Без стресса и спешки. Как подготовить ребенка к началу учебного года?

Свои рекомендации даёт  кандидат психологических наук, семейный психотерапевт Елена ЧЕБОТАРЁВА.

Как воспитать ребенка

Единственно правильного ответа нет. Это связано с влиянием внешних окружающих факторов. Есть 6 моментов, которые указывают на то, что воспитательный процесс идет в верном направлении:

  • Постоянный контакт с малышом. Психология ребенка – тонкое понятие. Чтобы работать с ней правильно, взрослые и дети всегда должны контактировать. Без обид и отговорок.
  • Отсутствие негатива в отношениях. Строго запретите себе бить ребенка. Негатив не должен быть типичным в семье, это может быть только вынужденная и крайне редкая мера.
  • Не забывайте хвалить. Похвала обязательна, даже если дочь или сын только начали проявлять склонности к творчеству, логике, спорту или другим формам активности.
  • Экспериментируйте, причем не только в методиках воспитания, но и в обычных повседневных делах. Пробуйте открывать новые горизонты всей семьей.
  • Позволяйте детям ошибаться и по возможности делайте так, чтобы над ошибками они работали самостоятельно.
  • Давайте свободу. Старайтесь воспитывать детей так, будто они уже взрослые, сформировавшиеся личности. Позволяйте принимать некоторые решения самостоятельно.
Как воспитать ребенка

Дети не должны знать, что такое ругань и угрозы. Такие негативные моменты хорошо откладываются в памяти и всплывают уже в осознанном возрасте.

Воспитание – это работа не только над детьми. Придется учиться слышать себя и постоянно взаимодействовать с окружающими факторами. Кстати, одна из самых актуальных тем у молодых мам и пап при работе с психологом – это способы защиты малыша от внешнего влияния. Здесь важно заложить правильные установки еще с первых дней жизни.

Как воспитать ребенка

Три стадии стресса

  • Стадия мобилизации. Это первая (весьма непродолжительная) реакция на воздействие стрессового характера. Ребенок испугался-закричал-побежал. Удивился-вскрикнул-заплакал. Замерз-испытал дискомфорт-начал дрожать, и так далее. Именно в этот момент может произойти выброс адреналина, который повышает наш физический потенциал в разы: заставляет поднимать тяжести, перепрыгивать через препятствия и бежать с невероятной скоростью. Понятно, что долго так продолжаться не может, и наступает…

  • Стадия сопротивления. Если критическая ситуация затягивается (например, все новые привычные действия оказываются под запретом), организм «снижает обороты». Через трехметровый забор больше никто не прыгает и Уссейна Болта на стометровке не обгоняет, но, тем не менее, мы можем, например, меньше спать, чувствовать бодрость даже обходясь скудным рационом и выполнять физическую работу без усталости. Так долго тоже продолжаться не может и наступает…

  • Стадия истощения. Сил на сопротивление негативным факторам не остается, и организм сдается. Замерзающий человек чувствует приятное тепло и сонливость, «внезапно», без всякой видимой причины развиваются соматические заболевания, нарыдавшийся ребенок засыпает буквально на ходу.

Читайте также:  Аденоиды у детей: как подобрать лечение?

Родителям важно вмешаться в ситуацию до того, как наступит стадия истощения.

Но родители не могут постоянно находиться рядом с ребенком, поэтому важно развить у малыша стрессоустойчивость, чтобы реакция на стресс заканчивалась на первой, максимум – на второй стадии.

Создайте предвкушение

– Если ребёнку тяжело в принципе вставать по утрам, что можно придумать?

– Во-первых, важно отследить, достаточно ли у него времени для сна, когда и как он ложится и засыпает. Во-вторых, очень хорошо, когда мама или папа будят его с улыбкой, обнимают, ласково называют, когда его уже ждёт вкусный завтрак. Если есть предвкушение хорошего дня, то и просыпаться легче. Новость по теме Школьников будут кормить котлетой «Отличник» и роллом «Маленький Цезарь»

Самим родителям тоже нужно подготовиться – спланировать своё время. Когда взрослые в напряжении от того, что опаздывают на работу, когда начинают кричать, торопить, когда всё в спешке, детям вдвойне не хочется подниматься с кровати.

