Как научить ребенка быстро и правильно читать

Вопрос о том, нужно ли ребенка учить читать до школы, актуален, как никогда. Конечно, педагоги не могут заставить родителей самостоятельно заниматься обучением малыша буквам, слогам, а затем навыкам связывать их в слова. Но подумайте сами, насколько проще будет ребенку в школе, если он освоил хотя бы азы азбуки! Конечно, при домашнем обучении чтению давить на дошкольника ни в коем случае нельзя, лучше всего заинтересовать его, превратить процесс в игру.

Учимся в процессе игры

У каждого ребенка есть свои любимые игры и игрушки. Используйте их в качестве инструментов для обучения.

  • Напишите на бумаге или картоне буквы яркими фломастерами. Расставьте их в ряд и организуйте гонки машинок, просите ребенка называть букву, к которой приехала первая машина. Периодически меняйте карточки местами, чтобы малыш запоминал именно буквы, а не их расположение. Важно правильно произносить название букв, говорит «С», а не «ЭС» и так далее. Ребенок должен понять, как произносить букву, чтобы правильно читать слово.
  • Купите упаковку воздушных шариков и напишите на них буквы и слоги. Шары разбросайте по комнате и просите ребенка находить те, на которых написаны известные ему буквы. Сами называйте слоги и буквы, которые ему еще неизвестны. Обязательно хвалите малыша за правильные ответы.
  • Нарисуйте замок принцессы, а к нему мост из букв. Объясните, что спасти девушку от чудовища можно, только пройдя через мост. Для этого надо называть буквы, из которых он состоит. Девочкам понравится такая игра, они охотно помогут спасти принцессу.
  • Придумайте короткие стишки-загадки про буквы. Рассказывайте их малышу, чтобы он отвечал на вопросы. Это поможет правильно понять написание буквы и разовьет мышление. Например, «И на круг, и на колесо похожа очень буква….О»
  • Выучить буквы и правильно составлять из них слова подойдут кубики. В магазине игрушек продаются наборы кубиков с буквами, яркие цвета и интересные картинки которых обязательно заинтересуют детей. Кроме того, из кубиков можно строить башенки-слова.

Игру для ребенка стоит придумывать исходя из его особенностей и восприятия. Некоторые дети хорошо воспринимают зрительную информацию, чтобы научить такого ребенка читать, выбирайте игры с карточками, алфавитным печеньем и воздушными шарами. Яркие буквы в алфавите, большие надписи на рекламных щитах, предметы, похожие на буквы, все это привлечет внимание малыша.

Есть дети, у которых звуковое восприятие развито сильнее остальных. С такими детьми-аудиалами нужно заниматься с помощью стишков и песен. Для кинестетически ориентированных малышей во время игр используйте собственное тело, чтобы позой изобразить буквы. Им, как правило, нравится повторять форму буквы, поэтому такие дети достаточно быстро учатся писать.

Зачем и когда учиться читать

В России, как и в большинстве стран мира, стандартная программа 1 класса включает освоение навыков чтения. Но по умолчанию считается, что к этому возрасту ребенок уже должен уметь читать, и родители стремятся развить эти навыки раньше. Педагог Екатерина Тупицына предлагает перед началом занятий определить их цель: «Часто родители думают не столько о потребностях ребенка, сколько о собственных амбициях, поэтому в первую очередь нужно определиться, действительно ли чтение и письмо нужно ребенку в конкретном возрасте. Если родители видят, что без этих навыков его развитие тормозится: он любит книги, стремится к новым знаниям, хочет писать и выражать себя, нужно помочь ему. Но при этом важно учитывать особенности физического и социально-личностного развития ребенка.

  • С рождения до 6 лет у ребенка в определенной последовательности созревают и развиваются отделы мозга, которые отвечают за восприятие информации внешнего мира, ее обработку, анализ и обратную связь (например: слышим звук − анализируем его − вспоминаем образ буквы − пишем).

  • В 1,5−4 года ребенок активно общается, развивает разговорную речь, а также способность различать звуки языка. Это основа грамотного восприятия речи на слух (включая орфографию и пунктуацию). Параллельно развивается мелкая моторика — умение держать карандаш и ручку и легко «управлять» ими. Все это определяет готовность к письму.

