Гимнастика для новорожденных и грудных детей

Не стоит подменять развлечения обучающими занятиями

Как заниматься?

Чтобы занятия принесли пользу, надо проводить их по определенным правилам:

  • артикуляционную гимнастику надо делать ежедневно;

  • лучше всего заниматься артикуляционной гимнастикой 2 раза в день по 5-7 минут, чтобы ребенок не устал и не утратил интерес;

  • превращать занятия в увлекательную игру;

  • за одно занятие проделывать не больше 5 упражнений, из них новыми могут быть только одно-два;

  • выполнять упражнения на счет, чтобы выработать четкость их исполнения;

  • делать упражнения надо перед большим или ручным зеркалом: ребенок должен контролировать правильность выполнения того или иного движения. Сначала упражнение делает взрослый, потом это движение повторяет карапуз. Взрослый при этом стоит или перед зеркалом рядом с ребенком (в этом случае малыш наблюдает за ним, глядя в зеркало), или лицом к малышу.

Этапы становления речи

Многие родители, увлеченные ранним развитием, интересуются, как быстрее научить ребенка разговаривать. Иногда при этом забывая – процесс развития речи индивидуален. Не нужно строго ориентироваться на установленные педиатрами и неврологами рамки. Но если ребенок существенно отстает от сверстников, запускать ситуацию тоже не стоит.

Этапы становления речи:

  1. Около трех месяцев начинается период гуления. Малыш протяжно произносит гласные звуки.
  2. После шести месяцев начинается лепет. Сочетание звуков становится более сложным, чем-то напоминающим отдельные слоги.
  3. После девяти месяцев лепет становится более сложным, сочетает несколько слогов.
  4. В год-полтора многие малыши говорят первые простейшие слова (мама, папа). Но их язык остается автономным отличным от языка взрослого. Словарный запас может составлять до 10-12 полноценных слов. При этом сами слова могут иметь несколько смыслов. Контекст будет зависеть от обстановки, эмоций малыша.
  5. После полутора лет словарный запас малыша увеличивается. Слов в активном словаре должно быть не меньше 30. Ребенок называет предметы, указывая на них. Речь все еще автономна. Некоторые дети выстраивают первые короткие предложения из двух, трех слов.
  6. После двух лет ребенок должен активно переходить на «взрослую» речь, хотя элементы автономной могут оставаться. Родителям нужно помогать малышу от них избавляться. Большинство детей в состоянии составлять предложения из четырех, шести слов.
  7. После трех лет словарный запас существенно увеличивается. Дети с легкостью запоминают стихи песенки. Способны использовать в речи понятия «сейчас», «рядом», названия чувств и эмоций.

Неврологи отмечают, что последние 5-7 лет увеличивается количество детей с задержкой речевого развития в той или иной форме. Поэтому базовые знания, как развивать речь ребенка, должны быть у каждого родителя.

Совершенствуем навыки

Итак, детки после года активно осваивают двигательные навыки: учатся бегать, прыгать, проползать под препятствиями или переползать через них, лазать на возвышения, преодолевать лестницы, качаться на качелях, скатываться с горок, ходить по бревну… Но движения их, конечно, пока неловкие и несогласованные, координация и равновесие развиты очень слабо. Поэтому с годовалого возраста и до тех пор, пока малышу не исполнится 3–4 года, задача взрослых – подбирать упражнения, которые помогут крохам стать ловкими и развить координацию движений, научат держать равновесие.

Совершенствуем навыки

Кроме того, гимнастика для детей от 1 года и старше помогает:

Совершенствуем навыки
  • укреплять иммунитет;
  • развивать выносливость;
  • правильно дышать (что способствует лучшему насыщению органов и тканей кислородом);
  • чувствовать свое тело в пространстве;
  • улучшать обменные процессы;
  • укреплять мышцы, связки, суставы, скелет;
  • улучшать осанку;
  • нормализовать работу нервной системы;
  • улучшать пищеварение;
  • нормализовать сон;
  • развивать чувство ритма.
Совершенствуем навыки

Если во время гимнастики малыш выполняет движения по кругу или квадрату, он, к тому же, выучит эти простые фигуры. Поворачиваясь в стороны, шагая в разных направлениях, закрепит понятия «лево-право», «вперед-назад». В процессе подвижных гимнастических игр ребенок развивает смелость, настойчивость, уверенность в себе, упорство. Так что ценность гимнастических упражнений не ограничивается только улучшением физических показателей.

