Как легко научить ребенка читать по слогам: важные советы

Прежде всего, стоит помнить, что чтение – одно из лучших и сложных упражнений для ума, которое помогает держать мозг в форме: анализировать информацию, принимать решение, иметь хорошую память, решать разного рода задачи. Обучение чтению – это еще одна ступенька в развитии ребенка. И он должен быть к ней готов.

Тест на готовность к обучению

Необучаемых детей в природе не существует. Просто к каждому ребенку нужен свой подход и для каждого урока – свое время. Согласитесь, даже кушать и одеваться самостоятельно все малыши начинаю не в одном и том же возрасте. Кому-то навыки самостоятельности даются легко и в 1,5-2 года, а кто-то с трудом осваивает их и в три. Так же дело обстоит и с мышлением. Сегодня никого уже не удивляют дети, которые бодро читают в 3 года, наизусть рассказывают стихи Пушкина в 2 или которые легко справляются с математическими примерами для первого-второго класса в 4-5 лет.

Но как узнать, когда ребенок уже готов к обучению и с ним уже стоит начать заниматься? Чтобы ответить на этот вопрос, совсем необязательно ходить к детскому психологу. Родители могут узнать это, ответив сами себе на некоторые вопросы.

  • Что ребенку нравится больше – слушать, как ему читают сказки или играть самостоятельно?
  • Что его интересует в книжках: текст или картинки?
  • Заглядывает ли он в книжки и журналы, когда их читают родители и интересуется ли их содержанием?
  • Любит ли малыш фантазировать и сочинять разные истории?
  • Хорошо ли он говорит и умеет ли правильно строить предложения?
  • Может ли ребенок повторить прочитанный родителями текст?
  • Много ли времени кроха проводит за рассматриванием картинок в книге и не пытается ли по ним «прочитать» знакомую ему сказку?
  • Есть ли у него желание изучать буквы, и если он их уже знает, то пытается ли соединить их в слоги?
  • Если малышу предложить посмотреть мультфильм или почитать новую книгу, выберет ли он книгу?
  • Как относится ребенок к книге – бережно и с любопытством или равнодушно?
  • Понимает ли ребенок, что, к примеру, слова «гриб» и «грипп» или «кот» и «код» не просто имеют разное значение, но и звучат по-разному?

Ответив положительно на 8 из 11 вопросов, приступайте к обучению ребенка. И неважно, сколько ему исполнилось лет – 2 или 5. Правда, единственной преградой между чтением и малышом может стать плохое и нечеткое произношение звуков некоторых букв, и тогда родителям необходимо будет обратиться к логопеду. Но учиться читать по слогам вполне возможно и одновременно с занятиями у специалиста. Просто начните с тех букв, произношение которых легко даются ребенку.

 Когда и чем может быть вредно ранее развитие?

  • Бесспорно, ранний возраст (от 0 до 6 лет) самый важный этап, определяющий будущее развитие человека.
  • Ученые утверждают, что недостаточная стимуляция мозга малыша в этот жизненный период может привести к необратимым негативным последствиям.
  • Нейрофизиологи, основываясь на результатах своих исследований, авторитетно заявляют, что основные нейронные связи в мозге ребенка формируются в возрасте до трех лет.Научные исследования о пользе раннего развития

    Именно вышеописанные научные открытия побудили японского бизнесмена Ибука Масару разработать собственную методику и издать книгу «После трех уже поздно». В этой книге японский инженер доказывает, что одаренность любого ребенка зависит от правильно организованной окружающей среды и родительских усилий. Ибука Масару разработал свою методику, опираясь на научно доказанный факт – детский мозг способен в разы больше впитывать информации, чем мозг взрослого человека. Книга получила большую популярность во всем мире. Есть много сторонников данной методики, но имеются и ярые противники.

    Безусловно, все мамы стремятся развивать своих малышей не только физически, но и умственно. И делают это с помощью книжек, общения, развивающих занятий. Некоторые родители, вооружившись кубиками Зайцева или карточками Г. Домана, приступают к вполне серьезным занятиям со своим малышом. Что это? Личные амбиции, стремление воспитать гения, желание удивить подружек? Малыш, который в три года умеет читать – ведь это здорово! Не уверены!

