До какого возраста нужно играть с ребенком родителям

Мы собрали вопросы читателей в наших группах в социальных сетях на тему «Социализация детей» и задали их Эдварду Креймеру, директору по образованию ММЦ «Отрада». У Эдварда диплом Американской ассоциации Монтессори, 9 лет преподавал в штате Миннесота).

ПОЧЕМУ ДЕТИ ССОРЯТСЯ

Процесс взросления вместе двух или больше детей всегда отличается от взросления одного ребенка. Между ними братьями и сестрами неизбежно возникают конфликты интересов, конкуренция, формируются определённые взаимоотношения. Родитель выступает кем-то вроде руководителя оркестра: если он умело руководит своими “музыкантами”, то их отношения становятся гармоничными и получается дружба на всю жизнь. Но почему она не складывается сама собой? У детей всегда есть множество причин для ссор:

  1. Неумение коммуницировать — пожалуй, к этой причине сводится большинство детских конфликтов: дележ игрушек, пространства, предметов быта. Дети не умеют договариваться и не хотят делиться — просто потому что они дети, и эти навыки не вшиты в волшебный чип, который дается при рождении. Вам, как родителю, придется обучать детей общению.

  2. Конкуренция — здоровое стремление победить, быть первым, получить приз или внимание, признание — это отличные черты, которые можно с детства поощрять. Но там, где есть победитель, находится и проигравший, а значит, новая причина для перепалок и обид.

  3. Отсутствие эмпатии (сопереживания) — мало кто знает, что умение сочувствовать формируется не раньше подросткового возраста. Поэтому миф о жестокости детей — не такой уж и миф. Из этих особенностей детской психики вырастает любовь к обзывательствам и дразнилкам. Обидные словечки поднимают агрессорам настроение, поскольку имеют очевидное действие — они злят, обижают, заставляют плакать. Но их последствие ребенок понять еще не в состоянии.

Если ваш ребенок часто сталкивается с обидными прозвищами или подвергается нападкам, обязательно прочтите мою статью “Ребенка дразнят”.

  1. Неумение играть самостоятельно — да, часто младшие дети, испытывая трудности с самостоятельной игрой, начинают задирать старших или вовлекать их в конфликт, просто потому что не умеют занять себя сами.

Остается вопрос: если ссор и перепалок не избежать, как все-таки заложить фундамент дружбы между детьми? Или хотя бы не дать им покалечить друг друга, пока не вырастут 🙂

Внешность – источник недовольства

На фоне интереса к противоположному полу возраст 15 лет обостряет и самовосприятие подростка на почве его меняющиеся внешности. Дети быстро растут, кто-то на фоне гормональной бури набирает вес, портится кожа. Смотреть на себя в зеркало для многих девушек бывает тяжелым испытанием – они очень переживают по поводу любой мелочи, к тому же трудно привыкнуть к быстрым изменениям, сбивчивой работе сальных желез. Внешность привлекает все больше внимания, часто сверстники комментируют в негативном ключе чужой внешний вид, что добавляет страданий.

Реакции своего тела у подростков зачастую удивляют и дезориентируют. Для девочек может быть болезненным первый опыт месячных, когда боль поглощает и ты не понимаешь, что происходит! Позаботьтесь о девушке, объясните, как справляться с этой регулярной проблемой.

Просто помогите сыну или дочери – не отказывайте им в праве носить одежду, которая им нравится, пусть экспериментируют с пирсингом (в рамках разумного) или цветом волос. Когда появляются новые модные тенденции – вместе сходите в магазин, обсудите смену гардероба. Многие родители запрещают носить дочерям короткие платья или слишком яркие вещи – но ведь в более старшем возрасте в офисе сложно будет свободно самовыражаться через внешний облик! Пусть этот временной отрезок запомнится ребенку как «золотой» период, когда можно практически все!

Читайте также:  Развитие ребенка до года − можно ли пропустить некоторые ступени?

Как себя вести если ребенок не слушается: основных правила воспитания

Обратите внимание: непослушание ребенка, его истерика и плач – это его попытка отстоять свою позицию или сказать и объяснить нам взрослым что-то важное для ребенка.

Первое правил воспитания

На каждое родительское «нельзя» должно быть пояснение доступное пониманию ребенка «почему». Например: вы не разрешаете малышу кататься на определенных качелях. И, конечно, малыш расстроится и начнет плакать. Что делать: когда малыш просился на эти самые качели, тут же не откладывая объяснить почему именно на них ему опасно кататься. Там катаются детки постарше, они уже сами на них залазят, сами раскачиваются. Когда ты подрастешь немного, то обязательно тоже сможешь на них кататься. А сейчас попробуй сам раскачаться на вот этих качелях (поменьше).

Таким образом ребенок чувствует вашу заботу. И, что важно, вы предлагаете альтернативу – качели поменьше. Плюс он учится самостоятельности: сам попытается раскачаться.

