Как говорить с детьми о Боге: 5 ошибок родителей

Говорят, что чувство материнства/отцовства приходит само собой и подсказывает нам должное поведение, но не все так просто. Иногда родители, сильно любя своего ребенка, не могут выразить правильно свои чувства и заботу о нем. Не будем забывать, что именно родители формируют ребенка как личность и оказывают влияние на ео восприятие жизни. Итак, что нельзя говорить ребенку, чтобы не сломать ему жизнь? Ниже приведены фразы, которые и вы слышали сами, но не должны их говорить детям.

Дать время и пространство

Мы мечтаем о том, чтобы наши новые любимые и наши дети быстро находили общий язык. Надеемся, что они поймут и полюбят друг друга. Как этому способствовать? Лучше всего умерить свои ожидания. Дать им время узнать друг друга получше и не требовать задушевной дружбы.

«Не надо сразу рассказывать ребенку, что этот человек станет его новым родителем. Помните: в первую очередь это ваш избранник, а уже во вторую — тот, кем он может стать ребенку: отчим, старший товарищ, друг, — напоминает Анна Резникова. — Важно, чтобы от него самого исходила инициатива в установлении контакта с ребенком. Если ее нет, если есть хоть капля притворства, ничего не получится.

Будьте примером для своих детей

Никто из нас не идеален, и все мы порою совершаем ошибки. Однако для того, чтобы быть хорошим родителем, всем нам стоит помнить о том, что наши дети впитывают ту информацию, которую мы им даем, словно губка. Именно поэтому вы всегда будете для своих детей образцом для подражания, особенно в раннем детстве. Именно поэтому для того, чтобы вырастить ребенка добрым и человечным, вы должны быть такими сами.

Как считают исследователи из Гарвардского университета, «То, что мы должны быть для своих детей образцом для подражания, вовсе не означает, что мы должны быть идеальным или знать ответы на все их вопросы. Это значит прежде всего то, что мы должны справляться со своими недостатками, признавать свои ошибки, слушать своих детей и подстраивать собственное восприятие окружающего мира к тому, как на него смотрят они».

Быть честным со своим ребенком, особенно тогда, когда речь заходит о сложных эмоциях – это один из лучших способов быть для него образцом для подражания. Все дети без исключения усваивают жизненные ценности и то, как следует взаимодействовать с миром, прежде всего от своих родителей.

Поведение ребенка – язык, на котором он говорит с нами

«Детские психологи рассматривают различные проблемы ребенка как язык, с помощью которого малыш сообщает семье о своих трудностях. То, что ребенок не смог выразить словами, он всегда транслирует своим телом или трудностями в поведении. Часто из-за возраста ребенок не может сказать о своих переживаниях, так как не овладел еще речью в достаточной степени. А бывает, что сказать о важном стыдно или страшно, или в семье есть запрет на обсуждение некоторых болезненных тем. Поэтому поведение ребенка, будь то малыш или подросток, всегда лакмусовая бумажка того, что с ним происходит», – объясняет специалист.

Задача психолога – понять и помочь родителю разобраться в причинах неадекватного поведения, а ребенку – помочь выразить свое беспокойство словами или игрой, рисунком. Как правило, после такой работы с семьей проблемы взаимопонимания решаются.

Психологи – своеобразные переводчики детских поступков, у которых всегда есть причины.

Правда ли, что мальчики начинают позже говорить? И с чем это связывают

На многих форумах встречается подобный вопрос. Мам мальчиков интересуют причины, почему их дети начинают говорить позже своих сверстниц девочек.

Если рассмотреть этот вопрос с биологической точки зрения, то он исходит из особенности формирования головного мозга представителей разного пола. Мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за конкретные функции. Но для равномерного развития речи и других навыков необходимо, чтобы обе части обменивались информацией между собой. Дорогой для информации между двумя половинами головного мозга является пучок нервных волокон, который у девочек изначально больше, чем у мальчиков. Из-за этого у некоторых представителей мужского пола отмечается отставание от общих норм, в среднем до 4-х месяцев.

Это не страшно и не говорит о каких-либо отклонениях. Так распорядилась природа. Такое отличие заметно только в первые три года жизни. Впоследствии, при отсутствии негативных факторов, мальчики развиваются на равных с девочками.

Кроме биологических особенностей, на формирование речи могут повлиять и другие факторы, которые влияют на детей одинаково.

