Как быть и что делать нельзя, если ребенок не хочет учиться в школе

Приветствую вас, дорогие мои читатели! Если у вас в семье имеются детки школьники, то эта статья окажется для вас весьма полезной. Ведь здесь мы рассматриваем проблему нежелания учиться в школе. А с ней, увы, рано или поздно сталкиваются почти все родители. Почему ребенок не хочет учиться в школе? Ответов на этот вопрос есть множество. К счастью, и способов решения проблемы если ребёнок не хочет учиться тоже немало!

Почему ребенок не хочет учиться?

Начинаться все может достаточно невинно. Сначала ребенок идет в школу, но уже без особого энтузиазма. Потом начинает рассказывать, например, про отмену урока, головную боль или боль в животе. Самый сложный случай – это открытый «бунт», просто отказ идти в школу или даже вставать с постели. Поводов для этого у детей очень много. Вот частые причины почему дети не хотят учиться в школе:

  1. Слишком интенсивный учебный процесс, сложная учебная программа и стресс, связанный с этим.
  2. Неправильный выбор школы или класса – по профилю, например, если ребенка гуманитария отправили в класс с углубленным изучением математики или физики.
  3. Конфликты с одноклассниками или преподавателями.
  4. Отсутствие нормального отдыха и активности физического плана. В идеале школьник после школы должен отдыхать хотя бы 2 часа. Но часто бывает так, что ребенка заставляют учить уроки. Или же он сразу отправляется на секцию, где тоже учится и трудится. Перенапряжение рано или поздно сказывается на нервной системе.
  5. Комплексы и неуверенность в себе. Если ребенку не комфортно среди одноклассников, и его мучает неуверенность, то учебный процесс точно будет не в радость.
  6. Давление со стороны взрослых, отсутствие адекватной реакции на его успехи и провалы. Часто — наказания за плохие оценки или отсутствие похвалы за достижения и хорошие оценки.
  7. Тяжелая семейная обстановка, скандалы родителей. Все это приводит к тому, что дети замыкаются в себе, винят себя в родительских ссорах, начинают буквально пропускать их сквозь себя. И, разумеется, теряют всякий интерес к учебе.
  8. Гиперактивность, сложности с вниманием и концентрацией. Дети с такими особенностями практически не способны высидеть спокойно 40-ка минутный урок.
  9. 100% контроль со стороны взрослых – он порождает пассивность и равнодушие к учебному процессу, и не только к нему.
  10. Зависимость от игр, телевизора, иных дурных привычек. Часто все силы (физически и эмоциональные) чадо тратит, к примеру, на игру. И на школу сил просто не остается.
  11. Проблемы с режимом. Если школьник не высыпается, ложится поздно, то логично, что утром ему не хочется идти в школу. А на учебу просто не имеется ресурсов.
  12. Дурная компания – если ребенок попал в дурную компанию, а его новые друзья курят, к примеру, или хулиганят, то и он будет повторять за ними. Следовать «правилам стаи».

Прежде чем применять советы знакомого психолога, бить тревогу, предпринимать много других бесполезных действий, попробуйте определить основные причины.

Почему ребенок не хочет учиться?

И понять, почему же чадо не желает учиться. Если можете устранить эту причину сами, сделайте это. И это будет первым, но самым важным шагом на пути к успеху.

Читайте также:  10 причин отказаться от сладкого и 10 советов как этого достичь

Существует хороший тест по вопросам которого вы как родитель вполне можете определить причину нежелания учиться у вашего ребенка. По сути, этот тест определяет  уровень мотивированности детей к учебному процессу.

Возможные причины потери интереса к учебе

Подростковый возраст это период испытаний для каждого человека, так как взрослеющей личности приходится сталкиваться с множеством проблем. Возможно, одна из таких проблем является главной причиной потери заинтересованности к учебе:

