Не стоит подменять развлечения обучающими занятиями
Как заниматься?
Чтобы занятия принесли пользу, надо проводить их по определенным правилам:
- Советы и рекомендации родителям в …
- Информация для родителей
- Наши специалисты
- Родителям
-
артикуляционную гимнастику надо делать ежедневно;
-
лучше всего заниматься артикуляционной гимнастикой 2 раза в день по 5-7 минут, чтобы ребенок не устал и не утратил интерес;
-
превращать занятия в увлекательную игру;
-
за одно занятие проделывать не больше 5 упражнений, из них новыми могут быть только одно-два;
-
выполнять упражнения на счет, чтобы выработать четкость их исполнения;
-
делать упражнения надо перед большим или ручным зеркалом: ребенок должен контролировать правильность выполнения того или иного движения. Сначала упражнение делает взрослый, потом это движение повторяет карапуз. Взрослый при этом стоит или перед зеркалом рядом с ребенком (в этом случае малыш наблюдает за ним, глядя в зеркало), или лицом к малышу.
Этапы становления речи
Многие родители, увлеченные ранним развитием, интересуются, как быстрее научить ребенка разговаривать. Иногда при этом забывая – процесс развития речи индивидуален. Не нужно строго ориентироваться на установленные педиатрами и неврологами рамки. Но если ребенок существенно отстает от сверстников, запускать ситуацию тоже не стоит.
Этапы становления речи:
- Около трех месяцев начинается период гуления. Малыш протяжно произносит гласные звуки.
- После шести месяцев начинается лепет. Сочетание звуков становится более сложным, чем-то напоминающим отдельные слоги.
- После девяти месяцев лепет становится более сложным, сочетает несколько слогов.
- В год-полтора многие малыши говорят первые простейшие слова (мама, папа). Но их язык остается автономным отличным от языка взрослого. Словарный запас может составлять до 10-12 полноценных слов. При этом сами слова могут иметь несколько смыслов. Контекст будет зависеть от обстановки, эмоций малыша.
- После полутора лет словарный запас малыша увеличивается. Слов в активном словаре должно быть не меньше 30. Ребенок называет предметы, указывая на них. Речь все еще автономна. Некоторые дети выстраивают первые короткие предложения из двух, трех слов.
- После двух лет ребенок должен активно переходить на «взрослую» речь, хотя элементы автономной могут оставаться. Родителям нужно помогать малышу от них избавляться. Большинство детей в состоянии составлять предложения из четырех, шести слов.
- После трех лет словарный запас существенно увеличивается. Дети с легкостью запоминают стихи песенки. Способны использовать в речи понятия «сейчас», «рядом», названия чувств и эмоций.
Неврологи отмечают, что последние 5-7 лет увеличивается количество детей с задержкой речевого развития в той или иной форме. Поэтому базовые знания, как развивать речь ребенка, должны быть у каждого родителя.
Совершенствуем навыки
Итак, детки после года активно осваивают двигательные навыки: учатся бегать, прыгать, проползать под препятствиями или переползать через них, лазать на возвышения, преодолевать лестницы, качаться на качелях, скатываться с горок, ходить по бревну… Но движения их, конечно, пока неловкие и несогласованные, координация и равновесие развиты очень слабо. Поэтому с годовалого возраста и до тех пор, пока малышу не исполнится 3–4 года, задача взрослых – подбирать упражнения, которые помогут крохам стать ловкими и развить координацию движений, научат держать равновесие.

Кроме того, гимнастика для детей от 1 года и старше помогает:

- укреплять иммунитет;
- развивать выносливость;
- правильно дышать (что способствует лучшему насыщению органов и тканей кислородом);
- чувствовать свое тело в пространстве;
- улучшать обменные процессы;
- укреплять мышцы, связки, суставы, скелет;
- улучшать осанку;
- нормализовать работу нервной системы;
- улучшать пищеварение;
- нормализовать сон;
- развивать чувство ритма.

Если во время гимнастики малыш выполняет движения по кругу или квадрату, он, к тому же, выучит эти простые фигуры. Поворачиваясь в стороны, шагая в разных направлениях, закрепит понятия «лево-право», «вперед-назад». В процессе подвижных гимнастических игр ребенок развивает смелость, настойчивость, уверенность в себе, упорство. Так что ценность гимнастических упражнений не ограничивается только улучшением физических показателей.