Нехватка времени на ответы, недооценка важности вопросов

Giuseppe Milo

Это касается не только ответов на вопросы о вере — современным родителям вообще катастрофически не хватает времени на общение с детьми. Есть социологические исследования, согласно которым современный родитель общается с ребенком примерно десять минут в день, причем большая часть этого времени тратится не на разговоры по душам, а на повседневную рутину: «покажи дневник», «почисти зубы», «уроки сделал?». Поэтому детям приходится искать ответы на свои вопросы у посторонних людей, которые могут не обладать педагогическими навыками, не иметь подлинных знаний и даже не всегда желать нашим детям добра. И не стоит тешить себя иллюзиями, будто достаточно раз в неделю поговорить с ребенком, прочитать ему нотацию и рассказать, что такое хорошо и что такое плохо. Нет, недостаточно! Ребенок нуждается в каждодневном внимании к нему и в каждодневном ответе на его вопросы.

Увы, на практике бывает иначе. Родители говорят: «Потом скажу», «Ты еще мал, не поймешь», «Спроси об этом на исповеди у духовника». И вот приходит ребенок на исповедь, а там стоит 70 исповедников и батюшка перед причастием вышел из алтаря поисповедовать. Естественно, он не ответит — ему некогда.

Вот потому и бывает, что даже в верующих, воцерковленных семьях вырастают дети, которые, уже закончив школу, понятия не имеют о воскресении мертвых и жизни будущего века, а знают только о загробной жизни души. Или, например, ребенок-пятиклассник из очень церковной семьи задает вопрос: «А где находятся кости Иисуса Христа?» Или дети не знают, что вообще значит имя Иисус. Таких примеров я могу привести множество. А причина — родители не беседуют с детьми на духовные темы.

Между тем родителям нужно с самого начала понимать, что детские вопросы — любые, не только о вере! — это очень серьезно, очень важно, отвечать на них совершенно необходимо. Нет времени? Значит, надо что-то изменить в своем жизненном распорядке, выкроить это время.

Нехватка времени на ответы, недооценка важности вопросов

Более того: к ответам на детские вопросы нужно очень серьезно готовиться. Лучше всего даже делать это заранее — пообщаться с другими родителями, с духовником, почитать православные ресурсы, посвященные этой теме — например, интернет-журнал «Батя», который, кстати, могу рекомендовать одиноким матерям, воспитывающим сыновей. Ведь такой маме трудно бывает отвечать на мужские вопросы, тут уж приходится привлекать взрослых мужчин — будь это духовник, школьный учитель, родственник. Но и самой нужно знать, что отвечать мальчику, чтобы он развивал свою мужественность.

Но может быть и так, что вы услышали от ребенка вопрос, на который затрудняетесь ответить сходу. В таком случае надо честно сказать: «Я сейчас ответить не смогу, но я подумаю, поищу ответ и обязательно тебе скажу». Естественно, обещание свое надо сдержать, причем сделать это как можно быстрее. Если вернуться к разговору через полгода, у ребенка уже отложится в сознании, что он спросил и ему не ответили.

И, конечно, нельзя все детские вопросы о вере спихивать на духовника или на учителя в православной школе. Делая это, вы тем самым демонстрируете ребенку, что духовная сфера вам чужда, что христианское вероучение вы не знаете, что ваша принадлежность к Церкви чисто внешняя, формальная. Постоянно отмахиваться «спроси у духовника» — значит, внушить ребенку уверенность, что вам ответить нечего.

Но бывают, конечно, такие вопросы, когда ребенку можно сказать: спроси об этом еще и у духовника. Мнение духовника — это очень важно, и надо, чтобы в семье знали, что ребенок спросил и что ему ответили. Поэтому я, как духовник, стараюсь делиться с родителями детскими вопросами. Чтобы дети задавали серьезные вопросы, я на своих уроках отвожу специальное время. Включаю музыку и терпеливо жду. Такие вопросы мне позволяют построить интересный урок. А чтобы их лучше запомнить, я завел в классе ящичек, куда дети кладут записки с вопросами. Они, конечно, и устно спрашивают, но мне важно, чтобы вопросы остались зафиксированными. Я изучаю динамику вопросов за последние годы, обнаруживаю некоторые тенденции, рассказываю об этом родителям наших учеников.

Читайте также:  Как годовалого ребенка отучить от грудного вскармливания

Упражнения для понимания речи

Так же я учила ребенка пониманию речи и на занятиях ава-терапией, потому что, чтобы ребенок выполнял инструкцию, он должен ее понимать.

"Дай шарик"

учим выполнять просьбу дай, для этого применяем сначала полную физическую подсказку, постепенно ослабевая ее, оставляем только устную. Тоже самое и со словом "шарик", учим сначала что такое шарик, с подсказками, а потом уже соединяем инструкцию воедино и просим выполнить ее. Все верные действия поощряем, закрепляем и переносим в жизнь, то есть теперь вы можете вне занятия попросить ребёнка принести шарик.

Пособия для занятий

Чтение книг и занятия по книгам так же способствуют понимаю речи. Книги лучше выбирать с крупными и яркими картинками, они могут заинтересовать ребенка. При чтении показываем героев: "Катится колобок", указываем пальцем на колобка, "на встречу ему лиса", показываем лису пальцем. Если ребенок заинтересуется, можно внимательней рассмотреть картинку и найти на ней еще какие-то предметы, озвучить ему их.

Еще я занималась с сыном по вот таким пособиям, мне они понравились больше всех, по ним можно составить план занятий и посмотреть знания ребенка, и понять чему же учить.

Затерты до дыр.Пример заданий.

Так же эти пособия соответствуют ФГОС и разделены на возраст. Мы сначала занимались с года до двух, было само пособие, потом я купила тесты к нему (не могу найти его в данный момент, чтобы показать ). Сейчас занимаемся по пособию с двух до трёх лет (также есть книжка-пособие и тесты). Именно их я очень советую для домашних занятий. Кстати, серия очень хорошая, есть много разных вариантов, то есть можно подтянуть какую то одну область, где у ребёнка возникают трудности.

Серия с двух до трёх лет.

Ещё очень советую вот это пособие, тоже много что полезного из него почерпнула.

Тесты на развитие речиЭто самая первая страница, то есть начинаем с понимания речи.

Вот так постепенно, а главное постоянно я учила своего сына понимать речь и понимание пришло: по тихоньку и постепенно, я могу с уверенностью сказать, что к двум годам сын стал понимать речь очень хорошо, а первые результаты я заметила уже после месяца плодотворной работы. Рассказывайте свои способы, делитесь ими в комментариях, они могут пригодиться читателям.

———

Действия родителей

Нельзя мешать ребенку

  1. Не нужно навязывать ребенку свой спортивный опыт. Ребенок должен сам попытаться всему научиться и во всем разобраться. Перенося свой опыт на ребенка родители очень часто «перегибают палку», превращая совет в наставление, и преподнося свои прошлые достижения как удивительные и непосильные другим заслуги.
  2. Не нужно заочно «спорить» с тренером («Твой тренер не прав»; «Я тоже тренировалась и знаю, что лучше вот так»). Нельзя подрывать авторитет тренера в глазах ребенка, ведь это может сильно ухудшить отношение ребенка к тренировкам и к самому тренеру.
  3. Не нужно реагировать на «спортивный» страх и волнение как на настоящие страх и волнение. Не говорите ребенку перед соревнованиями, чтобы он не нервничал или успокоился. Говорите, что беспокойство и эмоции перед соревнованиями — это нормально и хорошо. Ребенок должен понимать, что соревнования — это то место, где ему нужно показать свои самые лучшие качества, а предстартовое волнение и страх испытывают абсолютно все, и дети, и взрослые, просто иногда не показывают этого.
  4. Не нужно сравнивать вашего ребенка и других детей. «Я смотрела вашу тренировку, а ваш Миша бегает быстрее всех!», «Ты очень хорошо играл сегодня, но как зовут того мальчика, который забил пять голов? Он молодец, надеюсь, он будет играть в вашей команде на соревнованиях!». В то же самое время, не перехваливайте ребенка, будьте объективны в своих оценках. Действительно хвалить и критиковать имеет право только тренер, а вы должны подходить к оценке достижений ребенка с позиции любителя: «Ты здорово играешь, стараешься, ты молодец!».
  5. Не настраивайте ребенка на то, что поражение = печаль, грусть, и т.д. Ни в коем случае не заставляйте ребенка бояться поражения, внушать ему то, что в случае поражения нужно испытывать какие-то особенные, страшные для ребенка эмоции («Я все сделал не так, я все проиграл», «Я хуже всех», и так далее). В случае поражения все эмоции придут к ребенку сами.