  • Неравномерное развитие подростков. К 12- 14 годам проявляются заметные различия в созревании детей. Отстающие в своем развитии (росте и других физических данных) мальчики и девочки чувствуют себя неполноценными в общении со сверстниками. Убежденные в своей непривлекательности, они замыкаются в общении с одноклассниками, предпочитают, чтобы их не замечали. Возможно, из-за этого они перестают участвовать в обсуждениях тем на уроках, избегают школьных мероприятий, начинают прогуливать занятия.
  • Конфликты в школе. В период достижения половой зрелости тинэйджеры становятся раздражительными и агрессивными, относятся к своему ближайшему окружению с повышенной критичностью. Возможно, потеря интереса подростка к учебе связана с тем, что
  1. Одноклассники дразнят его, унижают или проявляют агрессию.
  2. Он вступает в конфликты с учителями, выражает к ним неуважение.
  3. Он агрессивно ведет себя с одноклассниками, занимается выяснением отношений вместо учебной деятельности.
  • Повышенная обидчивость, болезненное восприятие любой критики в свой адрес. В эти годы ребенок формирует представление о себе на основе мнения одноклассников, учителей, друзей, ближайшего окружения. Поэтому несколько замечаний учителя, особенно если он критикует ученика перед всем классом, наносят ему психологическую травму, вызывают дискомфорт. В следующий раз, учащийся будет избегать отвечать у доски, предпочтет сразу получить двойку, нежели быть осмеянным своими одноклассниками за глупый ответ.
  • Интенсивный рост организма. К 12-15 годам человеческое тело претерпевает существенные изменения, растет с ускоренной силой. При нехватке питательных веществ, витаминов и микроэлементов учащийся не может сконцентрироваться на уроках, так как на учебу просто не хватает сил, организм истощен. Родителям следует обратить внимание, если у ребенка постоянные головные боли, хроническая усталость, головокружение, – это повод обратиться к врачу, изменить рацион питания и режим дня.

Кроме изменений, происходящих с физическим телом и психикой тинэйджера, отсутствие желания учиться может быть связано с неблагоприятным влиянием ближайшего окружения.

Внешние факторы, снижающие мотивацию

Возможные причины потери интереса к учебе

Желание к учебе у подростка могут отбить родители, учителя, друзья.

Слишком жесткие, авторитарные родители подавляют личность своего чада. С годами терпение ребенка заканчивается, а с наступлением переходного возраста происходит «взрыв». Тинэйджер, уставший от бесчисленных приказов и нравоучений, выходит из-под контроля, вступает с родителями в открытую конфронтацию или попросту игнорирует все их требования. Поэтому, плохая учеба становится способом доказать родителям, что они потеряли свой авторитет и влияние.

Интерес к школьному предмету напрямую зависит от личности учителя, его способности найти подход к каждому ученику, способов подачи материала. Если учитель оскорбляет учеников, не уважает их, прилюдно высмеивает за ошибки или недостатки, желание учиться пропадет у каждого. Подросток, видя в школе пренебрежение и неуважение к себе, будет прогуливать уроки. Скучная подача материала, так же снижает мотивацию учащихся. Родителям нужно обратить внимание, не происходило ли смены учителей в тот период, когда у их ребенка снизилась успеваемость.

Читайте также:  Как сделать так, чтобы ребенок одевался сам

В переходном возрасте незрелые личности сильно подвержены влиянию извне. Подростку достаточно попасть в плохую компанию, где учеба считается делом постыдным, неинтересным и он примет это поведения за образец, эталон. В современное время родителям сложно контролировать общение своего ребенка, ведь при отсутствии посиделок с друзьями он может общаться с ними через интернет.

Этапы формирования самостоятельности при подготовке домашнего задания:

1. Выполнять как можно больше заданий вместе с ребенком. Постарайтесь понять, где пробелы, и помогайте их восполнить.

2. Определенную часть работы ребенок выполняет самостоятельно. При ее успешном выполнении оцените ее (поставьте рядом какой-нибудь смайлик, значок). На этом этапе ребенку нужно объяснить, что обращаться за помощью необходимо при конкретных затруднениях, а не на постоянной основе. Статья по теме Есть, чтобы учиться. 5 советов для родителей по питанию их чад

3. На данном этапе ребенок уже самостоятельно выполняет все задания. Вы находитесь рядом, занимаетесь своими делами, но в любой момент можете прийти на помощь и проверить выполненное. Смысл этого этапа — ребенок должен убедиться, что справляется самостоятельно.

4. На этом этапе ребенок также выполняет задания самостоятельно, но уже знает, сколько времени уйдет на подготовку, контролирует себя. В этот момент Вы уже можете отсутствовать дома либо находиться в другой комнате. Смысл этого этапа — ребенок сам старается преодолеть свои трудности.