    Негативные последствия раннего обучения

    К сожалению, разговоры о вреде раннего обучения детей – это реальность, а не миф. И об этом говорят многие специалисты. Чаще всего с отрицательными последствиями ранних образовательных «экспериментов» сталкиваются врачи-неврологи. Именно к ним обращаются мамочки с жалобами на те или иные нервные расстройства, неожиданно возникшие у ребенка. Малыш не хочет заниматься, капризничает, у него пропал аппетит, он не может сконцентрироваться. Что же послужило причиной таких изменений в поведении ребенка? Оказывается, мама около месяца назад начала обучать своего малыша (в возрасте одного года или полутора лет) чтению, счету. Но это еще не самые печальные последствия применения современных методик раннего развития.

    • Из-за перегрузки ЦНС в ходе занятий, у детей может нарушиться сон, появиться энурез, нервный тик, заикание.
    • Малыш может жаловаться на головные боли, у него могут наблюдаться серьезные эндокринные нарушения.
    • Обучающие занятия, не соответствующие возрасту малыша, могут вызывать у детей психическое перенапряжение.
    • Учеными доказано, что мозг ребенка развивается поэтапно. В последнюю очередь созревают зоны, отвечающие за восприятие абстрактной информации и за контроль эмоций и воли. Если мама пытается обучить грудничка азбуке или заставляет годовалого малыша заниматься по одной из обучающих программ, ничего хорошего ждать не приходится. Детишки в этом возрасте должны познавать мир, бегая и играя.
    • Несвоевременное развитие навыков чтения может привести к снижению «пластичности» мозга. Вынужденная замена несозревших нейронных цепей доступными, может в дальнейшем привести к торможению интеллектуального развития. Не стоит давать маленькому ребенку и заданий на логику. Ведь теменные области мозга, отвечающие за логику, полностью развиваются лишь к 13 годам.
    • Мы не станем слишком глубоко вникать в анатомические особенности развития детского мозга. Но не сказать о последствиях перегрузки несформированных лобных отделов мозга мы не вправе. Маленький ребенок может научиться читать, но это не принесет ему ни пользы, ни удовольствия.
    • Нарушения в развитии мозга могут носить необратимый характер, что в дальнейшем негативно скажется на умственных способностях ребенка. Такие детки, как правило, плохо учатся, легко отвлекаются на уроках, им трудно сосредоточиться на чем-либо. Они вялы, апатичны, их речь скудна, они с трудом воспринимают любую новую информацию.
    • Большинство детских врачей выступают против применения любых методик раннего развития детей. Но решать, конечно же, родителям.

Требования к будущим первоклассникам

Итак, какими же читательскими навыками должен владеть будущий первоклассник, чтобы без труда освоить предлагаемую в школе программу? Прежде всего, он должен:

  • знать гласные и согласные буквы и различать их;
  • понимать отличие букв от звуков;
  • назвать несколько слов на каждую букву;
  • уметь определять местоположение буквы (в начале, в середине, в конце слова);
  • уметь разделять слова по слогам.

Как видите, в требованиях дословно не указано, что дошкольник должен уметь читать, но последний пункт все же это предполагает. Все дело в том, что буквы он учит в детском саду, а в подготовительной группе также практикуется знакомство с основами чтения, поэтому среднестатистический дошкольник умеет читать слоги, а если с ним занимаются еще и родители дома, то такие дети вступают в школьные пенаты уже подготовленными.

Как правило, дети идут в школу в семилетнем возрасте после подготовительной группы, поэтому большинство из них уже умеет читать, пусть с ошибками, но все-таки представляют систему соединения букв в слоги, а слогов в слова.

Однако сейчас родители разделились на два противоположных лагеря: одни отдают ребенка в 1 класс в возрасте 6 лет с хвостиком, а другие, напротив, стараются как можно дальше оттянуть этот момент, и дети идут в школу в 7,5 года или даже позже. При этом в первом случае дети не идут в подготовительную группу, а минуя ее, отправляются сразу в школу. И если родители не занимаются с ними дополнительно, то у них могут возникнуть сложности с чтением, хотя все, конечно же, индивидуально.

Как отмечают психологи, в идеале учить чтению нужно с помощью игры. Таким подходом вы добьетесь того, что ребенок сам будет испытывать тягу к чтению, полюбит книги и будет просить купить ему не бесполезные игрушки, а увлекательные и интересные книги. А поможет приобщить детей к чтению книга Соболевой А.Е. «Как научить ребенка читать», которая станет лучшим помощником как для учителей начальной школы, так и для родителей.