  • В 3,5−4,5 года у ребенка возникает интерес к письму. Он оставляет подписи под рисунками, сначала в виде каракулей, а затем, чтобы его надписи стали понятны другим людям, стремится освоить буквы родного языка.

  • В 5−7 лет развивается способность анализировать и обобщать знаковую информацию (буквы) и переводить ее в конкретные образы (звуки и слова). В этом же возрасте ребенок начинает больше интересоваться жизнью других людей, их мнением, хочет узнать то, что написано ими. Все это обеспечивает потребность в чтении и готовность к нему.

Важно, чтобы раннее начало обучения письму и чтению не препятствовало другим развивающим играм и занятиям. Методика должна подходить ребенку по возрасту и обязательно быть увлекательной и интересной ему».

К тому же, как считает учитель-логопед Татьяна Куприянова, обучать ребенка буквам нужно начинать тогда, когда он освоит звуковой анализ. Для начала нужно научиться четко различать звуки, не путать их, правильно произносить.

Читайте также:  Как научить ребенка понимать прочитанный текст?

И родители, и преподаватели в детских садах должны обращать его внимание на звучание слов, читать стихи, произносить скороговорки, задавать вопросы: например, какой звук ты слышишь в начале слова «мама», какой в конце и т. д. В 3−4 года детей больше интересует именно звуковая сторона речи, они экспериментируют со звуками, придумывают свои сочетания, новые слова. После этого, к 5 годам, и его начинают интересовать буквенные обозначения звуков и он может естественным образом переходить к чтению.

Если учить ребенка читать в том возрасте, когда он еще не очень хорошо говорит, неверно произносит многие звуки, не различает их на слух, это может привести к дислексии — нарушениям чтения, а впоследствии и к дисграфии (нарушениям письма). Дело в том, что изначально он будет неверно ассоциировать буквы с их звуковыми аналогами: например, в слове «дорожка» вместо «ж» он слышит и произносит «с» и именно так будет читать эту букву, путать ее в словах».

Как обучать ребенка чтению и расширять словарный запас

Что такое словарный запас ребенка? Это знание основных логических групп, таких как «одежда», «еда», «транспорт», «инструменты» и др. Словарный запас предполагает не просто знание определенного слова, но его использование в правильной форме и в нужном контексте.

Чтобы учить детей читать правильно, как предполагают азбучные правила, не забывайте про разницу между буквами и звуками. Нарисуйте несколько «звуковичков». Гласный — кругляшок на красных ножках. Согласный — кругляшок в шляпке. Прикрепите их на стенде, расклейте над рабочим столом ребенка.

Кстати, для обогащения словарного запаса педагоги советуют использовать в детской комнате магнитную доску. Выучив букву, составив с ней слоги и слова, вы можете вывесить вместе с ребенком на магнитной поверхности изображения предметов, в названии которых фигурирует буква. Экспозицию на доске можно менять от занятия к занятию, а можно продолжать, оформляя областями, пока ребенок не усвоит значения слов, их групповую принадлежность.

Помните, что организация домашней подготовки к школе проходит играючи, в комфортных для малыша условиях. Рассадите кукол в ряд, установите таймер, скажите, что куклы очень хотят услышать сказку. Записывайте его «чтение» на диктофон.

Упражнения и игры для обучения чтению

Педагогами и логопедами разработано множество упражнений, способных помочь родителям научить малыша читать по слогам.

  1. Игра «Найди лишнее». Перед ребенком раскладывают несколько карточек и говорят, чтобы он нашел лишний слог на основании какого-либо признака (например, отсутствие буквы А).
  2. Взрослый начинает произносить слово, ребенок проговаривает окончание и находит нужный слог среди предложенных (допустим, корзи-на).
  3. Упражнение «Наведи порядок». Скажите, что любимый сказочный персонаж ребенка все перепутал местами. Нужно поставить каждый слог на нужное место, чтобы получить слова (ка-ру — ру-ка).
  4. Придя в магазин, соревнуйтесь с малышом, кто прочитает больше слов на ценниках. Остановитесь у витрины, подождите, пока ребенок самостоятельно прочитает название товара и выберет его. Это упражнение убеждает в практической пользе чтения, применимости к реальной жизни.
  5. Игра «Говори наоборот».  Вы загадываете слово из 3-4 слогов, а дети произносят его задом наперед — буквально по звукам или по слогам (корова — аворок или ва-ро-ко).

Игры для обучения чтению

  1. Ребенок учится играя, это поможет ему меньше уставать от занятий и не терять интереса.
  2. Учите ребенка прислушиваться к окружающим звукам и спрашивайте, что он слышит (как поет птичка, как шумит ветер, как закипает чайник).
  3. Не забывайте о развитии крупной моторики и ориентации в пространстве. Прыгать, бегать, играть в мяч полезно и для чтения, и для физического здоровья.
  4. Развивайте у ребенка чувство ритма с помощью музыкальных инструментов и пения.
  5. Используйте любые игры на развитие мелкой моторики: перебирать крупы, бусины, вышивать, делать поделки и т.д.
  6. Во время прогулки ищите выученные буквы и слоги в рекламных надписях, афишах, названиях магазина.
  7. Буквы и слоги можно рисовать пальчиком на манке: насыпьте на поднос немного манки и предложите ребенку нарисовать выученную букву.
  8. Буквы и слоги можно написать на отдельных листочках или карточках и развесить по всему дому.
  9. Буквы и слоги можно еще и лепить из пластилина, рисовать красками или выкладывать из природного материала.
  10. Назовите ребенку букву и попросите придумать слова, которые начинаются с нее.
  11. Попросите ребенка продолжить слово: Лу? на, Ры? ба, Ко? за.
  12. Пишите ребенку смешные записки с заданиями. Например, “загляни под диван”, где будет спрятан сюрприз.
  13. Сочиняйте рифмы: кошка-мошка, рубашка-букашка, пышка-мышка.

В процессе обучения чтению важно идти от простого к сложному, не подгонять ребенка и ориентироваться на его уровень развития и психологической готовности. И не забывать, что развитие двигательной активности и сенсорики нельзя заменить изучением букв. Именно от того, как ребенок пережил подготовительный этап будет зависеть то, насколько быстро и успешно он освоит чтение. Вдумчивый подход родителей к обучению поможет ребенку не просто научиться читать, а полюбить книги и открыть для себя новый мир.

Была ли эта информация полезной?ДаНет

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях. Советы учителя начальных классов

Многие родители настолько обеспокоены, что их ребенок не успеет научиться читать до школы, что начинают в буквальном смысле приставать к малышу чуть ли не в 2 года.

  • В 3 — 4 годика крохе совсем может быть неинтересно сидеть над книжкой. И это нормально. Для каждого возраста существуют свои задачи.
  • Если у знакомых ребенок чуть ли не с 2 — х лет читает и знает наизусть Фета и Тютчева, то это не значит, что и вашему пора. Все дети настолько индивидуальны, что общие рекомендации остаются в любом случае всего лишь общими. Научитесь чувствовать своего ребенка.
  • В 5 или 6 лет — уже другое дело. Но если малыш не ходит в детский сад или на какие — то занятия по определенной причине, то начните сами его учить. В ненавязчивой форме научите писать заглавными буквами основные слова «МАМА», «ПАПА», «ДОМ», «КОТ», свое имя. При минимальной подготовке ребенок намного легче перенесет адаптацию в первом классе.

Единого мнения нет. Одни родители убеждены, что ребенка нужно учить чтению в 4-5 лет. Другие снижают планку до 2-3-х лет. Третьи же и вовсе настаивают, что ребенка не стоит «мучить» до школы. Мол, обучение чтению — это задача школьных учителей. Кому верить?

Каждый ребенок развивается в своем темпе. Поэтому не привязывайтесь к конкретному возрасту, а оценивайте, насколько будущий читатель «созрел» к обучению.

Держите на заметку несколько нескучных активностей и просто играйте с ребенком.

Со скольких лет начинать учить ребенка читать? На этот вопрос нет точного ответа. Уроки буквенной грамоте проводят в 4–5 лет, перед началом обучения в школе, в 6–7 лет.

