Как быстро и правильно научить ребенка алфавиту?

ykaneva 2020-11-05T18:17:33+00:00 November 30th, 2016 | Для учителей, ТОП статей в блоге| 44 Comments 44 814,159

Когда начать обучение?

Условно назвать 4–5- летнего малыша готовым к изучению букв можно. Но следует ориентироваться на индивидуальные особенности развития вашего ребенка.

Во-первых, он, скорее всего, сам станет проявлять интерес к закорючкам в книжках – буквам, которые вы читать умеете, а он – нет.

Во-вторых, если у ребенка есть проблемы с произношением некоторых звуков (чаще всего [л], [р] и [с]), то сначала необходимо устранить эти трудности и только после этого приступать к занятиям. Вы всегда можете обратиться за помощью к логопеду или попытаться скорректировать произношение самостоятельно. Если вы этого не сделаете, малыш будет путать звуки и названия букв, не говоря уже о чтении слогов. Занятия его не заинтересуют, и он просто откажется от изучения азбуки.

Когда начать обучение?

Также не стоит торопить ребенка, если словарный запас у него еще маленький. Да и зачем это делать? Вряд ли вы сильно пострадаете, если кроха начнет учить буквы не в 3-4 года, а в 5-6 лет. Оставляйте больше естественности в развитии малыша, и тогда он будет заниматься с удовольствием.

Как научить ребенка быстро читать

Малыш учит лишь гласные. Алфавит имеет 10 гласных, поэтому выучить их не тяжело. Следует на листах бумаги нарисовать кружочки, на каждом листе по одному кружочку, а сверху красным цветом написать гласные. Если посмотреть звуковую схему, то гласные на ней изображены кружочками либо точками красного цвета. Пускай каждая из этих «бусинок» имеет собственную песню.

Листы нужно наклеить по всей комнате либо квартире и через небольшие промежутки времени предлагать малышу исполнить песенку, указывая любую букву. Если сделал ошибку, то следует его исправить, сказав, что он исполнил песенку той вот «бусинки». Спустя время нужно гласные перевесить, поменяв их местами. Это нужно делать столько раз, пока ребенок их хорошо и правильно не будет знать.

Когда он все запомнит, тогда следует сыграть в прятки. Показать любое слово, написанное крупно, попросив сказать, какая «бусинка» убежала. Малыш великолепно запоминает и сможет определить букву, которая записана с помощью различных шрифтов. Все это возможно делать, также гуляя на улице, нужно показывать название различных магазинчиков либо улочек, рекламного щита. Таким способом ваше чадо очень быстро сможет запомнить гласные. Теперь переходим к слогам.

Учимся читать по слогам

Когда малыш знает гласные, то пришло время обучить его чтению. Берется букварь либо азбука, однако это плохо помогает. В дальнейшем ему тяжело дается чтение слов, все слова читаются побуквенно. Самый верный способ — сразу обучить малыша чтению с помощью маленьких слогов либо слов, так же как учили его разговаривать целыми словами, а не отдельными звуками.

Например, уча букву «П», не следует рассказывать, что это согласная. Дитю это пока не надо. Следует рассказать, что это буква папы, слово «Папа» начинается благодаря этой букве. Нужно с буквой поиграть, увидеть, на что она похожа. Один ребенок, глядя на букву, может рассмотреть стол, другой стул. Какова суть? Нужно построить в голове малыша образ, тогда он хорошо запомнит буквы.

После следует приставить выученную букву к «бусинкам» гласным и прочитать. Сразу должен прочитать взрослый, затем надо читать с малышом вместе, сначала шепотом, потом тихо, дальше громче, а после в виде эха. Также можно написать слоги табличкой, а ребенка попросить, чтоб он показал то, что сейчас произнесет взрослый, а после наоборот. В эти игры нужно играть немного, приблизительно 15 минут, затем отвлечься на иное.

Запомните: лучше начинать обучение чтению простых слогов, заканчивающиеся гласными «ПА, МА, ДА». Чтение шипящих слогов: «ША, ЩА, ЧА» лучше учить позже, а в конце учить слоги с гласной впереди: «ОР, АМ, ЭХ»

Учимся читать слова

После, как малыш выучит несколько согласных, с ним стоит начинать складывать небольшие слова, которые могут иметь 3-4 буквы: ЛА-К, ЛЕ-В, ДУ-Б, КО-Т. Начиная чтение слова, малыш самостоятельно додумывает его продолжение. А взрослый, подставив необходимую букву, показывает, как данное слово смотрится. При таком обучении подойдет специальная магнитная азбука.

Читайте также:  Какие основные вопросы задают неврологу родители ребенка до года?

Возьмите несколько небольших слов, состоящих из 3–6 букв. Дальше каждое слово следует написать на отдельном листе. Листы лучше брать одного цвета, наклеив их с малышом по всей комнате. Слова нужно показать, прочитать и наклеить на листы. Лучший вариант, когда на листе кроме написанного слова, нарисован еще и предмет, обозначающий данное слово.

После уберите картинку, попросив найти нужное слово либо прочитать, что написано на листе. Не стоит забывать менять местами листы. Также взрослый может специально читать неправильно, а дитятко должно его исправить, прочитав как надо. Через время, после того как ребенок запомнит эти слова, надо брать следующие.

Не забывайте время от времени повторять прежние слова. Благодаря этому способу, ребенок легко, быстро научится читать целыми слогами и словами. Для этого хватит 20 минут, поэтому ребенок не успеет устать. Ему наоборот все понравится, он будет с удовольствием заниматься.

«Жили были дед и баба» или научите ребенка сами

Никто не может лучше научить ребенка читать, чем его мама и папа. Это потому, что чтение подразумевает нечто большее, чем просто озвучивание слов на странице. В самом сильном смысле чтение является как эмоциональным, так и интеллектуальным делом — переплетение письменного текста с собственным жизненным опытом. Если дошкольнику повезет, он переживет это как теплое, заботливое время, когда он сидит на коленях у мамы и переворачивает страницы, идет в библиотеку с папой за интересной книгой, а в субботу утром обнимается с родителями в постели, когда они читают его любимые истории.

Возможно, ребенок еще слишком мал, чтобы понять, что именно ему читают, но он испытывает глубокие эмоции, которые будут длиться всю жизнь: чтение — это любовь, чтение — это безопасность, а чтение — это хорошо.

Тест для родителей: готовы ли вы обучать

  • Вас беспокоит большое количество людей, которых вы знаете и которые редко читают ради удовольствия?
  • Вы хотите, чтобы ваш ребенок любил читать и развил в себе страсть к чтению?
  • Вы обеспокоены школьными программами чтения, которые делают акцент на фонетику и зрительные слова, а не на понимание? Понимание — это способность понимать и интерпретировать прочитанное. Чтобы ребенок мог понять прочитанное, он должен не только расшифровать текст, а также должен установить значимые связи между тем, что он прочитала, и тем, что он уже знает. Он также должен уметь глубоко задуматься над тем, что он прочитал.
  • Вы беспокоитесь о том, что школы приносят больше вреда, чем пользы из-за своей одержимости заставить детей читать в детском саду?

Если вы киваете на все эти вопросы, вы идеальный кандидат, чтобы научить своего ребенка читать. К сожалению, слишком многие родители ошибочно полагают, что чтение должно преподаваться обученными педагогами и требует дорогого комплекта рабочих тетрадей, алфавитных карточек, специальных книг и других ресурсов. Нет ничего более далекого от правды. Никто не может лучше научить ребенка читать, чем его родители!

Мой лучший друг — это человек, который даст мне книгу, которую я не читал. – Авраам Линкольн.

Как научить ребенка буквам алфавита?

Многие родители задумываются, как научить ребенка алфавиту? В каком возрасте приступать к обучению? Чтобы кроха был подготовлен к учебному процессу, знакомить его с буквами нужно еще до школы. Детсадовец уже способен понять и запомнить алфавит — основу письма и чтения.