С какого возраста учить читать

Многие родители начинают учить ребенка уже в 2-3 года. Специалисты считают, что это рано даже с точки зрения физиологических особенностей развития. Во-первых, малыш еще плохо говорит, а если и говорит, то большинство звуков не выговаривает, коверкает слова, не может выстроить связную речь. А ведь именно сформированность этих навыков является одним из важных показателей для начала обучения.

Во-вторых, в 2-3 года непроизвольная память преобладает над произвольной, ребенок действительно запоминает и воспроизводит все очень быстро, но сохраняет информацию недлительно. Если занятия будут регулярными и постоянными, то малыш будет читать предложенные слова и даже предложения, но стоит оставить занятия недели на две и больше (например, по причине болезни), то пройденный материал будет снова даваться с трудом.

В этом возрасте можно начинать в игровой форме учить с ребенком буквы: показывать их на кубиках, чертить на песке, выкладывать из камушков.

Понять, что ребенок готов к обучению чтению, можно по следующим признакам:

  1. Малыш выговаривает все буквы, говорит цельными предложениями, его высказывания логически выстроены.
  2. Понимает прочитанный текст и может пересказать его. Способен построить свое высказывание из нескольких предложений, используя при этом все части речи.
  3. Знает, что такое звуки и буквы, понимает их значение, умеет отличать друг от друга. Видит и показывает буквы, обозначающие звук в любой части слова, может на слух определить, где находится названный звук (начало слова, его середина или конец).
  4. Хорошо ориентируется в пространстве, легко показывает лево-право, верх-низ. Без этого навыка малыш будет путать похожие буквы (Э-З, Э-Е, З-Е, Ц-Щ) или пробовать читать справа налево.

Эти навыки формируются у ребенка к 5-6 годам, именно этот возраст и считается оптимальным для обучения чтению. Некоторые дети сами выражают заинтересованность поскорее сесть за книгу, с такими ребятишками можно начинать заниматься раньше.

Важно: У ребенка не должно быть серьезных логопедических проблем. Допустимо, что детки 5-6 лет еще не выговаривают [р], но остальные звуки должны быть поставлены. Если «западает» несколько звуков сразу, научить читать ребенка будет очень сложно. Нужно сначала обратиться к логопеду, чтобы исправить произношение.

Пора или еще рано

Очень важно начинать процесс обучения своевременно. Для этого необходимо знать, какие признаки указывают на то, что ребенок уже физиологически готов к приобретению нового навыка. Если вы хотите понять, пришло время или все еще нет, понаблюдайте за своим малышом, оцените его поведение. Наличие следующих признаков будет свидетельствовать о том, что ребенок созрел для обучения:

  • карапуз имеет достаточный словарный запас;
  • ребенок может подолгу говорить;
  • малыш уверенно обращается к взрослым, четко формулирует свои мысли, умеет их выражать;
  • карапуз правильно произносит, называет слова целиком;
  • ребенок с удовольствием слушает сказки, сам предлагает почитать, пытается пересказать услышанное;
  • появился интерес к книгам, причем малыш рассматривает не только картинки, но и буквы;
  • ребенок способен, как минимум 10 минут спокойно посидеть на месте, занимаясь одним делом.

Вы должны понимать, что готовность к обучению не должна проявляться присутствием всех вышеизложенных признаков, иногда достаточно двух или трех. А вот, если малыш умеет ориентироваться в окружении, прекрасно понимает, где право, а где низ – свидетельство того, что пришло время начинать знакомство с первыми буквами.

Возможные последствия

А что произойдет, если поторопить события и начать обучение с малышом, который к этому еще не готов?

Некоторые родители торопятся познакомить ребенка с буквами, как можно раньше. Однако, они не учитывают, что преждевременная нагрузка может повлечь за собой проблемы психологического и неврологического характера.

К каким же последствиям может привести начало обучения, когда мозговая деятельность ребенка еще не готова к таким нагрузкам?