Конкурсы в детском возрасте
Что вообще происходит с детской психикой и с формированием характера в процессе соревнований.
Главное что испытывает маленький человек во время участия в конкурсах – это огромную ответственность за свое выступление. Так нужны ли эти самые конкурсы в начале его маленькой жизни? Нужно ли подвергать детскую неокрепшую психику подобным стрессам?
Что такое конкурс
Это соревнования в той или иной сфере. Конкурс – это большая школа проверки, который может закалить характер, дать ребенку почувствовать свои силы, а может сломить и внушить ему чувство неуверенности в своих силах на долгие годы вперед.
Для чего?
Это вопрос, который должен поставить каждый родитель перед ребенком. Для чего ты в этом участвуешь? И самый главный ответ на этот вопрос – чтобы проверить себя! Не для того, чтобы кому то (вам, школе, миру) что-то доказать. Дети ничего не могут доказывать, они только проверяют собственные силы и знания. Категорически запрещено говорить перед выступлением: «Давай! Будь лучшим!», « Не подведи», « Без первого места не приходи» и в том же духе. Это зажимает малыша, добавляет еще больше волнения, поднимает градус ответственности.
- Информация для родителей
- Информация для родителей
- Как организовать занятия дома
- Наши специалисты
Если бы вы знали, скольким детям конкурсы сломали психику. Сколько неудачников вырастили эти соревнования, ведь «неудачник» — это психологический диагноз. Родители « налегали» на свое чадо, учителя давили (учителя так же зарабатывают звания на конкурсных детях, не забывайте об этом).
И вот маленький человечек вышел, старался, но не справился. И что потом? А потом, как правило, нервный срыв. Хорошо, если ребенок быстро и легко отходит от негативных переживаний, а если он по-настоящему глубоко принял внутренне эту ситуацию, то у него разрушился мир. А ведь этот мир только еще начинает зарождаться. Помните высказывание «все наши проблемы родом из детства»? Вот это тот самый случай.
Другой вариант – везунчик. У него все получается. Все городские олимпиады по математики – первые места. Учителя восхищаются, родители (при ребенке) везде его нахваливают: « Наш сын одаренный ребенок, вундеркинд». И что потом? Потом на этой благодатной почве растет и крепнет тщеславие и неуемная гордыня, а вместе с ними лень! Ведь он еще не может контролировать свои отрицательные черты характера, да он и не понимает, что они отрицательные. И в итоге вырастает человек, с чувством огромного самомнения и высокомерия, зачастую превращающийся во взрослом возрасте в банального неудачника с алкогольной зависимостью.
Никогда не задумывались, отчего талантливые от рождения люди частенько начинают злоупотреблять алкоголем? Или почему те дети, которые стали звездами в детском возрасте, редко продолжают свой «звездный путь» во взрослой жизни?
Все просто. Потому что в жизни взрослой лучших успехов добивается человек, привыкший с детства всего добиваться трудом. А из вундеркиндов очень часто вырастают лентяи, которым все легко давалось. Они и так были во всем первыми. Вот проблема и созрела. «Я был в детстве артистом, даже в кино снимался, меня вся страна знала, а теперь я никто. Карьера в кино не сложилась. Почему?!» Потому что в детском возрасте пройти «крещение медными трубами» и остаться крепкой, психически сильной личностью очень трудно. Самому ребенку это невозможно, поэтому здесь очень важна работа взрослого окружения, в особенности родителей. Так вот, возвращаемся к началу нашей беседы: как маленькому человеку участвовать в конкурсах и выйти из них более крепкой в духовном плане личностью?