СИТУАЦИЯ

Сашенька была единственным ребенком в семье, жила с мамой и бабушкой. Мама фактически была папой, часто уезжала на заработки, была добытчицей, а бабушка водила внучку в детский садик, поликлинику, на прогулки. Тихое семейное счастье закончилось, когда Сашенька пошла в школу: скромная девочка потерялась среди своих шумных одноклассников, постепенно стала отставать в школе. Бабушка готова была готовить обеды, стирать, присматривать за внучкой, но она опасалась вмешиваться в школьные дела. Поскольку мама появлялась дома только на выходные, она пыталась штурмовать события, ругала дочку, пугала ее тем, что она вырастет неграмотной, а иногда взывала к совести. Общение с дочкой стало похожим на дополнительную работу дома. Перепуганная Сашенька сидела и тупо смотрела на задание, не зная, с чего начать. Ей казалось, что любое ее телодвижение приведет к страшным последствиям. Учеба становилась все хуже. В третьем классе ее оставили на второй год, хотя классная руководительница была уверена: этому ребенку нужно было только немного помочь утвердиться, войти в группу, адаптироваться к темпу школы.

Мама: «Я и так несчастна, а ты еще и плохо учишься! До каких пор ты будешь меня изводить?»

Дочка: «Я тупая… Я виновата в том, что у нас нет отца, нет денег и мама болеет…»

Читайте также:  10 способов, как заинтересовать ребенка историей

Чтобы оказать давление на ребенка и заставить учиться, мы иногда взываем к его совести и сочувствию. Ребенок не должен использоваться как психотерапевт, отдушина, жилетка, чтобы поплакаться. Так у ребенка сформируется огромный комплекс вины: он постоянно разрушает жизнь самого родного ему человека, мешает быть ему счастливым и радостным. Ваш ребенок будет нести гораздо больший груз, чем вы сами. Вы думаете, это придаст ему сил и уверенности? Или вы дорожите своей репутацией вечной жертвы, заложницы неблагоприятных обстоятельств?

Если честно, обстоятельства всегда против нас, а дети всегда требуют внимания и сил. Если вам трудно держаться, подумайте, кто из родных и знакомых мог бы помочь? Как организовать среду так, чтобы это и вам, и ребенку придавало сил?

Не нужно стесняться беспокоить учителей, они будут рады сотрудничеству с вами, ведь и у них непростая задача: обучить целый класс детей с разным уровнем подготовки, способностями и мотивацией.

Мы говорим | Они слышат
• Тебе достались хорошие гены! Я тоже учился легко, сын! | • Ура! Мы — счастливая семейка! Главное, чтобы достались гены. Пусть работает тот, кому не повезло!
• Ты просто ленивый, стоит только поднатужиться, как ты покажешь блестящий результат! | • Я бы поднатужился… Но я ленивый. Как-нибудь удивлю их, ладно уж!
• Ты почему не учишься? У тебя есть все, чтобы учиться хорошо! У тебя светлая голова! | • Я не пойму, они меня хвалят или ругают? Пусть подумают, а я пока погуляю…
Как не стоит реагировать | Лучше сказать
• Отец с дневником, в котором красуется «3»: «Это при твоих-то способностях!» • Ребенок: «Моих способностей хватит на всю жизнь!» | • Отец: «Способности атрофируются, если их не тренировать! По-моему, у тебя они исчезают…»

От природы ребенок чистый, искренний и добрый. Это позже социум и жизнь научит его быть осторожным и внимательным, научит защищаться, а иногда и нападать. А пока их доброта проявляется во всем, в отношении к людям, к животным, к себе. Еще одна важная черта, которая появляется у нас с появлением малыша — это терпение. А как же без него? Также мы учимся относиться с пониманием сначала к своему ребенку, а потом и к другим людям. Мы чаще задаем себе вопрос, почему ребенок себя так ведет, может, что-то случилось. Мы с пониманием стараемся относиться к ее иногда странных интересов и потребностей. Дети открыты миру, а в ответ мир открыт для них. Взрослые очень часто «закрываются», пытаясь уберечь себя от различных угроз и неприятных ситуаций. Иногда это действительно оправдано, но часто это приводит к негативному восприятию мира и себя в нем. Но когда мы доверяем мира, мир доверяет нам, он открывает нам свои возможности и ресурсы.