Дети одни дома: с какого возраста по закону

Кто виноват, если ребёнок плохо ведёт себя в школе — ребёнок, родители или учителя?

Как понять, что малыш хочет сесть

Есть некоторые признаки, которые будут указывать на то, что ребенок учится садиться, и родителям необходимо быть с ним всегда рядом, чтобы в нужный момент помочь и подстраховать:

  • Лежа на животике, малыш все время пытается упереться руками в пол и поднять грудную клетку;
  • Упираясь руками в пол, младенец старается поднять свое туловище;
  • Если лежащего на спинке ребенка взять за ручки, он крепко обхватит пальцы и попытается подняться.

Все вышеописанные признаки говорят о том, что ребенок достаточно окреп и уже готов садиться.

Урок пацифизма

Алихан Динаев, победитель конкурса "Учитель года России-2018", учитель обществознания:

— В прошлом году я был в одной из самых продвинутых московских школ. Ультрасовременное здание, открытые пространства, невероятно красивые атриумы, кабинеты со стеклянными стенами, дорогое оборудование.

И вот поход окончен. Мы спускаемся в красивый и яркий гардероб. И тут два мальчика наконец-то спустили меня с небес на землю. Они громко ругались друг с другом, толкались и вот-вот были готовы пустить в ход кулаки. Самое забавное (сейчас, не тогда) было то, что они, увлеченные действом, совершенно не реагировали на мои слова и активные попытки разнять их. Все это поразительно контрастировало с тем, что мне довелось увидеть в предыдущие часы. И одновременно навело на простую, но важную мысль — воспитать идеальных детей невозможно, даже если вложить в это гигантские деньги.

Естественны ли мальчишеские драки в школе? Да! Исчезнут ли школьные драки когда-нибудь? А прекратятся ли когда-нибудь на Земле войны? Нет, не прекратятся. И думать иначе могут только самые наивные пацифисты.

Но профилактика необходима. Во-первых, как разрешать конфликты — дети учатся прежде всего на примере своих родителей. Многие педагоги и психологи с опорой на научные исследования дают родителям такой совет. Ругаться в присутствии детей не страшно, если родители еще и мирятся при детях. Пройдет еще тысяча лет, а ничего лучше личного примера не придумают. Во-вторых, надо создавать сплоченный коллектив, объединять детей путем совместных походов, экскурсий. У школьников, у которых есть общие переживания, меньше поводов вступать на "тропу войны". В-третьих, нашим школам по-прежнему крайне не хватает психологов, не говоря уже о полноценных психологических службах. В-четвертых, надо активнее привлекать в школы организации, которые занимаются профилактикой буллинга и учат детей правильным способам разрешения конфликтов посредством тренингов, деловых игр, мастер-классов.

Подготовила Ксения Колесникова

Что делать, если ребенок не хочет ходить в школу

  1. Остановиться и задуматься, какое послание ребенок своей ленью дает в отношениях.  
  2. Понять, что это маркер того, что ребенок находится в эмоциональном голоде и ему не хватает поддержки и опоры. 
  3. Осмотреться вокруг себя и найти в окружении людей, которые являются поддержкой для вас (родителей). 
  4. Лень — это показатель депрессивного зависимого поведения, когда ребенок в отношениях отчаялся что-то получить. Если ребенок учится плохо, дерется, кричит – это лучше, чем если он отказывается… Когда от лежит и говорит: «Я не хочу!» Это очень серьезная проблема, нужно обращаться к специалистам. 
  5. Задумайтесь, что вы вдвоем делаете с ребенком, как вы его поддерживаете. Перестаньте кричать и заставлять его. Унижение, запреты, управление на страхе и стыде не лучший способ договариваться. Это не решит проблему. Лучше обнимите и проведите с ним время. 

«Часто наблюдаю истории типа: Ребенок, лет 10 с интересом рассказывает историю о приключениях в «Игре престолов». Родители сидят рядом, слушают вроде, эмоционально отстранены, — говорит Илона Фомина, — Через некоторое время спрашивают: «Ты выучил уроки?» Ребенок вроде бы отвечает. Но налицо какое-то несовпадение полей. Как вертикальное с горизонтальным. Наш школьник не получил никакого эмоционального отклика на то, что ему действительно важно, остался отвергнут и одинок в возбуждении, поэтому дальше так же реагирует и на послания родителей. И таких историй очень много. Задумайтесь, а вместе ли вы?»

Читайте также:  12 простых правил и советов научить ребенка читать

Как составить внутрисемейную систему правил

Вот последовательность шагов, которую важно использовать, если вы решили, что слов недостаточно, и вашему ребенку все же нужны «рамки». Эти шаги минимизируют возможные негативные последствия наказания, а также позволяет свести на нет игнорирование установленных вами правил.

1. Список

Составьте сначала для себя список тех правил, которые хотели бы, чтобы ваш ребенок соблюдал. Возможно, в дальнейшем вы захотите их дополнить или внести правки, но сейчас обозначьте основные.

2. Уточнение

Уточните свои требования. Ребенку важна конкретика. Например:

Неправильно: «Не гулять поздно».

Правильно: Приходить домой не позднее

Неправильно: «Всегда быть на связи».

Правильно: «Отзваниваться каждые три часа. Перезванивать после пропущенных вызовов не позднее чем через 20 минут».

Ваши правила должны быть максимально четко сформулированы, ведь за несоблюдения предполагаются санкции.

Неправильно: «Не прогуливать школу».

Правильно: «Не пропускать школу без уважительной причины. Уважительная причина согласовывается».

Определитесь, что будет считаться прогулом. Например, ушел из школы, потому что отменили последний урок, — считать это прогулом? Договоритесь, как поступать в спорных ситуациях и за кем последнее слово. «Не пошла на физ-ру, потому что болела коленка». Нужно ли было позвонить вам и получить согласие на этот пропуск? А может быть, вы лояльный родитель и разрешите своему подросшему ребенку пропускать пять уроков в месяц без объяснения причин. Суть одна — как можно четче обозначьте свое требование.

3. Обсуждение

Обсудите с ребенком каждое из ваших требований, объясните, постарайтесь найти слова, почему это так важно для вас. Расскажите искренне, что вас волнует. Почему вы хотите, чтобы было так, а не иначе. С какими еще причинами это связано. Например, быть дома после  — это еще и требование закона для детей до 16 лет.

Важно, чтобы ребенок понял, что это не ваша «прихоть». Хотя и на «прихоти» вы имеете право. Так же, как и он. Он хочет коку и пиццу по субботам (хоть и знает, что это вредно), а вы хотите порядок в его комнате, грязные вещи в баке для грязного белья, потому что чувствуете себя плохо, когда вокруг бардак, а тратить полсубботы на уборку не хотите.

Выслушайте мнение ребенка и обязательно внесите коррективы в предложенные вами правила. Пусть немного, пусть в мелочах. Но подростку важно, что его мнение учитывается. Мотивации выполнять установленные правила будет значительно больше.

4. Санкции

Назначьте санкции или наказания за нарушения правил. Этот пункт важно составлять вместе с ребенком. Лучше, если санкции будут дифференцированными (вторичное нарушение карается строже). Чаще используйте прием «Представь себя на моем месте»: «Что бы делал ты, если бы ты был родителем? Как ты бы вел себя в такой ситуации? Какое наказание применил?».

Не отходите от договоренностей. Для психики ребенка, в том числе большого, очень вредно, когда за один и тот же поступок его то наказывают, то нет.

5. Согласие

Перечитайте свой свод правил вместе и добейтесь согласия ребенка по каждому пункту. Если удобней, ставьте плюсики в конце каждого пункта (в идеале три — оба родителя и ребенок). Это самый сложный и самый важный момент.

6. Правила для родителей

Для многих родителей этот шаг немыслим. И еще часть родителей считает это «заигрыванием с ребенком». Но подростки заслуживают того, чтобы мы считались с их мнением, а не отвечали в духе «это мое дело», «не тебе мне указывать», «создашь свою семью, там и будешь командовать». Так что шаг необязательный. Но строптивому подростку такой подход кажется более честным. Попробуйте.

Спросите ребенка, что ему остро не нравится в вашем поведении. Например: заходить в комнату без стука, названивать по 10 раз, когда он с друзьями, курить на кухне (или вообще курить!), обещать и не выполнять, чрезмерный контроль и так далее. Включите в список пункты которые вы сами обязуетесь исполнять (с санкциями, безусловно).

Как оформить

Чтобы перевести ребенка на семейное обучение, родителям нужно сообщить об этом в орган местного самоуправления. На практике не всегда понятно, что это значит и куда идти, поэтому проще всего решить вопрос напрямую через школу.

Если вы выбрали семейную форму обучения, напишите заявление об этом в ту школу, где ребенок будет проходить промежуточную аттестацию. Это необязательно будет школа по прописке, можно обратиться в любую. В некоторых регионах этого достаточно, в других директор сам сориентирует родителей, куда нужно отнести дополнительные заявления.

