Как безболезненно пережить кризис 5 лет у ребенка — советы психолога

Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьёзность переживаний своего ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребёнка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.

Кризис лет. Причины истерики у ребенка

Кризис детей в возрасте 3-4 лет знаком многим родителям, очень часто они обращаются с этой проблемой к детскому психологу. Это неудивительно: в этом возрасте ребенок переходит от младенчества к периоду раннего дошкольного возраста. Здесь ребенка ожидает множество перемен: смена привычек, приоритетов, образа жизни и черт характера.

Интересное наблюдение: обратившись за помощью к бабушкам и мамам, вы наверняка услышите ответ, что раньше ни о каких кризисах никто и не знал, подобных проявлений у детей не было. Здесь можно списать все на простую забывчивость, но все же, существуют валидные исследования, которые доказывают, что появления, о которых мы поговорим ниже, происходят с детьми при избыточном воздействии на них множества магнитных полей.

Поэтому, чтобы оказать помощь трудным детям и избавиться от симптомов кризиса 3 лет, начните с ограничения просмотра телевизора, использования телефона и планшета. Это будет первым шагом к ответу на вопрос: «Что делать с трудным ребенком?», а также равновесию и гармонии не только для вас, но и для самого малыша.

Итак, проявления кризиса 3 лет:

  • Упрямство.
  • Истерики.
  • Протесты.

В этом возрасте малыш начинает ощущать себя личностью, но на самом деле он всё ещё слишком зависим от мамы. Отделиться от нее он ещё не способен. А нам, взрослым, кажется, что он уже такой самостоятельный! Именно это приводит родителей в замешательство.

Что чувствует мама, когда ребенок психует, а затем падает в истерике на пол в магазине? Маме стыдно за своего ребенка! Правильное ли чувство она испытывает? Как ей вести себя в такие моменты?

Обращали ли вы внимание, как в таких ситуациях ведут себя родители-иностранцы? Они абсолютно спокойны! Они не выходят из себя и не хотят провалиться сквозь землю от стыда, даже когда их ребенок бьётся головой о пол или опрокидывает себе на голову тарелку. У них изначально другой настрой и восприятие: они принимают как должное все, что происходит с ребенком во время его развития и роста.

У нас иной менталитет: родители испытывают чувство неловкости и стыда за любые действия своего же ребенка.

Итак, давайте подытожим

  • Перед наступлением 3-х летнего возраста проведите работу с ребенком, результатом которой должно стать понимание ребенком слова “нет” и других ограничений.
  • Не испытываете чувство вины! Это не вы плохая мама, это просто такой период в развитии ребенка, его нужно пережить и он закончится.
  • Если вам нестерпимо хочется повысить голос, уйдите в сторону и начните считать вслух, пока с вас не сойдёт весь гнев.
  • Если истерика у ребенка случилась дома – не обращайте на него внимания в течение 5 минут, вы сами увидите, как его активность начнет снижаться.
  • При возникновении истерики на публике попробуйте сразу отвлечь ребенка. Если не помогает – просто заберите его из ситуации, либо сидите рядом и ждите. Но! Ни в коем случае не уходите, не прячьтесь и не оставляйте ребенка одного! Для малыша это катастрофа, крушение его безопасного мира!
  • Не провоцируйте ситуации, если вы заранее знаете, что они могут вызвать истерику у ребенка.
  • Запомните: зеркало для ребенка – это его родители! Если дома постоянно кричат, плачут и скандалят, ребенок будет копировать ваши эмоции. Поддерживайте в своем доме гармоничную атмосферу, причем это касается не только данного возрастного периода.
  • Ограничьте планшеты, телевизоры и телефоны! Это вообще бич современного общества. Как просто! Дал ребенку игрушку и забыл про него… Да, это сложно, но это сработает!
Читайте также:  Если грудничок капризничает без причины: 10 кризисов малыша

Поймите, все проявления детей в этом возрасте означают проверку границ их возможностей! В этом возрасте они таким образом прощупывают границы дозволенного и ищут рамки управления родителями. А насколько широки будут эти рамки и границы – зависит только от вас! И если вы не чувствуете в себе уверенности справится с подобной проблемой самостоятельно, то стоит обратиться к детскому психологу, который даст четкий и пошаговый план как минимизировать стрессы и не сойти с ума.

Суть кризиса

Кризис 7 лет обусловлен тем, что в жизни ребенка заканчивается дошкольный период и начинается младший школьный. Многим родителям кажется, что они хорошо понимают то, что переживает их чадо: идет адаптация к учебе, создающая сложности.

В семь лет у ребенка не просто изменяется образ жизни. Начинается осознание своего социального «я», предпринимаются попытки установления наиболее тесных контактов с окружением, уходит наивное и непосредственное восприятие действительности. Теперь он воспринимает себя не просто как физически существующий человек, но и как человек со своими психическими особенностями, своим внутренним миром, отличающим его от других людей.

Подобные многообразные новые ощущения повергают ребенка в шоковое состояние. И в этих условиях еще нужно влиться в жизнь школы, реагируя на вызовы окружения.

В 7 лет у ребенка происходит формирование психологических новообразований, определяющих сущность этого кризиса. Они чётко прописаны в психологии и выражаются:

  • произвольностью;
  • осмыслением своих переживаний;
  • подчинением взаимных отношений определенным требованиям;
  • вступлением в наиболее широкую социальную общность

Из новообразований формируются основа кризиса 7 лет и причины проблем ребенка и окружающих его людей.

Ведущей деятельностью этого возраста является учебная деятельность, предполагающая, что ребенок осваивает обобщенные способы действий в системе научных понятий.

Выдающиеся психологи XX века Д. Б. Эльконин и Л. С. Выготский описывали в своих научных трудах особенности этого возрастного периода у детей, связанного с кризисом 7 лет.

Следуя теории Эльконина, учебная деятельность является трижды социальной:

  1. По содержанию (у ребенка происходит усвоение социокультурного опыта);
  2. По смыслу (значимость обучения и оцениваемость его обществом);
  3. По форме (регуляция посредством социальных правил и норм).

Выготским выделены черты, характеризующие кризис 7 лет:

  • у переживаний появляется смысл (когда ребенок сердится, он осознает, что сердится)
  • обобщаются переживания, появляется логика чувств (когда ситуация повторяется много раз, ребенок ее обобщает)

Самая явная черта данного кризиса, как считает Выготский, — начинающиеся различия между внутренней и внешней сторонами личности ребенка. В это период заканчивается формироваться воображение, образное мышление, внимание и произвольная память. Ребенком выстраивается система, позволяющая ему осознавать, что «хорошо», а что нет. В основе этой системы факторы внешней среды, свои внутренние чувства и взаимоотношения. Ребенок теперь отличает плохое от хорошего. Начинается формирование самооценки, ребенок воспринимает себя как личность не только среди членов своей семьи, но и в обществе.

Признаки кризиса одного года у ребенка

  • Плаксивость и истерики, крики и слезы по любому поводу. Кроха может даже драться кулачками или стучать ножками по полу. Особо изобретательные карапузы падают на пол и бьются в истерике.
  • Непослушание и упрямство. Нежелание купаться, одеваться или кушать предложенную пищу.
  • Болезненное стремление к самостоятельности.
  • Агрессия и обидчивость. Острая реакция на запреты и замечания.
  • Противоречивость и непоследовательность. Карапуз хочет то одно, то другое, то, получив желаемое, теряет к нему интерес.
Признаки кризиса одного года у ребенка

Кризис трёхлетнего возраста

Для детей от 3 лет свойственно изменение в поведении, которое способно вызвать у большинства родителей панику и непонимание. Однако всё не так страшно. Для детей этого возраста перемены в поведении и характере являются абсолютно нормальными.

Из всех кризисов, которые происходят в процессе взросления, кризис трёхлетнего возраста самый сложный. Начинается он постепенно лет с двух, а после, достигая своего пика, переходит в конфликты и истерики с его стороны.

Кризис трёхлетнего возраста

Единственно, что успокаивает, что после своего пика кризис быстро проходит, а ваш сын или дочь начинает многое понимать.

Признаки кризиса трёхлетнего возраста:

  • «Нет» – именно это слово малыш повторяет чаще всего в ответ на любое предложение;
  • Ребёнок упрямится и настаивает на собственном мнении;
  • Малыш отказывается выполнять действия, которые до этого спокойно делал, например, убирать за собой игрушки;
  • Отказ от помощи. Даже если у него что-то не получается, он будет настаивать на том, чтобы сделать это самостоятельно;
Кризис трёхлетнего возраста
  • Ребёнок противится всему, что предлагают ему родители или другие взрослые. Своё недовольство может также проявлять в драке;
  • Малыш, который до этого был тихим и спокойным, может начать кричать, драться, ломать вещи и игрушки. Причём делает он это демонстративно;
  • Он начинает ревновать к маме всех. В особенности это касается отца, братьев или сестёр.

Такое поведение связано с тем, что малыш с возрастом начинает понимать, что он может влиять на всё, что происходит вокруг, а также на людей. Кроме того, ему нравится самому решать, что и как делать, куда идти и т.д. Он чувствует себя большим и таким поведением пытается требовать уважения к себе. Бунт, истерики, крики и упрямство тяжело переносятся не только родителями, но и малышом, так как он не понимает, что происходит с ним, и не может самостоятельно справиться с эмоциями, которые на него нахлынули.

В этом возрасте малыш для достижения собственных целей чаще всего прибегает к истерикам. Именно поэтому он начинает их закатывать исключительно в людных местах или же на глазах тех, кто больше всего поддаётся на его манипуляции.

Кризис трёхлетнего возраста

Родителям будет намного проще пережить этот этап жизни, если они прислушаются к следующим советам:

  1. Измените свой подход. Примите то, что он уже вырос и не мешайте ему делать то, что он может сделать и без вашей помощи.
  2. Дайте малышу возможность делать самостоятельный выбор или хотя бы иллюзию этого выбора. Например, спросите его, какой из двух свитеров он оденет сегодня в садик.
  3. Просите его о помощи и не заставляйте делать что-либо. Если он не хочет убирать игрушки, не настаивайте, а попросите вам помочь. Можно в форме игры «Кто быстрее?».
  4. Делайте запас во времени, чтобы малыш успевал сделать всё самостоятельно.
  5. Если он начинает закатывать истерику, то не обращайте на неё внимания, сохраняйте спокойствие и твёрдо скажите «нет». В противном случае, такое поведение будет повторяться довольно часто.
  6. Если ребёнок в истерике решил упасть в лужу или прямо на проезжей части, то перенесите его в место, безопасное для его здоровья и жизни, и оставьте кричать там.
  7. Не кричите на малыша и не ругайте его за истерики. Вместо этого, постарайтесь ему помочь и объяснить, как выражать свои чувства и эмоции словами.

Советы родителям

Важно помочь ребенку преодолеть кризис как можно более достойно, от этого зависит его дальнейшее психологическое здоровье и самооценка. Но как быть взрослым, если пятилетка игнорирует просьбы и требования близких, обижает их или окружающих? Детские психологи рекомендуют придерживаться в общении с ребенком следующих советов:

1. Хоть это и непросто, но попытайтесь наладить с ним контакт. Больше общайтесь, проявляйте заинтересованность в его делах.

2. Рассказывайте, почему требуете от него то, что требуете. Например, объясните, чем чреваты прогулки без сопровождения взрослых в его возрасте и почему ему пока нельзя самому налить в кружку горячей воды из чайника.

Нужно, чтобы он понял, что есть абсолютные ограничения, и они действуют непрерывно. Потому что несут опасность для его здоровья и жизни. И в данном вопросе компромиссов быть не может: все, что входит в этот список, под запретом. В других случаях можно поискать какое-то решение, которое устроит обе стороны.

Важный момент: чего нельзя делать?

Не стоит демонстрировать своё превосходство над ребёнком: «Мы — люди взрослые, и только мы знаем, что нужно делать и как. А тебе придётся слушаться, хочешь ты этого или нет!»

Родителям некогда вести перманентную «войну» с маленьким бунтарём: они заняты, всегда куда-то спешат, устают, у них не хватает ни сил, ни желания придумывать что-то, чтобы постоянно переключать внимание малыша. А между тем такая авторитарная, директивная манера воспитания очень опасна: ведь этот кризис первый, но не последний. Он появляется на определённых этапах развития личности вовсе не случайно и очень важен для будущей жизни уже взрослого человека.

У ребёнка в период кризисных явлений формируется линия самостоятельности и автономий. Если эту линию очень сильно «пережать», это может остаться с человеком на всю жизнь. Вы же не хотите, чтобы ваш сын и в сорок лет не мог оторваться от маминой юбки, и был несамостоятельным, апатичным человеком?

Длительность кризиса у годовалого ребенка

Название данного возрастного кризиса весьма условно. Время его появления у ребенка зависит от становления навыка самостоятельной ходьбы. Сколько длится кризис 1 года у ребенка, как он протекает – зависит от индивидуальных особенностей крохи и реакций взрослых на негативные поведенческие сюрпризы, обусловленные переходом на новый этап развития.

По мнению Комаровского, кризис 1 года у ребенка длится с 8 до 15 месяцев. Однако известны случаи, когда ребенку удавалось успешно преодолеть кризисный этап за месяц. А кому-то для этого нужно 10-12 месяцев. Продолжительность кризиса определяется не только психофизиологией малыша, но и грамотным реагированием родителей на поведенческие вспышки.

Оптимальным временем преодоления возрастных внутриличностных противоречий малыша является период с 12 до 15 месяцев. К этому времени физиологическое созревание мозга и нервной системы приходит в равновесие с психологической ситуацией развития. Чем больше понимает ребенок, тем легче ему пережить кризисный этап онтогенеза.

Длительность кризиса у годовалого ребенка

Если кризис начался до 12 месяцев, родителям нужно понимать, что мозг ребенка еще не обладает достаточным количеством нейронных связей, поэтому справиться с возникающими противоречиями малышу будет трудно.

Родители отмечают, что после успешного завершения кризиса одного года, малыш делает огромный шаг вперед в своем развитии: он научается прыгать, учится подчинять свои желания правилам, его словарный запас расширяется, а в поведении прослеживается произвольность.

Гендерные особенности

Преодолевая кризисный период этого возраста, родителям следует учитывать гендерные особенности малышей.

Девочки

К 3 годам разговаривают гораздо лучше мальчиков, поэтому во время кризиса используют свои вербальные возможности для манипулирования. В этом их надо сразу ограничивать: чётко обозначить, что допустимо говорить, а что — нет.

У девочек хорошо развито слуховое восприятие, поэтому все просьбы ей нужно громко и чётко проговаривать.

Девочки более эмоциональны, поэтому именно они во время кризиса чаще всего устраивают истерики и капризничают. Учитывая эту психологическую особенность, родителям нужно направить переполняющие их эмоции в нужное русло. Например, перепоручить часть домашних обязанностей, увлечь лепкой или рисованием.

Мальчики

Мальчики к 3 годам не всегда могут выразить переполняющие их эмоции словами. Поэтому они выливаются в агрессию и замкнутость. Чтобы не допустить этого, ежедневно проговаривайте с малышом, что произошло, что он чувствует и чего хочет.

У мальчиков хорошо развито зрительное восприятие, и половину информации они пропускают мимо ушей. Поэтому ему лучше всё наглядно показывать. Не тратить время на слова «Убери игрушки!», а подвести к ним и показать, куда складывать.

У мальчиков к 3 годам уже развивается потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому они много бегают, заглядывают в каждый подвал и открытый люк, лазят по деревьям и заборам, суют что-то в розетки, разбирают (= ломают) бытовую технику. Родители во избежание травматизма должны чётко прописать для них территориальные ограничения.

Причины возникновения кризиса

Причины возникновения кризиса
  1. В связи с тем, что малыш начинает фантазировать, проявлять свои чувства у него формируется желание стать взрослым. У карапуза появляется конфликт между реальными возможностями и внутренними желаниями. Малыш разочаровывается в том, что не может быть взрослым, из-за этого он становится агрессивным, злым и неуравновешенным.
  2. Ребенку приходит осознание того, что люди различаются по гендерному признаку. Подобное открытие в процессе осознания себя может приводить к замкнутости.
  3. Малыш, у которого появилось желание заводить все больше новых знакомств и чаще общаться с другими детьми, может столкнуться с отказом других детей вступать с ним в общение. Подобная ситуация способна еще больше усугубить проявления возрастного кризиса.
  4. У карапуза в данный период наблюдается активное развитие коры головного мозга, вследствие чего повышается степень проявления и количество эмоций. То есть кризис 5 лет может быть обусловлен процессом адаптации к новым чувствам и эмоциям, неумением пока их контролировать.
  5. Ребенок пытается осознать себя, как личность. Он может не всегда находить логическое объяснение своим мыслям, вследствие чего не исключены истерики и капризы.
  6. Малыш сталкивается с одиночеством, когда не может найти человека, с которым можно поделиться своими эмоциями и чувствами.