Чему малыш должен научиться к 5 месяцам: навыки и умения ребенка

Некоторым вещам в школе не учат — малыш уже должен обладать базовыми навыками и знаниями. А кто этому научит, если не родители?

Общее развитие

Знания о себе и своей семье

Ребенок должен знать и выговаривать свои имя, фамилию, отчество. Кажется, что просто, но некоторые малыши до последнего уверены, что их зовут Зайка или Котик, просто потому, что дома их по имени не зовут. Будущий первоклассник уверенно должен отвечать на вопрос о том, сколько ему лет и когда у него день рождения, есть ли у него братья или сестры. Знать, как зовут членов семьи, где работают мама и папа, свой адрес и, в идеале, номер телефона хотя бы одного родителя, а также название города, в котором живет.

Познания о времени и пространстве

К школе ребенок должен понимать, сколько существует времен года и в какой последовательности они сменяют друг друга, сколько в году месяцев и как они называются, сколько дней в неделе, их названия и последовательность.

Также нужно научить его правильно понимать время и ориентироваться по часам, рассказать, что такое день и сколько в нем часов, чем отличается день от ночи и что больше: минута, час или день. Безусловно, к школьному возрасту ребенок должен знать, где право и где лево.

Отличия в поведении и умениях детей разных полов

Пятилетние мальчики и девочки обладают идентичными навыками, но начинают сильно отличаться по модели поведения, поскольку чётко идентифицируют себя с мужчиной и женщиной, понимая, что в будущем станут похожими на отца и мать.

Для этого возраста характерно усиленное подражание своим кумирам, и, в первую очередь, родителям. Немногословным, уравновешенным становится мальчик, уметь в 5 лет он старается всё, что делает его отец – он копирует не только его манеры, но и действия, может начать проявлять интерес к слесарным инструментам, автомобилям, видам спорта, которыми профессионально занимается или увлекается папа.

Что касается дочерей, уметь в 5 лет девочке нравится всё, чем занимается её мать – она сама может проявлять желание помогать родительнице на кухне, убираться, вытирать пыль и мыть посуду. Проявляется это и в ролевых играх, когда малышка чувствует себя полновластной хозяйкой – она с удовольствием кормит, одевает, укладывает спать своих кукол, воспитывает и наказывает их, учит ходить и кушать с ложки.

Кроме того, девочки не равнодушны к красивым платьям, сумочкам и косметике, стараются следить за собой, и подражая маме, аккуратны со своими вещами.

Не считая того, что девочки более усидчивы и лучше говорят, у них есть ещё одно преимущество перед мальчиками в плане физического развития – они лучше сохраняют равновесие при физических упражнениях, и обусловлено это особенностью развития их нервной системы.

В плане воспитания психологи советуют родителям относиться к мальчикам строже, допуская мягкость по отношению к дочерям, но это вовсе не значит, что сыновья должны получать меньше внимания и любви.

Нервно-психическое развитие

По мнению психологов, именно с 5 до 7 лет полностью формируется характер человека, его основные жизненные позиции, отношение к миру и окружающим, привычки и характерные особенности личности, поэтому родителям 5-ти летних детей нужно не только тщательно следить за своим поведением и поступками, но и тщательно контролировать все, что они говорят.

Читайте также:  Колики у новорожденного: лечение в домашних условиях

В 5 лет обучение ребенка различным навыкам и умением выходит на новый качественный уровень – малыш легко запоминает буквы, цифры и уже умеет делать простейшие логические выводы и заключения. Родители, которые начали обучать детей чтению и письму в возрасте 3-4 лет, отмечают – насколько тяжело шло обучение до 5 лет и как быстро воспринимают информацию дети после пяти лет.

