Дошкольник и окружающий мир: что должен знать ребенок

Мнения родителей по поводу того, что должен уметь их ребёнок к моменту поступления в школу, часто расходятся. Одни считают, что ребёнка не следует ничему учить, якобы, это отнимает детство. Другие, наоборот, записывают ребёнка во все возможные курсы изучения языков, рисования, музыки, танцев, в спортивные секции, заваливая малыша непосильными заданиями. Оба этих подхода в воспитании детей ошибочны.

Что должен уметь ребёнок в возрасте семи лет?

  • Самоидентификация. Ребёнок должен знать собственное имя, отчество, фамилию и адрес проживания.
  • Семья. Семилетнему ребёнку следует знать состав своей семьи, полные имена, фамилии и возраст всех её членов. Неплохо, если он будет осведомлён и о профессии каждого члена семьи. Даже если у ребёнка нет мобильного, ему всё равно нужно выучить наизусть телефонные номера братьев, сестёр, родителей и бабушки с дедушкой.
  • Понятие о пространстве и времени. Первоклассник должен хорошо знать, где расположен его дом, близлежащие улицы и магазины, уметь самостоятельно дойти (если это недалеко) или добраться домой на транспорте. Семилетние дети должны понимать, который час, и иметь представление о течении времени.
  • Деньги. Это немаловажные сведения в современном обществе; впрочем, большинство детей в 7 лет уже и так отлично могут обращаться с деньгами. Разумеется, не стоит давать ребёнку свою кредитную карту.
  • Телефон и компьютер. Этим сейчас никого не удивишь. Внушительная часть семилетних детей перед школой уже довольно неплохо владеет компьютером и смартфоном. Но лучше не давать им в школу дорогие гаджеты.
  • Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ребёнок в 7 лет уже достаточно осведомлён об элементарных нормах безопасности и поведения в обществе. Но ему не хватает знаний о школьной этике и об отношениях с учителями и одноклассниками.

Видео развитие детей в возрасте 7 лет

Эти знания следует дать ему в полном объёме, иначе ребёнок получит их из других источников, зачастую в искажённом виде. По этой причине развивается хулиганство, вымогательство, неуважение к старшим и другое асоциальное поведение у школьников. Нужно научить ребёнка уважению, общительности, неагрессивному поведению и способности контактировать со сверстниками, а также умению постоять за себя и защитить слабого.

Данный список неполный, поэтому далее будет рассказано, какие знания должны иметь дети перед поступлением в школу.

Умение и желание учиться: познавательные способности и интерес к учёбе

Восприятие, внимание, память, воображение, речь, мышление — психические познавательные процессы, из которых складывается умение и желание учиться. У большинства детей развитие познавательного интереса — естественный процесс, заложенный природой. В дошкольном возрасте пытливые дети более всего желают открывать для себя что-то новое.

Ближе к 5-7 годам ребёнок уже не просто воспринимает информацию в готовом виде, как это было ранее. Пытливый ум стремится находить ответы на вопросы самостоятельно. Любознательный дошкольник учится приводить разные понятия в одну систему, анализирует их, сравнивает, отыскивает закономерности и делает выводы.

Горячий интерес и любознательность — основа самостоятельной мотивации дошкольника и первоклассника к учёбе.

Программа начальной школы не содержит отдельных занятий, посвященных развитию познавательных способностей. Поэтому задача научить ребёнка учиться во многом ложится на родителей.

Высокий познавательный интерес плюс развитое внимание, память, мышление и другие познавательные способности помогут без стресса привыкнуть к школе, стать более самостоятельным, инициативным и избежать хронической неуспеваемости.

Смотрите также: Польза занимательной математики и решения задач на логику.

Умение учиться самостоятельно невозможно переоценить. Технологии развиваются в разы быстрее, чем 20 лет назад, и специалисты любой профессии участвуют в гонке за новыми знаниями. Попробуйте представить, что будет еще через 20 лет.

Чем отличается фантазия от воображения?

Прежде всего, разберемся с самими понятиями фантазии и воображения. В понимании большинства людей эти термины идентичны, но на самом деле это принципиально разные вещи.

Фантазия – это некая представляемая ситуация, которая не имеет никакого отношения к реальности. Например, летающие единороги или зубная фея – это не что иное, как детские фантазии.

А вот воображение – это способность сознательно формировать определенные образы действительности и управлять ими. Что важно, эти образы соответствуют действительности и никак ей не противоречат. Например, ребенок может воображать, как с блеском отвечает на уроке или решает сложную задачу, становится владельцем огромного дома или заводит собаку. Таким образом, воображение – представление о том, что вполне может случиться.