Главное что следует подчеркнуть, — никакого ребенка конкурс великим сделать не может. Детский конкурс лишь проверяет уровень знаний и умений, и если малыш оказался в чем-то слаб это не должно являться катастрофой! Он не подводит школу, учителя или вас! Конкурс лишь указал, над чем еще нужно работать. И это самая верная позиция взрослых. В таком случае, если ребенок проиграет, то он будет знать на какие моменты стоит обратить больше внимания, а если победит, значит — молодец, на этом этапе работы он успешно справился, и теперь надо двигаться дальше! Пожалуй, главное, что нужно воспитывать в ребенке на примере любых соревнований, — это стремление к постоянной работе над самим собой! И давайте помнить спортивный девиз: «Главное не победа, а участие!»
Второй месяц
Что включает гимнастика для ребенка в 2 месяца? Зарядка начинается с поглаживания и должна чередоваться массажными движениями. Подробнее о том, как делать массаж грудничкам читайте в другой нашей статье. Все перечисленные упражнения считаются универсальными. Их можно проводить в любом возрасте у детей до года. Изменяется только продолжительность и интенсивность движений.
- Упражнение № 1. Малыш лежит на спине. Нужно взять его за запястья и развести руки в стороны, затем скрестить на груди, как будто малыш сам себя обнимает, и потом вернуться в исходное положение. Такое упражнение можно проделать 5-8 раз.
- Упражнение № 2. Малыш в том же положении. Нужно обхватить его за предплечья и поднимать ручки вверх на уровень плечевого пояса, а затем опускать вниз, прижимая к туловищу.
- Упражнение № 3. Грудничок в том же положении. Необходимо обхватить грудничка за запястья и выполнить несколько круговых движений руками вперед, а затем в обратную сторону.
- Упражнение № 4. Грудничок в том же положении. Необходимо обхватить малыша за предплечья и выполнить несколько попеременных движений руками вверх и вниз.
- Упражнение № 5. Грудничок в том же положении. Необходимо обхватить ребенка за запястья и предплечья и выполнить несколько ударных, боксирующих движений руками вперед.
- Упражнение № 6. Грудничок в том же положении. Можно совершать круговые движения тазобедренными суставами с разведением коленей в стороны. Также можно применять метод пассивной стабилизации, как это делается в зарядке для новорожденных.
- Упражнение № 7. Грудничок в том же положении. Нужно попеременно поднимать и опускать ноги, прижимая их к животу.
- Упражнение № 8. Грудничок в том же положении. Нужно касаться пяткой правой ноги о колено левой, затем поменять ноги и таким же способом выполнить упражнение.
- Упражнение № 9. Грудничок в том же положении. Необходимо выпрямить и соединить ноги малыша в коленях и стопах, после чего поднимать их вверх и опускать вниз.
- Упражнение № 10. Грудничок в том же положении. Нужно приподнять его ножки вверх и сделать всем известное упражнение «велосипед», попеременно вращая ногами.
- Упражнение № 11. Малыш лежит на животе, опираясь на предплечья. Необходимо согнуть ноги в коленях и прижать их к тазобедренным суставам, получится поза «лягушки».
- Упражнение № 12. В этом же положении можно поочередно раздвигать ноги в стороны и вверх, сгибая в коленях. При раздвигании ног нужно действовать мягко, без нажима. Также можно попеременно сгибать ноги в коленях под прямым углом и имитировать движение, похожее на бег.
Гимнастика для грудничков в 2 месяца в большинстве видов упражнений пассивна. Ребенок только наблюдает за мамиными руками, эмоционально реагирует на ласковые слова и поглаживания. Но при этом у малыша рефлекторно включаются ответные мышечные реакции. Об осознанных движениях в этом возрасте, конечно, говорить рано.
Как правильно заниматься с малышом
Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления можно проводить дома. Работа будет проходить легче для малыша в присутствии родного человека. Иногда дошкольники боятся сделать неправильное движение руками, выполнить задание неверно, поэтому неактивно работают во время гимнастики в детском саду. В домашних условиях важно проводить гимнастику, учитывая возрастные особенности ребенка.