Что нужно помнить

  1. Помните о том, что соревнования для ребенка — намного больший праздник, чем соревнования для взрослых. Ребенок не готов, образно говоря, отдать за победу жизнь, что присуще профессиональным спортсменам. Не ведите себя чрезвычайно серьезно, не показывайте свое волнение и беспокойство, не мандражируйте в день соревнований больше ребенка (или хотя бы не показывайте этого). Спланируйте день соревнований как обычный выходной, только вместо условного кинотеатра вы едете на детские соревнования — вот и все.
  2. После соревнований «живите» выступлением ребенка и говорите о них ровно столько, сколько захочет сам ребенок. Как правило, впечатления от соревнований, будь то победа или поражение, очень сильны, и ребенок будет хотеть много и долго разговаривать о том, что было, о том, как он смотрелся со стороны, что вы видели, и как все было. Обязательно участвуйте в этих разговорах, не говорите ребенку: «Ну все, мы уже в пятый раз об этом говорим, хватит» — говорите столько, сколько нужно ребенку. Это очень важная часть постсоревновательной психологической установки.
  3. Чрезвычайно важный момент — находитесь в контакте с ребенком. Привести родителей на стадион, начать играть матч, посмотреть на трибуну и увидеть, что родители сидят в телефоне/на что-то отвлечены/куда-то отошли (в туалет, например) — в общем, не следят за своим ребенком — одно из самых страшных и разочаровывающих событий для ребенка. Помните, что вы должны всегда находиться в контакте с ребенком (вербальном/зрительном — где что уместно). Сходите заранее в туалет, купите заранее бутылку воды, сделайте все дела и все нужные звонки. Ребенок выступает не только и не столько для себя, сколько для вас, особенно если он сам просил обязательно прийти и посмотреть, как он выступает.

Какими вырастают недолюбленные дети

Нехватка любви, понимания в детстве обязательно отразится на взрослой жизни ребенка. Как именно, зависит от того, каким способом он пытается добиться внимания родителей в детстве. Есть несколько возможных сценариев.

Какими вырастают недолюбленные дети
  • Если ребенок старался заслужить, заработать любовь какими-то достижениями, вполне возможно, что, став взрослым, он добьется огромных успехов в социальной сфере, в бизнесе, в науке. Даже после смерти родителей, он будет продолжать доказывать, что был достоин внимания, что им можно гордиться. Но все его успехи и достижения не смогут залечить детскую травму, он не будет удовлетворен, не будет искренне счастлив.
  • Если в детстве ребенок добивался внимания деструктивными способами — плохим поведением, злыми выходками, жестокостью, с большой вероятностью, став взрослым, он продолжит в том же духе. Вот только его выходки станут еще разрушительнее. У недолюбленного ребенка есть все шансы стать социопатом, попасть в тюрьму, увлечься наркотиками или игроманией.
  • Если получать внимание мамы удавалось только во время болезни, для чего ребенок зимой ел снег, а летом пил холодную воду или специально ранил себя, во взрослой жизни он рискует получить более тяжелые заболевания — онкологию, депрессию, рассеянный склероз и т.д. Естественно, причиной будет психосоматика.
Какими вырастают недолюбленные дети

С какими еще проблемами сталкиваются во взрослой жизни недолюбленные дети?

Какими вырастают недолюбленные дети
  • Они не умеют чувствовать себя и свои желания. Эту способность в ребенке формируют именно родители. Давая ему обратную связь, они показывают, что маленький человек существует, что у него есть потребности, которые можно и нужно удовлетворять.
  • Способность любить также приобретается в детстве. Если ребенок не знает, как это — быть любимым, давать и принимать любовь, он не сможет сделать этого, став взрослым. Недолюбленная девочка не сможет стать любящей мамой, она не знает, как это.
  • Низкая самооценка, неспособность получать удовлетворение от своих достижений — это также побочные эффекты детства без родительского внимания и любви.
Какими вырастают недолюбленные дети

Очень часто родители осознают свои ошибки слишком поздно, когда исправить их уже невозможно или крайне сложно. Поэтому, если у вас есть хоть малейшие сомнения, хватает ли вашему малышу внимания, правильно ли вы выражаете свою любовь, отложите все дела и проанализируйте ситуацию. Если понимаете, что самостоятельно сделать это не получается, приходите ко мне на консультацию. Не оставляйте проблему нерешенной. Чем это чревато вы теперь знаете.

Какими вырастают недолюбленные дети

Просмотров: