Как научить детей правильно обращаться с деньгами

Когда речь заходит о раннем развитии, мы сыплем терминами и знанием методик. Когда в разговоре упоминается детское питание, мы поражаем эрудицией и знаниями о режиме, пользе витаминов и способах приготовления детской пищи. А когда задумываемся о приучении детей к деньгам, чаще стушевываемся и признаемся себе, что «как идет – так идет», «ну как получится». Уж слишком непростая это тема.

Платное – бесплатное

Принцип игры в «Платное-бесплатное» такой же, как, например, в «Съедобное-несъедобное». В эту игру можно играть даже с таким ребенком, который еще не знает цифр. Главное, чтобы он уже понимал, что за покупку некоторых вещей и посещение определенных мест надо платить деньги.

Дошкольник должен усвоить, что, скажем, пойти погулять в парк или искупаться на речку можно бесплатно. Но, чтобы попасть в аквапарк, надо будет заплатить деньги — купить билет и показать его контролеру. Взять конфету со стола на кухне человек может бесплатно. Но, чтобы взять такую же конфету с полки в магазине, нужно будет рассчитаться за нее на кассе.

В ходе игры родители должны называть какие-нибудь предметы, а ребенок должен отвечать, платно или бесплатно можно их получить. Не лишним будет рассказать ребенку, что те продукты, которые находятся сейчас дома и которые можно взять бесплатно, папа или мама купили раньше (то есть за них уже заплатили).

В итоге дети должны понять: прежде чем получить какую-либо понравившуюся вещь, надо сначала заработать деньги и затем купить на них нужный товар.

Как научить ребенка грамотно распоряжаться деньгами

1. Можно давать сумму, немного выше стоимости пирожка и сока на обед. Пусть ребенок отложит оставшиеся копейки себе на небольшой подарок. Это даст мотивацию на откладывание нужной суммы.

2. Будет хорошо, если у школьника будет свой кошелек, желательно с несколькими отделениями. Пусть он откладывает сдачу от покупок в одно из отделений. Обязательно нужно уточнить, что этой суммой он будет распоряжаться сам. Если захочет потратить в конце недели – пожалуйста. Но важно донести до ребенка, что откладывая месяц, сумма будет в разы больше.

3. Денежное поощрение. Родители могут договориться с ребенком о том, что добавят на необходимую покупку, если он не будет тратить деньги в течение месяца.

4. В редких случаях можно поощрить любимое чадо большей суммой, чем обычно. Например, когда он выиграет какие-либо соревнования. Но нельзя поощрять деньгами успехи в учебе. Чтобы у ребенка не вошло в привычку хорошо учиться за деньги. Достойная учеба в школе – это его обязанность.

Читайте также:  Первый прикорм грудничка при грудном вскармливании

Главное, чтобы родители смогли донести до ребенка, что он грамотно должен планировать свои расходы. Иногда на определенную вещь нужно копить подольше. Многие дети не выдерживают и начинают тратить деньги на мелочи, так и не скопив нужной суммы. Объясните, что таким образом ребенок никогда не накопит на желанную вещь. Ведь все эти навыки пригодятся ему и в будущем. Давно доказано, что человек более успешен и состоятелен, если он умеет разумно и объективно тратить деньги. Всегда нужно видеть перспективу.

Как научить ребенка грамотно распоряжаться деньгами

Часто случается, что проходя мимо витрины, ребенок забывается и бежит покупать понравившуюся вдруг игрушку (или что-то еще). Но когда приходит домой, осознает, что она ему не нужна. Или видит что-то красивое и интересное у другого ребенка и тут же покупает. И опять же быстро разочаровывается. Но уже ничего не сделаешь – деньги на ненужную вещь потрачены. Как быть в такой ситуации?

Составьте вместе список желаемых приобретений. Пусть ребенок как-то выделит, что ему необходимо сейчас, а что может подождать. Список нужно дополнять или убирать лишнее в течение времени. И тогда он сам увидит, что ему необходимо (когда один и тот же предмет все время будет стоять на первом месте в списке). Это научит школьника разбираться в своих потребностях. В будущем он сможет принимать правильные решения, с умом расходовать денежные средства, отказаться от приобретения не очень важных покупок.

Если родители грамотно и правильно подойдут к вопросу обращения ребенком с денежными средствами и помогут ему в этом, то он научится экономить, правильно расходовать деньги, отказываться от ненужных покупок. Это процесс длительный и нелегкий. Но благодаря вашим с ним усилиям, ребенок сможет во взрослой жизни стать предприимчивым и успешным человеком.

Также интересно

  • Что такое философия? Определение философии и функции этой науки
  • Как посмотреть на проблему со стороны?
  • Методы и рекомендации по энергетической защите человека. Как узнать, что энергетическая защита поставлена правильно?
  • Семья и деньги. Семейные правила обращения с бюджетом.
  • Арктурианцы или цивилизация инопланетян из планеты Арктур.

Когда можно выдать ребенку личные (карманные) деньги?

Нужно ли давать ребенку карманные деньги и сколько? Размер «детских» во многом зависит от состоятельности папы и мамы, а вот решить, когда можно начинать финансовое воспитание, не так просто.

Психологи говорят, что выдавать отпрыскам деньги на личные расходы нужно с 7-8 лет. Многие одноклассники в этом возрасте уже располагают небольшими карманными деньгами. Если ваш ребенок не сможет совершать покупки, как остальные дети, его самооценка пострадает. К тому же, деньги – это ответственность и необходимость делать выбор между «хочу» и «могу». В конце концов, деньги в школе ребенку нужны, чтобы купить стакан кефира и булочку на перемене.

Есть мнение, что начинать ознакомление с миром потребления нужно намного раньше – в 3-4 года. В этом возрасте уже можно объяснить малышу, что деньги нужны для покупок, показать купюры и монеты, дать их ему, позволив расплатиться за мороженое. Малыши не могут соотнести значимость купюр с ценой товара, но они могут понять принцип обмена деньги-товар.

Читайте также:  Кризис 7 лет у ребенка: как проявляется, что делать родителям

Немного позже, можно приступить к освоению азов арифметики на примере вычисления суммы для покупки двух конфет и т. п. На этом этапе уже можно рассказывать о цене на основные товары, о том, что стоит дороже, а что дешевле.

Период активного выпрашивания продолжается обычно с 5 до 10 лет, и задача родителей в это время не идти на поводу у чада, а научиться правильно ему отказывать и перенаправлять желания в «мирное» русло. Научить ребенка контролировать эмоции можно, если вместе с ним составлять список того, что он хочет получить. Период ожидания может составлять недели три, и если желание остается актуальным, его нужно удовлетворить. Во взрослой жизни умение отказываться от покупок и выбирать сослужит добрую службу.

Детей 10-14 лет уже можно отправлять в магазин за простыми покупками, например, за хлебом или молоком. Часто родители разрешают ребенку оставлять себе сдачу от покупок. По мнению психологов, это не очень правильно, так как не формирует привычку бережно относится к деньгам. Возьмите сдачу, пересчитайте ее, и часть выдайте на карманные расходы.

С 15 лет детей уже можно приобщать к зарабатыванию и накоплению денег. В этом возрасте желания ребенка заметно дорожают. Детеныш вырос, и мечтает об айфоне и ноутбуке. Встает вопрос, где взять деньги на дорогие вещи, и вы должны научить ребенка зарабатывать не только на увеличение карманных сумм, но и на приобретение вещей. Если вы найдете своему чаду настоящую возможность немного зарабатывать без ущерба для учебы, к окончанию школы он приобретет очень полезное умение ценить деньги и не транжирить их. Если вы не считаете возможным окунать чадо во взрослую жизнь так рано, поощряйте его откладывать часть суммы, выданной на карманные расходы или в виде подарка.

Во взрослую жизнь человек должен выйти с пониманием того, что:

  • Расходы не должны превышать доходы.
  • Нельзя влезать в долги, особенно для покупки того, без чего можно обойтись.
  • Сначала следует покупать необходимое, а потом – все остальное.
  • Не стоит ничего покупать под влиянием импульса – сначала нужно подумать.
  • За покупками нужно отправляться со списком.
  • Деньги любят счет, поэтому желательно вести учет своих трат.

После уже поздно…

Исследования показали: жизнь обогнала все научные выкладки. Дети научились тратить деньги (освоили оплату за товар из электронного кошелька или картой), и активно пользуются этим навыком раньше 7 лет. По данным TNS Россия, в 2012 году российские дети потратили на покупки 191 млрд. рублей. Согласно исследованию детского портала , 49% детей в возрасте от 6 до 15 лет совершают самостоятельные покупки. При этом о разумности и оправданности покупок речь заходит редко (компьютерные игры, приложения для мобильных телефонов, валюта в онлайн-играх).

Читайте также:  От 6 до 12 месяцев: как и во что играть с ребенком

Масару Ибука, один из основателей корпорации Sony и гуру теорий раннего развития детей, когда-то объявил на весь мир: после 3 лет уже поздно начинать развивать мозг ребенка. Известные специалисты в области управления деньгами и инвестирования Роберт Кийосаки и Бодо Шефер добавили: после 7 лет уже поздно учить детей обращаться с деньгами разумно.

Ну, положим, мы с ними согласны. Тогда с чего, когда и как начинать? Можно выделить несколько основных этапов обучения детей обращению с деньгами. Оговоримся, что все дети разные, и возрастные границы указаны условно, усреднено.

Ответственный подход к финансам

 — Как контролировать траты ребенка, чтобы он не чувствовал, что на его «свободу» чрезмерно покушаются?  — Конечно, ребенок не будет всегда покупать то, что вам нравится. От этого никуда не деться. Но я стараюсь никогда не лезть в копилку своего сына, не проверяю сколько у него осталось. Могу спросить: у тебя деньги остались на дорогу, на питание? Он обычно укладывается в свой недельный бюджет и лишнего не просит. Очень много бесед провожу о вреде курения, спайсов и прочего. Я это контролирую. Но я ему не настолько много даю, чтобы у него была возможность их плохо потратить. Много давать детям тоже не надо. Нужно оценить, сколько он может потратить в день. И не давать денег свыше этого. 

 — Стоит ли учить детей финансовой грамотности централизованно (в школах, вузах) или это личное дело каждого родителя? — Я с детьми много говорю о деньгах, вероятно, из-за профессиональной деформации. Не каждому родителю будет легко об этом вести беседы, поэтому я считаю, что в школах должен быть факультативный предмет о финансовой грамотности. Дети должны знать, как обращаться с деньгами, как они достаются, как их можно копить. Если ребенок будет с детства разбираться в финансовых инструментах и финансовых продуктах, это поможет ему безболезненно войти во взрослую жизнь. У Райффайзенбанка уже есть опыт участия в подобных уроках – директор нашего регионального центра Александр Грицай выступал перед школьниками, отвечал на их вопросы о мире финансов. В городе несколько сотен банков. Уверена, как минимум 100 руководителей местных отделений согласятся курировать одну-две школы по этому направлению. С таким подходом можно добиться хороших результатов! Ну а пока такие уроки скорее единичны, остается только посоветовать родителям беседовать со своими детьми, и помнить, что деньги – это не только возможности, но и ответственность.Оценить: