Гиперактивный ребенок — что делать родителям? Советы психолога

Основными проявлениями гиперактивности являются дефицит внимания, импульсивность и повышенная подвижность ребенка.

Понятие гиперактивности

Гиперактивность – это состояние человека, при котором он чрезмерно подвижен и энергичен, но при этом невнимателен. Чаще всего она свойственна детям. Гиперактивному ребёнку сложно концентрироваться на чём-то одном и удерживать внимание. Он быстро переходит от одного действия к другому, часто бывает импульсивным и неусидчивым. У него могут возникнуть проблемы с коммуникацией как со взрослыми, так и с другими детьми. Он хочет быть везде и всюду. Гиперактивного ребёнка сложно успокоить и заставить заняться одним делом.

Гиперактивный ребенок: рекомендации родителям

  • Разграничивайте, что «нельзя», а что «можно». Объясняйте что такое «хорошо» и что такое «плохо».
  • Проявляйте последовательность и единство в воспитании. Если вы что-то не разрешаете, то все взрослые в семье должны придерживаться такой же позиции.
  • Проявляйте терпение, общайтесь с малышом спокойным тоном. Импульсивное поведение родителей, как правило, еще больше усугубляет ситуацию.

ВНИМАНИЕ! Не допускайте вседозволенности, но и не будьте слишком мягкими или слишком строгими!

  • Дайте крохе возможность выплеснуть свою энергию. Для этого используйте активные игры и упражнения. То, что чадо бегает, прыгает и шумно резвится – абсолютно нормальное явление.
  • Ограничивайте время использования компьютера и телевизора.
  • Учите карапуза доводить дела до конца.
  • Радуйтесь даже малым успехам малыша, не скупитесь на похвалу.
  • Используйте и пассивные игры, пытайтесь заинтересовать малыша, обязательно принимайте участие в них. Например, попросите малыша, чтобы он научил вас чему-нибудь, выполняйте устные указания ребенка, намеренно делайте с ошибками, затем попросите малыша, чтобы он вас исправил.
  • Признавайтесь в любви, обнимайтесь. Тактильный контакт и уверенность в своей нужности крайне необходимы карапузу.
  • Учите управлять своим гневом: «если ты хочешь бросаться камнями – не делай это возле людей, лучше бросай камешки в воду».
  • Соотносите ваши требования с возможностями крохи.
  • Следите за психологическим климатом в семье. В дружелюбной атмосфере, наполненной любовью и заботой, вырастают эмоционально здоровые дети.
  • Старайтесь распланировать вечером вместе с малышом все дела на следующий день.
  • Подавайте пример. Используйте слова «пожалуйста», «спасибо», «если тебе не трудно» и т.д.
  • Помните об особенностях вашего ребенка. Гиперактивный карапуз никогда не будет флегматичным и медлительным.
  • Научите малыша расслабляться. Прочтите ему сказку, сделайте ванну с пеной и т.д.
  • Используйте игры для улучшения внимания и усидчивости («найди отличия», «выбери лишний предмет» и т.д.) Постепенно усложняйте задачу.
  • Помогайте карапузу, однако не переусердствуйте, лишая его самостоятельности.
  • Развивайте мелкую моторику (собирайте пирамидку, лего, мозаику или займитесь оригами). Используйте методику Монтессори.
  • Старайтесь не переусердствовать с замечаниями. Это может усугубить проявление поведенческих особенностей крохи.
  • Ежедневно совершайте прогулки на свежем воздухе. Не обязательно заниматься активными играми на улице. Вы можете прогуляться с малышом перед сном, при этом поговорив по душам.
  • Не используйте физические наказания.
  • Если ваш ребенок гиперактивный, откажитесь от активных игр в вечернее время.
  • Организуйте правильный распорядок дня, старайтесь не отступать от него. Не будьте спонтанными, все дела должны быть спланированными.
  • Не допускайте переутомления малыша.
  • Обеспечьте безопасность в квартире.
  • Для обучения самоконтролю учите малыша проговаривать свои действия и эмоции.
  • В сложных ситуациях обратитесь за консультацией психолога.
  • Не пытайтесь корректировать все особенности сразу. Ребенок не может быть одновременно внимательным, и не ерзать при этом на стуле.
Читайте также:  Как завязать слинг шарф для новорожденных

Основные признаки гиперактивности

Важно не перепутать жизнерадостность малыша с патологическим состоянием.

Основные признаки гиперактивности

Характерными признаками гиперактивности являются:

Основные признаки гиперактивности
  • Неспособность усидеть на одном месте, ерзанье на стуле, постоянное шевеление пальцами, ощупывание одежды;
  • Взрывной темперамент, мгновенный переход от позитивного настроя к ярости, и наоборот;
  • Систематическое непослушание, желание действовать наперекор замечаниям;
  • Отсутствие правильной оценки собственных действий и неспособности предугадать последствия;
  • Неспособность расслабиться даже ночью, о чем свидетельствует тревожный и беспокойный сон, причем эта проблема возникает регулярно;
  • Регулярная потеря личных вещей, при этом дома могут обнаруживаться чужие игрушки, взятые по невнимательности, плохая память и невнимательность.
Основные признаки гиперактивности

Проблемы гиперактивности, чаще всего, проявляются в возрасте двух-трех лет. Но в основном родители всерьез задумываются о них, когда настает пора идти в школу. Тогда уже не только близкие люди, но и учителя обращают внимание на то, что ребенка сложно организовать, озадачить, призвать к порядку и добиться от него усидчивости.

Как взаимодействовать с гиперактивным ребенком

Гиперактивность нельзя полностью вылечить лекарствами или терапией. Лишь в 30% дети перерастают этот диагноз, но в большинстве случаев он остается на всю жизнь. Поэтому у специалистов на первый план выходит коррекция поведения и помощь ребенку в налаживании отношений с окружающим миром.

Если на такие особенности поведения не обращать внимания или слишком прессовать ребенка за то, что он не такой как все, то симптомы СДВГ ухудшатся. Это значит, что во взрослой жизни у детей есть высокий риск асоциального поведения (наркотики, преступность, алкоголь) или им трудно будет найти свое место в мире.

С другой стороны, при правильном подходе и терпении, гиперактивный ребенок — не приговор. Он может хорошо учиться, иметь друзей и быть успешным.

Как помочь ребенку с гиперактивностью:

  1. С детьми, у которых СДВГ, надо помнить “о правиле 30%”: умение себя контролировать, сосредотачиваться, спокойно сидеть у них развиты как у обычных детей, которые младше их на 30%. Поэтому 6-летний ребенок ведет себя как 4-летка. Это всегда надо помнить и снижать планку требования. Их поведение —  не вредность, а особенность развития.
  2. Гиперактивные дети крайне плохо реагируют на критику. Отчитывая их за плохое поведение, вы получите обратный эффект. Крик и наказания делают их более озлобленными и не помогают налаживать с ними взаимопонимание. Психологи советуют разговаривать с такими детьми спокойно и ласково.
  3. Несмотря на то, что строгое воспитание вредит детям с СДВГ, им обязательно нужны рамки дозволенного.
  4. Гиперактивные дети не умеют себя контролировать, поэтому без помощи родителей они не справятся. Им надо помогать во всем: от уроков до соблюдения режима дня. Чем старше будет становиться ребенок, тем ему легче будет поддаваться самоконтроль.
  5. Старайтесь налаживать связь с другими значимыми взрослыми в жизни ребенка. Ищите спокойных и добрых учителей для ребенка с СДВГ. В школе конфликтов вряд ли удастся избежать, но принимайте сторону ребенка. Он должен знать, что за него есть кому заступиться.
  6. Ребенок с гиперактивностью вряд ли потянет углубленную школьную программу. Для него важнее позитивная атмосфера и индивидуальный подход в обучении.
  7. Детям с СДВГ противопоказан режим многозадачности и большой нагрузки. У них должен быть отлаженный режим дня, а уроки надо делать с перерывами на активную деятельность.
  8. Особую роль в жизни ребенка с СДВГ занимает игра. Поощряйте его стремление к активным играм, но старайтесь научить его следовать правилам. Вводите элементы игры в повседневные дела.
  9. Поддерживайте в ребенке его сильные стороны, хвалите за то, что у него получается, избегайте оценок и ярлыков.
  10. Атмосфера в семье также влияет решающую роль в воспитании самоконтроля. Чем спокойнее дома, тем спокойнее и сам ребенок.
Читайте также:  Ма-ма мы-ла ра-му: методики обучения чтению и письму

Особенности поведения детей с гиперактивностью

Была ли эта информация полезной?ДаНет

Проявление гиперактивности в подростковом возрасте

Тенденция к прогрессированию расстройства или проявлению его в более старшем возрасте минимальна, но все же она существует. Среди школьников от 12 до 16 лет, которых именуют подростками, подобный синдром часто сочетается с типичным бунтарством и вместе составляет настоящую проблему для родителей и близких. Типичные советы редко работают в этих случаях, потому что подросток более склонен к самостоятельному решению внутренних конфликтов и редко открывается близким. Рекомендации психологов для школьников помогут им научиться бороться с проявлениями синдрома гиперактивности.

Проявление гиперактивности в школьном возрасте уже признак необычного течения расстройства. По возможности следует обратиться к психологу. С помощью психокоррекции можно изменить поведение ребенка и даже его отношение к учебе, семье

Специальные упражнения с психологом помогут бороться с внутренними механизмами СДВГ, способны научить усидчивости. Важное значение имеет коррекция режима дня. Подростковый бунтовской возраст способствует тенденции к нарушению любых установленных правил, поэтому режим дня должен обязательно быть согласован с самим школьником.

Воспитание гиперактивного ребенка в подростковом возрасте подразумевает ещё и умение найти к нему подход.

Что важно знать?

Для гиперактивного ребенка очень важна конкретная постановка задач. Если вы хотите, чтобы малыш выполнил какую-то просьбу, то ее формулировка должна быть предельно ясной и точной, состоящей примерно из десяти слов. Не стоит давать несколько заданий сразу, например, «иди в свою комнату, собери игрушки, потом помой руки и приходи обедать». Ребенок вряд ли воспримет такую тираду, и его внимание просто «переключится» на что-нибудь другое. Лучше последовательно просить выполнить каждое указание.

Выполнение задания должно быть ограничено конкретными временными рамками. О смене вида деятельности ребенку нужно сообщить заранее – за 10–15 минут, а об истечении срока выполнения задания пусть его оповестит будильник или таймер.

Запрещая ребенку что-либо, лучше избегать слов «нет» и «нельзя». В любой ситуации следует разговаривать спокойно, не на повышенных тонах.

Устные инструкции стоит подкреплять визуально. Это может быть план-календарь или красочный ежедневник, куда вы вместе с ребенком будете записывать время приема пищи, выполнения домашних заданий, прогулок и сна.

Своевременное обращение к специалистам – психологам, неврологам, дефектологам необходимо, это помогает полностью справиться с проблемой гиперактивности ребенка.

А. Талдыкина

Методы «скорой помощи» при общении с гиперактивным малышом

Гиперактивность у малыша, как правило, проявляется в самые неожиданные моменты. Но родителям стоит проявлять сдержанность, пытаться быстро переключить внимание ребёнка.

При этом стоит обращать внимание на такие рекомендации:

  • стоит увлечь малыша другим делом;
  • можно задать ребёнку вопрос не по теме;
  • поведение малыша стоит обсудить в несерьёзной форме. Его можно сравнить с одним из персонажей мультфильма;
  • не стоит пренебрегать капризами и страхами ребёнка;
  • родителям следует оставить в прошлом приказной тон. Все диалоги должны быть построены в виде просьбы;
  • в отдельных ситуациях можно оставить ребёнка одного в комнате на некоторое время.

Лечение патологии

Родителям необходимо строго уяснить, как бороться с данной патологией. Лечение включает в себя:

  • психотерапию;
  • психолого-педагогическую корректировку;
  • медикаментозную терапию;
  • немедикаментозные способы.

Необходимо учесть следующие рекомендации врачей:

  • щадящее обучение (небольшой класс, дозированные задания, сокращенные уроки);
  • полноценный сон;
  • правильное питание;
  • нормальная физическая активность;
  • длительные прогулки.

Предпочтение отдается немедикаментозным способам лечения. Однако, что делать, если предпринятые методы оказались неэффективны? В этом случае выбор останавливается на медикаментозном лечении.

Двигательная активность

Выбирая спортивные игры для ребенка с СДВГ, старайтесь избегать соревновательных элементов. Не рекомендованы детям игры со статистическими нагрузками или показательными выступлениями.

Большую пользу принесут плаванье, аэробные тренировки, езда на велосипеде, лыжный спорт.

Читайте также:  Высыпания на лице у новорожденного — причины и способы лечения

Психологическая помощь

Разработаны разнообразные методики, демонстрирующие, как вылечить патологию.

Они направлены на уменьшение тревожности, повышение коммуникабельности.

Психолог подскажет, как снизить агрессивность ребенка.

Путем моделирования различных ситуаций успеха, он поможет подобрать определенную сферу деятельности, в которой малыш ощутит себя достаточно уверенно.

Под руководством психотерапевта, психолога проводятся специальные аутогенные тренировки, индивидуальная, семейная, поведенческая психотерапия.

В коррекционной работе необходимо задействовать практически все окружение малыша – родителей, воспитателей, педагогов. Индивидуально разрабатываются специальные упражнения для развития памяти, речи, внимания.

Как лечить серьезные нарушения речи – способен подсказать логопед.

Медикаментозная терапия

Препараты назначаются как вспомогательные методы коррекции.

Для эффективного лечения может назначаться стимулятор. Это лекарство от патологии рекомендуется при сложных формах болезни. Оно помогает пациенту игнорировать отвлекающие моменты и улучшить концентрацию внимания. Популярными препаратами являются:

  • Аддерал;
  • Декседрин;
  • Концерта;
  • Фокалин;
  • Риталин;
  • Метилин;
  • Виванс.

Врач может порекомендовать другие таблетки от патологии. Достаточно часто назначаются ноотропные лекарства:

  • Кортексин;
  • Глиатилин;
  • Энцефабол;
  • Фенибут;
  • Пантогам.

Использование народных средств

Борьба с патологией народными средствами может принести дополнительный положительный эффект. Однако помните, что так же легко она способна и навредить крохе. Поэтому перед применением обязательно посоветуйтесь с врачом.

Детей рекомендуется лечить лекарственными травами – такими, как мелисса, ромашка. Можно использовать специальные успокоительные сборы.

Ричард Сандрак – отжиманий, приседаний и 1% жира

Ричард Сандрак из Украины, начал заниматься с двух лет. Многие считают его самым сильным человеком. К 6 годам, он мог делать жим лежа в 80 кг. С детства тренировался вместе с отцом. Хотя я не думаю, что кто-то будет обвинять его отца в неспособности выполнить такой же объем упражнений, как и Сандрак, – 600 отжиманий и 300 приседаний. Поэтому ничего удивительного, что у Сандрака всего 1% жира. К сожалению, он был не самым счастливым ребенком и сказал, что у него не было времени подружиться из-за тренировок.

Ричард Сандрак – отжиманий, приседаний и 1% жира

Получив прозвище “Маленький Геркулес”, он также появляется в документальном фильме “Самый сильный мальчик в мире”. Сандрака сейчас и не узнаешь, он работает кино-каскадером на Юниверсал Студио на водном шоу.

Отличие активного ребенка от гиперактивного.

Активный и любознательный ребенок – это повод для радости родителям. Основной показатель здоровья малыша – это энергичность. Только больной ребенок ведет себя все время тихо и вяло. Активный и здоровый малыш ни минуты не сидит на одном месте, он как вечный двигатель, находится в постоянном движении. Он очень живо всем интересуется, задает большое количество вопросов, сам же на них и отвечает. Это все очень хорошо.

Но при этом малыш отдыхает и хорошо спит. Однако, ребёнок не везде так себя ведет. Он прекрасно понимает, что в гостях или в садике нужно вести себя иначе, чем дома. Он прекрасно отвлечется на какое – ни будь предложенное занятие и не станет инициатором скандалов.

Гиперактивный же ребёнок немного отличается от активного малыша. Он также очень много двигается, причем продолжает это делать даже после того, как устал. Не смотря на свою усталость, он не может отдохнуть и уснуть, его нервная система не дает ему покоя. Следовательно малыш закатывает истерики и плачет.

Если активный малыш, живо интересуясь чем – ни будь, задает вопросы и дослушивает на них ответы, то ребёнок с СДВГ редко эти ответы дослушает до конца. Он не воспринимает ни какие запреты, не слышит ограничения. Вследствие своей безудержной активности малыш может быть инициатором ссор, проявлять агрессию. Малыш с гипреактивностью будет везде вести себя одинаково, независимо от места нахождения, и никакое уговоры не могут заставить его поменять поведение.