Комплекс для малышей от года до 3 лет
Особенно полезны пальчиковые гимнастики и игры для детей младшего дошкольного возраста. Занятия способствуют активному становлению и запуску речи. Малышам нравится повторять за взрослым движения, они внимательно слушают стишки и песенки, которые сопровождают упражнения. Применять в игре можно специальную логопедическую картотеку.

Проводя домашние занятия, необходимо соблюдать правила:
- Для малышей младшего дошкольного возраста первые занятия должны проходить не более 1 мин, далее по 3-5 мин.
- Родитель должен хвалить малыша за успехи, не ругать при неправильном повторении за взрослым.
- Чтобы игры проходили весело и интересно, следует использовать пальчиковую гимнастику, соответствующую возрастным особенностям малыша.
- Для игр важно использовать песенки и стишки, которые малыш смог бы далее повторять за взрослым, они должны быть небольшими и легкими для восприятия.
- Упражнения нужно подбирать по степени сложности: начинать с простых, переходя на более сложные.

Нижеприведенный комплекс развивает речь ребенка, психологические процессы, мелкую моторику рук.

Комплекс для малышей 4-5 лет
Гимнастика в среднем дошкольном возрасте важна для развития речи, в этот период малыш начинает активно говорить, пополнять словарный запас. В норме к 4 годам ребенок должен знать до 3000 слов, активно использовать их в разговоре со взрослыми и сверстниками, строить правильно предложения. Дети в 4-5 лет непроизвольно стараются запоминать стихотворения и песенки, которые сопровождают пальчиковые игры, что стимулирует развитие психических процессов. В среднем дошкольном возрасте пальчиковая гимнастика помогает соотносить слово с действием, снимает напряжение после лепки, рисования.

Дошкольникам среднего возраста нравятся упражнения, где необходимо пропеть песенку, выучить стишок, повторять за взрослым. В детском саду уделяют отдельное внимание во время игры тому, как кроха слушает и воспринимает задание, запоминает его. Для проведения занятий можно применять следующий материал:
- карточки с предметами, явлениями природы, фигур и т. д.;
- схемы или картинки с прорисованным движением пальцев;
- иллюстрации, о которых говорится в стишке: животные, одежда, мебель и т. д.;
- презентации для воссоздания зрительного образа.

Развитию речи будут способствовать упражнения, где ребенку нужно будет повторять за взрослым движения и слова. Детям 4-5 лет нравится играть в театр теней, когда нужно изобразить животных, растение. Можно ставить с ребятами небольшие постановки по мотивам изученной сказки.
Комплекс для малышей 5-6 лет

Играть с детьми старшего школьного возраста в пальчиковые игры и проводить гимнастику полезно в качестве подготовки к школе. Осваивать письмо легче, если мелкая моторика рук будет активно развиваться в домашних условиях и школе. Первоклассникам трудно расслабить мышцы кистей, пальцы, что провоцирует сложности в написании простых каллиграфических элементов.
Можно играть с дошкольниками, опираясь на знания, полученные в детском саду: счет, цвета, формы и т. д. Ребятам нравится пальчиковая игра «Твистер», когда необходимо поместить подушечки пальцев на том цвете, что выпадает в кубиках. Для игры понадобятся 2 кубика, один с цветовой палитрой, второй с указанием нужного пальца, разноцветный лист в виде кружков. Можно устроить соревнования, заниматься вместе с родителями или сверстниками.

Используются упражнения на активную работу отдельных пальцев, их соединений.
Использовать в работе с дошкольниками старшего возраста можно не только упражнения и игры, но и специальные массажные мячики. Они тренируют мышцы кисти, расслабляют ее. Важно катать предмет не только на ладони, но и отдельно по каждому пальчику, соединяя их вместе с помощью мяча.

Важно в процессе занятий с детьми любого возраста соблюдать временные рамки и комбинацию упражнений. Чтобы процесс обучения и развития давался ребенку легко и интересно, нужно проводить упражнения не более 5 минут, чередуя их с отдыхом или самомассажем пальцев, ладони.
Игры и гимнастика показаны всем дошкольникам для всестороннего развития, стимулирования процесса говорения, творческой деятельности, коммуникабельности. Особенно важно проводить занятия дома, не только в дошкольном учреждении, если ребенок отстает в речевом развитии. Неоднократное повторение стишков и песенок во время упражнений и игр приводит к их запоминанию. Позже ребенок начинает повторять за взрослым либо отдельные слова, либо полностью стихотворение.

Откажитесь от самолечения
Как отмечает педиатр, родителям стоит взять за правило: если ребенок заболел, нужно немедленно обратиться к врачу. Мамы и папы часто недооценивают состояние малыша и начинают лечить его самостоятельно. Например, при простуде дают антибиотики или же прибегают к народным средствам.
- Для вас, родители! | Детский сад № 54
- Игровая гимнастика для детей: что можно …
- Календарь развития: что должен уметь …
- Центр помощи детям, оставшимся без …
Однако зачастую неверно подобранные лекарства и так называемая народная медицина не избавляют от недуга, а приводят к тяжелым осложнениям. В итоге случаи, где можно было обойтись правильной медикаментозной терапией и неделей постельного режима, заканчиваются госпитализацией ребенка.