Как научить ребенка достойно принимать поражения?

Некоторые родители бывают обеспокоены, что малыш после полутора лет не хочет или не может говорить, но не знают, как научить ребенка разговаривать в 2 года. Вроде бы и дитя смышленое и понимает, что ему говорят, и со слухом у него все в порядке, а вот говорить не желает. Почему так происходит, и как «разговорить» ребенка, мы и разберем в нашей статье.

Банальный сюжет

Большинство современных детей играть не умеют. По крайней мере, по сравнению с нами их игры выглядят очень примитивно. На это есть несколько причин.

  • Во-первых, у детей объективно стало меньше времени на свободную игру. Это когда они могут играть так, как им хочется. Почему, вопрос уже к родителям. Если ребенок после сада едет на дополнительные занятия, вечером остается только почистить зубы и отключиться под сказку.

  • Во-вторых, детские игры сильно видоизменились из-за того, что дети все больше отдаляются от реальной жизни взрослых. Они имеют очень смутное представление о том, как устроены наши социальные отношения и весь этот мир в целом. Все потому, что времени на рассказы у взрослых тоже остается мало. Кроме работы есть же еще соцсети, из которых очень трудно вынырнуть. Вот и приходится детям играть в те сюжеты, которые им понятны и близки. Их они черпают из мультфильмов. Порой не самых интеллектуальных. В результате игра обедняется и сводится к бессмысленной беготне или кривляниям без вразумительного сюжета и грамотно простроенного взаимодействия между персонажами.

  • В-третьих, детская игровая культура обедняется за счет исчезновения дворовой среды. Раньше малышей опекали и направляли ребята постарше. А сейчас дети общаются почти всегда со сверстниками, потому что в садах группы одновозрастные. Со старшими братьями и сестрами особо не поиграешь, у них ведь тоже перегруженный график. Получается, что роль наставников сейчас играют взрослые. Проблема в том, что взрослые заточены на обучение, что в саду, что дома. Круг опять замкнулся.

Что должен уметь ребенок перед обучением

Осваивать устный счет лучше с 5-6 лет. Желательно, чтобы первоклассник уже умел вычитать и складывать. Перед тем как приступать к занятиям, он должен освоить такие навыки:

  1. Порядковый счет до 10 и больше. Перечисляйте любые предметы, окружающие вас. Числа должны ассоциироваться с количеством. Неплохой вариант научить дошкольника считать – игра в прятки и считалочки.
  2. Графическое изображение цифр. Ребенок не только ассоциирует числа с количеством – он должен знать, как их обозначают. Как правило, дети запоминают цифры быстро по наглядным примерам. Первое время малыши могут изображать их зеркально, с лишними или недостающими элементами. Просите ребенка называть номера кабинетов, номерами машин. Играйте с кубиками, числовыми мозаиками.
  3. Раскладывание цифр в порядке убывания-возрастания. Одновременно с этим малыш изучает понятия «больше-меньше-равно» и другие сравнительные характеристики, учится объединять предметы, убирать лишнее, продолжать ряд. Все это он должен уметь примерно в 4 года. Очень эффективны картинки, где нужно соединять рисунок по точкам.

Психологи советуют

Пример родителей

Не пытайтесь воспитывать детей. Все равно они будут похожи на вас.

Английская мудрость.

И в сотый раз психологи повторяют. На собственном примере показывайте ребенку, как нужно относиться к разного рода поражениям, проигрышам и неурядицам. Хотим мы этого или нет, дети все равно смотрят на нас и копируют наши эмоции и наше поведение. Так что, если ваш сын или ваша дочурка ведет себя в случае проигрыша не совсем адекватно, то стоит взглянуть со стороны на себя. Я вот уже начала присматриваться.

Реакция родителей на поражение

Здесь совет такой. В случае, если ребенок выиграл игру, нужно обязательно его похвалить, сказать, какой он молодец. А в случае, если ребенок проиграл, нужно … тоже его похвалить и поддержать. За что же хвалить? А за то, что играл, за то, что старался, за то, что пытался. Ну подумаешь, не получилось. Значит, получится в следующий раз.

Причем, желательно подчеркнуть конкретные моменты игры. Например, вы играете в шашки или шахматы. Вспомните особенно удачный ход ребенка и обратите свое внимание именно на него.

А самое худшее, что может сделать родитель – это сказать что-то типа: «Ну ты и недотепа…» или «Ну что ж ты так…» или «Вот, Вовочка, молодец! А ты сегодня подкачал»

Читайте также:  Влияние темперамента ребенка на становление характера

Даже если эти слова будут сказаны в шутку, то ребенок воспримет их серьезно. Родится комплекс неполноценности, комплекс неудачника.  И в следующий раз, играя, он уже будет думать не о самой игре, а только о том, как бы ему не проиграть только. А такие мысли к победе чаще всего не приводят.

Так что, родители, думаем, что говорим и как мы это говорим.

Если ребенок сильно расстроен

Еще один совет специалистов – если ребенок уж очень сильно расстроился, то нужно его отвести в сторонку от всех, показать, что вы с ним. Обнять, погладить по голове, сказать: «Я понимаю, что ты расстроился». Успокоить, одним словом. Если же успокоить никак не получается, то оставить на какое-то время в покое, пусть схлынут эмоции.

Ну а уже потом можно спокойно обсудить все происшедшее и постараться найти причины поражения. Вместе спокойно выявить ошибки для того, чтобы в следующий раз их не совершать.

Совместные тренировки

Играйте с детьми, и чем чаще, тем лучше. Хотя бы в настольные игры. В процессе игры психологи не советуют быть очень уж сердобольными и все время поддаваться ребенку.

Так же во время игры, вернее после ее окончания, нужно показать, как нужно с партнером по игре общаться. Если папа или мама выступают в роли проигравших, то нужно пожать ребенку руку и с улыбкой поздравить его с победой.

Если все наоборот, вы выиграли, а малыш проиграл, то все равно пожать руку и сказать, что сегодня пальма первенства досталась вам ох как не просто, и что он очень достойный соперник. И опять же, подчеркните его сильные игровые моменты.

И есть еще одна классная игра, мне кажется, она помогает немного перезагрузиться тем, кто ну уж очень страстно желает победы. Называется «поддавки» — родственница шашек. Там вся соль в том, что выигрывает как раз тот игрок, которому удается проиграть)

Сказкотерапия

Про этот вид психологической помощи мы подробно говорили здесь. Для того, чтобы скорректировать поведение ребенка попробуйте вместе с ним сочинить волшебную сказку. Придумайте главного героя, пускай он будет немного похож на самого маленького сказочника. И пускай этот герой ну просто до ужаса не любит проигрывать. Опишите, как ему было от этого плохо. И как тяжело было с этим жить.

А потом пускай обязательно появится какой-нибудь волшебник (ведь это же все-таки сказка), который научит героя воспринимать все проще. И в красках распишите, насколько стало легче и жить, и играть тоже.

Это были советы психологов, а теперь мои обещанные пять копеек.