Когда пора начинать обучение?

По мнению некоторых ученых, учить алфавиту следует практически с рождения: с 2-3 месячного возраста. Однако многие специалисты говорят о нецелесообразности такого обучения и советуют подождать, пока ребенку не исполнится 1,5 года.

К этому возрасту малыши становятся очень любознательными и проявляют тягу к познанию нового. Если вы решили начать обучение крохи буквам до 2-летнего возраста, следите за нагрузкой.

Переутомление плохо скажется на неокрепшей нервной системе малыша, а его интерес к занятиям пропадет надолго.

Большинство педиатров и педагогов советуют приступать к освоению алфавита после 3-летнего возраста. Именно с 3 до 11 лет любознательность крохи находится на пике. В этот период высока его обучаемость.

Развитие каждого малыша индивидуально, поэтому выбирать возраст, подходящий для обучения буквам, родителям придется самостоятельно.

Ребенок не готов к освоению алфавита, если он не выговаривает многие звуки, заикается, запинается при произношении. Важна и психологическая готовность крохи.

Результат обучения будет малоэффективным, если во время уроков малыш будет быстро утомляться, часто отвлекаться, плачем реагировать на свои ошибки.

Как подготовить малыша?

В первую очередь важно привить любовь крохи к чтению. Ежедневно читайте ему короткие увлекательные истории, сказки, стихи. При этом придерживайтесь простых правил:

  • разрешайте малышу самостоятельно выбирать книгу для чтения;
  • позволяйте ребенку самому перелистывать страницы;
  • обращайте внимание малыша на иллюстрации;
  • обсуждайте с ребенком прочитанное доступным ему языком, учите его делать краткий пересказ;
  • если малыш пробует все на зуб, приобретите для него книги с резиновыми или плотными картонными листами.
Читайте также:  5 методов, как приучить ребёнка к порядку

Игровые методы обучения детей до 3 лет

  1. Карточки с рисунками. Напишите на листе бумаге крупную букву, рядом наклейте несколько картинок, изображающих предметы, начинающиеся с этой буквы. Развесьте их на стене и чаще обращайте на них внимание крохи.
  2. Азбука на магнитах. Очень удобны буквы, которые с помощью магнитов крепятся на холодильник.

    Малыш в любое время может передвигать их, складывая слова.

  3. Съедобные буквы. Обучить ребенка азбуке можно даже за едой. Сделайте выпечку в виде букв, сложите алфавит из фруктов, веточек зелени, орешков.
  4. Развивающие мультфильмы.

    Включая их ненадолго ребенку, можно закрепить результат, полученный в процессе основного обучения.

Обучение алфавиту детей постарше

  1. Настольные игры. Приобретите лото, домино, кубики с буквами. Выбирайте самые простые изображения, чтобы лишние детали не сбили ребенка с толку.
  2. Мастерская букв.

    Как научить ребенка алфавиту по азбуке, сделанной его руками? У дошкольника хорошо развита мелкая моторика и воображение, поэтому предложите ему самостоятельно слепить буквы из пластилина, сложить их из камешков, склеить из макаронных изделий или крупы.

  3. Ассоциации. Найти отражение в буквах может все, что окружает вас с малышом.

    Пусть определенные предметы ассоциируются у него с конкретными буквами. Нарисуйте тигра, похожего на букву «Т», обезьяну, свернувшуюся буквой «О», крокодила с открытой пастью в виде буквы «К».

Основные нюансы обучения

Сделайте уроки комфортными и увлекательными для ребенка. Не забывайте, что лучше всего обучать малышей в форме игры. При этом теорию нужно сократить до минимума. Продолжительность урока не должна превышать 10 минут для двухлеток, и 30 минут для деток постарше. Занятия по изучению алфавита важно проводить регулярно.

Учебный процесс не должен быть навязан малышу.

Учебный процесс не должен быть навязан малышу. Приступать к урокам следует лишь тогда, когда кроха находится в хорошем настроении. Если ребенок в процессе обучения получит негативные эмоции, это может бессознательно отбить у него все стремление к познанию нового.

Обучая ребенка, не показывайте свое недовольство его ошибками. Нельзя сравнивать результаты крохи с неудачами и успехами других детей. Помните: ваш малыш индивидуален. Проявляя терпение и хваля его, вы постепенно получите видимый результат.

Закрепляем материал

Чтобы малыш лучше запомнил алфавит, чаще просите его назвать буквы, которые он видит в окружении. Например, на прогулке, при посещении поликлиники, в процессе игры. Просите кроху рисовать буквы на бумаге и раскрашивать их. Вместо привычной сказки перед сном рассказывайте ребенку истории о приключениях букв.

Не забывайте, что вы учите своего малыша алфавиту не для того, чтобы выделять его среди других детей и получать похвалу от мамочек на детской площадке. Раннее и правильное знакомство с азбукой способствует развитию детских способностей, подготавливает ребенка к чтению и служит полезной формой времяпрепровождения крохи с родителями.

Что можно использовать для обучения ребёнка алфавиту

Помощниками в изучении алфавита могут стать кубики, магниты, раскраски, азбуки… Есть хорошие обучающие мультфильмы, как «Уроки тётушки совы». Выкладывать буквы можно из палочек и карандашей, лепить из пластилина и теста. Очень удобны мольберты, на которых можно писать алфавит, склады, прикреплять магниты. Продаётся также немало игрушек, помогающих в познавания букв.

Помощниками в изучении алфавита могут стать кубики, магниты, раскраски, азбуки…

Какой бы путь освоения алфавита вы ни выбрали, главное, чтобы его принял ребёнок. Также нужно понимать, что без усилий как со стороны родителей, так и малыша, выучить буквы не удастся.

Вам также будут интересны статьи: В каком возрасте начинать учить ребенка читать?

Для детей лет

Если с дошкольником еще не проводили изучение алфавита, то теперь самое время начать заниматься. В 6 лет мозг ребенка хорошо перерабатывает информацию, поэтому обучение будет продвигаться легче и быстрее. Тот объем, который малыш в 3-4 года осилил бы за год, дошкольнику покорится за несколько недель.

Необходимо оснастить его всеми необходимыми пособиями – азбукой, карточками, плакатами. Также стоит купить прописи. В 6 лет ребенок способен одновременно выучить алфавит, научиться читать и получить начальные навыки правописания. Помимо изучения, не стоит забывать про игры. Дошкольнику понравятся игры в “классики” и “найди картинки”, а также развивающие мультфильмы, в которых буквы алфавита представлены для детей в виде персонажей, переживающих захватывающие истории.

В скором времени ребенок пойдет в школу, игры отойдут на второй план, а педагоги вплотную займутся его дальнейшим образованием.

Простые, но эффективные рекомендации

Чтобы облегчить процесс обучения полезным станет приобретение алфавита в виде книги или доски. Буквы могут быть магнитными или нарисованными на карточках, периодически показывайте их и проговаривайте звуки.

Повесьте красочный плакат с алфавитом в детской комнате, чтобы ребёнок мог свободно подходить к нему.

Для того, чтобы процесс стал игровым, нужно выбирать необычный способ подачи информации.

Простые, но эффективные рекомендации

Например, предложите собирать буквы по картинке, из разных предметов: крупа, мелкие игрушки, камушки, песок.

Мама может нарисовать трафарет буквы на небольшой картонной карточке и попросить раскрасить ее, залепив пластилином, либо с помощью клея и подручных средств украсить буковку бусинками, бантиками, крупой, блёстками. Можно сшить красивый алфавит например из фетра.

С таким самодельным алфавитом ребёнку будет приятно заниматься.

Детям от 5 лет предложите игру «Найди букву», распечатайте небольшой текст и попросите подчеркнуть или обвести определённую букву, к изучению которой вы приступили, а потом другим цветом обозначить те буквы, которые малыш уже знает.