Совершенствуем навыки

Совершенствуем навыки

Конкурсы в детском возрасте

Что вообще происходит с детской психикой и с формированием характера в процессе соревнований.

Читайте также:  8 преимуществ плавания для здоровья человека

Главное что испытывает маленький человек во время участия в конкурсах – это огромную ответственность за свое выступление. Так нужны ли эти самые конкурсы в начале его маленькой жизни? Нужно ли подвергать детскую неокрепшую психику подобным стрессам?

Что такое конкурс

Это соревнования в той или иной сфере. Конкурс – это большая школа проверки, который может закалить характер, дать ребенку почувствовать свои силы, а может сломить и внушить ему чувство неуверенности в своих силах на долгие годы вперед.

Для чего?

Это вопрос, который должен поставить каждый родитель перед ребенком. Для чего ты в этом участвуешь? И самый главный ответ на этот вопрос – чтобы проверить себя! Не для того, чтобы кому то (вам, школе, миру) что-то доказать. Дети ничего не могут доказывать, они только проверяют собственные силы и знания. Категорически запрещено говорить перед выступлением: «Давай! Будь лучшим!», « Не подведи», « Без первого места не приходи» и в том же духе. Это зажимает малыша, добавляет еще больше волнения, поднимает градус ответственности.

Если бы вы знали, скольким детям конкурсы сломали психику. Сколько неудачников вырастили эти соревнования, ведь «неудачник» — это психологический диагноз. Родители « налегали» на свое чадо, учителя давили (учителя так же зарабатывают звания на конкурсных детях, не забывайте об этом).

И вот маленький человечек вышел, старался, но не справился. И что потом? А потом, как правило, нервный срыв. Хорошо, если ребенок быстро и легко отходит от негативных переживаний, а если он по-настоящему глубоко принял внутренне эту ситуацию, то у него разрушился мир. А ведь этот мир только еще начинает зарождаться. Помните высказывание «все наши проблемы родом из детства»? Вот это тот самый случай.

Другой вариант – везунчик. У него все получается. Все городские олимпиады по математики – первые места. Учителя восхищаются, родители (при ребенке) везде его нахваливают: « Наш сын одаренный ребенок, вундеркинд». И что потом? Потом на этой благодатной почве растет и крепнет тщеславие и неуемная гордыня, а вместе с ними лень! Ведь он еще не может контролировать свои отрицательные черты характера, да он и не понимает, что они отрицательные. И в итоге вырастает человек, с чувством огромного самомнения и высокомерия, зачастую превращающийся во взрослом возрасте в банального неудачника с алкогольной зависимостью.

Никогда не задумывались, отчего талантливые от рождения люди частенько начинают злоупотреблять алкоголем? Или почему те дети, которые стали звездами в детском возрасте, редко продолжают свой «звездный путь» во взрослой жизни?

Все просто. Потому что в жизни взрослой лучших успехов добивается человек, привыкший с детства всего добиваться трудом. А из вундеркиндов очень часто вырастают лентяи, которым все легко давалось. Они и так были во всем первыми. Вот проблема и созрела. «Я был в детстве артистом, даже в кино снимался, меня вся страна знала, а теперь я никто. Карьера в кино не сложилась. Почему?!» Потому что в детском возрасте пройти «крещение медными трубами» и остаться крепкой, психически сильной личностью очень трудно. Самому ребенку это невозможно, поэтому здесь очень важна работа взрослого окружения, в особенности родителей. Так вот, возвращаемся к началу нашей беседы: как маленькому человеку участвовать в конкурсах и выйти из них более крепкой в духовном плане личностью?

Главное что следует подчеркнуть, — никакого ребенка конкурс великим сделать не может. Детский конкурс лишь проверяет уровень знаний и умений, и если малыш оказался в чем-то слаб это не должно являться катастрофой! Он не подводит школу, учителя или вас! Конкурс лишь указал, над чем еще нужно работать. И это самая верная позиция взрослых. В таком случае, если ребенок проиграет, то он будет знать на какие моменты стоит обратить больше внимания, а если победит, значит — молодец, на этом этапе работы он успешно справился, и теперь надо двигаться дальше! Пожалуй, главное, что нужно воспитывать в ребенке на примере любых соревнований, — это стремление к постоянной работе над самим собой! И давайте помнить спортивный девиз: «Главное не победа, а участие!»