Когда и как нужно начинать учить кроху говорить

    1. Если малыш – желанный ребенок в семье, то мама с папой обычно начинают разговаривать с ним, когда он еще не родился, ведь в последние несколько месяцев внутриутробного развития плод уже реагирует на звуки знакомого голоса и даже отзывается на него. После рождения мамин голос воспринимается крохой, как уже знакомый и родной и, внимая ему, он учится улавливать различные звуковые интонации. Включайте для новорожденного красивые музыкальные композиции, сами пойте ему детские песенки, ведь научиться говорить можно, только если научишься слушать. И это первый шаг.
    2. Второй шаг – научить кроху связывать слова и образы. Показывая младенцу предмет, четко называйте его, совершая действие, проговаривайте все, что делаете. Например, давая малышу в руки погремушку, ложку или стаканчик-непроливайку, рассказывайте об их назначении. То же касается и всех выполняемых родителями действий.
    3. Говорите с малышом постоянно, повторяя новые слова по нескольку раз. Просите его повторить слово за мамой по слогам, рассказывайте ему разные истории, сказки, проговаривайте потешки, считалочки, прибаутки, пойте песенки. Не бойтесь задавать крохе вопросы. Даже если он еще не умеет говорить и не сможет отвечать на них, он будет знать, что бывает и такая форма речи.
    4. Когда ребенку исполнится год, для занятий по развитию речи используйте разные подсобные материалы – книжки с картинками, карточки, аудиокниги.
    5. Не забывайте, что развитие мелкой моторики – важная составляющая в правильном произношении слов. Игры с крупами, водой, лепка, рисование пальчиковыми красками, конструирование с ЛЕГО отлично развивают кончики пальцев и речевой аппарат. Прекрасно помогают пальчиковые игры, массаж рук и кончиков пальцев.
    6. В полтора-два года малыши становятся активными и любопытными созерцателями всех действий, производимых взрослыми. Так они учатся навыкам самостоятельности и познают окружающее пространство. В этот период как можно больше разговаривайте с ребенком и рассказывайте ему обо всем, что он видит, вызывайте его на разговор, задавая разные вопросы, которые касаются предпочтений крохи в еде, одежде, занятиях. Например, какой фрукт он хочет – яблоко или грушу или куда он хочет пойти сегодня гулять – в парк или в детский городок.
    7. Никогда не старайтесь отвечать на свои же вопросы за ребенка – даже если он по какой-то причине сразу не ответил на заданный ему вопрос. Такая гиперопека не способствует ни развитию речи, ни развитию интеллектуальных способностей. Выдерживайте паузу и дайте ему возможность осмыслить вопрос.
    8. Играйте с детками в игры, которые помогают развить артикуляцию лицевых и челюстных мышц. Показывайте друг другу рожицы и разные эмоции, пусть ребенок поиграет с родителями в обезьянку и попугайчика, повторяя мимику и речь родителей. Просите его во время игр называть предметы, их цвет, форму. Дети очень любят повторять голоса разных животных, и взрослым нужно взять это на заметку. Попросите ребенка изобразить котика, собачку или воробышка. Таким способом также выявляются недостатки и дефекты в речи.
Когда и как нужно начинать учить кроху говорить
  1. Активно продвигайте малыша в социум. Пусть он больше общается со сверстниками, детьми старше его или другими взрослыми, которые невольно подвигнут его на общение с ними. Очень часто ребенок после двух лет начинает говорить, когда попадает в детский сад или начинает ходить в школу раннего развития.
Когда и как нужно начинать учить кроху говорить

Если заниматься с малышом с самого раннего возраста, внимательно наблюдать за его поведением, исключая физиологические и психологические проблемы, а также вовремя социализировать его, то ребенок не будет испытывать проблем с речью, и будет разговаривать соответственно его возрасту, индивидуальным особенностям и мышлению.

Когда и как нужно начинать учить кроху говорить

С чего начинать

Чтобы начинать учить ребенка счету, не нужно выделять время и ждать подходящего случая. На первых этапах подойдет математика (средняя группа) — счет в пределах 5.

Читайте также:  Как купать новорожденного ребенка первый раз дома

Показывать числа, рассказывать о цифрах, количестве предметов и о том, для чего это нужно, стоит в игровой форме, легкой и доступной маленькому ребенку. Например:

  • Стоит попросить показать собачек на улице и озвучить это число, а затем посчитать вместе.
  • Можно считать формочки, которые принесли в песочницу.
  • Полезно приобрести специальные карточки для малышей, на которых изображены животные и цифра, которая обозначает их количество.
С чего начинать

Танцы народов мира для детей: индийские, ирландские, танцы китаянок

Обратите внимание! Можно придумывать самим простые примеры и включать их в игры и занятия. Так ребенок незаметно для себя научится простейшим математическим действиям и узнает цифры от одного до пяти, а затем и дальше.

Вырезанные цифры

Шаги к самостоятельной учебе

Эти хитрости помогут приучить ребенка делать уроки самостоятельно.

  • Для младших школьников

1. Начните выполнять задание вместе, потом уйдите под предлогом, что надо срочно сделать звонок или убегает молоко на плите. Школьник уже настроится на выполнение задания и наверняка доведет его до конца.

2. Считайте вместе, сколько задач ребенок успел сделать за 10 или 20 минут. Так он постепенно научится планировать время.

3. Научите ребенка делать пятиминутные перерывы каждые 20 минут. Важно, чтобы школьник отходил от рабочего стола и проводил это время продуктивно — можно размяться, выйти на балкон, освежиться, попить воды.

4. Проверяйте температуру и влажность в комнате. Мозг хорошо работает в свежем помещении.