Если же ребенок после ваших слов все равно расстроен, то есть еще компромисс. На больших «опасных» качелях вы катаетесь вместе. Тоже отличный вариант: ребенок учится договариваться.

Отвлекать ребенка от «не желаемого родителями» нужно игрой. Именно в игровой форме дети учатся и познают этот мир.

Ребенок 3 года не слушается и истерит? Только на своей «шишке» он сможет понять почему так, а не иначе. Например: огонь – горячо – это опасно. Пусть дотронется пальчиком к горячей кружке. Это будет не опасно, но тем не менее он успеет почувствовать и понять, что вы до этого пытались ему объяснить словами.

Задача родителей – достижение целей и потребностей ребенка. А стоп-слова использовать крайне редко, когда иначе нет возможности остановить ребенка.

Ребенок постоянно не слушается маму? Чаще всего это происходит, если в семье наказывает только папа. Или, наоборот, наказывает только мама, значит папу ребенок не слушается.

Важно: всегда у ребенка должен быть человек:

Как себя вести если ребенок не слушается: основных правила воспитания
  • которому ребенок доверяет
  • который будет его баловать
  • с которым можно повеселиться
  • который его учит чему-то новому и интересному.

Второе правило воспитания

Хвалить или наказывать сразу после поступка ребенка. Если вы начнете поучать ребенка вечером за то, что он сделал утром, то вряд ли он вообще припомнит подробности события и воспроизведет свою вину в произошедшем.

Третье правило воспитания

Сколько наказаний – столько поощрений. Нельзя только хвалить и поощрять. Или исключительно ругать и запрещать. Необходимо воспитывать в той самой «золотой середине», когда на каждое «плохо» есть «хорошо».

Четвертое правило воспитания

Ребенок 9 лет не слушается: в этом возрасте ребенок внимательно отслеживает поведение и поступки взрослых. У него уже есть понимание что хорошо, а что плохо. И если ваш ребенок вас не слушается в этом возрасте, возможно вы учите его тому, что не транслируете сами своим поведением.

Родители должны сами следовать правилам, которые установили для ребенка. Не кричать в общественном месте – правило для ребенка и родителей.

Наилучший вектор в воспитании – это демонстрация своим личным примером соблюдения правил.

Теперь вы знаете как себя вести если ребенок не слушается.

Учим ребенка играть

Принести и вручить очередную партию игрушек недостаточно, надо сначала организовать совместную игру с сыном или дочкой. Придумайте простенький сюжет, расскажите, что новый паровозик, поедет развозить зверушек по разным местам. Для этого придется построить дорогу, соорудить кукольную больницу из книг, склеить из коробки домик для медвежонка, нарисовать лес, в который пойдет за ягодами зайчишка. Накидав чаду идей и увидев, что он принял условия игры и начал увлеченно возиться, вы можете удалиться. Не каждый ребенок, да и взрослый, сразу поймет, как собирать конструктор, как стыкуются детали между собой. Придется подключиться папе и показать принцип работы. Задача родителей — дать направление и подсказать, что можно сделать с новой игрушкой. А дальше уже малыш будет справляться сам.

Учим ребенка играть
Учим ребенка играть

Как научить игре с детьми ребёнка в 1,года?

Я не думаю, что это будет единственно верный ответ, но основываясь на методе Монтессори, мы можем придерживаться примерных предположений, которые могут помочь. Всё зависит от вашей цели. Ваша цель заключается в том, чтобы ваш ребёнок ладил с другими детьми? Также важны ваши ожидания. Каких отношений вы ожидаете от ребёнка в год и два месяца, в 3 года, 5 и 10 лет? Это очень большая разница.

Читайте также:  «Трудный» ребёнок: что стоит за непослушанием и капризами?

Как мы уже говорили, на разном уровне развития – разные нормы поведения или даже тенденции к разным типам коммуникаций между детьми одного и разных возрастов. Так что я считаю, что ребёнку в 1 год и 2 месяца нужно быть сфокусированным на своих потребностях, у него ещё нет комплексного развития для сложного взаимодействия со сверстниками, их чувства отличаются от 7-летнего ребёнка. Так что в 1,2 года я бы хотел сказать родителям, что, конечно, мы должны наблюдать за взаимодействием ребёнка с другими детьми, чтобы контролировать безопасность. Но, придерживаясь метода Монтессори, мы не должны слишком часто вмешиваться в ситуации. Мы скорее будем наблюдать за тем, что происходит с ребёнком, и воспитывать, но не нарушая текущий момент.

Например, если ваш 1,2-летний ребёнок пытается ударить другого ребёнка, попытки объяснить детям что-либо не принесут никакого результата. Даже если они понимают слова, которые вы говорите, это не имеет значения: их эмоциональное развитие ещё не на той стадии. Просто отведя ребёнка в сторону от других детей после инцидента, вы дадите ребёнку сигнал, что, похоже был не лучший вариант поведения.