  1. Агрессивное поведение, истерики, неврозы — все это возникает из-за сложности восприятия большого объема информации. Такой ребенок, взрослея, будет плохо спать, возможно, неадекватное поведение.
  2. Нарушение работоспособности головного мозга функционального характера. У малыша может наблюдаться отсутствие интереса к учебе. Несмотря на то, что присутствует хорошо развитая память и логическое мышление
  3. Снижаются шансы полностью раскрыть всю силу интеллекта ребенка.
Пора или еще рано

Психологи считают, что обучение малышей до четырех лет является опасным для здоровья. В таком возрасте детки еще не способны воспринимать и различать звуки. К тому же, ребенок раннего возраста, если и начнет поминать слова, то будет делать это визуально, не осознавая, что для их получения нужно соединять буквы в слоги, а слоги в слова.

Когда пора учить ребенка читать

Для начала следует понять, что чтение – это действительно сложная задача для мозга. То, что ребенок испытывает трудности в освоении грамоты – это нормально и естественно. Родителям или педагогам с высоты своего опыта может казаться, что все просто и элементарно, но для ребенка все иначе.

Но нет ничего невозможного, и рано или поздно ребенок научиться читать. Поэтому фраза “после трех будет поздно” – точно не про обучение чтению. Мозг должен быть готов к этому виду деятельности.

Однако, родители спешат интеллектуально развивать малышей. Кто-то идет на поводу у своей амбициозности, кто-то боится упустить что-то в детском развитии, поэтому раннее развитие стало повальным и модным увлечением.

Если ребенок в два-три года много занимается развивающими занятиями, учит по наставлению мамы буквы, цифры, складывает кубики, но мало двигается, играет, то вреда от раннего развития и обучения чтению будет намного больше, чем пользы. Такие дети быстро теряют интерес к учебе, как таковой. Уже в школе у них вдруг наблюдаются нарушения речевого развития, слабая моторика и мотивация к учебе, они плохо усваивает новый материал и не выдерживают школьных нагрузок. Но хуже всего то, что они теряют свое здоровье.

Возраст 1-5 лет – это возраст подвижных игр и исследований. Детям крайне важно бегать, прыгать, лазать, ползать, играть в ролевые игры для развития крупной и мелкой моторики. Именно на такую деятельность настроен мозг ребенка в этом возрастном периоде. Перепрыгивая этот этап, родители рискуют тем, что в 6-7 лет ребенок умеет читать (впрочем, как и все первоклассники), но не умеет прыгать и ему с трудом даются физические упражнения.

Специалисты называют средний возраст для начала обучения чтению – это 5-6 лет. На самом деле, главное – не возраст ребенка, а его психологическая готовность.

Критерии, по которым можно оценить готов ли ребенок к обучению чтению:

  • ребенок научился говорить полными предложениями;
  • понимает то, что ему говорят и читают;
  • у ребенка развит фонематический слух (умение отличать один звук речи от другого и отличает, например, дочку от точки);
  • хорошо ориентируется в пространстве и не путает лево и право, верх и низ;
  • у ребенка нет логопедических проблем.

Можно пройти небольшой тест, который также поможет определить готов ли ребенок к обучению чтению.

Если сумма баллов составила (Да – 1 балл, Нет – 0 баллов):

13-18 баллов, то ваш ребенок полностью готов к школьному обучению читать. Его интересует не только способность читать “как взрослые”, но и возможность узнать самостоятельно много полезного и занимательного из книг.

9-12 баллов свидетельствуют о средних способностях вашего малыша к чтению. Возможно интерес к книгам у него ситуативный, неустойчивый. Ребенок не спешит учиться читать.

Менее 9 баллов означают, что пора бить тревогу, ведь ваш малыш почти на школьном пороге. Заинтересуйте его интересными книгами

Почему не все дети умеют быстро читать?

  1. Ему недостает внимания и концентрации на тексте. В конце фразы он может забыть, о чем говорилось в начале.
  2. Оперативное поле зрения маленького размера. Малыш обращает внимание лишь на пару букв, он не может охватить всё слово сразу.
  3. Небольшой и неразвитый запас слов.
  4. Плохо развитая артикуляционная система и дикция.
  5. Ребенок не интересуется литературой.
  6. Материал не подходит ребенку по возрасту.
  7. Зрительная регрессия. Малыш часто перечитывает те слова, фразы, отрывки, которые уже читал.