В этом возрасте дети должны хорошо ориентироваться в окружающем пространстве, знать свои паспортные данные, день рождения, адрес, легко отвечать на вопросы окружающих и рассказывать, кто он такой, кто его родители, чем они занимаются, что делает сам малыш, как прошел его день и так далее. Одним из основных показателей нормального развития ребенка в этом возрасте считается его умение самостоятельно находить себе занятия, наличие основных бытовых навыков и хорошее ориентирование в окружающем мире – он должен знать, где он живет, где лежат продукты, что такое магазин, как переходить дорогу и так далее.

В 5 лет малыш должен знать, какое сейчас время суток, времена года – кратко описывать каждое, давать объяснения своим действиям и поступкам окружающих и знать, что и зачем он делает: «я одеваюсь, чтобы не замерзнуть; сплю, чтобы отдохнуть и чищу зубы, чтобы они были здоровыми».

Если малыша в 5 лет уже готовят к поступлению в школу, важно чтобы он знал:

  • все буквы – различал их звучание и написание, очень хорошо, если он будет знать, где гласные и согласные звуки;
  • цифры, а также владел основами счета – мог посчитать предметы, хотя бы в пределах 5-ти;
  • цвета – знал не только основные цвета, но и оттенки и мог привести пример предметов разного цвета – «яблоко – красное, цыпленок – желтый»;
  • геометрические фигуры и мог нарисовать основные – линию, точку, круг, квадрат, треугольник;

В возрасте 5 лет важно, чтобы у ребенка была связанная речь, он мог составить короткий рассказ из 5 -6 предложений, повторить короткую сказку и выучить стихотворение из 2-3 четверостиший.

Кроме того, пятилетний ребенок должен уметь определять логически связь событий – по картинкам показывать, что было в начале, что затем и чем все закончилось, складывать картинку из 5-10 разрезных частей, находить лишние предметы, нелепицы и объединять картинки в группы по основному признаку.

В этом возрасте дети уже должны уметь по образцу лепить из пластилина простейшие фигурки, рисовать несложные сюжетные картинки, резать ножницами не только по прямой, но и по кругу и изломанным линиям, делать аппликации из бумаги.

Поведение и эмоции

У них появляется способность осознанно выражать свои эмоции. В зависимости от ситуации груднички могут демонстрировать любопытство, обиду, страх, радость.

Дети учатся привлекать к себе внимание осознанно. Для этого они используют погремушки, крик. У малышей наблюдается развитие предметной памяти. Уже появляются любимые игрушки.

Если на видном месте положить хорошо известный ребенку предмет, частично спрятав его за шкафом или подушкой, то он узнает его и потянется, чтобы взять. Пятимесячные дети узнают родных и близких, хорошо отличают их от незнакомых людей.

Психоэмоциональное развитие детей отличается, многое зависит от влияния таких факторов:

  • атмосфера в семье;
  • достаточность внимания и общения с родителями;
  • стрессы, связанные с переездом, отлучением от груди;
  • индивидуальные особенности психики.
Поведение и эмоции

Привязанность к маме в 5 месяцев остается достаточно сильной: в ее отсутствие малыш может прекратить игру, начать плакать, стесняться окружающих.

Что должен уметь ребёнок в 5-лет: скоро в школу!

Скоро новый перелом — кризис 6/7 лет. К нему необходимо подготовиться.

Что такое «кризис 6/7 лет»?

  • Это начало нового этапа жизни и развития ребенка, переход из одной социальной роли в другую. Теперь Ванечка и Олечка не только сын и дочь, они становятся учениками школы, включаются в активную деятельность, взаимодействуют с другими детьми, взрослыми.
  • Расширяется спектр обязанностей ребенка.
  • Ранее главной формой деятельности была игра. Теперь в арсенале появляются новые способы познания окружающего мира.
  • Кризис вызывают физиологические изменения.
  • В процессе развития ребенок начинает искать грань добра и зла, интересуется что такое «хорошо» и «плохо», осуществляется формирование моральных норм и принципов.
  • Происходит формирование самооценки — родителям стоит не только внимательно следить за своими действиями по отношению к ребенку, но и действиями, словами, поступками, которые направлены на других людей.
Читайте также:  Как привлечь отца к уходу за новорожденным ребенком?