Меня больше волнуют мои отношения с ребёнком, нежели отношения ребёнка с другим ребёнком. Куда важнее, что он увидит мои действия, потому что я даю больше сигналов, намёков, потому что я и мой ребёнок связаны сильнее, нежели мой ребёнок с другим ребёнком.

В общем, с целью социализации и создания опыта позитивных связей нужно просто быть поблизости, наблюдать за тем, что происходит, и следить за тем, чтобы у ребёнка было пространство для того, чтобы стать отзывчивым к другим детям. Я хочу сказать: лучшее что вы можете сделать для ребёнка возрастом 1 год и 2 месяца – познакомить его с другими детьми. Это здорово, когда ребёнок находится среди других детей, его осведомленность растёт, он подумает: «о, есть такие же существа, как и я», и это, вероятно, для него интересно. Как и в других сферах, например, знакомство с животными, это всегда хорошо.

Выбираем игрушки

Залогом того, захочет малыш играть сам или нет, является верно подобранные игрушки. К сожалению, когда многие мамы заходят в детские магазины и видят изобилие, которого не было в их детстве, то начинают скупать все, что только возможно. Чаще всего малыши в возрасте 3-4 лет уже имеют богатый набор развлечений и даже не знают, что попросить у дедушки Мороза на Новый год. Верным решением будет выдавать на пару недель определенный комплект игрушек. Все остальные лучше уберите на антресоли или в дальний шкаф. Потом можно выдать ребенку «новую» партию, а те, в которые он играл, опять спрятать. Постарайтесь, чтобы игрушки были разносторонними. Пусть будет несколько машин, обруч, домик со сказочными персонажами, коляска и конструктор. Не больше 10 наименований, этого достаточно для малыша, чтобы он мог сделать выбор и решить, с чем играть сегодня.

Читайте также:  Как взять себя в руки, когда ребенок выводит вас из себя

Дети часто любят заниматься вовсе не игрушками, а такими предметами, как бутылки, ветки, песок, листики, камушки и кастрюли. Разрешите чаду захватить с прогулки природный материал. Он дома сделает из него то, что захочет. Выдайте пустую коробку, и пусть он творит.

Выбирая игрушки, не стремитесь брать многофункциональные варианты

Лучше, если вы остановите свое внимание на простой кукле, которая не умеет говорить и «ходить в туалет». С такими «навороченными» развлечениями ребенку быстро становится не интересно, так как нет места для фантазии

Ну, как можно придумать, что кукла сейчас ест кашку из песка с рябиной, когда ее надо напичкать специальной игрушечной смесью? Все уже готово и придумано за ребенка изготовителем.

Старайтесь приобретать игрушки из натуральных материалов и соответствующие реальности. Следите, чтобы, например, фигурки животных совпадали по своему естественному в природе цвету. А то, вполне вероятно, что малыш будет рассказывать всем о существовании розового волка.

Советы при выборе игрушек для детей

Безопасность ребенка — главное! Это то, на что стоит обратить внимание в первую очередь. Никаких мелких деталей, острых углов, плохо обработанных краев. Краска не должна сходить с игрушки, когда по ней проводите ногтем. Ребенок, особенно маленький все тянет в рот, пробует на вкус и это может ему навредить.

  1. Сертифицированные игрушки. Не стоит доверять непонятным производителям, только потому что их игрушки выглядят нормально и дешевле. Неизвестно из чего сделаны эти игрушки, и какой вред они могут нанести ребенку.
  2. Производитель. Лучше выбирать игрушки известных производителей, так как они очень серьезно подходят к качеству своего товара. Погрешности в производстве им могут подпортить репутацию.
  3. Возраст ребенка. Не стоит покупать малышам игрушки с мелкими деталями. А взрослым ни к чему погремушка.
  4. Тактильные ощущения. Потрогайте игрушку, подерите ее в руках, если она тяжелая ребенок не сможет ее поднять.
  5. Набивка игрушки. Смотрите на то из чего сделана набивка у мягких игрушек. Правильнее всего будет — синтепон. Ни в коем случае не поролон, так как он спустя время начинает выделять вредные вещества.
  6. Запах. На него стоит обратить внимание при покупке. Ведь если вам он не нравится, то возможно игрушка сделана не качественно.
  7. Этикетка. Читайте этикетку на игрушке. Все те, которые проходят сертификацию в России имеют значок Ростеста и к ним прилагается инструкция на русском языке.

Помните, что выбор игрушки по возрасту, не такой уж и простой процесс. Ведь она не только влияет на здоровье ребенка, но и психику. Не скупайте все подряд, лучше проведите время вместе. Придумайте игру из того, что есть, а игрушки дарите по праздникам.