Отличным весёлым и действенным способом выучить алфавит быстро поможет песенка. Рифмованный текст запоминается намного легче.

Конечно, родителям стоит приобрести различные развивающие пособия. В них найдётся множество заданий, выполняя которые малыш запомнит буквы, слова и скорее всего, начнёт складывать слоги.

Простые, но эффективные рекомендации

Существуют несколько методик, которые обучают чтению не через буквы, а с помощью складов или слогов.

Методика Зайцева предлагает и специально разработанный материал в виде кубиков, которые различаются по цвету, форме и, конечно, составу. Из них можно собрать слова и легко научить ребёнка читать.

Какие языковые навыки можно развивать у дошкольников?

Разумеется, никакой грамматики, написания и т.д. Ребенок в дошкольном возрасте может:

  • воспринимать речь на слух,
  • говорить сам,
  • читать (вместе с родителем, а потом изучать/разглядывать книгу самостоятельно, если она его заинтересует).

То есть осваивать ребенок будет все те же навыки английского языка, что и русского в этом возрасте.

Кстати, насчет “говорения” и правильного произношения английских звуков можно сильно не волноваться. Это мы, взрослые, перестраиваем свой артикуляционный аппарат после привычных нам русских звуков. А ребенок гораздо скорее научится верному произношению.

Для развития этого навыка лучше всего петь песенки и разучивать Nursery Rhymes за англоговорящим диктором: детское “обезьянничество” и уникальный детский слух сделают свое дело. Если все же будут какие-то недочеты, то просто поправьте малыша, но без всяких сложных разъяснений.

Предлагаем вам самим разобраться в английских звуках. Читайте статьи:

  • Звуки / ɜː /, / ɒ /, / ɔː /,
  • Звуки / æ /, / ʌ /, / a: /,
  • Звуки /d-t/, /z-s/.

Почему ребёнок не запоминает буквы и как можно с этим справиться

Многие обыденные для взрослых вещи кажутся детям непосильной задачей. Казалось бы, ну что сложного в том, чтобы отличить «А» от «Е»? Но вопрос «Что делать, если ребёнок не запоминает буквы?» — один из самых популярных у родителей. Узнали у нейропсихолога Натальи Андреевой, почему возникает такая проблема и какие есть способы помочь ребёнку в игровой форме.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Основные причины, почему ребёнок не запоминает буквы

На начальном этапе изучения образ буквы ещё не стойкий. Ребёнок путает близкие по написанию и звучанию буквы, не может вспомнить и написать букву или сложить её. Чаще всего сначала дети запоминают гласные, так как их чаще используют, а низкочастотные усваиваются дольше. Если ребёнок не испытывает особых трудностей с высшими психическими функциями, то запоминание букв происходит достаточно быстро — при их ненавязчивом, но регулярном повторении в разных игровых формах.

Иногда родители даже не прилагают особых усилий, а ребёнок всё быстро спонтанно запоминает. Бывает и так, что регулярные занятия по изучению букв не приносят должного эффекта и он продолжает путаться и забывать буквы. С этой проблемой достаточно часто сталкиваются и родители, и специалисты.

Почему ребёнок не запоминает буквы и как можно с этим справиться

В первую очередь стоит обратиться к нейропсихологу, который поможет выявить несформированность функций мозга, приводящую к плохому закреплению образа буквы. С нейропсихологической точки зрения причин может быть несколько.

Их можно разделить на два блока: недостаточная переработка зрительной информации (зрительное восприятие и память) и дефицит нейродинамических процессов головного мозга (трудности концентрации внимания).

Недостаточная переработка зрительной информации

Недостаточность зрительного восприятия

В этом случае сама конфигурация буквы плохо анализируется головным мозгом. Она состоит из нескольких элементов (горизонтальная прямая, вертикальная прямая, наклонная, овал, полуовал), и они по-разному расположены относительно друг друга, создавая тот или иной образ конкретной буквы.