Сколько стоит отправить ребенка в школу

Если ребенок учится в первом — девятом классе, в заявлении нужно указать «семейная форма обучения». Для учеников десятого и одиннадцатого классов — «самообразование». Не путайте с домашним или обучением на дому — эти формы образования для других ситуаций: если ребенок-инвалид не может посещать школу по состоянию здоровья, учителя бесплатно приходят учить его домой.

Читайте также:  Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Независимо от формы образования, школьники массово берутся за ум и вытягивают четверть на пятерки, когда узнают эти способы обращения с деньгами:

  1. Научиться копить.
  2. Обуздать карманные расходы.
  3. Понять, что мелких трат не бывает.

Советы психолога родителям

Как научить ребенка постоять за себя в школе?

С детства надо приучать ребенка быть лидером. Это не значит, что все вопросы решаются кулаками.

Лидер способен повернуть ситуацию в свою сторону, используя всего лишь слова. Но если дело доходит до физического воздействия, ребенок должен уметь постоять за себя.

Советы психолога родителям
  1. Учите ребенка быть объективным — уметь оценивать ситуацию и выбирать — применять ли физическое воздействие в ответ на обиды.
  2. Учить не быть жертвой. Школьник вполне уже способен понять, что такое психология жертвы.
  3. Учтите, что дети копируют поведение родителей, в том числе в решении спорных вопросов.

    Станьте для сына или дочери положительным примером, научите не уходить от конфликта и прятаться, а решать его в вашу пользу.

  4. Если ребенок физически слаб, его бьют, он проигрывает в драках, отведите его в спортивную секцию. Спорт сам по себе повышает самооценку, а занятия улучшат и физическую форму.
  5. Учите умению отказывать. Объясните ребенку, что он не обязан соглашаться на все предложения сверстников. Если он не хочет что-то делать, его не имеют права заставлять. Особенно это важно для того, чтобы школьник не попал в неблагонадежную компанию с криминальными наклонностями.
  6. Развитию положительной самооценки способствуют различные увлечения. Ребенок ощущает себя личностью, когда у него есть свое хобби. Учите его отстаивать свои интересы и увлечения, не бояться мнения окружающих.
  7. Упражняйтесь с ним в остроумии, пусть школьник учится отвечать и реагировать в сложных ситуациях. Проводите занятия в виде игры, устраивайте соревнования с другими детьми.
  8. Воспитывайте в ребенке веру в себя. Забудьте фразы: у тебя ничего не получится, ты ошибаешься, ты глупый, ты плохо учишься. Их не должно быть в вашей семье. Вместо этого говорите: ты сильный, ты справишься, я верю в тебя, посмотри, как у тебя хорошо получается.
  9. Нужны хорошие друзья. Проведите с ребенком беседу, что такое дружба, как выбирать друзей, за что их следует ценить, как избегать негативных личностей и почему с ними не стоит общаться.

    Учите школьника разбираться в людях, оценивать их положительные и отрицательные качества.

  10. Не реагировать на попытки унизить и не оправдываться. Если ребенку придумали кличку, пусть просто игнорирует ее, через некоторое время дети забудут. Если же он станет оправдываться, то кличка может остаться с ними надолго.
  11. Не показывать страх. Другие дети отлично чувствуют, когда их бояться. Страх — базовый инстинкт, он заставляет бежать и нападать на тех, кто боится.

Помните, что большинство детских проблем исходит из семьи.

Обратите внимание на методы воздействия, внутрисемейные отношения, и вы поймете, по какой причине у ребенка развивается заниженная самооценка.

Если не справляетесь самостоятельно, обратитесь к помощи психолога.

Как научить ребенка давать сдачи? Узнайте из видео:

Советы психолога родителям

Наша интересная группа Вконтакте:

Безопасность первоклассника

В помощь детям, идущим в первый класс!

Чтобы чадо не попало в беду, надо заблаговременно научить его поведению с незнакомыми людьми.

Знакомые – те, кого знают родители и с кем общаются. А также те, к кому можно приходить в гости и даже ночевать. То есть это родственники и ограниченный круг друзей. Остальные – Незнакомые.

Безопасность первоклассника

Поведение с незнакомцами простое. При попытке контакта ребенок должен оценить человека, отойти на безопасное расстояние, извинится при необходимости и уйти или сразу убежать к знакомым и безопасным взрослым.

Безопасные в данном контексте – учителя, консьерж, охрана в магазине, банке.

