам, произносимым другими животными, знает как называется тот или иной предмет, но еще не называет его.
  • 9-11 месяцев — Малыш учится произносить первые простые слова – «мама», «папа», «на», «дай». В запасе не более 10 слов.
  • 1-1,5 года — Ребенок умеет составлять словосочетания, знает как выглядят те или иные животные, люди, сказочные персонажи, может легко показать их на картинке.
  • 2-3 года — Малыш понимает и учится задавать вопросы, знает разные понятия, выполняет сложные просьбы, составляет предложения, разучивает и рассказывает сказки и стишки.
  • 3-4 года — Малыш уже активно общается не только со своими родителями, но и со всеми окружающими, ровесниками, составляет сложные фразы и предложения.
Когда ждать от ребенка первое слово или фразу?

Эта информация содержит общепринятые показатели, которые считаются нормой. Если ребенок должен начать говорить, но не может четко произнести слово, лучше посетите логопеда, невролога или психолога. Медик обследует вашего малыша и оценит его речевое и психическое развитие.