Возраст дошкольника не является основным показателем готовности к усвоению новых знаний и понятий. Гораздо важнее, насколько он подготовлен к занятиям интеллектуально, психологически, физически. Обратите внимание на следующие показатели, которые для знакомства с чтением должны быть в норме:

  • Малыш хорошо разговаривает, использует распространенные предложения для рассказа или ответа на вопрос.
  • Фонематический слух, артикуляционные навыки развиты согласно возрасту. Особое внимание обратите на правильность произношения звуков, дошкольник должен выговаривать и узнавать все фонемы.
  • Ребенок поддерживает разговор, понятно и последовательно рассказывает о прошедшем дне, ярком событии.
  • Дошкольник ориентируется в пространстве. Понимает направления право–лево, верх–низ. Если малыш путает стороны, но сам исправляется, это считается нормой.
  • Детсадовец может заниматься настольными играми, рисованием более 10 минут.

Если все перечисленные показатели у дошкольника в норме или с незначительными отклонениями, ему больше 5 лет, пора задуматься об обучении чтению.

Неподготовленных шестилеток стимулируйте, привлекайте к азбуке собственным примером, решайте логопедические проблемы. Если же детсадовец еще совсем маленький, 3–4 года, но просит рассказать о буквах, научить складывать слоги, пойдите ему навстречу. Проводите занятия в легком режиме, чтобы не отбить интерес к чтению большими объемами информации, трудностями ее усвоения.

Во сколько дети начинают читать по слогам?

Родители должны помогать развитию малыша: покупать раскраски, красочные книжки и включать развивающие мультики со зверятами, игрушками и природой.

Но психологические особенности развития малышей указывают на то, что дети могут легко научиться читать и в 3 года. Конечно, ребенок в три года ещё совсем крошечка, но именно этот возраст считается кризисным в его развитии.

Любой маме или папе кажется, что они не смогут самостоятельно научить своего малыша читать. Родители думают, что этим должны заниматься педагоги, у которых есть опыт преподавания. Но это не так, обучить ребенка читать по слогам дома просто.

  • Если у малыша есть старший брат или сестра, покажите на их примере, как хорошо уметь читать самостоятельно
  • Пусть ребенок сам в магазине игрушек выберет кубики с буквами, магнитную азбуку или красочный плакат с картинками и слогами
  • Занимайтесь с ребенком именно столько времени, сколько ему интересно. Когда желание пропадает, не заставляйте его. Отложите чтение на пару дней и потом снова продолжите
  • Не бойтесь малыша хвалить. Ему захочется радовать родителей и он будет стараться с каждым разом читать все лучше и лучше

Тексты по слогам для чтения

Скорочтение для детей: за и против

Научиться быстро читать – это проблема для каждого ребенка, особенно в младших классах. Поэтому родители решают испробовать скорочтение, при помощи которого увеличивается количество «проглатываемых» знаков в минуту. Так ли необходимо скорочтение детям?

В современном мире на человечество ежедневно обрушивается огромный поток информации. Ежеминутно печатается три тысячи страниц научной информации. А наши дети к книгам проявляют не такой большой интерес. В основном чтение кажется им скучным из-за того, что, затрачивая много времени и сил, информации они получают совсем немного.

Что такое скорочтение?

Нам хочется подготовить своих отпрысков к тому, что в школьные годы многое строится на умении работать с книгой самостоятельно. Тем более, что после младших классов количество «домашнего чтения» увеличивается в два раза. А читательские способности ведь остаются на уровне начальных классов. Вот ребенок и забрасывает чтение, потому что просто устает от него.

На помощь вам может прийти скорочтение – способность быстро воспринимать тексты, но ей нужно обучаться при помощи специальных методов чтения.

Читайте также:  Как отличить грипп от ОРВИ: простые правила

Соответственно, книги Ваше чадо сможет читать в 3-4 раза быстрее. Существуют методы скорочтения, которые позволяют достичь результата и больше 1000 слов в минуту.

Специалисты же утверждают, что при такой скорости очень страдает качество понимания материала.

Скорочтение: за и против

Многие мамочки хотят научить своего отпрыска такому методу, потому что с низкой скоростью чтения к ребенку приходит и нежелание читать в принципе. При помощи скорочтения они стремятся поддержать детское желание к знаниям и умениям.

Одна из мамочек UAUA.info под ником «Albertovna» пишет: «Мы ходили на курсы скорочтения перед школой. Методика действительно эффективная. Ребенок был уже читающий более-менее. Кроме того, там давалось и письмо (печатными), чуть математики и, конечно же, само скорочтение».

Все, кто сталкивался с такой методикой, говорили, что она очень облегчила им жизнь. В частности, это касается взрослых людей, которым приходится в срочном порядке читать договоры по 500 страниц за ночь или научные доклады.