Вред слишком раннего, преждевременного обучения чтению

К сожалению, часто возникает замкнутый круг. Ребёнок не готов к письменной речи. Ему нужно решить громадное количество задач развития, предшествующих письму и чтению. Но, поддавшись ажиотажу, родители стремятся учить его читать и писать. Чем более к этому не готов ребёнок, тем медленнее он продвигается и тем больше времени у него занимает непосильная работа. Тем меньше остаётся ресурсов на накопление необходимых опыта и навыков, составляющих готовность к обучению чтению. Ребёнок живёт в ситуации неуспеха, или, по крайней мере, в ситуации изнуряющих занятий. То, что находится в зоне ближайшего развития малыша, он делает с восторгом и энтузиазмом, то, что ещё слишком трудно – с унынием и скукой.

Оценить ущерб, который получает ребёнок в результате такого истощения, сложно. На поверхности лежит расстройство мотивации: редко когда долгоиграющее обучение чтению не приводит к тому, что дошкольник начинает воспринимать учёбу и уроки как повинность. Более глубокие проблемы закладываются тем, что мозг и в целом нервная система не получают достаточно опыта интегрированной работы. С одной стороны, мы постоянно должны воспринимать громадное количество информации от мира вокруг, правильно интерпретировать каждую грань этой информации в связи со всей остальной, чтобы картина была цельной, и правильно управлять собой на основе понимания происходящего. С другой стороны, для полноценной работы мозга необходима чёткая локализация функций, чтобы каждый нейрон был занят своим делом и не отвлекал соседей напрасно, а «общался бы с ними только по делу». Нельзя приказать мозгу интегрироваться и дифференцироваться, нельзя заставить его стать достаточно зрелым, можно только жить насыщенной жизнью, получать новые переживания, добиваться всё новых целей.

И выглядеть это будет так, что ребёнок:

  • ползает на четвереньках;
  • нюхает, грызёт, переставляет с места на место предметы;
  • возится с водой;
  • прыгает на двух ногах (лучше в луже);
  • скачет на одной ножке;
  • стоит на одной ноге;
  • замирает, внимательно следя за полётом бабочки;
  • переносит воду, не разливая;
  • осторожно обращается с хрупкими предметами;
  • ловит мяч двумя руками и мячик – одной;
  • выполняет просьбы, в том числе, касающиеся предметов вне поля зрения;
  • вообще понимает обращённую к нему речь;
  • произносит большинство звуков;
  • употребляет в активной речи сначала слова, а затем и двух- трёхсловные фразы и, наконец, начинает говорить предложениями;
  • переходит от книг-картинок с подписями к книгам с иллюстрациями;
  • слушает сказку на ночь;
  • рисует человечков и держит карандаш тремя пальцами, как обычно держат ручку;
  • осторожно гладит животных;
  • дерётся на подушках;
  • качается на качелях;
  • ходит по бордюру;
  • моет посуду;
  • продевает нитку в иголку;
  • ест ножом и вилкой;
  • может слаженно действовать обеими руками так, что движения каждой из рук отличаются, несимметричны друг другу относительно вертикальной оси тела;
  • и множество других занятий, которым дети предаются при всяком удобном случае.

Чтение – сложный мыслительный процесс, требующий необходимой психической зрелости. Откуда её взять ребёнку? Разумеется, развить на основе другого жизненного опыта. Перечисленные активности дают необходимую базу, которая позволит научиться читать ради получения новой информации и писать, чтобы выразить свою мысль. Ребёнок учится быть внимательным и сосредоточенным. Если же родители торопят своего малыша ради удовольствия похвастаться миру вундеркиндом или просто увидеть более привычные, «академические» успехи в развитии своего чада, то ребёнок учится читать только затем, чтобы его хвалили и не ругали.

На обучение он тратит время, отпущенное на развитие ощущений и движения, что вызывает дефицит соответствующего опыта. Вот что пишет детский невролог О. И. Ефимов:

«Один год или два года – это возраст движения, а не знакомства с абстрактными понятиями. То, что ребёнок не научится в этом возрасте читать, никак не повлияет на его дальнейшее развитие. К семи годам ребёнок, рано научившийся читать, как правило, ничем не отличается от ровесников, которые начали читать в 6 лет. Но то, что ребёнок в два года мало двигается, может стать препятствием для развития интеллекта. Последствия дефицита движения могут долго оставаться незамеченными, вернее, на них обычно никто не обращает внимания. Когда у ребёнка в 10–12 лет возникнут проблемы с учёбой, уже никто и не вспомнит о том, что в 2–3 года ребёнок мало двигался».

