Часто болеет ребенок, что делать: клинические рекомендации

Людмила Петрановская рассказала, когда детские болезни напрямую связаны с психологическими проблемами и как психолог может помочь детям с тяжелыми и неизлечимыми заболеваниями.

Ребёнок болеет не от слабого иммунитета!

Рассмотрим болезнь на психологическом, а не физическом уровне.

Болезнь у ребенка (да и взрослого тоже) — это способ получить то, что без болезни получить никак не удается.

Допустим, у ребенка есть потребность во внимании со стороны родителей, и эта потребность (ну прям очень важная и необходимая) у него не удовлетворяется. Ребенок сначала пробует привлечь внимание своим поведением (в большинстве случаев неправильным) и иногда этот способ помогает. На время.

Но потом ребенок заболевает… и мама, бросив все свои дела, заботы, работу, взяв больничный, каждый час дает ему с ложечки лекарство, переживает за него, ходит в магазин за самыми лучшими фруктами и варит самый лучший бульон.

А потом садится играть с ним, читает ему книжку, пока он лежит в кровати — такой беспомощный и болеющий.

Ребенку нравится эта забота, несмотря на высокую температуру, насморк или более серьезные болезни.

Кстати, о более серьезных. Чем у ребенка сильнее недостаток внимания, тем серьезнее и длительнее у него болезнь. И, как следствие, он больше внимания получает от значимых людей.

Вторая причина, по которой болеют дети — это жестко выстроенная система установок и взглядов родителей.

Нужно обязательно ходить в школу, заниматься спортом, ходить к двум репетиторам и посещать три кружка, а еще маме помогать по дому и нести сумки из магазина (иначе ты «ленивый, неблагодарный, несамостоятельный, неспособный, неталантливый»).

Например, родители считают, что может быть только одна уважительная причина не ходить в школу — это болезнь. Даже недомогания не считаются.

И тогда ребенок заболевает, чтобы получить заветное право на отдых.

Болезнь избавляет нас от чувства вины, так как в этом случае мы можем получить отдых «заслуженно». Абсурд, не правда ли?

К этой же причине относится и то, что ребенок слишком долго был сильным в какой-то ситуации, слишком долго держался. Болезнь дает возможность почувствовать себя слабым, именно ребенком. 

Третья причина, по которой болеют дети — это непринятие негативных эмоций ребенка, да и вообще каких-либо эмоций.

Когда в семье любые проявления ребенка отрицаются. Нельзя злиться, ругаться, раздражаться, испытывать восторг от радости, обижаться на родителей. Одним словом, «нельзя проявлять себя, нельзя быть».

За любым проявлением ребенка каких-либо эмоций приходит чувство вины, а так как это разрушительное чувство и оно тоже не выражается, оно направляется на себя.

Другими словами, ребенок наказывает себя болезнью за свое «право быть».

Или мама отрицает его чувства. Ребенок говорит, что ему плохо, а мама говорит: «Да чего тебе плохо, не придумывай». 

Четвертая причина — отказ от выполнения какой-то родительской просьбы, которую НАДО выполнить, но в силу возраста, неумения ребенок этого сделать не может.

До просьбы или требования, так сказать, еще нужно дорасти.

И выздоравливать быстро не всегда хочется, так как это требование все-таки придется выполнить.

И здесь включается сопротивление… в виде болезни.

Пятая причина — это уравновешивание семейной системы. Известно, что дети являются «стабилизаторами» семейной системы, и если она дает сбой, весь огонь они берут на себя.

Представьте ситуацию, когда мама и папа хотят развестись. Никакие уговоры ребенка это сделать не помогают. И тогда он заболевает. Серьезно, надолго и по-настоящему. И тогда идею с разводом придется отложить. Хотя бы на время.

Шестая причина — бессознательные установки родителей, которые ребенок несет в свою жизнь. Когда он слышит: «Ты у нас такой слабенький, нездоровенький, часто болеешь, что нам с тобой таким делать?», за ним закрепляются эти слова, которые внедряются крепко в сознание и вызывают каждый раз болезнь.

Седьмая причина — внутриличностный конфликт у ребенка, который связан с их противоположными посланиями.

Папа говорит: «Не отвлекай меня, я занят» и тут же ребенок получает послание от мамы:»Подойди к папе и спроси у него».

Ребенок не знает, что ему делать в таком случае и кого слушать. В силу возраста ему тяжело справиться с этой ситуацией. И он заболевает.

И, наконец, восьмая причина — это реакция на какие-либо травмирующие события. Потеря близкого человека, переезд в другое место, новый садик, новая школа могут стать факторами, травмирующими ребенка.