Специалисты склоняются к мнению, что детям скорочтение, по большому счету, не очень-то и нужно. В раннем возрасте нужно уметь наслаждаться прочтенным, а с применением методики такое возможно не всегда.

Скорочтение для детей: за и против

Мамочка UAUA.

info под ником «Три танкиста» поделилась своим мнением об этой теме: «Скорочтение дает скорость чтения, но при этом падает усвоение текста.

Я бы скорочтение в раннем возрасте не рекомендовала. Выбросите деньги, а потом будете биться над другой проблемой: прочитал много, а о чем прочитал, забыл через 5 минут. В школе это абсолютно не пригодится».

Самое оптимальное чтение – со скоростью разговорной речи: от 120 до 150 слов в минуту. Именно при такой скорости достигается лучшее понимание текста. Поэтому только когда школьник научится распознавать слова в тексте целиком, только тогда он сможет овладеть более быстрыми ступенями чтения.

В то же время, скорость чтения всегда ценилась учителями. И в наше время так было, и в школьные годы наших детей так тоже, скорее всего, будет. На этот счет у преподавателей есть даже своя теория, или даже некая закономерность.

«Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту.

 В среднем примерно 150 слов в минуту, – говорит учитель начальных классов Татьяна Грекова. – Те, кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту.

Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность».

Конечно, вы сами должны принять решение, стоит ли обучать ребенка скорочтению. Главное – не начать слишком рано, чтобы окончательно не отбить у него охоту к книге.

А пока посоветуйте ему читать вдумчиво, перечитывать некоторые строки по несколько раз. Пусть наслаждается речевыми оборотами, смакуя каждое слово.

Ведь чтение хорошей книги – это не только нужно для школы, но и очень «вкусно».

Видеосоветы: Психолог Наталья Бойцова рассказывает о мифах и реальности скорочтения

Игры для быстрого обучения

Быстро и правильно читать на русском и по-английски помогут специальные обучающие игры. В таблице рассмотрим несколько занятий, которые подойдут для малышей от 3 до 7 лет.

Игры для быстрого обучения
Изучаем буквы Складываем слоги Развиваем навыки чтения
Для изучения букв можно использовать яркие и красочные карточки, на которых изображены предметы и их заглавные буквы, например: Н-носорог, З-зебра, В-вертолет. Составляйте готовые слова из карточек, на которых изображены слоги. При этом можно использовать картинки с подсказками. Чтобы составить слово «рыба», нужно взять карточки со слогами «ры» и «ба». Игра, во время которой нужно составить слова из перепутанных слогов. Можно рассказать крохе историю о том, что продавец растерял свои игрушки и ему нужно помочь собрать их. Из предложенных карточек нужно составить слова: «мишка», «машина», «мячик» и другие.
Чтобы запомнить буквы читайте маленькие стишки: Что Случилось, что Случилось? С печки азбука Свалилась! Игра, в которой ребенку нужно найти живой предмет среди неживых. Разложите перед ним карточки со словами живых и неживых предметов, например «Камень», «Топор», «Весло», «Кошка», «Дом». Попросите назвать живой предмет. Быстрое чтение скороговорок:

Оса на ноги боса и без пояса.

У Кондрата куртка коротковата.

В нашей покупке — крупы и крупки.

Создавайте буквы из подручных предметов – кубиков, фломастеров, карандашей, пластилина. Такие уроки отлично подойдут даже для малышей с ЗПР (задержкой психического развития). Детям в возрасте 5-7 лет будет очень интересно поиграть в игру «Найди слово в слове». В одном большом слове нужно найти маленькое, например в слове «Ирис» нужно найти «Рис». Назови предметы на одну букву, которые видишь. Кроха должен назвать все слова, которые видит вокруг: бумага, блокнот, балкон, букварь и так далее.

Обучение в процессе игры поможет ребенку освоить нужные навыки, при этом не испытав сильную усталость и эмоциональную загруженность. Не стоит слишком много времени посвящать освоению чтения. Для первых занятий будет достаточно 5-10 минут.

Игры для быстрого обучения

Со временем можно продлить урок до 20 минут. Занятия в игровой форме помогут сохранить доверительные отношения между детьми и родителями и не вызовут отвращения к чтению в будущем.