Пять принципов быстрого чтения

Долгое просиживание за учебниками раздражает и малышей, и родителей. Взрослым кажется, что ребенок просто оттягивает момент и пытается увильнуть от выполнения задания. Школьник уверен: родители требуют от него невозможного. В этой ситуации нужно не только восстановить взаимопонимание, но и найти способ эффективного выполнения заданий.

Быстро проглатывать книжные страницы и превратить чтение в увлекательное занятие позволит овладение следующими пятью принципами:

  • Концентрация внимания. Сложно не заметить одну важную деталь: с интересной книгой ребенок справляется гораздо лучше и быстрее, чем со скучным учебником. Игра «Концентрация» позволит тренировать внимание малыша, чтобы он не отвлекался во время выполнения домашних заданий.
  • Подавление привычки проговаривать текст. Молчаливое чтение помогает быстрее справляться с книжными страницами.
  • Совершенствование способности держать несколько абзацев перед глазами. Научите малыша понимать структуру текста и читать его «по диагонали» – и ваш ребенок будет не только быстро проглатывать книжные страницы, но и успешно справляться с игровыми видами спорта, в которых нужен «зоркий глаз».
  • Управление информацией. Объясните малышу, что ему не нужно запоминать весь текст, слово в слово. Поиграйте с ним в детектива и разыщите полезную информацию во всем массиве напечатанных слов.
  • Развитие памяти. Скорочтение позволит вашему ребенку справляться с учебниками в 2-3 раза быстрее, чем его сверстники. Однако без способности запомнить прочитанное, навык будет бесполезным. Игры «Следопыт» или «Буквенный охват» помогут тренировать память, чтобы ребенку хорошо удавалось и чтение, и воспроизведение информации из текста.

Введите эти принципы в ваш ежедневный рацион питания новыми знаниями – и выполнение домашних заданий больше не будет долгим и изнурительным процессом для школьника.

Когда нужно заниматься постановкой звука Р?

В некоторых случаях деткам не удается произносить отдельные сложные звуки, например, «Р». Логопеды предостерегают от просьб произнести звук Р: ребенок может перейти на горовое произношение, которое очень трудно исправляется.

А вот упражнения делать можно и даже нужно. Для Р нужен сильный кончик языка, хороший подъем и сильная воздушная струя. Упражнения такие:

  • «Почистить верхние зубки»: рот в улыбке приоткрыт, язычком «чистим» зубки;
  • «Лошадка»: пощелкать язычком, рот приоткрыт, нижняя челюсть неподвижна;
  • «Барабанщик»: постучать за верхними зубками и произносить "ДДД", рот приоткрыть.

Ну и конечно, не помешает консультация логопеда. А вообще, можно не волноваться за звук Р до 4,5-5 лет, если все остальные звуки в норме.

" Lanalis: нам логопед сказала, что лучше ставить после 5, главное, успеть до того, как ребенок в школу пойдет. А артикуляционную гимнастику в любом случае делать полезно. И еще она говорила, что, если ребенок не умеет четко говорить Л и ЛЬ, Р ставить нельзя.

Кстати, многие родители успешно учат с детьми коварный звук Р через звукоподражания и важные для ребенка слова:

" Скорпиоша: На момент начала активной речи (год и 11 месяцев) в фаворе были трактора. Ну и учились называть правильно: "Т-Т-Т-Р-Р-РАКТОР". Оказалось, с "т" на "р" очень легко язычок переставляется. Через месяц начала речи буква "р" у нас была и сразу была чистая (не гортанная).

" mona_81: Мы голос каждого животного изображаем. Ну, знаете: собачка — ав-ав, киска — мяу… Сказала пару раз, как лев делает (ррр), доча стала повторять.

Развитая моторика и артикуляция, правильное дыхание, хороший слух, зрительный контакт и понимание — все это помогает сформировать полноценную речь ребенка.

Подборку составила Сибмамуля

Обновлено и дополнено

о детях от 1 до 3 лет Другие статьи автора

Читайте также:  Бортики в детскую кроватку для новорожденных: выбираем с умом