Ребенок мог стать свидетелем какого-то шокирующего, неприятного события.

Сюда же относится сам травматический опыт, полученный ребенком в раннем детстве или в более позднем детском возрасте (6-8 лет), когда, например, родители били ребенка, оскорбляли его и т.п. 

Здоровья вам и вашим детям!опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

Анастасия Рагулина 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Часто болеющие дети

Часто болеющие дети – это не нозологическая форма и не диагноз, а только группа диспансерного наблюдения, включающая детей с частыми респираторными инфекциями, возникающими из-за транзиторных корригируемых отклонений в защитных системах организма и не имеющих стойких органических нарушений в них. Повышенная восприимчивость к респираторным инфекциям у ЧБД не связана со стойкими врожденными и наследственными патологическими состояниями.

Читайте также:  Имена по святцам 2020 года для девочек и мальчиков

У часто болеющих детей

  • Нарушается функционирование различных органов и систем, снижается иммунорезистентность организма и наблюдается срыв компенсаторно-адаптивных механизмов.
  • Изменяется режим двигательной активности, дети реже находятся на свежем воздухе, что способствует развитию фоновых заболеваний (рахит, дистрофия, анемия и др.) и отставанию в физическом и психомоторном развитии.
  • Широко и чаще неоправданно используется большое количество медикаментов (полипрагмазия), в том числе салицилаты и антибиотики, которые обладают иммунносупресивным действием.
  • Нарушается социальная адаптация контактов со сверсниками.
  • Высокая заболеваемость приводит к большим экономическим затратам родителей и государства, ограничивает подростка в выборе профессии, влияет на репродуктивное здоровье.

Предрасполагающие факторы к частым респираторным заболеваниям:

  • Определенная незрелость иммунной системы у детей.
  • Неблагоприятная экологическая обстановка в крупных промышленных центрах и городах.
  • Низкий уровень санитарной культуры, неблагоприятные социально-бытовые условия.
  • Раннее начало посещения детских дошкольных учреждений.
  • Недостаточное сбалансированное питание
  • Гипо- и авитаминоз.
  • Очаги хронической инфекции в ЛОР-органах и органах брюшной полости.
  • Дисбактериоз кишечника.
  • Изменения функции желез внутренней секреции.
  • Аллергизация организма.
  • Частые психоэмоциональные стрессы.
  • Назначение необоснованной антибактериальной терапии.

Часто болеющие дети (Ю. Г. Антипкин с соавторами, 2003 г.)

1 группа.

  • Возникновение частых ОРВИ определяется социально-бытовыми условиями и связана с началом посещения детских дошкольных учреждений.
  • Дети первых двух лет жизни.
  • Течение типичное, выздоровление быстрое, бактериальные осложнения – редко.
  • После 3-летнего возраста частота снижается.

2 группа.

  • Дебют повторных ОРВИ чаще в первом полугодии жизни, не зависит от условий среды.
  • Течение вялое или осложненное.
  • Частота ОРВИ уменьшается после 5-7 лет.

3 группа.

  • Начало повторных ОРВИ после года, с учащенными к 2-3 годам.
  • Ведущий фактор – ЛОР-патология.
  • Дети болеют независимо от посещения детского коллектива.
  • Во время неполных ремиссий часто сохраняется затрудненное носовое дыхание и ночной кашель.
  • Возможны бактериальные осложнения.
  • Снижение частоты ОРВИ зависит от адекватного лечения ЛОР-патологии, особенно аденоида.
Читайте также:  Какие разрешено употреблять сухофрукты при грудном вскармливании

Критерии включения детей в группу ЧБД (В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов, 1986 г.)

Возраст детей Частота ОРЗ (эпизодов/год)
1-го года жизни 4 и более
До 3-х лет 6 и более
4-5 лет 5 и более
Старше 5 лет 4 и более

План лечения часто болеющих детей:

  • Грудное вскармливание, в дальнейшем – индивидуальная диета.
  • Рациональный режим дня и питания.
  • Здоровый способ жизни семьи (в том числе полный отказ от курения в присутствии ребенка или в помещении, где он находится).
  • Закаливание с использованием контрастных водных процедур с соблюдением основного правила «не допускать переохлаждения ребенка».
  • Общеукрепляющая и лечебная физкультура.
  • Консультация психолога для выработки правильной реакции родителей на частые заболевания ребенка.
  • Поливитаминная диета.
  • Санация очагов хронической инфекции.
  • Лечение патологии желчевыводящей системы и кишечника, глистных инвазий.
  • Дети со склонностью к аллергиям нуждаются в консультации аллерголога аллергологическом обследовании и лечении.
  • Физиотерапевтические методы: ультрафиолетовое облучение, лазеротерапия, общий и точечный массаж.
  • Современная вакцинация (не следует проводить в острый период ОРЗ, если есть температура и интоксикация, вакцинация возможна через 7-14 дней).
  • Медикаментозная терапия, важной составляющей которой является иммунокоррекция.

Что делать, чтобы защитить малыша от болезней?

Чтобы ребенок не болел во время посещения детского сада, родителям нужно следовать нижеприведенным рекомендациям.

Делайте с малышом зарядку

. При регулярных и обязательно необременительных нагрузках состояние нервной и сердечно-сосудистой системы значительно улучшается. К тому же зарядка способствует укреплению мускулатуры, усиливает аппетит, улучшает осанку и предотвращает бессонницу.

Закаливание

. Систематические минимальные стрессовые воздействия на организм ребенка служат отличной подготовкой к ситуации, когда он столкнется с большой угрозой. Позволяйте своему чаду дома ходить без носков и обуви, одевайте на прогулку минимум одежды, разрешайте малышу раскрываться во сне и спать с открытой форточкой. Если данные мероприятия проводить грамотно (в то время, когда малыш здоров и без резких нагрузок), вы обязательно увидите, что регулярные закаливающие процедуры благотворно влияют на детский организм.

Читайте также:  Можно ли делать прививку от полиомиелита при насморке?

Гигиена

. Учите ребенка тщательно мыть руки (особенно перед приемом пищи и после посещения уборной), а также избавляться от привычки брать чужие носовые платки, полотенца, грызть игрушки. Старайтесь как можно чаще напоминать об этом запрете. Следите, чтобы у малыша были свои предметы личной гигиены.

Правильное питание

. В ежедневном меню ребенка всегда должны присутствовать кисломолочные продукты, орехи, бобовые и фрукты. Эти продукты являются богатым источником необходимых для полноценного развития ребенка микроэлементов и витаминов. Если же в рационе крохи преобладают сладости, хлебобулочные изделия, копчености, газированные напитки, содержащие красители и консерванты, то это не укрепит детский организм.

Профилактические средства

. В сезон заболеваний и простуд, возьмите себе за правило перед тем как вести малыша в садик смазывать ему носик оксолиновой мазью, а после возвращения домой промывайте солевым раствором. Эти процедуры помогут свести к минимуму риск развития болезней. Также эффективным средством для профилактики простудных заболеваний являются чесночные бусы. Сделайте ожерелье из небольших долек чеснока, нанизанных на нитку, и наденьте на шею ребенка.

Избегайте семейных конфликтов

. Не допускайте того, чтобы ваш кроха присутствовал при взрослых ссорах и разборах. Психологи утверждают, что в тех семьях, в которых ведутся нескончаемые войны между взрослыми и не хватает родительской любви, дети начинают часто болеть. Поэтому старайтесь растить свое чадо в позитиве, в теплой и доброжелательной среде.

Условия в группе

. Организуйте в группе подходящие условия для детей: зачастую в детских садах не поддерживается нужная влажность и температура. Возможно, вам придется собрать с родителей необходимую сумму для покупки увлажнителя. 4.4 из 5 (8 голоса)

Отдавать ребенка в садик необходимо в тот момент, когда его иммунитет по большей части сформирован и способен противостоять инфекциям и вирусам извне. Но даже в том случае, если с иммунитетом ребенка порядок, новые возбудители заболеваний вызовут простуду, сопли, кашель, температуру и прочие неприятные симптомы. Особенно сильно они проявляются в первые месяцы с момента поступления в детский сад.

Когда следует обращаться к лекарственным препаратам

Активность иммунной системы ребенка можно повысить с помощью лекарственных препаратов – иммуностимуляторов, но делать это нужно лишь в крайних случаях и по назначению врача. Подобных средств существует очень много, а в их состав входят различные компоненты, в том числе и растительные. Выбор лекарства и начало его применения должны основываться на таких принципах, как:

  • у ребенка есть явные признаки иммунодефицита;
  • стимуляция иммунитета другим способами не дала положительного эффекта;
  • не выявлено точных причин снижения иммунитета;
  • иммуностимулирующий препарат подходит по возрасту ребенку;
  • лечение необходимо проводить в строгом соблюдении рекомендованной схемы.

Очень важно, чтобы родители понимали, что иммунотерапия не должна проводиться в качестве эксперимента над здоровьем ребенка. Перед тем как прибегать к лекарствам, мы рекомендуем попробовать действенный народные средства, которые помогали справиться с болезнями и укрепить защитные силы организма еще нашим прабабушкам.