5. Спрашивайте, какие эмоции испытывает ребенок в процессе выполнения заданий разных типов и по разным предметам. Это даст вам, как родителю, информацию о его сильных сторонах, предпочтениях и так далее.

  • Для средней школы

1. Договаривайтесь. Обсудите, какие предметы важно держать в фокусе, в какое время он сможет заняться своими делами, как сократить время на то, чем ему не нравится заниматься.

Шаги к самостоятельной учебе

2. Ни в коем случае не платите ребенку за отметки, это тупиковый путь. Лучше запланируйте на выходные поездку в интересное место или устройте прогулку — подарите ребенку эмоции, это зарядит его на следующую неделю.

3. Продолжайте обучать планированию времени. В том числе и на собственном примере. Это долгосрочная инвестиция, навык пригодится в жизни в целом.

  • Для подростков

Как помочь ребенку повзрослеть В идеале к подростковому возрасту ответственность за обучение должна полностью перейти к ребенку. Если этого еще не произошло, объясните, что теперь учеба — это его задача, но будьте готовы к снижению успеваемости. Помогите вычленить основные сложности: непонимание предмета, контроль времени и нагрузки, психологические аспекты или что-то еще. Помогите решить эти корневые проблемы, тогда ребенку будет проще настроиться на самостоятельную учебу.

Отнеситесь с уважением не только к сложностям, но и интересам, желаниям подростка. У него обязательно должно быть свободное время для увлечений. Вы можете вместе планировать выходные — посещать те места, которые интересны подростку, приглашать в гости его друзей, даже поиграть на пару в компьютерную игру — почему нет?

Основная задача родителей в этот период — постепенно переходить к новому типу отношений «взрослый-взрослый».

Если подростку нужна помощь, он должен сам за ней обратиться. Важно донести до повзрослевшего ребенка мысль: если ему потребуется ваша помощь, то он ее обязательно получит.

Научить школьника делать уроки самостоятельно по силам каждому родителю. Верьте, что он справится, даже если какое-то время будет получать двойки и тройки. Близкие, доверительные отношения — залог хороших результатов. Опирайтесь на свою любовь к ребенку, будьте настойчивыми и поддерживающими.

Обложка поста:

Как научить ребёнка быстро считать в уме?

Несмотря на большое количество способов, как научить быстро считать в уме, можно выделить несколько основных этапов.

  • Этап 1. Изучение порядковых чисел от 1 до 10, далее от 10 до 20 и т.д. и их расположения в числовому ряду.
  • Этап 2. Поиск одного или нескольких предметов среди множества.
  • Этап 3. Уверенное понимание понятий «поровну», «больше», «меньше».
  • Этап 4. Понимание различий количественного (один, два и т.д.) и порядкового счета (первый, второй и т.д.).
  • Этап 5. Умение соотносить количество предметов с цифрами.
  • Этап 6. Умение решать простые арифметические задачи на вычитание и сложение, а также с использованием нескольких способов. Важно отметить, что процесс обучения является очень кропотливым. Ребенок не должен скучать! Превратите процесс в увлекательную игру. Например, одевая его утром, посчитайте пуговицы, идя по делам, посчитайте с ним количество красных машин и прочее. Кроме того, сегодня доступны разнообразные книжки, интерактивные игрушки, которые превратят обучение счету в интереснейший процесс. Необходимо знать, что процесс обучения счета состоит из двух составляющих:
  • двигательного компонента: сначала ребенок передвигает предметы руками, далее указывает на них, а затем считает их глазами, выполняя все действия в уме;
  • речевого компонента: сперва дети громко проговаривают числа, действия и результат, потом они делают это шепотом и, в конце концов, считают про себя.
Читайте также:  Как кормить новорожденного грудным молоком

Решаем правильно примеры в пределах 20

Сначала обучаемый должен выучить цифры от 11 до 20, а также познакомиться с таким понятием, как «десяток». Проще всего это делать при помощи кубиков, выкладывая их рядами. Пусть в одном будет 10 и во втором столько же.

Рассмотрим несколько популярных техник или как научить ребенка быстро считать в уме в пределах 20.