Фантазия – это представление о том, чего не может быть в реальности. Для наглядности приведем сравнительную таблицу фантазии и воображения.

Фантазия

Воображение

Ситуация, далекая от реальности

Ситуация, основанная на реальности, которая может развиваться

Так и остается вымыслом

Может воплотиться в жизнь

Очевидно, что с практической точки зрения большее значение имеет воображение. Это – творческое начало малыша, его креативность и способность моделировать конкретные ситуации.

Важнее всего улучшать у ребенка творческое воображение, но оно тесно переплетается с фантазией. Поэтому развивать нужно оба эти направления. Что это даст вашему ребенку?

  • он легче решает нестандартные задачи и учится находить оптимальный выход в непредсказуемых ситуациях;
  • он адаптируется к жизни и понимает свое место в ней;
  • он учится мыслить, принимать решения и видеть их последствия.

Хоть фантазии и являются беспочвенными выдумками, они – источник вдохновения и радости для ребенка. Не нужно сильно ограничивать его в фантазиях. Главное, чтобы вымышленные образы не отрывали его от реальной жизни, а, напротив, обогащали ее.

Практические химические опыты

А теперь предлагаем вам эксперименты, благодаря которым ребёнок воочию убедится, что химическая реакция – это здорово!

Вулкан из соды

Простой эксперимент, для организации которого нужны самые обычные предметы и вещества, имеющиеся практически в каждом доме.

Вам понадобятся:

  • Пищевая сода;
  • Уксус;
  • Достаточно большой контейнер, чтобы избежать утечек;
  • Бумажные или тканевые полотенца (на всякий случай).

Инструкция:

  • Положите пищевую соду в контейнер.
  • Налейте немного уксуса.
  • Наблюдайте за реакцией!

Что происходит?

Раствор пищевой соды (натрия двууглекислого) – щелочная среда, а уксус – кислота. Когда эти два вещества вступают в реакцию, образуется угольная кислота, которая очень нестабильна и мгновенно распадается на воду и углекислый газ. Именно он, испаряясь, и создаёт шипение.

Дополнительно можно смастерить вулкан, похожий на настоящий. Это потребует от вас творческих способностей и навыков, но так опыт с уксусом и пищевой содой будет выглядеть ещё более впечатляющим.

Читайте также:  Мой ребенок не хочет читать – вдруг у него дислексия?

Фонтан из диетической колы и драже «Ментос»

Очень известный эксперимент, который интересно делать и в первый раз, и во второй, и в третий…

Гейзер из колы и конфет «Ментос» стал популярным благодаря Стиву Спенглеру (учитель, выступающий на телевидении с научными экспериментами, – прим. редакции), и он обязательно повеселит и удивит ваших детей, друзей и родных (конечно, если вы проведёте его во дворе, а не в гостиной).

Вам понадобятся:

  • Большая бутылка диетической колы;
  • Примерно половина пачки конфет «Ментос»;
  • Игрушка Geyser Tube (необязательно, но с этим устройством проводить опыт намного проще).

Инструкция:

  1. Найдите такое место для эксперимента, где ничто не пострадает, когда всё вокруг будет залито диетической колой. Идеальным местом станет площадка на траве, двор. Пожалуйста, даже не пробуйте сделать гейзер в гостиной!
  2. Поставьте бутылку с колой вертикально и отвинтите крышку. Установите воронку или трубку сверху так, чтобы вы смогли одновременно бросить нужное количество драже «Ментос» (примерно половина упаковки будет в самый раз). Это сделать достаточно сложно, если у вас нет специально разработанной игрушки Geyser Tube (можно купить в Интернете или поискать в магазинах), но вполне реально.
  3. А теперь самая весёлая часть: бросайте «Ментос» в диетическую колу и убегайте со всех ног! Если вы сделали всё правильно, из бутылки должен вылететь огромный гейзер – это очень впечатляющее зрелище. Рекорд высоты такого фонтана составил около 9 метров!

Что происходит?

Существует несколько теорий, почему происходит такая реакция, но самая правдоподобная версия – сочетание углекислого газа в диетической кока-коле и маленьких ямок, которые можно обнаружить на конфетах «Ментос».

Дело в том, что газированные напитки пенятся благодаря углекислому газу, который добавляют в бутылки с напитком при изготовлении. Углекислый газ не высвобождается из жидкости, пока вы не нальете её в стакан и не станете пить. Некоторое количество газа также выходит, когда вы открываете крышку (кстати, достаточно много, если заранее потрясти бутылку). Таким образом, большое количество углекислого газа в бутылке с газировкой просто ждёт не дождётся момента, когда можно будет выйти из жидкости в виде пузырьков.

