Что должны знать и уметь дети в 3 года: нормы развития ребенка

Какой возраст является ранним, и каковы его особенности в развитии малыша? Над этим вопросом задумывается большинство родителей, как только у них появляется новый член семьи.

Физическое развитие ребенка в года

Нормы развития ребенка в трехлетнем возрасте заключаются в следующих навыках:

  • ребенок может самостоятельно подниматься или спускаться по ступенькам с чередованием ног;
  • активно бегает и подпрыгивает;
  • ловит и бросает мяч;
  • самостоятельно забирается на горку и скатывается с нее;
  • держит равновесие, стоя на одной ноге;
  • уверенно ездит на трехколесном велосипеде;
  • может перешагивать или перепрыгивать через препятствия, лежащие на полу;
  • подражает действиям своих ровесников (бегает, прыгает, ползает).

Трехлетний малыш очень активен физически, поэтому его уже можно записать в спортивную секцию, бассейн или на танцы. Таким образом, он сможет избавиться от избытка энергии и одновременно с этим улучшить свое физическое развитие.

Не стоит также забывать про зарядку, которую можно делать в домашних условиях. Ребенку будет весело выполнять различные несложные упражнения вместе с мамой.

Можно, например, делать такие упражнения:

Марш на месте.

«Потягуши» — ребенок поднимает руки над головой и тянется вверх.

Прыжки на двух ногах на месте.

«Помаши крылышками» — ребенок ровно стоит на месте, далее разводит руки в стороны, поднимает их вверх, а затем опускает вниз.

Упражнения будут гораздо интереснее, если совместить их с музыкой и пением песен.

В чем же заключаются особенности раннего возраста в развитии малыша?

В первую очередь, данный возраст связан с очень большой подвижностью ребенка. Ребенок уже не только ползает, он пытается или уже встал на ноги и пошел. И очень быстро пошел. Чаще всего, дети, делая первые шаги, не идут медленно, а просто молниеносно начинают бегать.

Долго же они сидели на одном месте, теперь им хочется как можно быстрее освоить все рядом и далеко находящееся от них пространство.

Перемещение по комнате доставляет им огромное удовольствие. По пути ребенок пытается ухватить все, что плохо, и даже хорошо лежит. И все это моментально летит во все стороны. Тут нужен глаз да глаз, чтобы малыш не навредил себе любимому такой двигательной активностью.

Да, кстати, я неспроста употребила эту фразу «себе любимому», ведь, забегая вперед, скажу, что в этом возрасте начинается становление самооценки ребенка. Именно теперь он требует к себе особой любви и заботы. И малыш чувствует, что его должны любить. Своим пронзительным, просто душераздирающим временами криком он требует к себе особого внимания.

Но вернемся к тому, что, ухватив любой предмет, ребенок рефлексивно тянет его в рот. И не потому что он чрезвычайно голоден и готов съесть любую вещь. А потому что таким образом ребенок знакомиться с предметами и их свойствами.

Руками ребенок ощупывает предмет, и его головной мозг получает важную информацию о предмете. Ощущая предмет во рту, ребенок также узнает о вкусовых свойствах той или иной вещи.

Такая информация очень нужна ребенку, чтобы он, хоть и неосознанно, но понимал, что можно брать, что съедобно, а что вредно. Первые ощущения закладывают в мозговой деятельности малыша первичные знания и представления о разных предметах.

Зачастую ребенку в руки попадаются очень опасные вещи. Это могут быть острые, горячие или другие штучки. Понятно, что ребенок должен узнать и о таких свойствах, но лучше этот процесс сопровождать. Например, чтобы ребенок знал горячие предметы, можно слегка повысив температуру утюга (чуть-чуть теплее температуры тела ребенка), дать ему притронуться.

В чем же заключаются особенности раннего возраста в развитии малыша?

Такая «горячесть» не критическая, ребенок не обожжется, но он почувствует разницу в температурном режиме, и это даст ему на будущее рефлекс отдергивания. Скорее всего, он не будет иметь желание в дальнейшем прикасаться к таким вещам, так как они неприятны на ощущение.

С острыми предметами также лучше познакомить заранее. Легонько покалывая ребенка чем-то острым, тем самым вызывая неприятные ощущения, мы предотвратим любопытство ребенка к таким вещам в дальнейшем.

Но все это нужно проделывать самим родителям. Не давать ребенку самостоятельно изучать свойства опасных предметов. А знакомить с ними надо обязательно!

Читайте также:  15 советов, как научить ребенка играть самостоятельно

Ну о полезных вещах говорить гораздо приятнее.

Например, первое знакомство ребенка с книгой. Красочные иллюстрации, множество картинок привлечет глаз ребенка. Разглядывая картинки у ребенка развиваются психические процессы. Ребенок запоминает героев сказок, он учится отличать красивые картинки от уродливых.

Если при этом книжку читать, то в памяти откладывается и сюжет истории.

С удивлением можно замечать, что к трем годам ребенок может наизусть знать стишки, рассказывать по памяти длинные сказки.

«Откуда он это знает?» — часто восклицают окружающие. А вот! Знает! Потому что память ребенка раннего возраста значительно крепче, чем у взрослого дяди!

Что должен знать и уметь ребенок в три года

Развитие речи

Трехлетний ребенок умеет:

  • Использовать в речи существительные, прилагательные, глаголы, союзы и наречия.
  • Использовать в активном словаре более тысячи слов.
  • Выучить несколько коротких стихотворений.
  • Слушать и понимать небольшие рассказы без картинок.
  • Отвечать на понятный вопрос.
  • Выражать свои потребности и желания.

Развитие памяти и мышления

В 3 года ребенок умеет:

  • удерживать внимание  в течении 3-4 минут во время игры или при выполнении задания.
  • выучить наизусть короткое стихотворение.
  • находить определенный предмет в группе других предметов.
  • находить по памяти 2-3 предмета.
  • повторять по памяти движения, показанные не более трех раз.
  • складывать целую картинку, разрезанную на 2-4 части.
  • находить несоответствия на рисунках.
  • знать основные цвета, различать предметы по цвету.
  • находить лишний предмет среди однородных предметов.
  • находить сходства и различия между предметами.
  • объединять предметы в пары по заданному признаку.

Математические представления

  • Различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), находить предметы соответствующей геометрической формы.
  • Считать до пяти, отвечать на вопрос «Сколько всего?»
  • Знать понятия «Больше-меньше», «столько же».
  • Группировать предметы по цвету, форме, размеру.
  • Определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево).

Представление об окружающем мире

Трехлетний малыш должен знать:

  • явления природы (дождь, снег, ветер, радуга, гром, молния).
  • названия нескольких видов птиц (снегирь, дятел, сорока, воробей, голубь, ворона, сова).
  • названия насекомых (комар, муха, пчела).
  • названия домашних животных (кошка, собака, корова, коза, свинья, лошадь, баран, овца).
  • названия лесных зверей (волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж).
  • названия животных, обитающих в жарких странах (слон, тигр, лев, крокодил, жираф, зебра, обезьяна, бегемот).
  • различать диких и домашних животных, понимать разницу между ними.
  • различать деревья, кустарники, цветы.
  • названия цветов.
  • названия деревьев и части дерева (ствол, ветки, листья).
  • названия грибов.
  • различать овощи, фрукты и ягоды.
  • различать время суток: день, ночь, утро, вечер.
  • основные правила дорожного движения.
  • названия некоторых профессий.
  • обобщает группы предметов: одежда, посуда, еда, цветы, животные, деревья, ягоды, фрукты, овощи.
  • из чего сделаны некоторые предметы.

Двигательные навыки

Ребенок трех лет должен уметь:

  • Скатываться с горки.
  • Выполнять простые танцевальные движения.
  • Ловить и кидать мяч двумя руками.
  • Катать мяч по полу, ловить катящийся мяч.
  • Прицельно бросать небольшие предметы в нарисованный круг или обруч.
  • Кататься на трехколесном велосипеде.
  • Прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед.
  • Спрыгивать с небольших возвышений.
  • Уметь перешагивать препятствия.

Творчество

Ребенок в три года умеет:

  • Правильно пользоваться карандашами, красками и кистью.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Рисовать линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные), точки, кружки. Соединять точки или предметы линиями.
  • Правильно держать ножницы и резать ими бумагу.
  • Приклеивать крупные детали аппликации.
  • Лепить из пластилина шарики и колбаски и приклеивать на картинку в заданные места.

Приятного Вам общения с малышом!

Понравилось? Расскажите об этой странице друзьям! //

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

От чего зависит развитие речи
  1. Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  2. Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  3. Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
  4. Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков — важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.
Читайте также:  Кейт Миддлтон после рождения ребенка переедет жить к родителям

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

Особенности поведения и психология ребенка 2–года жизни

Речь о правильном поведении малыша до достижения им 3 лет не идет вообще. В это время его поступки продиктованы особенностями темперамента. Ребенок может вести себя непредсказуемо, меняя свои предпочтения многократно в течение дня.

Психология детей от 2 до 3 лет имеет свои особенности:

  • Просыпается тяга к новым видам деятельности. В этот момент важно предоставить возможность их освоения.
  • Малыши делают рывок в умственном развитии. Упражнения должны быть направлены на развитие моторики, подойдут аппликации, лепка, шнуровка. Эти виды деятельности улучшают образное мышление и память.

Психология и развитие ребенка 2,5 года характеризуется появлением самостоятельных занятий и формированием воображения. Не надо сильно загружать малыша развивающими упражнениями, ему полезно заниматься игрушками. Желательно приобрести несколько кукол, кубики, зверушек и конструктор. В двухлетнем возрасте ребенок сооружает из игрушек замысловатые строения. Он кормит, укладывает спать кукол и зверей. При этом малыш разговаривает от лица каждого из персонажей. Это нормальные психологические особенности поведения детей 2–3 лет.

Чтобы развить память дошкольника надо читать ему поэзию. Если малыш в состоянии легко запомнить небольшие стихи, то можно пытаться выучить другую информацию (имена и фамилии родных, адрес, возраст). Читать сказки и стихи желательно каждый день, это помогает развить речь. Подойдут сказки Пушкина, стихи Барто, Чуковского и Маршака. В 2–3 года малыши хорошо усваивают новые языки, это время надо использовать для их изучения, особенно если родители ребенка разных национальностей.

Психология детей 2–3 лет такова, что часто возникают сложности с эмоциональным состоянием. Малыш выясняет границы своего влияния путем протеста. В этом возрасте ребенок стремится делать все самостоятельно. Чтобы это желание не исчезло, надо позволять ему несложные действия, которые он сможет осилить.

Строгие запреты нередко приводят к возникновению истерик и агрессии. Поэтому психология воспитания детей до 3 лет включает преподнесение информации в форме игры. Это снимет напряженность и позволит не допустить припадка истерии. В этом возрасте возможны первые проявления тревожности.

Если в этом возрасте были получены психологические травмы на фоне стресса, страхов, испуга, в будущем человеку потребуется психологическая помощь, которую должен оказывать специалист, например, психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич.

Особенности воспитания мальчиков

По достижению 12-месячного возраста в воспитании девочек и мальчиков начинают прослеживаться явные различия. Так так воспитывать мальчика в 1 год? Стоит отметить, что развитие от мальчика до мужа проходит три последовательных стадии. На первой из них младенец имеет очень развитую связь со своей мамой. В это время мальчику требуется демонстрация большой любви, а также создание ощущения комфорта и безопасности.

При этом сами мальчики намного менее восприимчивы к касаниям мамы. Они не только быстрее растут, но и активнее играют, но при этом наиболее болезненно относятся к разлуке с матерью. Поэтому в воспитании мальчика важно, чтобы до достижения им трехлетнего возраста, мама проводила с ним достаточное количество времени. В противном случае такой недостаток общения может привести к неврозу и агрессивности.

Еще один немаловажный момент, отец также ежедневно должен проявлять свою любовь к ребенку, демонстрировать внимание к нему, участвуя в его занятиях. Вне зависимости от того, насколько будет занят отец, он должен находить время для воспитания ребенка.

Консультация «Психологические особенности детей 1,— лет» | Психологическое зеркало

  • Консультация для родителей и педагогов
  • «Психологические особенности детей 1,5 – 3 лет».
  • Цель: расширить представления педагогов и родителей о психологических особенностях возраста.

Дети 1, 5 – 3 лет относятся к раннему возрасту. Раннее детство – очень короткий период в жизни человека. Но этот период имеет непреходящее значение.

Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни.

Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться.

Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

Читайте также:  Методы воспитания детей: от классических до современных

Основной вид деятельности этих детей – манипулирование предметами. Т.е. ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы для других целей.

  Поэтому, чтобы  предметна деятельность  носила развивающий характер, нужно ребенку осваивать разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит, предметно-развивающая среда не должна  быть перегружена игрушками, но должна быть разнообразно.

Игры со сверстниками не привлекают этих детей, они предпочитают самостоятельные игры.

На этой основе развивается игровая и продуктивная деятельность ребенка, т.е. лепка, рисование, конструирование.

Происходит активное формирование речи:

— к 1,5 годам ребенок должен владеть 30-40 словами;

— к 2 годам – 300-400. Основными вопросами детей в этом возрасте должны быть вопросы «Кто?», «Что?», ребенок начинает употреблять не только существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения. Формируется фразовая речь;

— к 2,5 годам ребенок осваивает 1000 слов, основные вопросы, интересующие ребенка «Где?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?».

В этом  возрасте задержка речевого развития должна насторожить – это может говорить о ЗПР или о развивающееся глухоте.

Также в этом возрасте нужно стимулировать высказывания детей. Существует одна психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители ребенка сбились с ног, водили ребенка по врачам, экстрасенсам, но все безуспешно.

Однажды, когда вся семья села за слол, ребенок отчетливо сказал: «Мне нечем есть».

Когда родители опомнились от счастья и спросили ребенка, почему он все это время молчал, он ответил: «А зачем было говорить? Вы и так все за меня говорили».

Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие, мышление и т. д. Главной функцией данного возраста  является восприятие, поэтому наибольших успехов ребенок достигнет не в области памяти или мышления, а в области восприятия. И именно его надо развивать в первую очередь.

Восприятие ребенка этого возраста непроизвольное. Он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Задача взрослого – правильно называть признаки и действия предмета, постоянно озвучивать их, а затем и спрашивать о них у ребенка. Детям этого возраста полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки.

  1. В этом возрасте важно знакомить детей с цветом и формой. В возрасте 2-3 лет малыш способен различать:
  2. — 5 форм (круг, квадрат, овал, треугольник и прямоугольник),
  3. — 8 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, фиолетовый, оранжевый).
  4. Важно приучать ребенка к книгам, больше читать сказок и стихов.

Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети этого возраста любят разбирать игрушки. Чаще всего, это нормальная познавательная активность ребенка, а не его капризы.

Внимание и память ребенка раннего возраста непроизвольные. Т.е.  привлекают и запоминаются только яркие предметы, издающие звуки, картинки и т.д.

Поведение ребенка также непроизвольное, дети не могут сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий.

Эти дети очень восприимчивы к эмоциональным состоянием окружающих и подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один ребенок начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будут рядом с ним. Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта.

Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.

Дети в этом возрасте искренние, открытые, честные. Они не умеют скрывать свои симпатии и антипатии. Чувства детей неустойчивы и противоречивы, настроение подвержено частой смене.

{lang: 'ru'}

Учим ребенка убирать за собой

Воспитывая дисциплину, вы можете привить ребенку навык аккуратно складывать вещи по местам, собранности, чистоплотности. В 1,5 — 2 года ребенок должен знать, где хранятся его носки, футболки, машинки, куклы. Привлекайте его к уборке игрушек перед сном, просите достать синюю кофту для прогулки из нижнего ящика. Так в 3 года малыш сможет помогать вам складывать личные вещи по местам и без напоминаний, а сразу после раздевания. Многие родители отмечают, что привычка убирать за собой формирует нежелание раскидывать вещи по квартире.

Молодым родителям стоит понимать, что навыки и умения 3-х летнего малыша не формируются за один день. Прививать правила поведения, обучать действиям ребенка нужно с самого рождения, постепенно увеличивая их сложность.

Advertisement Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.