Решаем правильно примеры в пределах 20

Обучение счету при помощи вычислительных приемов

  • перестановка. То есть если задан пример: «2+16», то гораздо легче поменять цифры местами в уме, получив «16+2»;
  • просчет частями. Например: «8+6». 8 можно «разбить» на 4 и 4, тогда 4+6=10, а 10+4=14. Особенно этот прием помогает, когда нужно складывать и вычитать более сложные примеры, состоящие из двухзначных цифр;
  • поиск самого легкого варианта подсчета. Пример: «14+3-4». Гораздо проще сначала от 14 отнять 4, а потом уже к 10 прибавить 3.

Подсчет при помощи кубиков

  1. задача: выстроить ряд из 10 элементов, затем добавлять по 2, 3 и т.д. кубика (поочередно). Это позволит закрепить цифры второго десятка и освоить самые простые примеры;
  2. также можно показать, как складывать десятки. Например, в 1-м ряду выложить 13 кубиков, а в другом — 14. Сначала нужно объяснить, что складываются десятки, получается 20, а затем 3+4=7, а все вместе будет: 20+7=27.
Решаем правильно примеры в пределах 20

К вычитанию (можно использовать любую из техник) стоит переходить тогда, когда хорошо освоено сложение.

Советы и рекомендации

  1. Повторяйте! Но помните, что дети не выносят, когда их экзаменуют, поэтому в любую проверку включайте новые знания, а также игровой момент, чтобы малыш не чувствовал себя, как на экзамене.
  2. Попытайтесь донести до ребенка суть счета в домашних условиях, пока он еще не пошел в школу. Нежелательно, чтобы кроха зазубривал материал, лучше, если он поймет сам механизм составления чисел из цифр.
  3. Игра «Назови соседа». Предложите чаду назвать цифры, которые находятся по обе стороны, например, от числа 5.
  4. Включайте в занятия побольше наглядного дидактического материала. Это могут быть игрушки, детские счеты или книжки с простыми заданиями (сосчитай котят и т. д.)
  5. Чтобы кроха уяснил порядок цифр наглядно, покажите ему линейку. Пользуйтесь ею как шпаргалкой, если малыш забудет последовательность чисел.

Обучение в игре

Учимся считать на кубиках

До начала требуется понять какое количество кубиков малыш способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Постоянно играя в кубики, малыша следует поощрять добрыми словами и подсказывать ему верный ответ.

Игра “Приставляем кубики к цифрам”

Должны быть изготовлены карточки, с написанными на них цифрами и кубики. Постепенно ребенок начиная от 1 и 2, понимает, какое число кубиков соответствует определенной карточке.

Игра “Гномики в домике”

Игра имеет разные варианты. Домик может быть начерчен на доске, он разделяется на квадратики – “комнаты”.

“Гномики” будут приходить и уходить друг к другу в гости, то “заходя”, то “выходя” из клеточки в домике. Дети должны отвечать сколько в какой комнате “гномиков”.

Игра “Молчанка”

Учитель пишет на доске примеры в одно, два или несколько действий. Весь класс моча в уме решает пример, по вызову учителя, ребенок молча пишет ответ.

Если он верен все остальные дети один раз хлопают, если нет- дети молчат. Эта игра развивает внимание и укрепляет дисциплину.

Обучение в игре

Игра “Лото”

В зависимости от изучаемого материала, дети решают различные задания, размещенные на карточках. Карточки могут быть сделаны в виде отдельных картинок, при верном решении примеров, должен быть собран общий рисунок.

Игра “Арифметические лабиринты”

Как относится к занятиям ваш малыш?Любит Не любитДетям предлагается решить задачи, мысленно пробираясь по круговому лабиринту с воронками с числами к центру круга.

В нем нарисовано определенное число, которое должно получиться при верном решении примеров.

Задания могут быть разной степени сложности, а зависимости от проходимого материала. Предлагается несколько путей выхода из лабиринта.

Игра “Догони летчика”

На доске нарисован самолет с петлями, в которых вписаны примеры. Дети делятся на 2 команды. Представители команд решают задания, записывая ответы слева и справа от петель. Выигравшей считается та команда, которая быстрее и правильнее решит задание.

Игра “Круговые примеры”

Детям раздается дидактический материал состоящий из карточек с различными по содержанию примерами. Они разложены по конвертам. В каждом конверте их 8 штук. Решение каждого предыдущего примера, является “ключом” для начала следующего.