Первый раз

Если вы решили начать новый этап в жизни семьи — этап «один дома», то мы подготовили для вас некоторые рекомендации:

  1. Оцените свою готовность и готовность ребенка. Чего, на ваш взгляд, не хватает ребенку, каких навыков? Что нужно знать вам, чтобы снизить тревогу? В спокойной обстановке убедитесь, что ребенок умеет делать то, что часто будет нужно, когда он будет дома один. Например, в игровой форме потренируйтесь открывать и закрывать дверь, закрывать газ на кухне, включать и выключать плиту, доставать горячее из микроволновки или наливать чай. Чем больше в этот подготовительный период вы разрешите ему делать самому, тем лучше будет со всех возможных точек зрения.
  2. Объясните ребенку, что происходит, почему это происходит и как это будет происходить. Узнайте, что он думает по этому поводу? Если ребенок боится, то стоит для начала максимально снизить его страх, объяснить, что для того, чтобы страх исчез все-таки нужно остаться дома одному. Договоритесь о том, как долго вас не будет. Начинайте с 20-30 минут. Расскажите ребенку подробно, где вы будете находиться, сориентируйте его во времени («Я вернусь, когда большая стрелка будет на цифре . »).
  3. Инструктаж необходим, но он должен быть краток и хорошо понятен вашему ребенку. Бессмысленно пытаться «впихнуть» в ребенка все эти знания за 15 минут до вашего ухода, отведите на это специальное время, а лучше обсудите это несколько раз.
  4. Обсудите с ребенком, что НЕЛЬЗЯ открывать дверь НИКОМУ, пока он находится один дома. Даже соседке. НЕЛЬЗЯ разговаривать с незнакомыми людьми по телефону и тем более рассказывать, что он один дома. НЕЛЬЗЯ кидать что-либо из окон и с балкона, и лучше не ставить экспериментов с водой, огнем и электричеством. Все это вы сделаете вместе, когда взрослые вернутся. НЕЛЬЗЯ играть с бытовыми приборами. Оставьте на видном месте список важных телефонов: скорой, пожарной, милиции и любых людей, которые смогут придти на помощь, если что-то произойдет. Запишите ваш адрес и телефон. Страх, который может охватить ребенка, очень плохо влияет на память, и даже те номера или факты, которые ребенок знает наизусть, могут забыться. Убедитесь, что ребенок сможет воспользоваться этой информацией.
  5. Подготовьте себя. Скорее всего, в первый раз вы начнете паниковать, как только за вами закроется входная дверь. Ни при каких условиях (кроме ЧП) не возвращайтесь домой раньше оговоренного времени, иначе придется начинать с нуля! Даже если ребенок названивает и требует, чтобы вы вернулись, уточните, все ли в порядке, и, если ничего не произошло — скажите, через сколько вы будете, попробуйте дать ему задание на это время. Постарайтесь спланировать для себя какое-то дело, не слишком сложное, и четко ограниченное по времени. Не опаздывайте!
  6. Многие дети только и ждут, чтобы родители ненадолго оставили их в одиночестве, чтобы куда-нибудь залезть или устроить беспорядок. Во-первых, закройте, уберите, отключите все, что вы не хотите, чтобы попало ему в руки и что ему точно не понадобится (важные документы, коробки конфет, косметику, дорогую одежду, телеканалы с материалом, который запрещен ребенку). Во-вторых, если все-таки по возвращению вы застаете довольного отпрыска и бардак в квартире, постарайтесь проявить выдержку и терпение, сильно не ругать ребенка, постараться объяснить, что не так и предложить альтернативу такому поведению.
  7. Повторяйте эти шаги, постепенно увеличивая время своего отсутствия.
Читайте также:  Витамин д для грудничков какой лучше как давать

Почему малыш не начинает ходить

Помним, что все дети развиваются в индивидуальном темпе. Что-то зависит от темперамента ребенка, что-то от генетики, что-то от психологического настроя.

Вы переживаете, почему ребенок все никак не сделал первые шаги, спросите у своих родителей, а во сколько это сделали вы. Возможно, вы тоже не торопились.

Спокойные, медлительные дети с задатками меланхоликов или флегматиков начинают ходить чуть позже. И это не показатель их отставания в развитии, а просто проявления темперамента.

Крупные малыши позже начинают ходить. Ведь их позвоночнику нужно больше времени, чтобы окрепнуть и выдерживать повышенные нагрузки.

Иногда причина в долгом отсутствии первых шагов кроется в том, что ребенок боится ходить. Страх развивается на фоне неудачных попыток. Старайтесь быть всегда рядом с малышом, пробующим самостоятельно ходить, чтобы он избежал серьезных травм.

Когда действительно с ребенком что-то не так:

  • когда малыш ходит у опоры или за ручку с вами, он делает это на цыпочках;
  • после 1,5 лет карапуз даже не пытается начать передвигаться самостоятельно.