Знания, умения, физическое развитие ребенка 6-7 лет:

  • Ребенок подвижен, активен: свободно бегает, прыгает, играет в спортивные игры, манипулирует с мячом, скакалкой, может быстро чередовать движения.
  • Полностью обсуживает свою сферу гигиены.
  • Имеет как минимум базовые, навыки чтения и письма.
  • Речь развита, ребенок свободно владеет общепринятыми понятиями.
  • Демонстрирует послушание, ответственность, волю.
  • Имеет базовые навыки по географии, природоведению, может решать простые задачи.

Наличие требуемых знаний и умений — залог более спокойного прохождения кризиса.

Основная проблема состоит в резкой смене социальных ролей и задач. Эту проблему решить легче, своевременно начиная готовить ребенка к школе.

Как смягчить кризис?

  • Стоит давать ребенку ответственные задания сообразно возрасту. Например, помыть посуду, помочь маме в стирке. Это учит ответственности.
  • Способствуйте общению с одногодками, это позволит найти друзей и в школе.
  • Повышайте самооценку: похвалите за красивую картинку, хорошо вымытую посуду, уборку в комнате. Главное: похвала должна быть адекватной.

Ребенок нарушил правило? Заслужил наказание? Объясните ему причину вашего негодования. Ребенку важно понимать, за что его наказывают.

  • Приучайте ребенку выполнять определенные задачи, которые требуют концентрации. Наиболее распространенная проблема первоклашки — невозможность усидеть на месте, длительное время концентрироваться на объекте.
  • Давайте необходимые знания, формируя навыки чтения и письма.
  • Важно слушать и слышать дошкольника — о проблемах в эмоциональной сфере говорят рисунки, смена настроения, пассивность.
  • Не стоит перекладывать всю ответственность за формирования знаний, умений и навыков на школу и ДОУ. Истоки развития — в семье!

Развитие сообразно этапам, в соответствии с психологическими и физиологическими особенностям возраста, — важный шаг в становлении гармоничной личности.

Об авторе: Ирина Давыдко, педагог, учитель.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Вход | РегистрацияКомментировать Поделиться Разместить на своем сайте

Есть мнение?Оставьте комментарий

Оставить комментарий

Понравился материал?Хотите прочитать позже?Сохраните на своей стене иподелитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Копировать название статьи Копировать анонс статьи Копировать ссылку Ошибка в тексте?

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем, что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть на всех страницах нашего сайта

Развитие ребёнка в лет: что должен знать и уметь

Переступая порог школы, семилетний ребёнок получает новый социальный статус, и его развитие идёт стремительными темпами. Это без преувеличения важный этап в жизни маленького человека, и он должен быть готов к возросшей нагрузке.

Организм семилетних деток претерпевает массу преобразований: меняются пропорции, активно растут и развиваются главные системы тела (опорно-двигательная, нервная, иммунная, дыхательная, сердечно-сосудистая).

Важно

Мышцы рук еще не до конца окрепли, поэтому ребёнок нетвёрдо держит ручку и  часто жалуется на усталость в кисти. Позвоночник длительное время подвергается статичным нагрузкам, поэтому важно следить за осанкой малыша.

Основные изменения касаются нервной системы – головной мозг увеличивается в размерах, реакции внутри него приобретают более сложный характер. Показатели нормального развития ребёнка в 7 лет:

  • средний рост – от 115,4 см до 126,9 см;
  • размер ноги – у мальчиков 34, у девочек 32;
  • размер одежды – 32/34;
  • средний вес – от 20,1 кг до 26,5 кг.
Читайте также:  Как легко научить ребенка читать по слогам: важные советы

Что должен знать ребёнок в 7 лет

Требования к новоиспечённому первокласснику зависят от школы, в которую он поступает. Но есть и базовый список, определяющий, что должен знать ребёнок в 7 лет:

  • своё полное имя, возраст, дату рождения, адрес, город, страну, планету;
  • полные имена родителей, близких родственников, их дни рождения и профессии;
  • дни недели, месяцы, времена года;
  • диких и домашних животных, насекомых, птиц, водных обитателей;
  • овощи, фрукты, ягоды, растения, деревья, цветы;
  • сказки, песни, стихи наизусть;
  • геометрические фигуры;
  • цифры минимум до 10;
  • знаки плюс и минус, как ими пользоваться;
  • русский алфавит;
  • прямой и обратный счёт;
  • цвета и оттенки;
  • обозначение направлений и сторон;
  • правила дорожного движения.
  • Если ваш малыш ещё не всё освоил, позанимайтесь с ним дополнительно.
  • Регулярные занятия и позитивный настрой помогут вашему чаду подойти к школе, имея хороший багаж знаний.
Развитие ребёнка в лет: что должен знать и уметь

Что должен уметь ребёнок в 7 лет

Совсем не обязательно обучать кроху всем возможным занятиям и водить на тысячу кружков. Главное, дать ребёнку основные навыки и умения, которыми к семи годам он будет успешно пользоваться самостоятельно:

  • считать минимум до 10, вести обратный счёт;
  • читать по слогам;
  • пересказывать текст в правильной последовательности;
  • составлять истории из нескольких предложений, в том числе по картинке;
  • различать гласные и согласные звуки;
  • определять ударение и количество букв в словах;
  • концентрировать внимание на 30-40 минут;
  • находить отличия и сходства в предметах, картинках;
  • копировать рисунок, движение;
  • запоминать до 10 предметов или картинок;
  • складывать пазлы, создавать из конструктора фигуры в соответствии с образцом;
  • рисовать так, чтобы было чётко понятно, что изображено;
  • аккуратно раскрашивать и штриховать;
  • лепить из пластилина, создавать аппликации, пользоваться ножницами.

Многому вашего малыша научат уже в школе, но ему самому будет проще, если он овладеет большинством навыков заранее. Домашняя обстановка более спокойная, уютная и располагает к неторопливому обучению. За партой же ребёнок будет вынужден подчиняться временным рамкам, торопиться или отставать, если что-то не успевает.

Всё это, скорее всего, будет сопряжено с беспокойством, нервным напряжением, снижением самооценки. Крайнее проявление – отказ от уроков, нежелание посещать школу. Будьте внимательны к своему ребёнку и обязательно проверьте уровень его подготовленности перед собеседованием в первый класс.

Нередко случается, что мальчикам труднее поддерживать свою опрятность и следить за внешним видом, чем девочкам. Поэтому, выясняя, что должен уметь мальчик в 7 лет, занесите эти умения в свой список.

Конечно, сын ещё не раз придёт домой в порванных штанах и испачканной куртке, главное, чтобы в стенах учебного заведения он сохранял приличный облик. Кроме того, подрастающему джентельмену следует привить правила мужского поведения: защищать слабых, помогать девочкам, уступать место пожилым людям и женщинам.

В идеале ребёнок должен иметь перед глазами соответствующий образ, отвечающий этим требованиям. Конечно же, это фигура отца. Именно он формирует в сознании сына установки, «что такое хорошо, а что такое плохо».

Что должно насторожить?

Существует ряд признаков, которые могут стать причиной беспокойства родителей. Если ребенок часто испытывает стеснение, страх, беспокойство или проявляет агрессию, необходимо обратиться к специалисту. Его консультация понадобится и в том случае, если у дошкольника нет желания играть со сверстниками, он ограничен в проявлении эмоций, у него обозначен узкий круг интересов, он не может запомнить свое имя, фамилию или адрес.

Тревожным сигналом станет неумение провести прямую линию карандашом, построить башню, одеваться самостоятельно, чистить зубы, мыть руки и вытирать их.