При этом чем старше ребёнок, тем более индивидуально стоит подбирать ритуал пробуждения. У подростков можно поспрашивать, что им нужно, чтобы утром хотелось просыпаться. Кого-то достаточно разбудить заранее, оставить в покое и через какое-то время напомнить, что уже совсем пора вставать. Подростку с таким типом темперамента, когда сложно просыпаться, нужна внешняя помощь. Но важно, чтобы он сам этой помощи захотел. Если он её не принимает, уговорите на две недели эксперимента: пусть просыпается и встаёт самостоятельно, а после сам решит, нужна ли ему родительская помощь.

Читайте также:  Как воспитать ребенка добрым и послушным?

– Как ещё можно уменьшить возможный стресс? Быть может, что-то следует предусмотреть заранее?

– Идеальный вариант (но, правда, сложновыполнимый) – сделать так, чтобы ребёнок успел соскучиться по школе. В течение лета разговаривать с ним о том, что будет хорошего в следующем учебном году: новые предметы или темы, интересные кружки, соревнования. Надо, чтобы появилось радостное предвкушение школы.

Создайте предвкушение

Можно предложить вместе пройтись по магазинам и закупить школьные принадлежности, выбрать красивую форму.

Не волнуйся, мама. Готовим ребенка к поступлению в детский сад Подробнее

– Если ребёнку с трудом давалась учёба, он ходил в школу крайне неохотно, то вряд ли его увлечёт такой шопинг.

– К сожалению, значительному количеству детей школа не нравится радикально. Понятно, что у них напряжение перед началом года растёт. И здесь остаётся только дать выговориться: признать его чувства, не обвинять за них – наоборот, поддержать. Скажите ему: «Понимаю, как тебе сложно, но не страшно, если что-то не будет получаться, мы тебя всё равно любим и поможем».

Если дело в том, что его не очень жалуют в классе и он боится каких-то встреч, можно обсудить, как спокойнее на это реагировать. Статья по теме Прилипли к телефонам. Как смартфоны влияют на детей?

Реакция на окрики окружающих. Даем разобраться самим. "Берем в рамку"

Окриков будет много, как только ваш ребенок покинет зону одного метра. Особенно много в маленьких городах, по сравнению с Москвой (казалось бы — в Москве опаснее). Но в маленьких городах люди легче сближаются и быстрее на контакт выходят. В том числе в такой неприятной форме, как желание учить и воспитывать ваших детей за вас. "Девочка, где твоя мама?", "девочка, осторожно, ушибешься", "девочка, не беги, ударишься", "девочка, не прыгай, тут высоко", "девочка, не ходи туда, не ходи сюда" и т.д. до бесконечности. Что с этим делать, вопрос открытый. Для начала — не учить жить чужих детей. Мир уже станет чище. Что касается ситуации, когда учат ваших… Я, на сегодняшний день, пришла к выводу, что это тоже часть мира. То есть мои дети должны быть в силах с ней разобраться, ответить, отстоять свою позицию, сделать как они сами решат — послушаться или нет. Как правило дочь реагирует как то сама, то есть я стараюсь поменьше вмешиваться. Чтобы она и в этом случае не чувствовала, что ее "ведут", особенно если нет прямой агрессии. Если агрессия есть, то я отвечу сама, заступаюсь за дочь, отведу ее в сторону или вообще уведу из поля агрессивного человека. И обязательно возьму ситуацию в свою рамку, то есть поговорю о ней с дочерью, постараюсь объяснить. "Эта женщина не давала тебе залезть на лесенку самой, потому что она не знает, что ты тренируешься и ловкая. Не все же дети умеют так лазить, она, наверное, таких еще не видела". "Этот мужчина тебя дернул за руку у дороги, он же не знает, что ты всегда останавливаешься у перекрестка и маму ждешь, знаешь сигналы светофора и даже знаешь все знаки для пешеходов и для машин. Некоторые люди не верят, что дети бывают умные, но я тебе доверяю, ты очень умная" и т.д. В общем, как правило, я выверну так, чтобы дочь чувствовала мою поддержку. Конечно, я должна "ответить за базар", то есть навигационной грамотности и опасностям большого города ее заранее обучить. Но это отдельный рассказ. Главное в этом пункте: если ребенка принимает и не окрикает мать и дает ему экспериментировать, то окрики окружающих для него "как с гуся вода".