Читайте также:  Поучительные сказки для детей рекомендуемые психологами

Второй месяц

Что включает гимнастика для ребенка в 2 месяца? Зарядка начинается с поглаживания и должна чередоваться массажными движениями. Подробнее о том, как делать массаж грудничкам читайте в другой нашей статье. Все перечисленные упражнения считаются универсальными. Их можно проводить в любом возрасте у детей до года. Изменяется только продолжительность и интенсивность движений.

  • Упражнение № 1. Малыш лежит на спине. Нужно взять его за запястья и развести руки в стороны, затем скрестить на груди, как будто малыш сам себя обнимает, и потом вернуться в исходное положение. Такое упражнение можно проделать 5-8 раз.
  • Упражнение № 2. Малыш в том же положении. Нужно обхватить его за предплечья и поднимать ручки вверх на уровень плечевого пояса, а затем опускать вниз, прижимая к туловищу.
  • Упражнение № 3. Грудничок в том же положении. Необходимо обхватить грудничка за запястья и выполнить несколько круговых движений руками вперед, а затем в обратную сторону.
  • Упражнение № 4. Грудничок в том же положении. Необходимо обхватить малыша за предплечья и выполнить несколько попеременных движений руками вверх и вниз.
  • Упражнение № 5. Грудничок в том же положении. Необходимо обхватить ребенка за запястья и предплечья и выполнить несколько ударных, боксирующих движений руками вперед.
  • Упражнение № 6. Грудничок в том же положении. Можно совершать круговые движения тазобедренными суставами с разведением коленей в стороны. Также можно применять метод пассивной стабилизации, как это делается в зарядке для новорожденных.
  • Упражнение № 7. Грудничок в том же положении. Нужно попеременно поднимать и опускать ноги, прижимая их к животу.
  • Упражнение № 8. Грудничок в том же положении. Нужно касаться пяткой правой ноги о колено левой, затем поменять ноги и таким же способом выполнить упражнение.
  • Упражнение № 9. Грудничок в том же положении. Необходимо выпрямить и соединить ноги малыша в коленях и стопах, после чего поднимать их вверх и опускать вниз.
  • Упражнение № 10. Грудничок в том же положении. Нужно приподнять его ножки вверх и сделать всем известное упражнение «велосипед», попеременно вращая ногами.
  • Упражнение № 11. Малыш лежит на животе, опираясь на предплечья. Необходимо согнуть ноги в коленях и прижать их к тазобедренным суставам, получится поза «лягушки».
  • Упражнение № 12. В этом же положении можно поочередно раздвигать ноги в стороны и вверх, сгибая в коленях. При раздвигании ног нужно действовать мягко, без нажима. Также можно попеременно сгибать ноги в коленях под прямым углом и имитировать движение, похожее на бег.

Гимнастика для грудничков в 2 месяца в большинстве видов упражнений пассивна. Ребенок только наблюдает за мамиными руками, эмоционально реагирует на ласковые слова и поглаживания. Но при этом у малыша рефлекторно включаются ответные мышечные реакции. Об осознанных движениях в этом возрасте, конечно, говорить рано.

Как правильно заниматься с малышом

Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления можно проводить дома. Работа будет проходить легче для малыша в присутствии родного человека. Иногда дошкольники боятся сделать неправильное движение руками, выполнить задание неверно, поэтому неактивно работают во время гимнастики в детском саду. В домашних условиях важно проводить гимнастику, учитывая возрастные особенности ребенка.

Как правильно заниматься с малышом

Комплекс для малышей от года до 3 лет

Особенно полезны пальчиковые гимнастики и игры для детей младшего дошкольного возраста. Занятия способствуют активному становлению и запуску речи. Малышам нравится повторять за взрослым движения, они внимательно слушают стишки и песенки, которые сопровождают упражнения. Применять в игре можно специальную логопедическую картотеку.

Как правильно заниматься с малышом

Проводя домашние занятия, необходимо соблюдать правила:

  • Для малышей младшего дошкольного возраста первые занятия должны проходить не более 1 мин, далее по 3-5 мин.
  • Родитель должен хвалить малыша за успехи, не ругать при неправильном повторении за взрослым.
  • Чтобы игры проходили весело и интересно, следует использовать пальчиковую гимнастику, соответствующую возрастным особенностям малыша.
  • Для игр важно использовать песенки и стишки, которые малыш смог бы далее повторять за взрослым, они должны быть небольшими и легкими для восприятия.
  • Упражнения нужно подбирать по степени сложности: начинать с простых, переходя на более сложные.
Как правильно заниматься с малышом

Нижеприведенный комплекс развивает речь ребенка, психологические процессы, мелкую моторику рук.