Когда вы бросаете что-либо в диетическую колу, вы ускоряете этот процесс, так как ваши действия уменьшают поверхностное натяжение жидкости, а также позволяют пузырькам формироваться на поверхности «Ментос». Конфеты «Ментос» покрыты мелкими ямками (напоминает мяч для гольфа), что значительно увеличивает площадь их поверхности и позволяет образоваться огромному количеству пузырьков.

Эксперимент лучше проводить именно с диетической колой, а не с другими газированными напитками – у неё особый, подходящий состав, к тому же она не такая липкая. Так же опыт удаётся лучше с колой, которая была изгатовлена не так давно. Бутылка, которая уже давно стоит на полке магазина, теряет часть своей «шипучести», поэтому проверьте дату изготовления перед покупкой.

Надеемся, что и вам, и вашим детям было интересно – впереди ещё много увлекательного!

Источники: Chemistry for Kids: Chemical Reactions, Vinegar Volcano, Diet Coke and Mentos Eruption

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Учеба

Внимание и зоркость важны в учебе. Начиная с раннего развития, еще задолго до школы, наблюдательность малыша необходимо тренировать посредством всевозможных игр и затей. Если ребенок растет в своем мире, почти не замечая окружающего и не придавая значения тому, что происходит около него, это скажется и на его интеллекте и на его дальнейшей учебе в школе. Окончив школу, при выборе профессии подросток должен быть способен замечать и анализировать свои склонности и способности. Он сможет без труда определиться с местом учебы, если будет наблюдать за людьми разных профессий и соотносить их со своими желаниями и возможностями. Внимательность поможет ребенку учиться хорошо, схватывать материал «налету» и стать разносторонне развитым человеком. Также во время учебного процесса проницательность поможет ребенку наладить хорошие отношения с преподавателями, понять и суметь удовлетворить их требования. Ирина сдавала экзамены на третьем курсе университета. Одним из предметов была русская литература, преподаватель которой был очень придирчив и пытался «завалить» студентов, не нравившихся ему. Ирина заметила каверзные вопросы преподавателя и видела, что даже хорошо подготовленные ученики терялись и получали низкие отметки. Девушка решила понаблюдать, что не нравится экзаменатору в отвечающих. Она внимательно слушала и анализировала ответы предыдущих студентов. Через время она поняла, что преподаватель негативно реагировал на тон экзаменуемых: когда они начинали свой ответ уверенно, а после его вопросов начинали сникать и теряться, он ставил низкую отметку. Выйдя отвечать, Ирина нарочно выбрала спокойный тон, не отличающийся и при ответе, который она знает хорошо и при том, в котором сомневается. На удивление девушки ее метод сработал и преподаватель не только не пытался «завалить» ее, но и на некоторые свои вопросы пытался сам помочь ответить, в итоге Ирина получила хорошую оценку.

Формирование окружения

Следите за тем, с кем из сверстников близко общается ваш ребенок, ведь они оказывают непосредственное влияние на его мышление и отношение к учебе. Разузнайте, какова общая успеваемость класса, в котором занимается малыш: если плохие отметки считается там нормой, то у ребенка не будет стимула стараться. В таком случае задумайтесь о смене класса или школы. Вы можете более мягко скорректировать окружение своего малыша и поместить его в среду любознательных и трудолюбивых детей, подыскав для него спортивную секцию, детский кружок или клуб по интересам.

Игры для формирования знаний об окружающем мире

  1. «Угадай по описанию». Нужно дать минимальное описание животного и постепенно добавлять его характеристики пока малыш не угадает, какое именно животное вы загадали.
  2. «Что сначала, что потом?». Задание заключается в том, чтобы правильно определить порядок вещей, предметов, животных, растений. Например, что сначала стебелек или зернышко, бабочка или гусеница.
  3. «Волшебный мешочек». Нужно положить в мешок как можно больше предметов и попросить малыша на ощупь достать ту или иную вещь.
  4. «Угадай чей звук». Нужно спрятаться, оставаясь в поле слуховой досягаемости малыша, издавать различные звуки. Например, переливать воду, шуршать пакетом.
  5. «Узнай по вкусу». Нужно с закрытыми глазами по вкусу определить продукт.
  6. «Чем пахнет?». В доме можно найти массу ароматов, постарайтесь создать набор из различных запахов (чай, кофе, лук, чеснок, лимон, шоколад) и попросите малыша угадать продукт.

Можно придумать массу увлекательных игр на познание окружающего мира. Центр раннего развития в Солнцево «УмНяша» приглашает родителей и их малышей на увлекательные занятия, которые помогут сформировать знания об окружающем мире.