Как правильно заниматься с малышом

Комплекс для малышей 4-5 лет

Гимнастика в среднем дошкольном возрасте важна для развития речи, в этот период малыш начинает активно говорить, пополнять словарный запас. В норме к 4 годам ребенок должен знать до 3000 слов, активно использовать их в разговоре со взрослыми и сверстниками, строить правильно предложения. Дети в 4-5 лет непроизвольно стараются запоминать стихотворения и песенки, которые сопровождают пальчиковые игры, что стимулирует развитие психических процессов. В среднем дошкольном возрасте пальчиковая гимнастика помогает соотносить слово с действием, снимает напряжение после лепки, рисования.

Как правильно заниматься с малышом

Дошкольникам среднего возраста нравятся упражнения, где необходимо пропеть песенку, выучить стишок, повторять за взрослым. В детском саду уделяют отдельное внимание во время игры тому, как кроха слушает и воспринимает задание, запоминает его. Для проведения занятий можно применять следующий материал:

  • карточки с предметами, явлениями природы, фигур и т. д.;
  • схемы или картинки с прорисованным движением пальцев;
  • иллюстрации, о которых говорится в стишке: животные, одежда, мебель и т. д.;
  • презентации для воссоздания зрительного образа.
Как правильно заниматься с малышом

Развитию речи будут способствовать упражнения, где ребенку нужно будет повторять за взрослым движения и слова. Детям 4-5 лет нравится играть в театр теней, когда нужно изобразить животных, растение. Можно ставить с ребятами небольшие постановки по мотивам изученной сказки.

Читайте также:  Логопедический массаж языка и щек — что это и зачем нужен

Комплекс для малышей 5-6 лет

Как правильно заниматься с малышом

Играть с детьми старшего школьного возраста в пальчиковые игры и проводить гимнастику полезно в качестве подготовки к школе. Осваивать письмо легче, если мелкая моторика рук будет активно развиваться в домашних условиях и школе. Первоклассникам трудно расслабить мышцы кистей, пальцы, что провоцирует сложности в написании простых каллиграфических элементов.

Можно играть с дошкольниками, опираясь на знания, полученные в детском саду: счет, цвета, формы и т. д. Ребятам нравится пальчиковая игра «Твистер», когда необходимо поместить подушечки пальцев на том цвете, что выпадает в кубиках. Для игры понадобятся 2 кубика, один с цветовой палитрой, второй с указанием нужного пальца, разноцветный лист в виде кружков. Можно устроить соревнования, заниматься вместе с родителями или сверстниками.

Как правильно заниматься с малышом

Используются упражнения на активную работу отдельных пальцев, их соединений.

Использовать в работе с дошкольниками старшего возраста можно не только упражнения и игры, но и специальные массажные мячики. Они тренируют мышцы кисти, расслабляют ее. Важно катать предмет не только на ладони, но и отдельно по каждому пальчику, соединяя их вместе с помощью мяча.

Как правильно заниматься с малышом

Важно в процессе занятий с детьми любого возраста соблюдать временные рамки и комбинацию упражнений. Чтобы процесс обучения и развития давался ребенку легко и интересно, нужно проводить упражнения не более 5 минут, чередуя их с отдыхом или самомассажем пальцев, ладони.

Игры и гимнастика показаны всем дошкольникам для всестороннего развития, стимулирования процесса говорения, творческой деятельности, коммуникабельности. Особенно важно проводить занятия дома, не только в дошкольном учреждении, если ребенок отстает в речевом развитии. Неоднократное повторение стишков и песенок во время упражнений и игр приводит к их запоминанию. Позже ребенок начинает повторять за взрослым либо отдельные слова, либо полностью стихотворение.

Как правильно заниматься с малышом

Откажитесь от самолечения

Как отмечает педиатр, родителям стоит взять за правило: если ребенок заболел, нужно немедленно обратиться к врачу. Мамы и папы часто недооценивают состояние малыша и начинают лечить его самостоятельно. Например, при простуде дают антибиотики или же прибегают к народным средствам.

Однако зачастую неверно подобранные лекарства и так называемая народная медицина не избавляют от недуга, а приводят к тяжелым осложнениям. В итоге случаи, где можно было обойтись правильной медикаментозной терапией и неделей постельного режима, заканчиваются госпитализацией ребенка.